реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Пороки древесины

Пороки древесины

Строение.

Строение древесины. На поперечном разрезе ствола дерева можно видеть

сердцевину, кору и древесину с годичными слоями.

Чтобы получить более полное представление о строении древесины,

рассматривают три главных разреза ствола - поперечный, радиальный и

тангентальный (рис. 1), на которых видны годичные слои. На поперечном

разрезе эти слои имеют вид концентрических окружностей, на радиальном -

продольных полос, на тангентальном - извилистых конусообразных линий.

На поперечном разрезе ствола различаются светлые, блестящие, направленные

от сердцевины к коре линии - сердцевинные лучи. У одних пород они ярко

выражены (дуб, бук), у других - чуть заметны (сосна, липа и др.). В

мозаичных работах особенно ценятся породы с ярко выраженными сердцевинными

лучами. На радиальном разрезе сердцевинные лучи имеют вид ленточек разной

длины, на тангентальном-узких коротких черточек.

У каждой породы на разрезах ствола наблюдается характерный рисунок, который

принято называть текстурой.

Образуется он при перерезании волокон годичных слоев и сердцевинных лучей.

Текстура зависит прежде всего от характера годичных колец, наличия

сердцевинных лучей и строения волокон. Большое влияние на текстурный

рисунок оказывает красящий пигмент - а также разница в цвете ранней и

поздней древесины. Особенно это заметно на тангентальном разрезе.

Выразительность текстуры зависит от ширины годичных колец (ярко проявляется

у каштана, белой акации, тополя). Иногда разница в ширине годичных колец

сочетается с их своеобразным волнистым строением.

Древесина лесных пород окрашена обычно в светлый цвет. У некоторых из них

(граб, береза, ольха) этот цвет распространяется на всю толщину ствола, а у

дуба, лиственницы, сосны центральная часть темная. Темноокрашенную часть

ствола называют ядром, а светлую - заболонью. Породы с ярко выраженным

ядром являются ядровыми, остальные - заболонными. Ядро образуется за счет

отмирания клеток древесины, отложения дубильных, красящих веществ и смолы

(у хвойных пород). Молодые деревья ядра не имеют. Переход от заболони к

ядру может быть резким или плавным. Это очень важная для древесины

характеристика, так как именно она является решающим фактором при выборе

материала для облицовочных и мозаичных работ.

[pic]

Рис. 1. Основные разрезы ствола дерева:

1 - поперечный;

2 - радиальный;

3 - тангентальный.

На поперечном разрезе лиственных пород видны сосуды для подвода питательных

веществ. Эти сосуды бывают в основном в древесине годичных слоев. Если они

образуют сплошные кольца, то породы называют кольцесосудистыми, если же они

равномерно распределены по всей ширине годичного слоя, то породы носят

название рассеяннососудистых. К кольцесосудистым относятся дуб, ясень,

ильм, вяз, карагач и др., к рассеяннососудистым - граб, клен обыкновенный,

береза, грецкий орех, груша, чинара (платан), самшит, липа, ольха, осина и

др. На радиальном и тангентальном разрезах сосуды имеют вид продольных

бороздок.

Пороки древесины.

На красоту текстурного рисунка влияют не только способы распиливания

древесины, но и отклонения от строения и развития ствола. Наиболее

характерными местами с неправильным расположением волокон являются

различные развилки, прикорневая часть ствола, наросты на стволах - капы и

наплывы. К порокам древесины относятся также нарушения в самой ее

структуре, выражающиеся в грибных поражениях клетчатки ствола. Это вызывает

изменение цвета и некоторых других свойств, влияющих на текстурный рисунок.

Такие отклонения в строении древесины имеют большую ценность для мозаичных

работ.

Цели применения древесины определяют значение того или иного

порока.Наиболее ценные узоры получаются из капов орехового дерева,

карельской березы, тополя, ясеня, черешни, березы обыкновенной, клена,

груши. Рисунок "птичий глаз" образуется за счет нераспустившихся почек у

маньчжурского ясеня, белого клена, карельской березы. Особенно красивой

текстура капов бывает при тангентальном разрезе. Не нужно забывать, что

текстура ценится лишь в случае прозрачной отделки.

Обычные сучки снижают ценность конструктивных элементов, которые идут под

прозрачную отделку. Не рекомендуется в несущих элементах конструкции

применять невысушенную древесину с сучками, так как высохнув, сучок теряет

связь с основой и ослабляет конструкцию. В таких случаях сучки высверливают

и в отверстия вставляют на клею сухие заглушки. В мозаичных же работах

сучки выступают в качестве изобразительного элемента для наборного сюжета.

