реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Разработка тренинга на командообразование

Цель: опыт переживания группового доверия.

Время: 15 минут.

Инструментарий: потребуется прочная корсажная лента длиной примерно

3,5 метра. Концы ленты крепко связываются друг с другом

Проведение игры:

Ведущий приглашает участников игры встать в круг и, показывая круг

из корсажной ленты, говорит:

0. Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту. Ее концы связаны у

меня в руках — круг из корсажной ленты. Я прошу вас взяться за него

обеими руками и потянуть на себя. Займите такое положение, чтобы вы

держались за наш круг вытянутыми руками. Расслабьтесь, чувствуете, он вас

держит? Так, все вместе, мы можем образовать круг, который поддерживает

нас. Мы можем настолько ему доверять, что даже закроем глаза... Держит?

Конечно, ведь мы привели его в состояние равновесия! Вот чудо — благодаря

тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается,

доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому

доверяют.

1. Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одной рукой.

Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто «связанными»? Вас это

обременяет? Неудивительно! Разве можно доверять наполовину? «Половинное

доверие», как вы убедились, вызывает напряжение.

2. Давайте снова возьмемся за круг двумя руками, откинемся назад держась за

него вытянутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза. Давайте

запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и

поддержки.

3. Этот круг называют «енотовым», — продолжает ведущий, пока участников

игры поддерживает круг. Зоологи заметили, что еноты решают важные для них

дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действительно объединяет

нас всех. Давайте запомним это чувство и будем вызывать его в себе всякий

раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!

Эту игру можно не обсуждать, достаточно того, что она дает опыт

переживания группового доверия. Если на определенном этапе работы команды

возникнут разногласия, конфликт, можно использовать эту игру в качестве

приема нормализации взаимоотношений.

4. Игра «Невидимая связь»

Цели:

- ощутить причастность к общему делу;

- почувствовать единство команды.

Время: 15 минут

Инструментарий: моток прочных толстых нитей (главное, они не должны

сразу же рваться при сильном натяжении).

Проведение игры:

Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых

рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает

вводную историю.

«Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек.

У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он

стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он

молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его

мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был

обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а мудрец все

жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю

Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были

эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, — думал мудрец, — что бы

такое предпринять?» — размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти

добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого игры

и вкладывая ему в руки нить.

«Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была

совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его

взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить,

стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно

относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувств; ближнего.

Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда

они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы

нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, пере.

давая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия

нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно

менялся и становился "узловатым". Но главное, у каждого появилась:

способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и

друзьями, соратниками и партнерами».

Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить

от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый

круг.— Дорогие друзья! — обращается ведущий к участникам игры. — Сейчас

вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Каков она на

ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная... Давайте проверим, что

может произойти, если каждый потянет ее на себя... Она натянется и станет

«резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»...

4. А если, — продолжает ведущий, — кто-то потянет нить на себя а кто-то не

станет этого делать? Что будет, давайте попробуем... Равновесие круга

нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то

совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: "он тянет одеяло на

себя».

5. Некоторые люди, — продолжает ведущий, — предпочитают надевать эту нить

себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал

это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях

люди говорят: «посадил себе на шею».

6. Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, — продолжает ведущий,

— собственно, многие люди посвящают этому целую

жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще

отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок?

Наверное нет...

7. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех

будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего

тела. Спасибо!

Игра закончена, нить можно положить на время обсуждения в круг.

Потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и

талисманов команды, как символ связи между ее членами.

Вопросы для обсуждения игры «Невидимая связь»:

- Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью,

подарком мудреца?

- Что было легко, что трудно, в этой игре?

- Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения игры «Невидимая связь»:

5. Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи

помогает установить доверительные отношения в команде.

6. Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии

находится нить: натянутом или свободном.

7. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные

типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов команды бывают разные

эпизоды в общении. Главное, что бы ни происходило, уметь восстанавливать

комфортное состояние нити.

Тема: «РАБОТА НА ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ВМЕСТО ИНДИВИДУАЛИЗМА»

Вводная речь тренера: Мудрецы говорят: «Смысл существования человека

— участвовать в замыслах Бога». В этом изречении подразумевается

глобальная работа на общий результат.

Работа на общий результат связана с пониманием собственной «зоны

ответственности» и доли участия в общем деле. Однако это не означает, что

по достижении результата происходит «сбор дивидендов». Ожидаемый

«дивиденд» в данном случае — ощущение общего успеха.

Успех команды связан с взаимодействием, которое всегда направлено на

совместную или общую цель.

Тренировка способности работать на общий результат содержит два

этапа.

. Этап первый: формирование единого понимания подхода к решению

задания всеми членами команды. Для этого важно прийти к

согласию в видении существа проблемы, найти возможные пути

решения вопроса и определить конкретный путь выполнения

задания. Все это связано с формированием навыков ситуационного

анализа. Иными словами, это этап формирования «общей силы»

команды.

. Этап второй: тренировка умения совместно и слаженно достигать

результата. Иными словами, это этап тренировки умения

согласованно и разумно расходовать «общую силу» команды.

Именно эти

качества станут основным предметом тренировки в направлении

идеи «работа на общий результат».

Чтобы согласованно достичь результата, необходимо:

- Услышать и понять задачу.

- Оперативно распределить функции между членами команды (кто

руководит, кто в чем помогает).

- Каждому подготовить свой участок работ.

Совершить общие действия.

В обсуждении игр, направленных на тренировку способности команды

достигать общего результата, важно обратить внимание на следующие

вопросы:

- Впечатления от игры.

- Что необходимо для согласованного достижения общего результата?

- Что мешает достижению общего результата?

- Как команда может противостоять тому, что мешает достижению

общего результата?

5. Игра «Древо успехов»

Цели:

- совместное творчество,

- переживание ощущения группового достижения результатов.

Время: 25-30 минут

Инструментарий:

0. небольшой горшок для цветов (без дырки в дне) или ящик;

1. песок;

2. несколько крупных камней (можно щебень);

3. сухая прочная ветка для ствола дерева;

3. сухие веточки, «зимние цветы», другие природные материалы, из

которых можно сделать ветки дерева;

4. цветная бумага или картон;

5. пластилин;

6. прозрачный скотч;

7. ножницы;

8. разноцветные короткие (не более 10 сантиметров) тесемки или нити.

Проведение игры:

Ведущий просит участников игры выложить в круг все приготовленные

материалы и рассказывает вводную историю:

— Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие

удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но

возвращались ни с чем. Тогда они объявили истории о чудесных деревьях

выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду!

Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те

принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к

деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснялось, что многие деревья от этого

гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь

древесным сокам, то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не

справлялось с ними... Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди

пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И древо сие человек

сам делает, а питает его успехами и достижениями своими». Наверное, эта

фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке...

— Так или иначе, но сейчас мы сможем сделать то чудесное дерево

сами. Для этого мы возьмем ящик, наполним его песком, воткнем туда

ветвь, которая будет стволом нашего дерева, и укрепим ствол камнями.

Потом мы возьмем пластилин и скотч и будем привязывать к стволу ветви,

украшая их листочками или цветами из разноцветной бумаги, если

это необходимо. Так у нас получится общее древо.

Когда дерево будет готово, ведущий берет в руки разноцветные тесемки

и продолжает:

— Это общее древо успехов. Давайте сейчас вспомним все ваши общие

успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами

общую победу. Вы вспоминаете о каком-то достижении, берете тесемку, еще

раз громко называете это достижение и завязываете тесемку на дерево.

(Т.к. команда новая и не имеет общих достижений, можно использовать

в качестве достижений предшествующий игровой опыт. Например, достижениями

команда может считать следующие:

0. Нашли точки соприкосновения друг с другом.

1. Ощутили доверие друг к другу.

2. Осознали пользу сотрудничества.

И т.п.

Мудрецы говорят, — продолжает ведущий, — что тот, кто не запоминает

своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как

суета будней размоет у него внутри ощущение Победителя.

Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять

новыми результатами и победами. Позвольте привести отрывок из «Книги

Воина Света» уже известного нам Пауло Коэльо. Воин Света — это каждый из

нас. «Выиграв битву, воин празднует победу. Она стоила ему дорого — были

трудные минуты, ночи мучительных сомнений, дни нескончаемых ожиданий. С

древнейших времен обычай отмечать победу входил в ритуал самой жизни и

обставлялся особыми церемониями. Товарищи, глядя, как ликует Воин Света,

недоумевают: «Зачем он утраивает такое торжество? Ведь в следующем бою

его, быть может, ждет разочарование». Но Воин знает, чем объясняются его

действия. Он хочет сполна насладиться уверенностью в себе, ибо это —

самый драгоценный дар, приносимый победой. Сегодня он празднует победу,

одержанную вчера, и в нынешнем триумфе черпает силы для завтрашних

сражений».

Итак, дерево готово, и сейчас я попрошу каждого из вас по очереди

рассказать значение каждой из ленточек.

Вопросы для дальнейшего обсуждения:

- Поделитесь впечатлениями от игры.

- Как вы распределяли функции внутри команды?

- Сложно ли было вспоминать положительные моменты?

- Не было ли у вас в какой-то момент ощущения, что ленточек

слишком много или наоборот их не хватит?

- Сплотило ли совместное творчество вашу команду?

Тема: КОНСТРУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО «БОРЬБЫ ЗА ВЫЖИВАНИЕ»

Вводная речь тренера: Итак, мы - члены команды — единомышленники. Однако

как среди единомыслия, объединенности общим результатом можно сохранить

индивидуальность? Как можно самореализоваться, если ты подчинен общим

интересам?

С другой стороны, в команде, как и в любой другой группе людей, бывают

разные ситуации. Могут столкнуться личные интересы и амбиции, проявиться

плохое самочувствие и настроение, может нагнетаться напряжение в «полосе

неудач», и... конфликт разгорается быстрей и интенсивней лесного пожара.

Если столкновение интересов между членами команды еще можно преодолеть за

счет понимания значимости работы для общего результата, то есть нечто, с

чем бороться чрезвычайно трудно. Это — обида, или ощущение

несправедливости. Дороги обид очень запутанны и полны ловушек. Обиды всегда

порождают конфликты. А конфликты порождают «борьбу за выживание», после

чего команда перестает быть командой.

Разбираться с личными обидами в команде — дело неблагодарное. Даже при

успешном разрешении конфликта всегда остается рубец, теряется доверие.

Поэтому для конструктивной самореализации всех членов команды чрезвычайно

важно НЕ ДОПУСКАТЬ ОСТРЫХ КОНФЛИКТОВ, особенно основанных на личных обидах.

Если команда имеет психолога, сопровождающего ее деятельность, это одна из

его основных задач.

Аксиома, которую так сложно выполнять на практике! Призрак конфликта,

явного или скрытого, всегда ходит где-то рядом. Что можно ему

противопоставить? Работу под девизом «Ребята, давайте жить дружно»? Однако

каждый, кто работал в коллективе, знает, что это утопия.

Конфликту можно противопоставить только конфликт, но... КОНСТРУКТИВНЫЙ!

Клаус Фопель, говоря о «конструктивном конфликте», предполагал, что в

команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина

рождается в споре, участники которого не стремятся Добиться поражения

партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет

возможность совершенствовать искусство аргументации своей позиции, проявляя

смелость, ответственность и понимание конечного результата.

Главное отличие «конструктивного конфликта» — акцент на разностороннее

исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.

Искусству моделирования «конструктивного конфликта» и поведения в его

условиях необходимо специально учиться.

Чтобы смоделировать «конструктивный конфликт», нужно придумать тему

спора, сформулировать тезис и антитезис, настроить участников спора на

всестороннее исследование проблемы, поиск веских аргументов и

контраргументов.

Чтобы приобрести навыки поведения в условиях «конструктивного"

конфликта», необходимо научиться:

8. внимательно слушать партнера,

9. овладеть искусством аргументации и контраргументации,

10. строить беседу, находя общее в разных позициях.

6. Игра «Найти общее»

Цель:

- отработать навык находить общее в разных темах, идеях, подходах;

- совершенствовать навыки внимательного слушания, постановку

уточняющих вопросов;

- научиться делать связки между различными темами, идеями.

