реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответственность за должностные преступления

преступление по предварительному сговору.

Вымогательство взятки возможно в двух формах. Чаще всего должностное

лицо прямо требует взятку под угрозой совершения таких действий по службе,

которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя (совершить

незаконные действия или воздержаться от законных). Нередки случаи, когда

лицо, действуя завуалировано, умышленно ставит взяткодателя в такие

условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных

последствий его правоохраняемым интересам.*

Однако одно требование взятки без угрозы совершения действий, которые

могут причинить ущерб интересам взяткодателя, не образует данного признака.

Понятие крупного размера взятки раскрыто в примечании к ст. 290 УК

РФ. Таковы признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества

или выгод имущественного характера, превышающие 300 МРОТ. Стоимость

предмета взятки устанавливается на момент ее получения.

=======================================

*п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990г. – М.:

СПАРК. 1992. С. 348.

Если действия взяткополучателя подпадают под признаки, предусмотренные

разными частями ст.290, квалифицировать содеянное следует по части статьи,

предусматривающей наиболее строгое наказание. Однако, в описательной части

приговора надо указать все квалифицирующие признаки.

Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную опасность

преступления, следует вменять в вину и соучастникам получения взятки, если

они охватывались их умыслом. Признаки, характеризующие личность одного из

соучастников (например, неоднократное получение им взяток), не должны

вменяться другим соучастникам.*

Дача взятки.

Дача взятки в соответствии со ст. 291 УК РФ – это вручение

должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных

бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия

(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие

действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица

либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям

(бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.

Предмет дачи взятки, характер действий (бездействия), за совершение

которых дается взятка, такие же, как и при получении взятки (ст.290 УК

РФ).

Взятка должна быть \вручена только должностному лицу. По этому

признаку от дачи взятки следует отграничивать \преступления,

предусмотренные ст. 184 и 201 УК РФ.

Взятка передается лично либо через посредника. Если взятка передается

через посредника, то он подлежит ответственности за пособничество в даче

взятки при условии осознания передачи именно взятки за совершение

определенных действий (ст.34 и 291 УК РФ).

Посредником является лицо, которое, действуя по поручению

взяткодателя (взяткополучателя) непосредственно передает предмет взятки.

При этом для квалификации не имеет значения, получил ли он от взяткодателя

(взяткополучателя) вознаграждения за пособничество или нет.

Лицо, которое организует дачу (получения) взятки и одновременно

выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче

(получении) взятки. При этом

вопрос о квалификации его действий должен решаться с учетом

====================================

*п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990.

М.: СПАРК. 1992. С. 347.

направленности его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей

стороне, по чьей инициативе (взяткодателя или взяткополучателя) он

действует.*

Дача взятки признается оконченным преступлением с момента ее принятия

должностным лицом. При даче взятки в несколько приемов передача хотя бы

части обусловленной суммы является оконченным преступлением, а не

покушением. Когда предлагаемая взятка должностным лицом не принята либо

отвергнута, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на

дачу взятки по ст.30 и 291 УК РФ. Действия посредника в таком случае

квалифицируются как покушение на пособничество в даче взятки по ст.

30,33,291 УКРФ.

Взяткодатель должен отвечать за покушение на дачу взятки и в том

случае, если посредник которому он вручил деньги или иные ценности для

передачи должностному лицу в качестве взятки фактически их присваивает

(мнимый, ложный посредник). При этом не имеет значения, называлось ли

конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку, или

нет.

Если дача взятки сопряжена с совершением другого преступления, в

частности с хищением имущества, злоупотреблением должностными

полномочиями, служебным подлогом, содеянное надлежит квалифицировать по

совокупности преступлений.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется прямым умыслом.

Лицо осознает, что вручает должностному лицу взятку за выполнение или

невыполнение им в интересах дающего или представляемых им лиц какого либо

действия, связанного с использованием должностным лицом должностных

полномочий, и желает этого. Обязательным является осознание незаконности

вручения вознаграждения. Отсутствие такового исключает ответственность за

дачу взятки.

Мотивы дачи взятки различны. Они не влияют на квалификацию.

Субъектом может быть должностное или частное лицо, которое

добивается желательных преимуществ для себя, своих родных, знакомых. Если

руководитель предприятия, учреждения, организации и их подразделений

предлагает подчиненным по службе и другим лицам добиваться путем дачи

взятки желаемого действия (бездействия), он должен отвечать как

взяткодатель. Лица, вступающие по его указанию в сговор с должностными

лицами о

========================================

*п. 15и16 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990. – М.:

СПАРК. 1993. С. 349.

выполнении за взятку тех или иных действий и вручающие взятку, являются

соучастниками дачи взятки.

Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи

должностному и, не намереваясь этого сделать, присваивает их, содеянное

образует соучастие в дачи взятки.

Квалифицированный вид образует дача взятки должностному лицу за

совершение им: а) заведомо незаконных действий (бездействия) или б)

неоднократно.

Заведомо незаконные действия (бездействие) – новый признак для данного

состава. Его понимание такое же, как в части 2 ст.290 УК РФ. Квалификация

по данному признаку возможна лишь при доказанности знания взяткодателем,

что взятка дается за совершение должностным лицом незаконных действий

(бездействия).*

Дача взятки признается неоднократной, если: а) лицо совершило ее не

менее двух раз, не будучи ранее судимым за такое преступление, при этом не

должны истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст.

78 УК РФ) или б) ее совершило ранее судимое за дачу взятки лицо, при этом

судимость за ранее совершенную дачу взятки не должна быть погашена или

снята (ст. 86 К РФ).

Данный признак отсутствует, если взятка передана группе должностных

лиц, действующих по предварительному сговору, или организованной группе за

совершение одного действия (бездействия) в пользу взяткодателя.

В примечании к ст. 291 УК РФ названы два основания освобождения

взяткодателя от уголовной ответственности: а) если в отношении его имело

место вымогательство взятки, либо б) после дачи взятки он добровольно

сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело.*

Понятие вымогательства в данном случае аналогично рассмотренному при

получении взятки. Дача взятки в результате ее вымогательства

свидетельствует о меньшей общественной опасности лица, совершившего это

преступление, по сравнению с лицом, которое дает взятку по собственной

инициативе, поэтому привлечение его к уголовной ответственности

нецелесообразно.

Добровольным сообщение о даче взятки будет, если оно сделано по

собственному желанию, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении

стало известно органам власти. Сообщение может быть устным и письменным.

Такое сообщение свидетельствует о раскаянии, готовности помочь органам

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998. С. 41.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма». М. 2001. С. 292.

расследования и суду в разоблачении должностного лица, получившего взятку.

Сообщение о даче взятки должно быть сделано органу, имеющему право

возбудить уголовное дело, т.е. в прокуратуру, суд, органы следствия и

дознания.

Служебный подлог.

Статья 292 УК РФ определяет служебный подлог как внесение должностным

лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного

самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы

заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы

исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния

совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

В качестве предмета преступления закон называет официальные

документы. Под официальным документом следует понимать исходящий от

соответствующих учреждений, предприятий, организаций письменный акт,

удостоверяющий факты или события, имеющие юридическое значение. Такие

документы содержат необходимые реквизиты и должны быть подписаны

должностным лицом. Например, к официальным документам, как к предмету

служебного подлога по конкретным делам были отнесены приказы, трудовые

соглашения, издательские договоры, товарно-транспортные накладные, наряды

о выполнении работ, бестоварные накладные, копии финансового лицевого

счета, Книги записи актов гражданского состояния. Документ, полученный из

автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу и

может рассматриваться как официальный после его подписания должностным

лицом соответствующего учреждения и в соответствующем порядке.* В

соответствии со сложившейся практикой к предметам данного преступления

относятся и находящиеся в делах государственного учреждения, предприятия

или организации частные документы.

Документы, исходящие из коммерческих структур, различных

некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам,

органам местного самоуправления, государственным и муниципальным

учреждениям, не являются предметом служебного подлога. Их подлог можно

квалифицировать по ст. 327 УК РФ при наличии всех признаков этого состава

преступления.

С объективной стороны служебный подлог состоит во внесении в

официальные документы: а) заведомо ложных сведений или б) исправлений,

искажающих их действительное состояние.

================================

*п. 5 Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите

информации» от 20.02.1995г. СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений – это

заполнение подлинных документов сведениями, не соответствующих

действительности. Например, начальник отделения милиции вносит в паспорт

своего знакомого запись о расторжении брака, тогда как брак в установленном

законом порядке на расторгался. По делу директора завода крупнопанельного

домостроения совершенный им служебный подлог выразился во внесении в наряды

ложных сведений о работе, якобы выполненной женами нескольких рабочих,

хотя последние сами выполняли ее в свободное время.*

Под внесением исправлений, искажающих действительное содержание

официальных документов, следует понимать исправление отдельных реквизитов

документа или замену их другими, переделку текста документа или даты его

выдачи и т.д.. Все они осуществляются путем физического или химического

воздействия на документ.

По способу совершения должностной подлог может быть материальным и

интеллектуальным. Материальный подлог выражается в изменении содержания и

вида документа: подделки, подчистки, приписки, вытравлении текста

документа, переделке его реквизитов и т.п. Такой подлог оставляет

невидимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической

экспертизой. Интеллектуальный подлог состоит в изготовлении документа

ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном

бланке соответствующего учреждения, скрепленного печатью учреждения и т.п.

В этом случае подлог определяется путем доказывания ложности самих

фактов или событий, о которых свидетельствует документ.*

Указанные в законе действия образуют рассматриваемое преступление,

когда они совершаются должностным лицом, государственным служащим, а также

служащим органа местного самоуправления с использованием своего служебного

положения и вопреки интересам службы. Если этого нет, при наличии

определенных условий речь может идти об ответственности по ст. 327 УК РФ.*

По конструкции рассматриваемый состав преступления является

формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы

одного из названных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог характеризуется

===========================================

*Российская юстиция, № 4. 1999г. Ст. 38.

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998г. Ст. 43.

*Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: СПАРК. 1998. Ст.814.

прямым умыслом. Лицо осознает, что оно осуществляет подлог официальных

документов, и желает совершить эти действия. Если лицо предписывает,

например, фиктивную платежную ведомость на оплату труда, думая, что

оформляет подлинный документ, в его действиях нет признаков служебного

подлога. При установлении неосторожной вины и иных необходимых признаков

оно может отвечать за халатность.

Обязательный признак данного преступления – корыстная или иная личная

заинтересованность. Корыстная заинтересованность при подлоге понимается

традиционно как стремление обогатиться либо избежать имущественных

расходов. Под иной личной заинтересованностью имеются в виду некорыстные,

но антиобщественные мотивы – месть, карьеризм, зависть, желание помочь

родственникам или друзьям, например, в приобретении жилья, садового

участка, гаража, получить благоприятные отзывы о своей работе, поддержать

выгодные приятельские отношения.*

Субъектом преступления является должностное лицо, а также

государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не

являющийся должностным лицом.

Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или

сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения

или растраты чужого имущества в официальных документах совершаются подлоги,

то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и

квалифицируется по ст. 160 и 292 УК РФ. Если должностное лицо выдало

частному лицу заведомо подложный документ для получения пенсии, пособия или

других выплат, его действия следует квалифицировать по ст. 159 и 292 УК РФ

при условии, что оно имело цель обратить в свою пользу или в пользу других

лиц все незаконно полученные средства или их часть.*

Квалификация служебного подлога по совокупности преступлений,

предусмотренных ст.285, 293 УК РФ, возможно при наличии реальной

совокупности преступлений.

Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является

конструктивным признаком другого преступления.*

Халатность.

Халатность, как сказано в ч. 1 ст. 293 УК РФ – это неисполнение или

ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие

недобросовестного или небрежного

================================================

*Уголовное право РФ. Особенная часть. М.: Юрист. 1996г. Ст. 435.

*Законность. № 9. 2000г. Ст. 13.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрист. 1996г. Ст. 715.

отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и

законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом

интересов общества или государства.

С объективной стороны халатность характеризуется: а) неисполнением или

ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие

недобросовестного или небрежного к ним отношения; б) существенным

нарушением прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; в) наличием причинной связи

между указанными вредными последствиями и неисполнением или ненадлежащим

исполнением должностным лицом своих обязанностей.*

Неисполнение должностным лицом своих обязанностей означает его

бездействие при наличии обязанности действовать, т.е. выполнять

определенные функции, вытекающие из его должностных полномочий. Если лицо

не совершает действий, которые не входят в круг его обязанностей, оно не

может отвечать за халатность.*

Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей – это

выполнение их «спустя рукава», несвоевременно, неправильно, неточно

(например, начальник лаборатории поручает неквалифицированному сотруднику

монтировать оборудование).

Оба эти проявления преступного деяния обычно соседствуют друг с другом

и складываются из ряда актов неисполнения или ненадлежащего исполнения

должностных обязанностей. Не исключается и единичное преступное действие

(бездействие) (нап - ример, кассир потеря полученную в банке большую сумму

денег).

Формы халатности разнообразны. Например, уголовную ответственность по

ст. 293 УК РФ влечет ненадлежащее рассмотрение писем, заявлений и жалоб

граждан. Оно может заключаться в непринятии мер к устранению выявленных

недостатков и нарушений; несвоевременном без уважительных причин разрешении

жалоб; неосуществлении контроля за исполнением принятого решения; других

проявлениях бюрократизма.*

Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей нередко

приводит к недостаче, порче, утрате имущества. При этом халатность

неправильно оценивается как хищение путем растраты.

Если с целью сокрытия недостачи, образовавшейся в

=========================================

*Уголовное право. № 4. 1999г. Ст. 3.

*Законность. № 6. 2000г. Ст. 2.

*А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998г. Ст. 44.

результате халатности, должностное лицо совершает обман потребителя,

ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст.

293 и 200 УК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих

служебных обязанностей образует состав рассматриваемого преступления только

в том случае, если эти деяния совершены вследствие недобросовестного

(нечестного, формального) или небрежного (небрежного, невдумчивого,

нерассудительного) к ним отношения. Для выяснения именно такого отношения к

содеянному следует тщательно изучить круг обязанностей должностного лица и

установить, относились ли к ним невыполненные действия (бездействия). Это

помогут сделать законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие

полномочия конкретных должностных лиц.*

Недобросовестное или небрежное отношение к своим обязанностям лишь

тогда признается преступным, когда должностное лицо имело реальную

возможность выполнить их надлежащим образом.

Если должностное лицо не исполнило или ненадлежаще исполнило свои

обязанности вследствие неопытности, недостаточности квалификации, состав

преступления отсутствует. Даже если в этом случае и наступили последствия

они не могут рассматриваться как преступный результат халатности. Например,

необоснованным является обвинение должностного лица в утверждении

фиктивных счетов вследствие преступной небрежности, если по делу

установлено, что оно фактически не имело возможности обнаружить их

фиктивность.

Признавая лицо виновным в халатности, следует устанавливать и

указывать в процессуальных документах, в чем она конкретно состояла.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ

необходимо установить, что в результате халатности наступили преступные

последствия. И хотя законодатель в с. 285, 286 и 293 УК РФ сформулировал

их одинаково, содержание существенного нарушения соответствующих прав и

интересов в умышленном и неосторожном преступлениях различно. В первую

очередь это относится к размеру имущественного ущерба. При халатности он

должен быть значительно больше. Ущерб при халатности может быть как

нематериальным, так и материальным.*

Существенным считается также нарушение работы предприятия,

организации, учреждения.

=====================================

*Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: СПАРК. 1998г. Ст.815.

*Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Норма. 2000г. Ст. 745.

В случае небольшого размера ущерба (например, при недостаче),

возмещения причиненного ущерба, наложения на виновного дисциплинарного

взыскания возможно применение ч.2 ст. 14 УК РФ.

Установление причинной связи между названными в законе последствиями и

неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих

обязанностей обязательно, так как в преступлениях, выражающихся в

нарушении должностных обязанностей, временная последовательность причины и

следствия не всегда предстает в виде: нарушения – результат.

Содеянное квалифицируется как оконченное преступление по ст. 293 УК

РФ, когда названные в законе последствия наступили в результате

неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных

обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.