реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Техника Безопасности (лекции)

активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается

умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в

хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное

напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим

работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе

технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия

осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит

алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные

цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно

здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие

грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и

оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в

экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от

работающего максимального напряжения физиологических и психических функций,

резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это

режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от

оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,

иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий

обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)

биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная

ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7)

дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации

(сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими

функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность

и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к

интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания,

обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями

деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и

восприятий необходимо информации.

Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой

на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями,

повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью

либо длительным напряжением прочих видов.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности

человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является

одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние

на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой

весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется

не только физиологическим,-но также психологическим, результативно

Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и

должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны

субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических

механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует

снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще

не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого

напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным

образом продолжать свою работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых

психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,

становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,

неустойчивым.

3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или

беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении

точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.

4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может

забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к

работе.

5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и

самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного

торможения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМ.

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части:

мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих

частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила,

инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это

сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных

ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять

определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно

постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно

относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не

стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии,

алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил

эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их

выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил

(инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и

физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой

группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев

назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная

часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка

навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных

с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или

постоянно психические и физиологические характеристики организма),

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных

отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и

материальные заботы и т.д.),

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных

рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности

труда в отрасли).

Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись

факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при

анализе опасных ситуаций

необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом.

Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному

случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два

пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы

молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают

наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с

неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать

опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной

ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных

ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15

лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением

психических и психологических функций, связанных с процессом старения,

влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых,

пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации

к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного

случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.

Лекция 10

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ.

В связи с многообразием неблагоприятных производственных факторов, а

также в целях обеспечения системности и четкости профилактической работы по

охране труда, возникла необходимость в классификации ОВПФ.

По природе действия все ОВПФ подразделяются на четыре группы:

физические, химические, биологические и психофизиологические.

К группе физических ОВПФ относятся:

- движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного

оборудования, перемещающиеся изделия, заготовки, материалы;

- разрушающиеся конструкции;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования

материалов;

- повышенная или пониженная температура, влажность, подвижность воздуха

рабочей зоны;

- повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвуковых колебаний,

ионизирующие излучения, статическое электричество, ультрафиолетовая или

инфракрасная радиация;

- повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его

резкое измерение;

- повышенная или пониженная ионизация воздуха;

- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может

произойти через тело человека;

- повышенная напряженность электрического или магнитного полей;

- отсутствие или недостаток естественного света;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- повышенная яркость света;

- острые кромки, заусеницы, шероховатость на поверхности заготовок,

инструмента, оборудования;

- расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности

земли (пола).

Химические ОВПФ по характеру воздействия на организм человека делятся на:

токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и влияющие на

репродуктивные функции. Химические вещества проникают в организм человека

через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые

оболочки.

По степени воздействия на организм все вредные вещества

подразделяются на четыре класса опасности:

I – чрезвычайно опасные (ртуть, свинец и др.)

II – высокоопасные (кислоты, щелочи и др.)

III- умеренно опасные (камфара, чай и др.)

IY – малоопасные (аммиак, ацетон, бензин и др.).

Биологические ОВПФ включают следующие биологические объекты:

патогенные микроорганизмы – бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие

и продукты их жизнедеятельности.

Психологические ОВПФ по характеру воздействия подразделяются на

физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки

(умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность

труда, эмоциональные перегрузки).

Все ВПФ можно подразделить на обусловленные неблагоприятными

изменениями внешней производственной среды и особенностями технологических

процессов, эксплуатацией судового оборудования и обрабатываемых материалов,

эксплуатацией судового оборудования и обрабатываемых материалов, а также

связывается с неправильной организацией трудовых процессов.

Результат воздействия различных ОВПФ на организм человека в основном

зависят от природы фактора, его количественной характеристики

(концентрации, уровня, интенсивности) и от места воздействия факторов на

организм.

Шум.

На предприятиях рыбного хозяйства некоторые цехи отличаются

повышенной шумностью. К таким цехам можно отнести жестяно-баночные,

консервные, деревообрабатывающие, механомонтажные, механические. Повышенный

шум создают многие виды оборудования, применяемого в рыбоконсервном

производстве, судоремонте, при изготовлении сетей и орудий лова.

Основные направления борьбы с шумом на предприятиях рыбной

промышленности следующие:

- снижение шума в источнике его возникновения, то есть разработка

шумобезопасной техники;

- снижение шума на пути его распространения, то есть применение средств

коллективной защиты от шума – звукоизоляции, звукопоглощения,

виброизоляции, демпфирования, глушителей шума;

- проведение организационно-технических мероприятий по защите от шума.

С н и ж е н и е ш у м а в и с т о ч н и к е е г о в о з н и к н о

в е н и я.

Осуществляется различными способами. Например, в зубчатых передачах большое

значение для снижения шума имеет выбор характера зацепления, повышения

точности изготовления колес и шестерен. Замена прямозубых шестерен

шевронными снижает шум на 5 дБ. Для снижения механических шумов используют

также замену подшипников качения на подшипники скольжения, что уменьшает

шум на 10 –15 дБ; используют перемещение соприкасающихся металлических

деталей с деталями из пластмасс и других «незвучных» материалов, замену

возвратно-поступательного движения деталей на равномерно-вращательное,

зубчатых и цепных передач на клиноременные и зубчато ременные (снижение

шума на 10-15 дБ), принудительную смазку, улучшение балансировки

вращающихся деталей, прокладочные материалы и упругие вставки в

соединениях, в местах надевания деталей, замену ударных процессов и

механизмов безударными.

Для борьбы с аэродинамическими шумами, которые являются главной

составляющей шума вентиляторов, кондиционеров, компрессорных турбин,

двигателей внутреннего сгорания, применяются в основном звукоизоляция

источника и установка специального глушителя.

С н и ж е н и е ш у м а н а п у т и е г о р а с п р о с т р а н

е н и я .

Наиболее эффективное средство для снижения шума на пути его распространения

– звукоизолирующие преграды (стены, звукоизолирующие оболочки вокруг машин,

экраны, звукоизолирующие кабины и посты управления, т.е. звукоизолирующие

оболочки вокруг рабочих мест). О звукоизолирующей способности преград судят

по величине:

[pic],

где ? – коэффициент звукопроницаемости – отношение звуковой мощности,

прошедшей через преграду, к падающей на не звуковой мощности.

Величина R – (в дБ) по существу равна снижению уровня шума при прохождении

его через преграду.

Для оценки R – используется ряд формул. На основании закона масс для

диапазона частот 100 – 3200 Гц получено:

[pic],

где:

m – поверхностная масса 1 м2 преграды, кг/м2;

f – частота звуковых колебаний, Гц;

pо cо – акустическое сопротивление воздуха, Па·c/м3.

Для расчета средней звукоизоляции используется формула:

[pic]

Если преграды изготавливаются из стали, дюралюминия или фанеры, то для

расчета средней звукоизоляции можно использовать формулу:

[pic], где

? – плотность материала преграды, кг/м3;

S – толщина преграды, м.

При решении задач охраны труда возникает необходимость определения

требуемой величины звукоизоляции с целью доведения условий труда до

нормативного уровня.

Основной шумовой характеристикой машин являются уровни звуковой мощности Lр

, а на рабочих местах нормируют уровни звука или октавные уровни звукового

давления L, поэтому величину L выражают через Lр :

[pic], где

3?max – максимальное среднеквадратическое отклонение величины Lр;

?L – величина, связывающая уровень звуковой мощности с уровнем шума в

расчетной точке.

Отклонение ?max = 4 при ориентировочном методе определения шумовых

характеристик машин, ?max = 5 в октавной полосе со средней частотой 12,5

Гц.

Величина в первом приближении определяется по формуле:

[pic], где

Q –постоянная помещения, учитывающая звукопоглотительные свойства

помещения, в котором находится источник шума, м2;

S – площадь воображаемой или реальной замкнутой поверхности вокруг

источника шума, проходящей через расчетную точку, м2.

Если источник шума закреплен на полу в центре помещения, то [pic], где r –

расстояние от геометрического центра источника шума до расчетной точки.

Постоянная помещения Q рассчитывается по формуле:

[pic], где

? – средний коэффициент звукопоглощения ограждающей поверхности помещения

общей площадью Sп для поверхностей из кирпича, бетона.

Коэффициент ? = 0,01 – 0,05, т.е. очень мал.

З в у к о и з о л и р у ю щ а я с т е н к а.

Снижение шума может быть достигнуто путем установления звукоизолирующей

стенки:

[pic]

1 – стена или потолок; 2 – воздушный промежуток; 3 – крепления

облицовки; 4 – перфорированное покрытие; 5 – звукоизоляционный материал;

6 –защитная пленка (оболочка).

Требуемую звукоизоляцию стенки находят по формуле:

[pic],

где Q1 и Q2 – постоянные помещений, в которых соответственно находится

источник шума и рабочее место.

В тех случаях, когда требуемая степень снижения шума невелика, могут

применяться звукопоглощение – облицовка всех (или части) внутренней

поверхности помещения звукопоглощающим материалом, или развешивание в

помещении штучных (или объемных) звукопоглотителей. В качестве

звукопоглотительных материалов применяются пористые волокнистые маты или

плиты толщиной 50-100 мм, покрытые защитным слоем.

Из выпускаемых промышленностью звукопоглощающих материалов наиболее широкое

применение находят плиты «Силакпор» (? = 0,23-0,71), теплозвукоизоляционные

маты марок АТМ –10 с, ТМ – 10, АТМ – 1, полиуретановый поропласт марки ППУ

– ЭТ, акустические гипсовые плиты марки АГП (? = 0,16-0,34), акустические

минеральные плиты марки ПА (? = 0,05-0,83).

Для защиты от пыли и гидроизоляции звукопоглощающих материалов применяются

защитные пленки, а для придания механической прочности красивого внешнего

вида – перфорированные тонкие металлические или неметаллические листы.

Уменьшение шума за счет звукопоглощения (в зоне отражения звука)

ориентировочно оценивается по формуле:

[pic], где

[pic] - эквивалентная площадь звукопоглощения а помещении до применения

специальных средств звукопоглощения (облицовка, штучные поглотители), м2;

?A – добавочная эквивалентная площадь звукопоглощения, образуемая

облицовкой и штучными поглотителями, м2. Она определяется по формуле:

[pic], где

? обл - коэффициент звукопоглощения облицовки;

S обл – площадь облицовки, м2;

Ашт – эквивалентная площадь звукопоглощения одного штучного поглотителя,

м2;

и- число штучных поглотителей.

Выбирая величину S обл и и, обеспечивающие требуемое снижение шума. Однако

общее возможное уменьшение шума за счет средств звукопоглощения не

превышает 6 - 8 дБ. Для достижения максимального эффекта площадь

звукопоглощающей облицовки должна составлять не менее 60% от площади Sn,

ограждающих помещение поверхностей.

Организационно-технические мероприятия по защите от шума включает

применение малошумных процессов и оборудования, внедрение дистанционного

управления шумных машин, рациональный режим труда и отдыха, применение

средств индивидуальной защиты, периодический контроль уровня шума.

И н д и в и д у а л ь н ы е с р е д с т в а з а щ и т ы.

Применяются в тех случаях, когда по техническим или экономическим причинам

нельзя уменьшить шум до доступного уровня. Применяют противошумные наушники

ПАС – 80, ВЦНИИОТ – 2М, ВЦНИИОТ – А1, ВЦНИИОТ – 4А, противошумные шлемы,

вкладыши.

Вибрация.

На многих предприятиях рыбного хозяйства используются виброопасные машины и

оборудование.

Вибрация – это сложный колебательный процесс, возникающий при периодическом

смещении центра тяжести какого-либо тела от положения равновесия, а также

при периодическом изменении формы тела по сравнению с той, какую оно имеет

при статическом состоянии.

Основными причинами вибрации являются неуравновешенные силы колеблющихся

или вращающихся частей машины: несбалансированность, большие зазоры в

сочленениях, не равномерный износ узлов машины, механизмов, неправильная

центровка осей агрегатов при переходе вращения с помощью соединительной

муфты, ослабление крепления оборудования на фундаменте или его

устойчивость, применение масел, не отвечающих условиями работы

оборудования, неудовлетворительное состояние подшипников, а также другие

причины, вызванные местными условиями эксплуатации оборудования.

Под действием вибрации снижается острота зрения, температурная

чувствительность, нарушается равновесие таких основных нервных процессов,

как возбуждение и торможение. В связи с этим у человека появляется

раздражительность, головные боли, ухудшается внимание, память, сон,

увеличивается вероятность заболевания неврозами, гипертонией, желудочными

болезнями и т.д. Кроме того, возможно отрицательное воздействие вибрации на

кости и суставы.

Ультазвук.

Ультразвук представляет собой механические колебания упругой среды частотой

20 кГц и выше. Особенностью ультразвука является способность его волновой

энергии поглощаться различными средами, причем – тем больше, чем выше его

частота. Распространение ультразвука возможно направленными пучками,

которые создают на относительно небольшой площади большое ультразвуковое

давление. На судах это свойство ультразвука используется при создании

эхолотов для поиска рыбных косяков, изучения глубины и рельефа морского

дна.

В технологическом процессе при ремонте судов ультразвуковые установки

используют для дефектоскопии корпусов машин, различных аппаратов, сварочных

швов, а также для механической обработки и очистки металла (корпуса судна)

и т.п.

На организм человека ультразвук воздействует главным образом при

непосредственном контакте, а также через воздушную среду.

При длительной работе с ультразвуковыми установками могут возникнуть

функциональные изменения центральной и периферической нервной и сердечно-

сосудистой систем, слухового и вестибулярного аппарата. При соблюдении мер

безопасности ультразвук на здоровье не отражается.

Инфразвук.

Инфразвук имеет одинаковую с шумом и вибрацией физическую природу. Он

представляет собой механические колебания упругой среды частотой менее 12

Гц. Поскольку инфразвук мало поглощается воздушной средой, он

распространяется на большие расстояния. В природных условиях его можно

регистрировать во время ураганов и морских бурь, при землетрясениях и

извержениях вулканов. На судах источником образования инфразвука являются

работающие тихоходные двигатели, паровые машины, турбины, ходовые винты,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.