реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Промышленная политика Нижегородской области

предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.

5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников

социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет

сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и

напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением

ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в

интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать

напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной

социально-экономической политикой государства и региональных властей.

Основная задача региональных властей - создание общественной

предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С

этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими

заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс

социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под

названием «Формирование социальные основ промышленной политики».

1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона

Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые

промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший

стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в

1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году

было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за

2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп

прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года -

5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на

10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили

6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в

промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999

году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.

Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития,

предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного

роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный

вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более

критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики

необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут

возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с

середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким

уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления

системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть

кризисных симптомов.

1. Инвестиционный кризис.

Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет

их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным

ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с

1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить

качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая

модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как

минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..

2. Социальный кризис.

Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и

потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области

сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число

граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление

населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к

2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что

переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую

плоскость.

3. Продовольственный кризис.

Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и

посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-

99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение

сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг.

оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство

комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.

4. Бюджетная напряженность

Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные

затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38%

ВВП.

За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов

эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до

1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение

которого ведет к гиперинфляции.

5. Топливный кризис

Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около

40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности

его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в

топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010

г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с

дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема,

поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%.

Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис

представляет серьезную угрозу.

6. Внешнеэкономические проблемы

Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию

благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях

избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара.

Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних

обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация

рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до

109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние

инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала)

снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.

Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или

группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких

регионов.

Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные

симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений.

С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему

мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты

жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных

проблемных симптомов приведен в приложении 1.

3. Основные пути развития российской и региональной экономики

Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь

развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные

ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного

эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие

производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит

системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В

сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие

спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей.

Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет

коллапс производства и падение уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию

экономики.

При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется

экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится

деиндустриализация экономики, производственные мощности которой могут

сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области

данный путь неприемлем.

Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта:

переход к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет

наращивания потребительского спроса.

"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не

экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не

обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост.

"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к

поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного

перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.

Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления

региональной экономики рост.

Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование

государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве

своей основы активного привлечения инвестиций.

"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный

темп роста и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на

количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную

модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3).

Движение по этому пути проходит следующие основные этапы:

1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики,

выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами,

укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч.

финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической

модернизации производства.

2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования,

ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение

бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения

на уровень до кризиса 1998 года.

Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки

конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет

означать завершение этапа.

Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для

перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация

области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной

привлекательности Нижегородской области.

2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно

государство и региональные власти смогут сбалансировать основные

экономические интересы.

1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,

материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,

в:

• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,

ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы

можно экспортировать);

• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом

финансируемых экспортерами;

• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления

внешнеэкономической либерализации;

• государственной поддержке экспортных производств.

2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность

экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:

• росте емкости внутреннего рынка;

• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет

неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;

• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.

3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,

ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной

нагрузки, заключаются преимущественно в:

• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;

• стабилизации социальной инфраструктуры;

• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении

экономических полномочий регионов за счет центра.

4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов

(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в

Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие

в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического

пространства) заключаются в основном в:

• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее

рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;

• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;

• освоении России западными корпорациями;

• внешней платежеспособности государства и предприятий;

• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита

собственности иностранных инвесторов.

Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному

ориентированных коалиций.

Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть

ориентирована на:

• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие

рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;

• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных

обязательств, в том числе социальных расходов;

• повышение "прозрачности" экономики, привлечение иностранных инвестиций,

усиление защиты прав иностранных инвесторов.

Это - экспортно-ориентированный путь развития за счет снижения налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Он сократит потребление и не экспортное

производство, переведет безработицу в открытую форму.

Коалиция между инфраструктурными монополиями и регионами может быть

ориентирована на:

• поддержку социальной сферы и потребления населения;

• снижение неплатежей, рост емкости внутреннего рынка;

• нормализацию финансового положения регионов как основных потребителей

продукции инфраструктурных монополий.

Это - "потребительски-ориентированный" путь развития за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Потребление и

социальная сфера будут поддерживаться за счет бюджетного перераспределения

доходов от сырьевого экспорта и экономией на инвестициях (за счет загрузки

простаивающих мощностей).

Оба формирующиеся сейчас пути односторонни и потому неприемлемы, что

объективно требует осознанного вмешательства властных структур. Общность

интересов обоих коалиций, позволяющая учесть интересы всех заинтересованных

сторон, недостаточна для самостоятельного проявления и требует активной

поддержки со стороны государства.

Стратегическая задача региональных властей - сбалансировать и объединить

интересы обеих потенциальных политических коалиций с целью реализации:

• общих интересов всех групп влияния (сокращение неплатежей, привлечение

иностранных инвестиций);

• полезных для региональной экономики интересов некоторых групп влияния,

не противоречащих интересам других групп (например, расширение экспорта

инфраструктурных монополий);

• “инвестиционной” политики, обеспечивающей согласованный рост и

потребления, создания инвестиционной инфраструктуры, оздоровления

коммерческого и государственного управления.

С этой целью Администрация разрабатывает и заключает Пакет соглашений с

лидерами основных политических коалиций.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

3.1. Прямое стимулирование инвестиций

Экономический рост разделил экономику на две части: отрасли, способные

успешно развиваться самостоятельно, и отрасли, нуждающиеся в активной

поддержке государства.

