реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4))

и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до

нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой.

Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться

плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить

до воздушного состояния (12 — 18 % влажности).

Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них

кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски

коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со

стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают

совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания,

торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры

древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы

и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой

масляной краски.

Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не

только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную

выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони,

самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом,

древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины

влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или

олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная

древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно

шлифуется и полируется.

Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её

растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения

в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов,

выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы,

осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.

Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в

домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают

доверху солёной водой из расчёта 4 – 5 столовых ложек поваренной соли на

литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов,

затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.

Зарывание древесины в стружки — широко известный и надёжный способ

сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву. Сырые токарные

детали токарь тут же зарывает в стружки. Сырые токарные детали токарь тут

же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные.

Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или

скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет

изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном

перерыве в работе.

Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда

нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы

внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура,

они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной

воде и сушили под навесом на открытом воздухе.

Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях.

В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и

топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую

влажность (8-12 %) и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх

суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например,

сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере

твёрдая древесина дуба, бука или вяза. Но при камерной сушке появление

трещин не исключено. Поэтому учёные постоянно ищут более совершенные и

быстрые способы сушки древесины.

В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах

высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами

помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного

генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее,

чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.

Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины —

сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно

втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол.

В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то

одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.

Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы

заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий

строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы,

сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное

русло.

Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и

пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они

растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений

бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно

встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.

Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины

на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое

бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы

внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал

топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния

от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте

зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна

оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки

более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе,

плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы

Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к

сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины,

благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.

Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если

бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник).

Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что

его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к

перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник

сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина.

Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному

"четвертак"). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при

усыхании трещины.

Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-

резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали

липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через

сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости

избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое

решение многих резных игрушек.

Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании

она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины.

Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной

яблони. Но даже ствол засохшей яблони — сухостой после распиливания на

короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони

светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра

более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом.

Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа

растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную

древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После

удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не

образуя трещин.

Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще

всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы

не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые

скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по

размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и

растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв,

образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном

достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из

клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более

выразительной.

Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление

трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины

просверливают отверстие диаметром около 5 сантиметров. При высыхании влага

одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и их

внутренних слоёв кряжа. Завершив работу над скульптурой. отверстия забивают

деревянными пробками.

Старейший русский художник-анималист В. Ватагин в книге "Изображение

животного" писал: "Я люблю свои скульптуры из дерева, не считаясь с тем,

высохло оно или сырое. Сырое дерево гораздо легче режется, стамеска мягче

врезывается в эластичный, сырой слой. Трещины всё равно появятся, и тогда

их необходимо будет заделать. Но в некоторых случаях при оформлении обрубка

обнажаются внутренние слои, просушивание происходит равномернее, и трещины

не появляются или появляются в меньшем количестве". Как видим, скульптор

сушил древесину одновременно с её пластической обработкой.

Не исключено, что на не законченной деревянной скульптуре, резном,

долблёном или токарном изделии, выполненных из хорошо просушенной

древесины, всё же могут одна-две трещины. Поэтому каждый мастер-древодел

должен уметь искусно заделывать их. В основном трещины идут вдоль волокон,

постепенно сужаясь к сердцевине. Забив в трещину небольшой кусок замазки

(можно пластилина или эглина), её затем осторожно извлекают стеком и

щепкой. Замазка приобретает форму трёхгранной призмы. Чтобы она не

прилипала к древесине, щель перед формовкой присыпают тальком или зубным

порошком. Руководствуясь полученным слепком, мастер вырезает из дерева

реечки с треугольным сечением. Их обычно называют петухами. Заготовленные

реки смазывают клеем и забивают в трещины. Мелкие трещины заделывают

специальной шпаклевкой (в жидкий раствор столярного клея насыпают зубной

порошок). Шпаклёвку подкрашивают сухими пигментами, гуашью или темперой под

цвет древесины.

Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом.

Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо

коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в

себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с

засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем

раскряжёвывали, то есть распиливали на брёвна. В наше время таким способом

заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на

корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает

её потери в пути.

Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу,

богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных

игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно

на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и

листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У

спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться

за жизнь, словно мощными насосами втягивая в себя живительную влагу,

находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос

выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление её при обычной сушке на

открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух

недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окорённые

и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и

досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землёй

настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных

резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали

досушивать на вольном воздухе.

Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами ещё в

далёком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала

прототипом современной сушильной камеры.

Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось,

её в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в

больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали

немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь.

Чтобы жар не уходил из печи, её закрывали заслонкой. Утром древесину

вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.

Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После

очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали пол, на

который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку,

дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и

одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после

запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи — в светло-

шоколадный.

Сушка брёвен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных

областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под

навесом на открытом воздухе. Брёвна, предназначенные для сушки, ставили

вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся

в брёвнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая

земля жадно впитывала её.

Сушка древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного

дерева вытёсывают вначале грубую заготовку. Затем её зарывают в землю где-

нибудь под навесом, чтобы дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево

выдерживают несколько лет, но чаще бывает достаточно всего одного года.

Через определённый срок заготовку вырывают из земли и досушивают в

помещении. Срок досушки определяется состоянием древесины. Цвет древесины,

характер звука, издаваемого заготовкой при лёгком постукивании по ней

костяшкой пальцев, дают опытному мастеру точную информацию о готовности

древесины к дальнейшей обработке.