Инструментарий: цветные карточки с темами.

Проведение игры:

Идея игры проста – каждый из пары собеседников должен говорить только на

свою тему. Темы для разговора подбираются таким образом, чтобы они как

можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, говоря на свою тему,

участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие

точки соприкосновения.

Варианты заданий (тем для беседы) в паре:

|Возможный цвет карточек |Тема первого собеседника|Тема второго собеседника|

|Красный |Поговорите о проблеме |Поговорите о |

| |наркотиков |животноводстве |

|Серый |Поговорите о живописи |Поговорите о футболе |

|Синий |Поговорите о боевиках |Поговорите о качестве |

| |(кинофильмах) |воды |

|Белый |Поговорите о спорте |Поговорите о кулинарии |

|Оранжевый |Поговорите об |Поговорите об апельсинах|

| |автомобилях | |

Участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре выбрать

свой цвет. Ведущий формулирует пред играющими задачи:

- деликатно начать беседу;

- подвести разговор к своей теме;

- понять тему партнера;

- найти связки между темами;

- найти общую тему;

- корректно закончить беседу.

Ведущий дает три минуты для обдумывания темы, после чего участники

приступают к беседе.

Вопросы для обсуждения игры «Найти общее»:

1. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от беседы.

2. С какими трудностями вы столкнулись в процессе беседы?

3. Кто явился инициатором «сближения» темы?

4. Что нужно для того, чтобы найти общее в разных темах, идеях?

5. Чему эта игра может научить команду?

Дебрифинг

Ведущий благодарит всех за участие.

Цель дебрифинга – еще раз подтвердить, как будут применяться новые

знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или

коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга.

Предположительно дебрифинг будет не очень продолжительным, т.к. в

процессе тренинга происходило активное обсуждение каждой из проведенных

игр.

8. Пакет учебных материалов, инструменты и оборудование

- бэйджи с именами участников

- доска или флипчарт

- письменные принадлежности

- бумага в достаточном количестве

- листы и маркеры для флипчарта

Помимо вышеперечисленного, а также оборудования и материалов, описанных

в играх, следует обратить внимание на наличие питьевой воды, стаканчиков,

необходимых продуктов питания для перерыва (чай-паузы), напр.: орешки,

печенье, сухофрукты и т.п.

9. Оценка эффективности тренинга

Для оценки эффективности тренинга руководитель кружка предлагает

участникам заполнить диагностические листы.

Тест 1. Оценка психологического климата в коллективе[3]

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные особенности

взаимоотношений в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем — справа и после этого

знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему

мнению, соответствует истине.

Оценки:

3(-3) — свойство проявляется в коллективе всегда;

2(-2) — свойство проявляется в большинстве случаев;

1(-1) — свойство проявляется нередко;

0 - проявляются в одинаковой степени и то и другое свойства.

| |3|2|1|0|-|-|-| |

| | | | | |1|2|3| |

|1 . Преобладает бодрый, | | | | | | | |1. Преобладает подавленное |

|жизнерадостный тон, настроение | | | | | | | |настроение |

|2. Доброжелательность в | | | | | | | |2. Конфликтность в отношениях|

|отношениях, взаимные симпатии | | | | | | | |и антипатии |

|3. В отношениях между | | | | | | | |3. Группировки конфликтуют |

|группировками внутри коллектива | | | | | | | |между собой |

|существует взаимное расположение,| | | | | | | | |

|понимание | | | | | | | | |

|4. Членам коллектива нравится | | | | | | | |4. Проявляют безразличие к |

|вместе проводить время, | | | | | | | |более тесному общению, |

|участвовать в совместной | | | | | | | |выражают отрицательное |

|деятельности | | | | | | | |отношение к совместной |

| | | | | | | | |деятельности |

|5. Успехи или неудачи коллег | | | | | | | |5. Успехи или неудачи коллег |

|вызывают сопереживание, искреннее| | | | | | | |оставляют равнодушными или |

|участие всех членов | | | | | | | |вызывают зависть, злорадство |

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.