Рост инвестиций наблюдался в отраслях с относительно значительным

устойчивым платежеспособным спросом и относительно быстрой окупаемостью

инвестиций, качественно ослабляющей их политические риски. Так, инвестиции

в цветную металлургию возросли на треть, в машиностроение и транспорт - на

28%, в химическую и нефтехимическую, а также пищевую промышленность, - на

17,7%.

Однако наиболее важные для развития страны сферы жизнеобеспечения и

инфраструктуры, которые образуют капиталоемкие отрасли с медленной

окупаемостью, требуют серьезной активизации государственного

регулирования. Частный капитал не придет в эту сферу потому, что высокая

капиталоемкость и длительная окупаемость инвестиций делают запретительно-

высокими политические риски. Так, в электроэнергетике сокращение инвестиций

превысило в 1999 г. 10%. Пренебрежение этим создает угрозу физического

разрушения систем жизнеобеспечения из-за хронического недоинвестирования

1. Государству следует стремиться регулировать те сферы, в которых рыночное

саморегулирование не существует либо оказывается недостаточным.

При нехватке ресурсов, высоких политических и финансовых рисках в эту

категорию попадает инвестиционная сфера относительно капиталоемких отраслей

со значительными сроками окупаемости, в которых, несмотря на благоприятную

конъюнктуру, не наблюдается достаточного для сохранения производства

стихийного роста инвестиций.

2. Необходимо проработать вопрос о предоставлении инвесторам - как

российским, так и иностранным - законодательных гарантий не ухудшения всех

определяемых государством условий их деятельности в течение первых 5 лет.

3.Целесообразно провести ревизию всех действующих механизмов, направленных

на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять

необоснованные ограничения, объективно противодействующие ввозу в страну не

спекулятивных капиталов.

4. Следует широко проектировать новые формы привлечения отечественных и

зарубежных инвесторов через коммуникационные сети ИНТЕРНЕТ, в том числе,

ускорить размещение инвестиционных предложений промышленных предприятий

региона на наиболее посещаемых российских сайтах, например, сайт,

IVR.RU, Фонда «Институт прямых инвестиций» Министерства экономического

развития и торговли РФ.

5. Следует рассмотреть возможность улучшения законодательного регулирования

инвестиционной деятельности в России и в регионе в части выявления и

устранения имеющихся противоречий и дублирования.

6. Необходимо придать позитивную динамику развитию финансовых институтов.

Ключевыми элементами построения финансовой системы, адекватной потребностям

современной региональной экономики являются: усиление банковского сектора,

развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, развитие рынка

страховых услуг.

3.2. Оздоровление институциональной среды

Важнейшими компонентами оздоровления институциональной среды сегодня

представляются обеспечение декриминализации процедуры банкротства и

проведение реструктуризации предприятий.

Декриминализация процедуры банкротства, в первую очередь необходима для

нормального развития промышленности. Следует устранить несовершенства

«Закона о банкротстве», обеспечить государственный контроль за соблюдением

"правил игры" при проведении банкротств и решить вопрос о стимулировании

создания крупных управляющих корпораций, обладающих достаточными

интеллектуальными, административно-организационными, а возможно, и

финансовыми ресурсами, чтобы осуществлять внешнее управление предприятиями-

банкротами.

Для реструктуризации предприятий целесообразно рассмотреть возможность

относительно широкомасштабной реструктуризации долга предприятий перед

государством.

В ходе реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом,

замораживания взаимной просроченной задолженности и оздоровления

предприятий важно учитывать необходимость восстановления единых

технологических комплексов, ограничения посредников, вывода предприятий из-

под криминального контроля и формирования на этой основе относительно

крупных корпораций, являющихся партнёрами государства и содействующих

интеграции страны.

На этой основе надо вести подготовку к восстановлению сохранивших

жизнеспособность и созданию новых "технологических цепочек" и

межрегиональных территориально-производственных комплексов в приоритетных

направлениях, которые, как "локомотивы", смогут вытащить за собой целый ряд

секторов региональной экономики.

Совершенствование антимонопольной политики. Следует скорректировать ее

направленность, сосредоточив усилия не только на естественных, но и на всех

монополиях вообще и на борьбе не с ними как таковыми, а лишь со

злоупотреблениями ими своим монопольным положением.

Следует рассмотреть вопрос о введении прямого и постоянного

государственного контроля за структурой цен и тарифов естественных

монополий. Целесообразно взять курс на укрепление государственного контроля

за естественными монополиями, как едиными экономическими комплексами,

ориентируясь не на частные показатели - доходы от приватизации, налоги или

дивиденды, а на совокупность всего, что естественная монополия дает стране

(налогов, зарплаты, натуральной продукции) и ее собственного состояния

(эффективных инвестиций и качества управления).

Для развития цивилизованной конкуренции представляется важным максимальное

упрощение организации бизнеса и процедур его контроля. В частности, для

развития мелкого и среднего бизнеса разумно рассмотреть вопрос о переходе

от разрешительного к заявительному принципу его регистрации.

Создание государственных и смешанных лизинговых фирм, осуществляющих

приобретение отечественной высокотехнологичной продукции (авиационная

техника, сельхозтехника, оборудование и т.д.) и сдачу его в аренду.

Государство и региональные власти должны поднимать корпорации регионального

уровня на уровень Федерации, а затем стимулировать их внешнеэкономическую

экспансию. Необходимо брать пример с США, выращивающих из своих

национальных корпораций мировых лидеров.

.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса

Главной преградой на пути устойчивого роста экономики остается

ограниченность спроса, связанного с высокой долей сырья. Преодоление этого

препятствия связано с увеличением ёмкости внутреннего рынка и опирающейся

на него внешнеэкономической экспансии (чисто экспортная ориентация

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.