реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Промышленная политика Нижегородской области

Промышленная политика Нижегородской области

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

НИЖЕГОРДСКОЙ ОБЛАСТИ

На период 2002 – 2005 гг.

г.Н. Новгород

2001 г.

АННОТАЦИЯ

В настоящей концепции изложены ключевые аспекты формирования и реализации

промышленной политики Нижегородской области на период 2002 – 2005 годов,

основным направлением которой является постоянное повышение

конкурентоспособности промышленных предприятий области в рыночных

условиях.

В приложениях приведены результаты экспертизы проблем, материалы SWOT и

STEP анализа.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛСТИ НА

ПЕРИОД 2002-2005 гг.

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения

Нижегородской области через динамичное развитие промышленных предприятий

области.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЛИТИКИ:

= Постоянное повышение конкурентоспособности промышленных

предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ: уточненные параметры прогноза социально-

экономического развития Р Ф на период до 2003 года в двух сценариях, а

также прогноз социально-экономического развития Нижегородской области.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ НА: обеспечение неуклонных, относительно

устойчивых темпов экономического развития и своевременное предупреждение

возможного системного кризиса экономики в виде инвестиционного ,

социального продовольственного, топливного кризиса, появления бюджетной

напряженности.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ: «инвестиционный и инновационный», обеспечивающий

максимальный темп роста и опирающийся не только на количественное

наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых

технологий.

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА

. Прямое стимулирование инвестиций.

. Оздоровление институциональной среды.

. Поддержка инфляционно безопасного спроса.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Регион выбирает стратегии реализации своей промышленной политики исходя

из имеющихся конкурентных преимуществ и с учетом своих слабых мест.

Стратегия «передовых рубежей» применяется в авиационной, атомной

промышленности в других уникальных наукоемких производствах, а также в

производстве некоторых видов вооружений.

Стратегия «преследования» применяется в большинстве отраслей

промышленности, где сложилась отставание от передового уровня производства,

для сохранения позиций этих отраслей на внутреннем рынке.

НОВАЯ РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

= ЭТО РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА превращения региональной

промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко

встроенную в межрегиональную и международную систему разделения труда.

Департамент промышленности обеспечивает, организовывает, поддерживает, и

отвечает за пять составляющих промышленной политики:

. Формирование внутреннего рынка и организацию работы промышленных

предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

. Привлечение инвестиций в промышленность.

. Развитие инфраструктуры промышленности.

. Повышение эффективности собственности в промышленности.

. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с

естественными монополиями.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ:

. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской

области и ее предприятий.

. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая развитие

технопарков, специальных инновационно-консультационных центров,

создание системы их государственной поддержки.

. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,

имеющих жизненно важное значение для населения.

. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских

предприятий, включая подпрограмму повышения качества.

. Создание регионального фонда программ развития промышленности.

. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных

коалиций, действующих на территории области.

. Комплекс программ «Формирование социальных основ промышленной

политики Нижегородской области».

. Программа развития отраслей ВПК.

. Программа повышения экспорта и импортозамещения.

. Программа ресурсосбережения, введения замкнутых технологических

циклов, экологически чистых производств и разработки альтернативных

источников энергоснабжения.

. Программа создания промышленного корпоративного информационного

пространства региона.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Для координации работы между различными министерствами и ведомствами

создается Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем

Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается

Губернатором области.

Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению

инвестиций в регион и региональный фонд программ развития

промышленности.

Под руководством департамента промышленности организуются рабочие

группы для разработки основных программ, составляющих предмет

реализации Концепции. Группы формируются на общественной основе и

путем организации конкурсов.

КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

1. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния

трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над

минимальной стоимостью потребительской корзины.

2. Критериями достижения тактических целей являются:

. Реальное повышение производительности труда.

. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее

пределами.

. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.

. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.

. Численность работающих в промышленности.

. Введение системы нормативных актов на деле способствующих созданию равных

конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.

. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и

обеспечивающей повышение эффективности производства, инвестиционной

активности, расширение налогооблагаемой базы, ускорение технического

перевооружения.

