реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

требование установления ограничений прав и свобод гражданина только

федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что

ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне

Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе

законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового

статуса осужденных к уголовному наказанию?

«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина

подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в

настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения

исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Необходимые из них следует предусмотреть в законе.

Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов

Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно-

исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции

Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода

государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания

наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией

международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным

основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности,

здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны

и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде

международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских

прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и

основных свобод»[5].

В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип

непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина,

определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В

качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо

правосудие.

Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод

человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и

правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные

органы. Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из

принципа непосредственного действия конституционных норм своим

постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения

„ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части

приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы

по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового

положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного

прецедента. Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция

судебной реформы Российской Федерации допускает создание пенитенциарных

судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и

надзорной проверки, могут существенно поправить практику исполнения

наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных

актов.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется

действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде

установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения

наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер исправительно-

трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно

посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ,

гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ,

гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием

действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких

норм будет возрастать

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права,

законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в

рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не

ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и

обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами

государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой

самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть

охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и

содержания.

«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в

укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера

свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по

отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его

представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов,

исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально,

политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности

осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных,

провозглашаемые лишь "на бумаге", углубляют существующий антагонизм между

обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед

наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному

лицу возможности определенного поведения или пользования социальными

благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень

притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага

определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,

возможность свободного в рамках предоставленного правом поведения

осужденного, пользования социальными благами (питанием, вещевым

довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения

корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-

исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в

необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45

Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав

и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных

обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судебного, ведомственного,

общественного и иных видов контроля.

Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить

как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность

определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами,

обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов,

исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих

наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются законные интересы

осужденных.

Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что

они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным,

стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными

правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных

образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой

степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность

законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер

стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного

усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом.

Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех

элементов.

Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального

блага как материального (например, получение дополнительных посылок и

передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов

питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели

работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного

свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных

интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер

(выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами

исправительного учреждения и т.п.).

Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть

социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к

примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению

свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в колонию-

поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной

помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного

интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения

которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства

законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе

других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению

режимных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка

осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание,

прокуратурой, судом, комиссией по делам несовершеннолетних и другими

субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов

осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать)

перед указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации

законных интересов осужденных.

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за

защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает

автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что

законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы

государством.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно

определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия

стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые,

как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения,

должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда

поведения осужденных во время отбывания наказания»[7].

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по

социально-политическому назначению блага, являющегося объектом законных

интересов, последние разделены на три группы.

Первая группа - это законные интересы, направленные на получение

поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уголовного (условно-

досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного

(предоставление облегченных условий содержания осужденных к лишению

свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот

осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного

одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается вне

зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон

придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных и

уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность

осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и

сопровождения).

Третья группа - это законные интересы, направленные на получение благ,

по своей социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни

поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде

законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к

формулировкам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К

примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса России

администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с

учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в

законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий

реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их

числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство,

которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть

гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный

интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они

являются средством формирования нравственного и правового сознания

осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и

организованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании

необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это

поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами

государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их

содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,

необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к

лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица,

осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и

т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом

действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и

ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному

желанию и т.п.).

Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие

двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если

необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью

обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения

определенных законом действий - с помощью запрещающих (негативно

обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается

в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям

осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве

разновидности обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей

воздержания от определенных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как

установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого

поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую

достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время

его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного

лица, так и иных лиц.

3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

«Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся

на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости

от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний

является лишение свободы, существенным признаком которого выступает

изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения

права гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места

пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции

Российской Федерации.

Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться

в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных

колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов

исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно

действующего законодательства является уголовным преступлением.

Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в

пределах изолированных друг от друга участков.

Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная

степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на

осужденных, персонал учреждений и других лиц возлагаются соответствующие

обязанности. На осужденных к лишению свободы возлагается обязанность

соблюдать установленные нормы и порядок поддержания социальных связей с

внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения алкогольных

напитков, других предметов и изделий, не предусмотренных специальным

перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.

Однако изоляция в местах лишения свободы не может быть абсолютной,

поэтому закон устанавливает определенные ее границы, закрепляя их в виде

субъективных прав или законных интересов осужденных. В их числе следует

указать на закрепление в законе права осужденных на получение посылок,

бандеролей, денежных переводов, права на свидания и на почтово-телеграфную

переписку. В этом же ряду находятся законное интересы осужденных на

телефонные переговоры, проведение свиданий за пределами мест лишения

свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения свободы по различным

основаниям.

В качестве своеобразных показателей, характеризующих степень изоляции

осужденных в местах лишения свободы, необходимо указать на предоставление

законом возможности осужденным приобретать продукты питания и предметы

первой необходимости, обувь, одежду и другие промышленные товары, не

запрещенные к использованию в местах лишения свободы; оплачивать и получать

дополнительные лечебно-профилактические услуги, переводить имеющиеся в

исправительном учреждении на лицевых счетах осужденных средства на

открываемые для этой цели лицевые счета в местном отделении Сбербанка.

Кроме того, через администрацию исправительных учреждений осужденные вправе

приобретать сертификаты, облигации внутренних займов и другие ценные

бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку осужденным

запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бумагами (кроме

колоний-поселений), то деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные бумаги

хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.

Карательные правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также

и условия труда осужденных к лишению свободы.

В Конституции Российской Федерации устанавливается, что труд свободен.

Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к

труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37).

В отличие от конституционного положения труд осужденных в местах лишения

свободы обязателен. В ст. 103 УИК РФ закреплено, что каждый осужденный

обязан трудиться. Администрация исправительных учреждений привлекает

осужденных к труду на государственных предприятиях либо на контрактной

основе на предприятиях других форм собственности с учетом их пола,

возраста, трудоспособности и, по возможности, специальности. Осужденным

может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью.

Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше пятидесяти лет,

инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в соответствии с

законодательством о социальной защите инвалидов.

В то же время осужденные ограничены в выборе места работы и характере

труда, в установленном законом порядке могут привлекаться к работам по

благоустройству без оплаты труда. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый

отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (для граждан, работающих на

аналогичных производствах, минимальный отпуск - 24 рабочих дня).

Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по

безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского

страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в

исправительных учреждениях.

Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием

ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений,

составляющих своеобразный принудительный правопорядок исполнения наказания.

К их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные

законом в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах

лишения свободы. Это прежде всего запрет хранения осужденными при себе

денег и ценных вещей, а также предметов, запрещенных к использованию в

исправительных учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному

обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и

бандероли - досмотру. Осужденные носят одежду установленного образца.

Имеются и другие нормы, устанавливающие ограничения общегражданских прав

осужденных в целях предупреждения преступлений.

Анализируя правовое положение осужденных к лишению свободы, следует

отметить, что некоторые правоограничения устанавливаются в нормах

государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей

законодательства.

Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном объеме

вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Российской Федерации,

устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В

указанной части статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть

избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся

в местах лишения свободы по приговору суда.

В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осужденными свободы

совести. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они

вправе исповедовать любую религию, но при этом не должны нарушаться правила

внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.

К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.