Свилеватость - это волнистое размещение волокон, особенно в прикорневой

части дерева. Чаще всего свилеватость наблюдается у клена, дуба, карельской

березы, ореха и др. С этим пороком древесина трудно поддается обработке,

зато при изготовлении строганого шпона она высоко ценится, особенно у

ореха, клена. Характерны в этом отношении и наплывы - наросты на

прикорневой части ствола.

Косослой - порок, выражающийся в том, что волокна древесины размещены

наискось. Древесина с косослоем не используется для изготовления ручек

ударных столярных инструментов, воспринимающих поперечную нагрузку, но это

- находка мозаиста.

Более редкими пороками формы ствола являются завиток, смоляной кармашек,

крень, двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, засмолок, рак,

ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водослой и др.

Завиток характерен местным искривлением годичных слоев вследствие влияния

прорости или сучков ствола. Завитки бывают сквозные и односторонние.

Детали, которые должны нести значительную нагрузку, изготовляют из

древесины без завитков, снижающих ее прочность. Как и другие пороки,

завиток нашел широкое применение в мозаичных работах.

Смоляные кармашки, крень и засмолок характерны для хвойных пород, особенно

для ели.

Прорость - участок дерева, претерпевший механическое повреждение клетчатки.

Часто в месте проросшего участка встречаются засмолки и грибные пятна.

Ложное ядро представляет собой порок, при котором внутренняя часть ствола

имеет разную окраску, в основном темно-бурую с темно-зеленым или лилово-

фиолетовым оттенком, что очень ценно в мозаичных работах.

Пятнистость выражается в окраске заболони в виде продолговатых прожилок. По

цвету они напоминают ядровую ткань древесины. Этот порок-следствие грибных

поражений клетчатки. Располагается он в основном на пограничном слое ядра и

заболони.

Внутренняя заболонь характерна для лиственных пород. Ее участки

располагаются в ядровой древесине и имеют цвет заболони. Сплошные или

прерывистые кольца двойной заболони состоят из мягкой древесины, что

способствует впоследствии растрескиванию пиленого материала. Двойная

заболонь встречается у дуба, ясеня и -некоторых других лиственных пород.

Для мозаичных работ этот порок очень ценен.

В лиственных и хвойных породах иногда встречаются участки, на которых в

естественных условиях древесина приобретает другой цвет. Цветовые тона

таких участков бывают темнее и светлее основного тона окраски слоев

древесины. В лиственных породах получается коричнево-красная окраска, в

хвойных - светло-желтая.

Грибным поражениям древесина подвергается в результате воздействия на нее

различного рода гнилей. При этом цветовой тон отдельных участков древесины

изменяется. Часто грибные болезни поражают древесину на сплавах леса. При

определенных условиях (в частности, при температуре внешней среды 15...25

°С и влажности древесины 30...60 %) грибные споры развиваются особенно

интенсивно. На первых стадиях своего развития грибные пятна и полосы не

снижают качества древесины, а изменяют лишь окраску определенных участков.

На породах со светлой древесиной грибные поражения имеют вид продолговатых

полос и колец различных оттенков: серого, фиолетового, красно-бурого,

красноватого и др. Начинающему столяру необходимо научиться отличать

здоровую древесину от древесины, пораженной настолько, что ее механические

свойства не позволяют использовать ее для определенных видов работ (под

нагрузкой, в агрессивной среде и т. д.). Древесина, пораженная ядровой

гнилью, не годится ни для столярных, ни для наборных мозаичных работ, так

как она очень мягкая и хрупкая.

Ядровая гниль на первой стадии поражения древесины еще не влияет на ее

механические свойства; для мозаистов она известна под названием мраморной

гнили лиственных .пород. Заболевшая древесина при этом пронизана белыми и

черными линиями с красной окантовкой. Следуя изгибу здоровых волокон, нити

мраморной гнили представляют собой красочную картину. Древесина, пораженная

мраморной гнилью, всегда будет находкой для мозаиста. Существуют и другие

виды ядровой гнили: бурая трещиноватая и пестрая ситовая.

Заболонная окраска развивается в срубленной древесине, не снижая ее

твердости. В основном это бывает у хвойных пород. Для сосны характерна

синева, которая приобретает то сероватый, то зеленоватый оттенок. Этому

пороку сопутствуют цветные заболонные пятна с окраской участков древесины в

желтый, розовый, фиолетовый, коричневый и оранжевый тона. По интенсивности

цвета они бывают разные; глубина проникновения их ограничивается верхними

слоями заболони. Мозаисты с успехом используют заболонную окраску древесины

без применения дополнительного воздействия на нее химическими препаратами и

красителями, несколько вуалирующими текстуру.

Побурение, которое считается пороком срубленного дерева и распространяется

от периферии к центру в виде пятен разной интенсивности, часто встречается

у лиственных пород (осины, березы, бука).

Рассмотренные пороки снижают строительные качества древесины, но в маркетри

играют значительную роль. Не будь их, текстура древесины обеднела бы и

перестала быть выразительным средством в мозаике по дереву.

Цвет и блеск древесины.

Цветовая палитра пород древесины имеет практически все оттенки спектра, а

вариации этих оттенков насчитывают бесчисленное множество тональных

соотношений. У одной породы их может быть несколько десятков..

Цвет древесины - один из признаков, по которым одна порода дерева

отличается от другой. Древесина липы, сосны, березы, клена, осины -

светлая, дуба и ясеня -бурая, грецкого ореха, тика - коричневатая и т. д.

Если сравнить древесину сосны и дуба, то можно сказать, что у сосны она

светло-желтая, у дуба - серо-бурая. Но в том и другом случае цвет древесине

придают красящие и дубильные вещества, находящиеся в ее клетках. Чаще

встречаются породы с теплыми оттенками цветов (охристыми, коричневыми,

красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми), реже - с холодными (зелеными,

синими, фиолетовыми).

Под влиянием атмосферных условий цвет древесины может изменяться: в

пределах каждого климатического пояса древесине одной породы присущ свой

цветовой оттенок. На окраску древесины влияют также свет и воздух: со

временем текстура древесины темнеет. Так, срубленная ольха через некоторое

время становится красноватой. В определенной мере окраску древесины

изменяют грибные поражения, а также находящиеся в земле минеральные соли,

окружение дерева (затемнение его от солнца) и т. д. К комлю древесина

темнее, а к вершине - светлее. С возрастом у всех деревьев древесина также

темнеет. Все это необходимо учитывать в столярных и особено мозаичных

работах, где текстура и цвет выступают в качестве изобразительного элемента

при раскрытии сюжета или образа.

Цветовые оттенки различных пород можно классифицировать по основным

группам, где преобладающим будет один цвет древесины:

желтый - береза, ель, липа, осина, граб, клен, пихта, ясень (беловато-

желтый со светлыми оттенками розового и красного), барбарис (лимонно-

желтый), шелковица (золотисто-желтый), боярышник, карельская береза,

черемуха (красновато-буровато-желтый), айлант (розовато-желтый);

бурый - кедр, тополь, ядро вяза (светло-бурый), бук, лиственница, ольха,

груша, слива (красновато-розовато-бурый), каштан, рябина (коричнево-бурый),

акация (желто-бурый), анатолийский орех (зеленовато-бурый);

коричневый - черешня (желтовато-коричневый), яблоня (желтовато-розовато-

светло-коричневый), абрикос, грецкий орех (светло(темно)-коричневый);

красный - тис, красное дерево;

розовый - лавровишня (желтовато-розовый), чинара (темно-розовый);

оранжевый - крушина;

фиолетовый - сирень, бирючина (ядро);

черный - мореный дуб, эбеновое дерево;

зеленоватый - хурма, фисташка.

Блеск древесины - это ее свойство отражать световой поток. У различных

пород блеск неодинаковый; в значительной степени это свойство проявляется у

бука, клена, чинары, белой акации. Матовый (сатиновый) блеск имеют тополь,

липа, осина, тик; шелковистый - ива, вяз, ясень, черемуха; золотистый -

черешня; серебристый - сибирский кедр; муаровый - береза, серый клен,

лавровишня.

Блеск древесины зависит не только от наличия и размеров сердцевинных лучей,

но и от характера их размещения по разрезам: чем крупнее сердцевинные лучи

(например, у дуба) и чем плотнее древесина, т. е. чем кучнее расположены

сердцевинные лучи (например, у клена), тем значительнее будет блеск

древесины. Распределение блеска по поверхности неодинаково и зависит от

вида разреза: в радиальной плоскости он сильнее, в поперечной-слабее.

Светотеневые переливы у одних пород хорошо заметны только на продольном

разрезе ствола, у других - на всех разрезах. Они существенно влияют на

декоративные качества древесины, усиливая или ослабляя ее выразительное

звучание, поэтому блеск древесины учитывают при составлении мозаичных

наборов.

Отличительные особенности и применение древесных пород.

Хвойные породы.

Сосна - наиболее распространенное дерево хвойной породы. Цвет ее древесины

может быть бурым, красноватым, желтоватым и почти белым с легкими разводами

красноты. Лучший материал получают из тех деревьев, которые растут на

возвышенностях, сухих холмах, песчаниках; годичные слои у них расположены

близко друг к другу, а древесина имеет плотную структуру. Структура

древесины сосны, растущей во влажных местах, более рыхлая. В сухом виде

сосна - легкая и податливая для столярных работ порода. Вдоль волокон она

строгается хорошо, поперек- с трудом, а пилится поперек - хорошо, вдоль -

плохо. Древесина сосны хорошо склеивается. Из нее изготовляют мебель (для

этого подбирают натуральное дерево с красивой, ярко выраженной текстурой),

каркасы конструкций столярных изделий и конструкции под облицовку строганым

шпоном ценных пород. Сосна широко применяется для изготовления дверей,

окон, настилки полов и т. д. Древесина хорошо обрабатывается красителями и

лаками после обес-смоливания. Сосна используется также для мозаичных и

резных работ.

Ель мягче сосны, но она имеет большое количество мелких и средних сучков,

что затрудняет ее применение в ответственных столярных конструкциях.

Текстура ее древесины невыразительна. Ель менее влагостойка, чем сосна, и

скорее поддается гниению, зато древесина ее мало подвержена короблению, что

является положительным качеством этого материала. Отделывается ель плохо, а

склеивается лучше сосны. Широко применяется в мозаичных наборах благодаря

сучковатой текстуре. В столярном деле используется в основном для

неответственных конструкций мебели, не испытывающих больших нагрузок во

время эксплуатации.

Лиственница занимает особое место среди других хвойных пород. Ее древесина

имеет красновато-коричневатый, иногда буроватый оттенок и отличается

высокой прочностью (прочнее дуба) и влагостойкостью. Сухая древесина

лиственницы обрабатывается хорошо, хотя при длительной обработке деталей

подошва инструмента засмаливается. Лиственница мало подвержена короблению,

но при быстрой сушке в древесине ствола могут возникать внутренние трещины.

Для отделки лиственницы применяют в основном нитроцеллюлозные лаки. Порода

используется в столярных и мозаичных работах, применяется для изготовления

резных изделий.

Кедр имеет беловато-желтую древесину с различными цветовыми оттенками в

зависимости от места произрастания. Древесина кедра не отличается высокой

плотностью и прочностью, обладает стойкостью против гниения, мало

подвержена червоточине, имеет сильный специфический запах, хорошо колется.

В столярном деле употребляется для изделий, не подвергающихся большим

нагрузкам. Полировку кедрового дерева применяют мало, отделывают его в

основном воском. Древесина кедра, как и лиственницы, хорошо обрабатывается

режущим инструментом. Кедр - хороший материал для резьбы.

Можжевельник - хвойный кустарник, диаметр стволов которого доходит до 10

см. Крепкая тонкослойная древесина его хорошо обрабатывается и полируется,

имеет специфический приятный запах. Можжевельник применяется з столярном

деле для изготовления мелких деталей, при точении, для резных и мозаичных

работ.

Кипарис и туя по свойствам похожи на можжевельник, но их древесина более

широкослойная и темнее по тону. Они применяются для мелких резных работ.

Кипарис не трескается и не коробится.

Тис имеет красно-бурую с темными и светлыми прожилками древесину. Заболонь

у него светлая, почти белая. Древесина тиса прочная и твердая со

значительным количеством сучков на стволе. Она почти не подвергается

червоточине и мало чувствительна к атмосферным переменам. Строгается и

полируется хорошо; отлично красится, особенно в черный цвет. В столярном

деле древесина тиса находит разнообразное применение; это хороший материал

для резьбы; шпон из тиса ценится в мозаичных работах.

Сибирская пихта применяется наравне с елью, хотя и имеет пониженные физико-

механические свойства.

Лиственные породы.

Наибольшее значение в столярном деле имеют не хвойные, а лиственные породы.

Из многообразия лиственных пород в первую очередь следует выделить дуб.

Дуб отличается высокой прочностью, твердостью, стойкостью против гниения,

способностью к гнутью, имеет красивую текстуру и цвет. На тангентальном

разрезе ясно видны поры, а на радиальном - крупные сердцевинные лучи.

Заболонь у дуба четко отделяется от ядра светлым тоном.