СОДЕРЖАНИЕ

|А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. |8 |

| 1. Назначение. ………………………………………………………….. |8 |

| 2. Определение. ………………………………………………………… |8 |

| 3. Глобальная цель политики. …………………………………………. |8 |

| 4. Тактические цели …………………………………………………… |8 |

| 5. Место промышленной политики. …………………………………... |8 |

| 6. Основные факторы, учитываемые в формировании и |9 |

|реализации | |

|Промышленной политики | |

| 7. Ведущие принципы. ………………………………………………… |9 |

| 8. Основные виды промышленной политики ………………………… |9 |

| | |

|Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ ………………………………………………… |10 |

|В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ |11 |

|ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………. | |

|Формирование в региональной экономике эффективной | |

|воспроизводственной модели ……………………………………... |11 |

|Ключевые проблемы в развитии экономики страны и | |

|региона. ………………………………………………………… |11 |

| 1.2.Необходимые социальные предпосылки | |

|реализации |11-13 |

|промышленной политики ……………………………………… | |

| 1.3. Основные пути развития российской и региональной| |

| |13-14 |

|экономики………………………………………………………… | |

|2.Формирование баланса интересов для обеспечения | |

|устойчивого |14-15 |

|промышленного роста. …………………………………………….. | |

| 3. Основные направления обеспечения устойчивого | |

| |15 |

|промышленного роста ……………………………………………….. | |

| 3.1. Прямое стимулирование инвестиций. |15-16 |

|………………………… | |

| 3.2. Оздоровление институциональной среды. |16-17 |

|…………………… | |

| 3.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса |17-18 |

|……………….. | |

| | |

|Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ| |

|ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ………………. |18 |

| 1. Стратегические аспекты в промышленной политике |18-20 |

|……………… | |

| 2. Основные цели и задачи развития промышленности. |20-21 |

|…………….. | |

| 3.Основные направления и меры поддержки реализации | |

|промышленной политики…………………………………………… |21 |

| 3.1. Основные направления поддержки реализации | |

|промышленной политики………………………………………. |21-23 |

| 3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности |23-24 |

|……………… | |

| | |

|Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА | |

|ПРОМЫШЛЕННОСТИ …………………………………………………. |24 |

| 1. Роль департамента промышленности ………………………………. |24 |

| 2. Организационная структура департамента |24-25 |

|промышленности…….. | |

| 3. Взаимодействие с другими организациями ………………………… |25 |

| 4. Координация работ по промышленной политике |25 |

|…………………. | |

| | |

|Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ……………………………………….. |26 |

|Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………… |27 |

|Приложение 1……………………………………………………………… |28-30 |

|Экспертная оценка проблем и тенденций в промышленной | |

|политике | |

| | |

|Приложение 2 ………………………………………………………………. |31-33 |

|Факторы макроуровня, влияющие на формирование и реализацию| |

|промышленной политики ( политические, экономические, | |

|социальные и технологические) | |

| | |

|Приложение 3 ………………………………………………………………. |34-37 |

|Первоочередные мероприятия по активизации инвестиционных | |

|источников | |

А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ: Концепция является базовым документом для формирования

эффективной промышленной политики Нижегородской области на период 2002

–2005 годов, и основанием для разработки конкретных планов ее

реализации в эти годы, а также перспективных планов на период с 2006

года по 2010 год.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Региональная промышленная политика – это неотъемлемая часть

структурной политики модернизации экономики, представляющая комплекс

политических мероприятий, связанных с развитием региональной

промышленности, ориентированных на повышение конкурентоспособности

промышленных предприятий, повышение эффективности производств и

совершенствование их структуры.

Как часть структурной политики модернизации экономики она должна

обеспечивать неуклонные и относительно устойчивые темпы экономического

развития, способствующие реализации таких макроэкономических показателей

как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокую

занятость населения.

1. ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения через

динамичное развитие промышленных предприятий области.

2. ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

. Создание условий для достижения устойчивого роста экономических и

социальных показателей деятельности промышленных предприятий через

повышение производительности труда.

. Обеспечение равных условий конкуренции для всех субъектов

хозяйствования на территории области.

. Повышение бюджетной отдачи предприятий.

. Переход от ресурсной к инвестиционной и инновационной экономике

5. МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ напрямую связано с основными направлениями

социально-экономического развития Нижегородской области и определяется

соответствующими аспектами структурной политики модернизации экономики,

социальной политики, а также политики управления человеческими ресурсами:

В части структурной

политики……….………………... Комплекс мер, оказывающих прямое и косвенное

влияние на

развитие предприятий,

ориентированных на

усиление

конкурентоспособности,

стратегического

партнерства, кооперации,

проведение

реструктуризации.

В части социальной

политики……………………. …. Комплекс мер, направленных на социальную

защиту персонала

предприятий, поддержку членов

их семей,

обеспечение эффективного трудового

процесса и

нормальной жизнедеятельности.

В части политики………….. ….. Комплекс мер, связанных с подготовкой,

управления человеческими переподготовкой, повышением квалификации

ресурсами персонала промышленных

предприятий, определению

требований к

знаниям, умениям и навыкам персонала

в перспективном

будущем.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

. Модернизация условий конкуренции.

- Либерализация внешней и внутренней торговли, движения капитала;

- Развитие глобальных рынков электронных продаж;

- Перестройка структуры предприятий в смежных отраслях;

- Появление нового правового пространства.

. Модернизация техники и технологий.

- Применение современной отечественной техники и технологий

- Широкое использование иностранной техники и технологий

- Повышение уровня стандартов.

- Трансферт западных экологически чистых технологий

( Модернизация условий финансирования.

- Изменения в использовании средств российских и международных

финансовых институтов (в частности коммерческих и государственных

банков);

- Изменения в системе налогообложения.

( Модернизация менеджмента.

- внедрение новейших приемов менеджмента и практическую деятельность

управленческого персонала (управление ценой производства, контроль

качества, управление технологическим процессом);

- движение за повышение производительности труда и качества;

- установление новых отношений между рабочими и администрацией.

3. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Основой принцип:

= Постоянное повышение конкурентноспособности промышленных

предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.

Дополнительные принципы:

= рациональное распределение сырьевых, энергетических,

финансовых, трудовых, информационных ресурсов, а также ускоренное

применение новейших ресурсосберегающих технологий, и др.;

= развитие корпоративной инфраструктуры поддержки

предприятий в динамично меняющихся рыночных условиях;

= оптимизация внутренних и внешних

партнерских связей;

= стимулирование и поддержка инноваций,

инновационных

процессов;

= создание «единого окна» для инвесторов и

предприятий;

= уменьшение и ликвидация отрицательных

последствий,

обусловленных негативными внешними факторами.

Основные виды промышленной политики

Промышленная политика Нижегородской области может осуществляться через:

Политику повышения конкурентоспособности продукции.

Политику ресурсосбережения.

Инвестиционную политику.

Инновационную политику.

Политику импортозамещения и расширения экспорта.

Политика формирования инфраструктуры поддержки развития

промышленности.

Политику конверсии оборонного комплекса.

Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской промышленности на

период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных параметрах

прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического

развития Нижегородской области.

Первый вариант прогноза развития РФ (основной) исключает возможность

резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской

экономики, экономики Нижегородской области и подтверждает действенность

намеченных Правительством РФ и Администрацией области мер в социальной

и хозяйственной сферах.

Второй вариант прогноза основывается на сценарии, включающем в себя

менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том

числе, учитывающем возможность замедления намеченных реформ, более

значительные колебания конъюнктуры на международных сырьевых,

энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании и

погашении государственного долга, внешних долгов области.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД

«ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК», 2000 г.

БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 –

2000 годов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЛАСТИ НА 2001-2004 ГОДЫ и СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ».

ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИТИКЕ».

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ:

. Новые Федеральные и областные законодательные нормы не ухудшат

существующее правовое поле хозяйствующих субъектов;

. Продолжится процесс структурных внешних преобразований ряда ведущих

предприятий бюджетообразующих отраслей в вертикальные холдинги с

созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки,

до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую

очередь это относится к автомобильной промышленности.

. Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением

на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием

«экономически» независимых бизнес единиц.

. Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава

выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном,

так и вне региональных рынках.

. Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет

нехватка технических специалистов и высоквалифицированного

управленческого персонала.

В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации

промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона,

баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и

задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной

политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное

поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.

1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

МОДЕЛИ

1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики

1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления

и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах

внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения.

Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация,

обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности.

2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые

структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические

интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением

национального богатства и производительного капитала, а не с их

перераспределением.

3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы

взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих

системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и

достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики

региона.

4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и

повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и

социальных источников повышения эффективности становится не только

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.