Мелкие заготовки твёрдой древесины можно высушить довольно быстро

искусственным путём в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-

коричневую окраску.

Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых

резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут

заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка.

Таким образом, чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не

касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на печь. Чем ближе

он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдёт сушка. Но при этом возникает

опасность, что древесина начнёт через некоторое время тлеть. В то же время,

если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно.

Оптимальное расстояние от огня до чугуна определяют опытным путём. По мере

высыхания древесины на участках, обращённых в сторону огня, постепенно

возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет,

который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно

такого эффекта добиваются, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно

получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг

своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят

получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и

заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке

можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые

кастрюли, вёдра.

Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы

сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в

зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно

ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю

"лесную влагу". Подготовленную таким образом древесину выдерживали при

комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не опасаясь появления

трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до

посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоённое

живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее

прорастало, оказавшись в земле.

3.2 Склеивание

Склеивание может производиться разными клеями. В основном это такие

популярные и очень распространённые клеи: ПВА-М, Супер-клей, Момент,

Столярный.

В своём дипломном проекте я использовал только клей ПВА-М, т.к. его

клеящая способность достаточно хороша при склеивании как дерева, так и

бумаги, и он весьма универсален.

3.3 Заделка трещин и сучков. Исправление сколов

Заделка трещин и сучков требует большого умения и терпения. Это очень

трудоёмкая операция и занимает много времени.

Маленькие трещины заделывают тонкой стружкой той же породы дерева, что

и изделие. Затем место, где производилась заделка трещины восстанавливают

до нужной формы и шлифуют.

Сколы можно заделать следующим образом. Скол зачищают ножом, чтобы

поверхность на сколе была ровная, затем подбирают нужный кусочек древесины,

также одинаковой породы и по направлениям годичных колец. Обтачивают его до

ровной поверхности, подгоняют под скол и заклеивают, крепко прижав в месту

скола. Затем его также доводят до нужной формы, обтачивают.

Если же сколовшийся кусок сохранился, то его просто приклеивают на своё

место, также крепко прижав.

3.4 Шлифовка и полировка древесины

Шлифовка в процессе изготовления заготовки вазы и подставки по неё

производится прямо на токарном станке. Это позволяет сэкономить время и

производить чистую обработку, вплоть до появления блеска. Шлифовка

производится наждачной бумагой, полировка заготовок также может

производиться — лучше всего использовать любую деревянную болванку из той

же породы дерева, что и само изделие. Это как бы и придаёт эффект блеска.

3.5 Тонирование

Такая древесина как липа, очень хорошо впитывает влагу, разбухая при

этом. Поэтому чтобы уже готовое изделие не повело, и не образовалось

никаких дефектов типа трещин, тонирование не производится.

Что же касается тонирования вообще, то это очень красивый метод

обработки древесины. Часто можно добиться потрясающих результатов

окрашивания, при этом изделие настолько великолепно смотрится, что про

такое же "белое" изделие можно забыть.

Некоторые мастера всегда пользуются тонированием своих изделий. А

вообще, по большому счёту, это дело каждого мастера, дело вкуса, кому как

нравится…

3.6 Прозрачная отделка

Чтобы изделие не пачкалось, чтобы предохранить его от повреждений и от

другого воздействия внешней среды, часто пользуются разного рода

прозрачными и непрозрачными покрытиями.

Прозрачная отделка позволяет подчеркнуть достоинства древесины, такие

как фактура и цвет.

Встречаются разные виды прозрачной отделки:

- Покрытие лаками,

- Покрытие мастиками

- Покрытие воском

- Пропитка олифой

- Пропитка подсолнечным маслом

- Вываривание в подсолнечном масле

и другие…

Покрытие лаком позволяет закрыть поры древесины, но при первом

нанесении слоя встаёт ворс, поэтому часто приходится этот слой сначала

высушить, как он есть, потом легко пройти по нему наждачной бумагой, чтобы

его снять. И потом, когда ворс снят, изделие протирают влажной тряпочкой,

дают просохнуть и наносят ещё один слой лака. При необходимости можно

повторить операцию. Но обычно после покрытия вторым слоем лака, покрытие

выглядит блестящим, а на ощупь — ровное.

Пропитка олифой применяется также, но её лучше всего использовать, если

изделие предполагается применять под открытым небом, т.к. она имеет

свойство долго сохнуть.

Пропитка подсолнечным маслом часто используется мастерами по дереву, в

основном, для того, чтобы проявить фактуру дерева, здесь масло не заменить

ничем. Также оно позволяет закрыть поры древесины. Это используется, если

изделие делается из сырого дерева. Отрицательными качествами является то,

что при большом использовании масла, его слой на изделии долго впитывается

и сохнет, и ещё — если на поверхности изделия остаётся небольшой слой

масла, то со временем на этом слое начинается оседать пыль, летающая в

воздухе, и грязь, поэтому изделие, покрытое подсолнечным маслом, может

быстро потерять свои наглядные качества.

Наиболее подходящим для своего изделия я считаю покрытие — мастика для

пола.

Оно позволяет придать изделию хороший конечный внешний вид, также в

последствии его поддерживать (это легко сделать, если время от времени

протирать поверхности изделия мягкой тряпочкой или щёткой). Единственным

недостатком такого покрытия — нельзя, чтобы оно оказалось во влажной среде,

например, под дождём. Появятся пятна от воды. НО, если изделие используется

в домашних, комнатных условиях, то такое покрытие считаю незаменимым.

4 Технологическая часть

4.1 Характеристика изделия

Оба изделия: ваза и подставка под неё представляют собой тела вращения.

Изготавливаются на токарных станках промышленного типа. По изготовлению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.