Древесина дуба обладает достаточной вязкостью и хорошо обрабатывается

режущим инструментом. Пролежав в воде несколько десятков лет, она

приобретает шелковистую темно-фиолетовую с зеленоватым отливом окраску (под

"вороново крыло"). Ее твердость по сравнению с сухой древесиной выше, но

выше и хрупкость. Обработка мореного дуба затруднительна. Имея много

дубильных веществ, древесина дуба хорошо протравливается. Кора молодого

дуба служит источником дубильных веществ. В отваре из смеси дробленой коры

и стружки ствола дуба выдерживают древесину других пород и насыщают таким

образом ее дубильными веществами. Вымоченная в таком наваре и насыщенная

дубильными веществами, древесина хорошо протравливается в растворах солей

металлов, приобретая необходимую окраску. Древесина дуба широко

используется для изготовления мебели, паркета, предметов декоративно-

прикладного искусства, а также в бондарном деле. Шпон из дуба применяется

для облицовывания малоценных пород, фанеры, древесностружечных плит и т. д.

Дуб используется в мозаичном деле и для крупной резьбы; для мелких профилей

он невыразителен. Древесина дуба плохо принимает спиртовые лаки и политуру,

но хорошо клеится. Ясень древесиной похож на дуб, хотя и не имеет ярко

выраженных сердцевинных лучей. При обесцвечивании приобретает оттенок

седины. Хорошо гнется после пропаривания. При сушке ясень трескается мало;

из-за высокой вязкости и прочности древесина обрабатывается с трудом. Ясень

легко повреждается червоточиной, поэтому его древесину подвергают

антисептической обработке. Заболонь у ясеня четко отделяется от ядра.

Текстура его красивая, буровато-желтого цвета. В неблагоприятных условиях

(влажность, сырость) ясень быстро загнивает. Гибкая и прочная, древесина

ясеня рекомендуется для изготовления домашнего спортивного инвентаря -

гимнастической стенки, гимнастических досок, а также перил, рукояток

инструментов и т. д. Из-за низкого сопротивления трению ясень не

рекомендуется использовать для колодок режущих инструментов. Полируется

ясень плохо; требует, как и дуб, порозаполнения. Для ясеня рекомендуется

декоративное покрытие нитролаками или воскование. Благодаря частым наростам

на стволе и ярко выраженной текстуре, древесина ясеня широко применяется в

мозаичном деле.

Бук имеет прочную и твердую древесину; по прочности она не уступает дубу. В

чистом виде бук не имеет ярко выраженной текстуры, но на тангентальном и

радиальном разрезах его древесина очень красива и эти декоративные качества

ее используются при облицовывании мебели строганым шпоном. Бук

гигроскопичен, поэтому его не употребляют для изделий, находящихся во

влажной среде. Древесина быстро сушится и не трескается. Бук легко колется,

пилится и обрабатывается режущим инструментом; хорошо гнется в пропаренном

виде; полируется с трудом. Применение бука в столярном деле разнообразно:

от колодок строгальных инструментов до мебели из массива. Древесина с

успехом используется в резьбе, хотя и имеет высокую твердость, а также в

мозаичных работах. Она хорошо отделывается нитро- и полиэфирными лаками,

воскованием, окрашивается в различных растворах и отбеливается.

Граб называют еще белым буком. Он имеет твердую, прочную и плотную

древесину беловато-серого цвета. Текстура граба не отличается яркостью,

как, например, у ясеня; на ровно матовом фоне его древесины разбросаны

светлые точки. Нередко эта порода имеет косослойное строение древесины,

поэтому граб колется с трудом. Заболонь не имеет большого различия в

переходе к ядру. После просушивания граб почти не подвержен короблению; его

твердость становится выше, чем дуба. Режущим инструментом обрабатывается с

трудом. Применение граба в столярном деле разнообразно, хотя и не такое

широкое, как дуба, ясеня или бука; используется в мозаичном деле. Граб

хорошо отделывается и травится.

Береза обыкновенная отличается высокой прочностью, однородным строением и

цветом, средней плотностью и твердостью. Древесина ее неустойчива против

гниения; используется в основном для изготовления фанеры, лущеного шпона,

древесностружечных плит, пластиков; применяется в мебельном производстве и

вообще в столярном деле. Береза легко обрабатывается и отделывается, при

травлении хорошо окрашивается под более ценные породы. Древесина в

распаренном состоянии хорошо гнется. Березовые капы (наросты на стволе)

дают очень ценный материал для мозаичных работ. Благодаря однородности,

вязкости и твердости древесины, березу применяют и для изготовления резных

изделий. Недостатки этой породы: долго высыхает, легко колется, сильно

трескается, коробится, подвержена червоточине.

Карельская береза растет на северо-западе нашей страны. Древесина ее вязкая

и твердая, легко поддается столярной обработке. Среди лиственных светлых

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.