![]() |
|
|
Промышленная политика Нижегородской областипредпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров. 5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной социально-экономической политикой государства и региональных властей. Основная задача региональных властей - создание общественной предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под названием «Формирование социальные основ промышленной политики». 1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в 1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за 2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года - 5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на 10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили 6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999 году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета. Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития, предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть кризисных симптомов. 1. Инвестиционный кризис. Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с 1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г.. 2. Социальный кризис. Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к 2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую плоскость. 3. Продовольственный кризис. Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992- 99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг. оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия. 4. Бюджетная напряженность Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38% ВВП. За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до 1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение которого ведет к гиперинфляции. 5. Топливный кризис Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около 40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010 г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема, поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%. Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис представляет серьезную угрозу. 6. Внешнеэкономические проблемы Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара. Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до 109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала) снизились с 19-20 до 8-9% ВВП. Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких регионов. Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений. С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных проблемных симптомов приведен в приложении 1. 3. Основные пути развития российской и региональной экономики Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей. Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет коллапс производства и падение уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию экономики. При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится деиндустриализация экономики, производственные мощности которой могут сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области данный путь неприемлем. Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта: переход к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет наращивания потребительского спроса. "Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост. "Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях. Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления региональной экономики рост. Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве своей основы активного привлечения инвестиций. "Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный темп роста и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3). Движение по этому пути проходит следующие основные этапы: 1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики, выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами, укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч. финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической модернизации производства. 2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования, ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения на уровень до кризиса 1998 года. Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет означать завершение этапа. Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области. 2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно государство и региональные власти смогут сбалансировать основные экономические интересы. 1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья, материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего, в: • свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств, ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы можно экспортировать); • сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом финансируемых экспортерами; • максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления внешнеэкономической либерализации; • государственной поддержке экспортных производств. 2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в: • росте емкости внутреннего рынка; • снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет неплатежей, налогов, скрытого субсидирования; • конвертации долга потребителей их услуг в собственность. 3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем, ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной нагрузки, заключаются преимущественно в: • стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей; • стабилизации социальной инфраструктуры; • перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении экономических полномочий регионов за счет центра. 4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов (стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического пространства) заключаются в основном в: • усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее рынков, "прозрачности" хозяйственной системы; • снижении доли не денежных расчетов и криминализации; • освоении России западными корпорациями; • внешней платежеспособности государства и предприятий; • конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита собственности иностранных инвесторов. Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному ориентированных коалиций. Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть ориентирована на: • форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов; • сокращение налогового бремени за счет снижения государственных обязательств, в том числе социальных расходов; • повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций, усиление защиты прав иностранных инвесторов. Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму. Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть ориентирована на: • поддержку социальной сферы и потребления населения; • снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка; • нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей продукции инфраструктурных монополий. Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки простаивающих мощностей). Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной поддержки со стороны государства. Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации: • общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение иностранных инвестиций); • полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния, не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта инфраструктурных монополий); • “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления коммерческого и государственного управления. С этой целью Администрация разрабатывает и заключает Пакет соглашений с лидерами основных политических коалиций. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА 3.1. Прямое стимулирование инвестиций Экономический рост разделил экономику на две части: отрасли, способные успешно развиваться самостоятельно, и отрасли, нуждающиеся в активной поддержке государства. Рост инвестиций наблюдался в отраслях с относительно значительным устойчивым платежеспособным спросом и относительно быстрой окупаемостью инвестиций, качественно ослабляющей их политические риски. Так, инвестиции в цветную металлургию возросли на треть, в машиностроение и транспорт - на 28%, в химическую и нефтехимическую, а также пищевую промышленность, - на 17,7%. Однако наиболее важные для развития страны сферы жизнеобеспечения и инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной окупаемостью, требуют серьезной активизации государственного регулирования. Частный капитал не придет в эту сферу потому, что высокая капиталоемкость и длительная окупаемость инвестиций делают запретительно- высокими политические риски. Так, в электроэнергетике сокращение инвестиций превысило в 1999 г. 10%. Пренебрежение этим создает угрозу физического разрушения систем жизнеобеспечения из-за хронического недоинвестирования 1. Государству следует стремиться регулировать те сферы, в которых рыночное саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным. При нехватке ресурсов, высоких политических и финансовых рисках в эту категорию попадает инвестиционная сфера относительно капиталоемких отраслей со значительными сроками окупаемости, в которых, несмотря на благоприятную конъюнктуру, не наблюдается достаточного для сохранения производства стихийного роста инвестиций. 2. Необходимо проработать вопрос о предоставлении инвесторам - как российским, так и иностранным - законодательных гарантий не ухудшения всех определяемых государством условий их деятельности в течение первых 5 лет. 3.Целесообразно провести ревизию всех действующих механизмов, направленных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять необоснованные ограничения, объективно противодействующие ввозу в страну не спекулятивных капиталов. 4. Следует широко проектировать новые формы привлечения отечественных и зарубежных инвесторов через коммуникационные сети ИНТЕРНЕТ, в том числе, ускорить размещение инвестиционных предложений промышленных предприятий региона на наиболее посещаемых российских сайтах, например, сайт, IVR.RU, Фонда «Институт прямых инвестиций» Министерства экономического развития и торговли РФ. 5. Следует рассмотреть возможность улучшения законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России и в регионе в части выявления и устранения имеющихся противоречий и дублирования. 6. Необходимо придать позитивную динамику развитию финансовых институтов. Ключевыми элементами построения финансовой системы, адекватной потребностям современной региональной экономики являются: усиление банковского сектора, развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, развитие рынка страховых услуг. 3.2. Оздоровление институциональной среды Важнейшими компонентами оздоровления институциональной среды сегодня представляются обеспечение декриминализации процедуры банкротства и проведение реструктуризации предприятий. Декриминализация процедуры банкротства, в первую очередь необходима для нормального развития промышленности. Следует устранить несовершенства «Закона о банкротстве», обеспечить государственный контроль за соблюдением "правил игры" при проведении банкротств и решить вопрос о стимулировании создания крупных управляющих корпораций, обладающих достаточными интеллектуальными, административно-организационными, а возможно, и финансовыми ресурсами, чтобы осуществлять внешнее управление предприятиями- банкротами. Для реструктуризации предприятий целесообразно рассмотреть возможность относительно широкомасштабной реструктуризации долга предприятий перед государством. В ходе реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, замораживания взаимной просроченной задолженности и оздоровления предприятий важно учитывать необходимость восстановления единых технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из- под криминального контроля и формирования на этой основе относительно крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих интеграции страны. На этой основе надо вести подготовку к восстановлению сохранивших жизнеспособность и созданию новых "технологических цепочек" и межрегиональных территориально-производственных комплексов в приоритетных направлениях, которые, как "локомотивы", смогут вытащить за собой целый ряд секторов региональной экономики. Совершенствование антимонопольной политики. Следует скорректировать ее направленность, сосредоточив усилия не только на естественных, но и на всех монополиях вообще и на борьбе не с ними как таковыми, а лишь со злоупотреблениями ими своим монопольным положением. Следует рассмотреть вопрос о введении прямого и постоянного государственного контроля за структурой цен и тарифов естественных монополий. Целесообразно взять курс на укрепление государственного контроля за естественными монополиями, как едиными экономическими комплексами, ориентируясь не на частные показатели - доходы от приватизации, налоги или дивиденды, а на совокупность всего, что естественная монополия дает стране (налогов, зарплаты, натуральной продукции) и ее собственного состояния (эффективных инвестиций и качества управления). Для развития цивилизованной конкуренции представляется важным максимальное упрощение организации бизнеса и процедур его контроля. В частности, для развития мелкого и среднего бизнеса разумно рассмотреть вопрос о переходе от разрешительного к заявительному принципу его регистрации. Создание государственных и смешанных лизинговых фирм, осуществляющих приобретение отечественной высокотехнологичной продукции (авиационная техника, сельхозтехника, оборудование и т.д.) и сдачу его в аренду. Государство и региональные власти должны поднимать корпорации регионального уровня на уровень Федерации, а затем стимулировать их внешнеэкономическую экспансию. Необходимо брать пример с США, выращивающих из своих национальных корпораций мировых лидеров. .3. Поддержка инфляционно безопасного спроса Главной преградой на пути устойчивого роста экономики остается ограниченность спроса, связанного с высокой долей сырья. Преодоление этого препятствия связано с увеличением ёмкости внутреннего рынка и опирающейся на него внешнеэкономической экспансии (чисто экспортная ориентация |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |