![]() |
|
|
Промышленная политика Нижегородской областиПромышленная политика Нижегородской областиКОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРДСКОЙ ОБЛАСТИ На период 2002 – 2005 гг. г.Н. Новгород 2001 г. АННОТАЦИЯ В настоящей концепции изложены ключевые аспекты формирования и реализации промышленной политики Нижегородской области на период 2002 – 2005 годов, основным направлением которой является постоянное повышение конкурентоспособности промышленных предприятий области в рыночных условиях. В приложениях приведены результаты экспертизы проблем, материалы SWOT и STEP анализа. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛСТИ НА ПЕРИОД 2002-2005 гг. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения Нижегородской области через динамичное развитие промышленных предприятий области. ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЛИТИКИ: = Постоянное повышение конкурентоспособности промышленных предприятий Нижегородской области в рыночных условиях. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ: уточненные параметры прогноза социально- экономического развития Р Ф на период до 2003 года в двух сценариях, а также прогноз социально-экономического развития Нижегородской области. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ НА: обеспечение неуклонных, относительно устойчивых темпов экономического развития и своевременное предупреждение возможного системного кризиса экономики в виде инвестиционного , социального продовольственного, топливного кризиса, появления бюджетной напряженности. ПУТЬ РАЗВИТИЯ: «инвестиционный и инновационный», обеспечивающий максимальный темп роста и опирающийся не только на количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых технологий. ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА . Прямое стимулирование инвестиций. . Оздоровление институциональной среды. . Поддержка инфляционно безопасного спроса. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ: Регион выбирает стратегии реализации своей промышленной политики исходя из имеющихся конкурентных преимуществ и с учетом своих слабых мест. Стратегия «передовых рубежей» применяется в авиационной, атомной промышленности в других уникальных наукоемких производствах, а также в производстве некоторых видов вооружений. Стратегия «преследования» применяется в большинстве отраслей промышленности, где сложилась отставание от передового уровня производства, для сохранения позиций этих отраслей на внутреннем рынке. НОВАЯ РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ: = ЭТО РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА превращения региональной промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко встроенную в межрегиональную и международную систему разделения труда. Департамент промышленности обеспечивает, организовывает, поддерживает, и отвечает за пять составляющих промышленной политики: . Формирование внутреннего рынка и организацию работы промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. . Привлечение инвестиций в промышленность. . Развитие инфраструктуры промышленности. . Повышение эффективности собственности в промышленности. . Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями. РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ: . Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области и ее предприятий. . Программа стимулирования инновационной деятельности, включая развитие технопарков, специальных инновационно-консультационных центров, создание системы их государственной поддержки. . Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности, имеющих жизненно важное значение для населения. . Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских предприятий, включая подпрограмму повышения качества. . Создание регионального фонда программ развития промышленности. . Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных коалиций, действующих на территории области. . Комплекс программ «Формирование социальных основ промышленной политики Нижегородской области». . Программа развития отраслей ВПК. . Программа повышения экспорта и импортозамещения. . Программа ресурсосбережения, введения замкнутых технологических циклов, экологически чистых производств и разработки альтернативных источников энергоснабжения. . Программа создания промышленного корпоративного информационного пространства региона. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Для координации работы между различными министерствами и ведомствами создается Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается Губернатором области. Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению инвестиций в регион и региональный фонд программ развития промышленности. Под руководством департамента промышленности организуются рабочие группы для разработки основных программ, составляющих предмет реализации Концепции. Группы формируются на общественной основе и путем организации конкурсов. КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: 1. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над минимальной стоимостью потребительской корзины. 2. Критериями достижения тактических целей являются: . Реальное повышение производительности труда. . Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее пределами. . Повышение отчислений в бюджеты разного уровня. . Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников. . Численность работающих в промышленности. . Введение системы нормативных актов на деле способствующих созданию равных конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов. . Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и обеспечивающей повышение эффективности производства, инвестиционной активности, расширение налогооблагаемой базы, ускорение технического перевооружения. СОДЕРЖАНИЕ |А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. |8 | | 1. Назначение. ………………………………………………………….. |8 | | 2. Определение. ………………………………………………………… |8 | | 3. Глобальная цель политики. …………………………………………. |8 | | 4. Тактические цели …………………………………………………… |8 | | 5. Место промышленной политики. …………………………………... |8 | | 6. Основные факторы, учитываемые в формировании и |9 | |реализации | | |Промышленной политики | | | 7. Ведущие принципы. ………………………………………………… |9 | | 8. Основные виды промышленной политики ………………………… |9 | | | | |Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ ………………………………………………… |10 | |В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ |11 | |ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………. | | |Формирование в региональной экономике эффективной | | |воспроизводственной модели ……………………………………... |11 | |Ключевые проблемы в развитии экономики страны и | | |региона. ………………………………………………………… |11 | | 1.2.Необходимые социальные предпосылки | | |реализации |11-13 | |промышленной политики ……………………………………… | | | 1.3. Основные пути развития российской и региональной| | | |13-14 | |экономики………………………………………………………… | | |2.Формирование баланса интересов для обеспечения | | |устойчивого |14-15 | |промышленного роста. …………………………………………….. | | | 3. Основные направления обеспечения устойчивого | | | |15 | |промышленного роста ……………………………………………….. | | | 3.1. Прямое стимулирование инвестиций. |15-16 | |………………………… | | | 3.2. Оздоровление институциональной среды. |16-17 | |…………………… | | | 3.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса |17-18 | |……………….. | | | | | |Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ| | |ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ………………. |18 | | 1. Стратегические аспекты в промышленной политике |18-20 | |……………… | | | 2. Основные цели и задачи развития промышленности. |20-21 | |…………….. | | | 3.Основные направления и меры поддержки реализации | | |промышленной политики…………………………………………… |21 | | 3.1. Основные направления поддержки реализации | | |промышленной политики………………………………………. |21-23 | | 3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности |23-24 | |……………… | | | | | |Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА | | |ПРОМЫШЛЕННОСТИ …………………………………………………. |24 | | 1. Роль департамента промышленности ………………………………. |24 | | 2. Организационная структура департамента |24-25 | |промышленности…….. | | | 3. Взаимодействие с другими организациями ………………………… |25 | | 4. Координация работ по промышленной политике |25 | |…………………. | | | | | |Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ……………………………………….. |26 | |Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………… |27 | |Приложение 1……………………………………………………………… |28-30 | |Экспертная оценка проблем и тенденций в промышленной | | |политике | | | | | |Приложение 2 ………………………………………………………………. |31-33 | |Факторы макроуровня, влияющие на формирование и реализацию| | |промышленной политики ( политические, экономические, | | |социальные и технологические) | | | | | |Приложение 3 ………………………………………………………………. |34-37 | |Первоочередные мероприятия по активизации инвестиционных | | |источников | | А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЕ: Концепция является базовым документом для формирования эффективной промышленной политики Нижегородской области на период 2002 –2005 годов, и основанием для разработки конкретных планов ее реализации в эти годы, а также перспективных планов на период с 2006 года по 2010 год. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Региональная промышленная политика – это неотъемлемая часть структурной политики модернизации экономики, представляющая комплекс политических мероприятий, связанных с развитием региональной промышленности, ориентированных на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, повышение эффективности производств и совершенствование их структуры. Как часть структурной политики модернизации экономики она должна обеспечивать неуклонные и относительно устойчивые темпы экономического развития, способствующие реализации таких макроэкономических показателей как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокую занятость населения. 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения через динамичное развитие промышленных предприятий области. 2. ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: . Создание условий для достижения устойчивого роста экономических и социальных показателей деятельности промышленных предприятий через повышение производительности труда. . Обеспечение равных условий конкуренции для всех субъектов хозяйствования на территории области. . Повышение бюджетной отдачи предприятий. . Переход от ресурсной к инвестиционной и инновационной экономике 5. МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ напрямую связано с основными направлениями социально-экономического развития Нижегородской области и определяется соответствующими аспектами структурной политики модернизации экономики, социальной политики, а также политики управления человеческими ресурсами: В части структурной политики……….………………... Комплекс мер, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие предприятий, ориентированных на усиление конкурентоспособности, стратегического партнерства, кооперации, проведение реструктуризации. В части социальной политики……………………. …. Комплекс мер, направленных на социальную защиту персонала предприятий, поддержку членов их семей, обеспечение эффективного трудового процесса и нормальной жизнедеятельности. В части политики………….. ….. Комплекс мер, связанных с подготовкой, управления человеческими переподготовкой, повышением квалификации ресурсами персонала промышленных предприятий, определению требований к знаниям, умениям и навыкам персонала в перспективном будущем. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: . Модернизация условий конкуренции. - Либерализация внешней и внутренней торговли, движения капитала; - Развитие глобальных рынков электронных продаж; - Перестройка структуры предприятий в смежных отраслях; - Появление нового правового пространства. . Модернизация техники и технологий. - Применение современной отечественной техники и технологий - Широкое использование иностранной техники и технологий - Повышение уровня стандартов. - Трансферт западных экологически чистых технологий ( Модернизация условий финансирования. - Изменения в использовании средств российских и международных финансовых институтов (в частности коммерческих и государственных банков); - Изменения в системе налогообложения. ( Модернизация менеджмента. - внедрение новейших приемов менеджмента и практическую деятельность управленческого персонала (управление ценой производства, контроль качества, управление технологическим процессом); - движение за повышение производительности труда и качества; - установление новых отношений между рабочими и администрацией. 3. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ Основой принцип: = Постоянное повышение конкурентноспособности промышленных предприятий Нижегородской области в рыночных условиях. Дополнительные принципы: = рациональное распределение сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых, информационных ресурсов, а также ускоренное применение новейших ресурсосберегающих технологий, и др.; = развитие корпоративной инфраструктуры поддержки предприятий в динамично меняющихся рыночных условиях; = оптимизация внутренних и внешних партнерских связей; = стимулирование и поддержка инноваций, инновационных процессов; = создание «единого окна» для инвесторов и предприятий; = уменьшение и ликвидация отрицательных последствий, обусловленных негативными внешними факторами. Основные виды промышленной политики Промышленная политика Нижегородской области может осуществляться через: Политику повышения конкурентоспособности продукции. Политику ресурсосбережения. Инвестиционную политику. Инновационную политику. Политику импортозамещения и расширения экспорта. Политика формирования инфраструктуры поддержки развития промышленности. Политику конверсии оборонного комплекса. Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской промышленности на период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического развития Нижегородской области. Первый вариант прогноза развития РФ (основной) исключает возможность резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики, экономики Нижегородской области и подтверждает действенность намеченных Правительством РФ и Администрацией области мер в социальной и хозяйственной сферах. Второй вариант прогноза основывается на сценарии, включающем в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том числе, учитывающем возможность замедления намеченных реформ, более значительные колебания конъюнктуры на международных сырьевых, энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании и погашении государственного долга, внешних долгов области. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД «ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК», 2000 г. БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 – 2000 годов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 2001-2004 ГОДЫ и СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ». ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ». ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ: . Новые Федеральные и областные законодательные нормы не ухудшат существующее правовое поле хозяйствующих субъектов; . Продолжится процесс структурных внешних преобразований ряда ведущих предприятий бюджетообразующих отраслей в вертикальные холдинги с созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки, до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую очередь это относится к автомобильной промышленности. . Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием «экономически» независимых бизнес единиц. . Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном, так и вне региональных рынках. . Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет нехватка технических специалистов и высоквалифицированного управленческого персонала. В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона, баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное поддержание спроса, оздоровление институциональной среды. 1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОДЕЛИ 1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики 1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения. Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация, обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности. 2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением национального богатства и производительного капитала, а не с их перераспределением. 3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики региона. 4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и социальных источников повышения эффективности становится не только |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |