![]() |
|
|
Кшм ЗИЛ-130Кшм ЗИЛ-130| | |КШМ - ЗИЛ - 130. | | | |Введение. | |Раздел 1. Устройство. | |Анализ существующих конструкций. | |Общее устройство и принцип работы. | |Устройство и работа всех приборов системы. | |Раздел 2. Техническое обслуживание. | |Основные неисправности, причины, признаки. | |Способы устранения неисправностей, диагностические, регулировочные, очистительные | |работы. | |Регламентные работы. | |Раздел 3. Ремонт. | |Основные дефекты приборов системы. | |Способы устранения дефектов. | |Раздел 4. Техника безопасности и охрана труда и окружающей среды. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Понятие "автомобиль" включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. | |Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много | |общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы| |управления, тормозящая система. На автомобильных заводах конечным продуктом | |производства могут быть как автомобили в сборке, так и отдельные их составные части | |(двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т.п.), включающие в себя большое | |число деталей, узлов, механизмов и систем. | |Двигатели, установленные на большинстве автотранспортных средств, называются | |двигателями внутреннего сгорания, потому что процесс сгорания топлива с выделением | |теплоты и превращение ее в механическую работу происходит непосредственно в его | |цилиндрах. | |Эти двигатели классифицируются: | |по способу смесеобразования - на двигатели с внешним смесеобразованием | |(карбюраторные и газовые), у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров, и | |двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели), у которых рабочая смесь | |образуется внутри цилиндров; | |по способу выполнения рабочего цикла - на четырех- и двухтактные; | |по числу цилиндров - на одно- , двух- и многоцилиндровые; | |по расположению цилиндров - на двигатели с вертикальным или наклонным расположением | |цилиндров в один ряд и на V-образные двигатели с расположением цилиндров под углом | |(при расположении цилиндров под углом 180( двигатель называется с противолежащими | |цилиндрами, или оппозитным); | |по способу охлаждения - на двигатели с жидкостным или воздушным охлаждением; | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |по виду применяемого топлива - на бензиновые (карбюраторные), дизельные, газовые и | |многотопливные. | |В зависимости от вида применяемого топлива, способы воспламенения рабочей смеси в | |двигателях различны. | |Блок цилиндров отливается из серого чугуна (у двигателей автомобилей семейства ЗИЛ, | |КамАЗ, МАЗ и ВАЗ) или из алюминиевого сплава (у двигателей автомобилей ГАЗ-2410 | |"Волга", "Москвич" - 2140). | |У дизелей КамАЗ на зеркало цилиндров наносят мелкую (ромбовидную) сетку для лучшего | |удержания смазочного материала. | |Двигатели с рядным расположением цилиндров имеют одну общую головку цилиндров, | |двигатели с V- образным расположением цилиндров - две (двигатели ЗИЛ -130, ГАЗ - | |53-11) или четыре на каждые три цилиндра (двигатель ЯМЗ-240). У двигателей | |автомобилей КамАЗ каждый цилиндр снабжен отдельной головкой цилиндра. | |Нижнюю головку, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной к оси | |шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает | |диаметр цилиндра (у дизелей ЯМЗ), плоскость разъема головки делают под углом (косой | |срез), что позволяет уменьшить радиус окружности, описываемой нижней частью шатуна. | |На крышке и стержне шатуна дизеля КамАЗ-740 метки выбивают в виде трехзначных | |номеров. Кроме того, на крышке шатуна выбивают порядковый номер цилиндра. Так, у | |двигателя ЗИЛ-130 метка на днище поршня должна быть направлена к передней части | |двигателя. При этом метка на шатуне для левого ряда цилиндров должна быть направлена| |в одну сторону с меткой на поршне, а метка на шатуне для правого ряда цилиндров | |должна быть направлена в противоположную сторону относительно метки на поршне. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Коленчатый вал изготовляют штамповкой из легированных сталей или отливают из | |высокопрочных магниевых чугунов (двигатели ЯМЗ, ЗМЗ, ВАЗ и др.). | |Полноопорные валы двигателей (ЗИЛ-130, КамАЗ-740, ВАЗ-2108) отличаются большой | |жесткостью, что повышает работоспособность кривошипно-шатунного механизма. | |У дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 маховик центрируется с помощью двух штифтов и крепится| |болтами не к фланцу, а непосредственно к коленчатому валу. | | | |Общее устройство и принцип работы. | | | |В состав КШМ кривошипно-шатунного механизма двигателя входит две группы деталей: | |неподвижные и подвижные. | |К неподвижным деталям относятся блок цилиндров, служащий основой двигателя, цилиндр,| |головки блока или головки цилиндров и поддон картера. | |Подвижными деталями являются поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатун, | |коленчатый вал, маховик. | |Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте | |сгорание-расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное | |движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. | | | |Устройство и работа всех приборов системы. | | | |Блок цилиндров. У V-образных двигателей блок цилиндров представляет собой | |массивный литой корпус, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и | |системы. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Нижняя часть блока является картером, в литых поперечинах которого расположены | |опорные гнезда для подшипников коленчатого вала. Такую отливку часто называют | |блок-картером. | |В средней части блока цилиндров имеются отверстия для установки подшипников | |скольжения под опорные шейки распределительного вала. Плоскость разъема блока может | |проходить по оси коленчатого вала или быть смещенной относительно ее вниз. К нижней | |части блок-картера крепится стальной штампованный поддон, служащий резервуаром для | |масла. По каналам в блоке масло из поддона подается к трущимся деталям двигателя. | |На V-образных двигателях для повышения жесткости блока цилиндров его плоскость | |разъема, расположена ниже оси коленчатого вала. | |В отливке блока цилиндров имеется рубашка для жидкостного охлаждения двигателя, | |представляющая собой полость между стенками блока и наружной поверхностью вставных | |гильз. Охлаждающая жидкость подается в рубашку охлаждения через два канала, | |расположенные по обеим сторонам блока цилиндров. К передней части блока цилиндров | |крепится крышка распределительных шестерен, а к задней - картер сцепления. | |Блок цилиндров отливается из серого чугуна или из алюминиевого сплава. | |Рабочая поверхность цилиндров является направляющей при движениях поршня и вместе с | |ним и головкой блока цилиндров образует замкнутое пространство, в котором происходит| |рабочий цикл двигателя. Для плотного прилегания поршня и поршневых колец к цилиндру | |и уменьшения сил трения между ними внутреннюю полость цилиндров тщательно | |обрабатывают с высокой степенью точности и чистоты, и поэтому она называется | |зеркалом цилиндра. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Цилиндры могут быть отлиты как одно целое со стенками рубашки охлаждения или | |изготовлены отдельно от блока в виде вставных гильз. Последние подразделяются на | |"сухие" гильзы, запрессованные в расточенный блок, и сменные, "мокрые" гильзы, | |омываемые с наружной стороны охлаждающей жидкостью. | |При сгорании рабочей смеси верхняя часть цилиндров сильно нагревается и подвергается| |окислительному воздействию продуктов сгорания, поэтому в верхнюю часть блока | |цилиндров или гильз, как правило, запрессовывают короткие вставки - сухие гильзы | |длиной 40 - 50 мм. | |Вставки изготовляют из легированного чугуна, обладающего высокой износо- и | |коррозионной стойкостью. | |При установке мокрой гильзы ее борт выступает над плоскостью разъема на 0,02 - 0,15 | |мм. Это позволяет уплотнять ее, зажимая борт через прокладку между блоком и головкой| |цилиндров. В нижней части гильза уплотняется двумя резиновыми кольцами или медными | |прокладками, установленными по торцу нижнего пояса гильзы. Преимущественное | |применение в двигателях мокрых гильз связано с тем, что они обеспечивают лучший | |отвод тепла. Это повышает работоспособность и срок службы деталей цилиндропоршневой | |группы, при этом снижаются затраты, связанные с ремонтом двигателей в процессе | |эксплуатации. | |Головка цилиндров. В головке цилиндров размещены камеры сгорания, в которых | |установлены впускные и выпускные клапаны, свечи зажигания или форсунки. | |На головке цилиндров крепятся детали и узлы привода клапанного механизма. | |Значительное влияние на процесс смесеобразования как в карбюраторных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |двигателях, так и в дизельных имеют формы камеры сгорания. В карбюраторных | |двигателях наибольшее распространение получили цилиндрические полусферические и | |клиновые камеры с верхним расположением клапанов. Для создания герметичности между | |блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку | |цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, | |жаростойкой и эластичной. | |Поршень. Воспринимает давление газов при рабочем такте и передает его через | |поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый | |цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава. В верхней части поршня | |расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца. Ниже головки | |выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются приливы-бобышки | |с отверстиями для поршневого пальца. | |При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом | |цилиндра не будет необходимого зазора, заклинится в цилиндре и двигатель прекратит | |работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, | |так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в | |цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивался при | |прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбка, а саму | |юбку в поперечном сечении изготовливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с | |большой осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. На юбке поршня | |может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбка предотвращается | |заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Поршневые кольца, применяемые в двигателях, подразделяются на компрессионные и | |маслосъемные. | |Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром и служат для | |уменьшения прорыва газов из цилиндоов в картер, а малосъемные снимают излишки масла | |с зеркала цилиндров и не допускают проникновение масла в камеру сгорания. Кольца, | |изготовленные из чугуна или стали, имеют разрез (замок). | |При установке поршня в цилиндр поршневое кольцо предварительно сжимают, в результате| |чего обеспечивается его плотное прилегание к зеркалу цилиндра при разжатии. На | |кольцах имеются фаски, за счет которых кольцо несколько перекашивается и быстрее | |притерается к зеркалу цилиндра, и уменьшается насосное действие колец. | |Количество колец, устанавливаемых на поршнях изучаемых двигателей, неодинаковое. На | |поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных кольца, два верхних хромированны по | |поверхности, соприкасающейся с гильзой. | |Малосъемных колец в изучаемых двигателях по одному. Малосъемное кольцо собрано из | |четырех отдельных элементов - двух тонких стальных разрезных колец и двух | |гофрированных стальных расширителей (осевого и радиального). | |При установке колец на поршень их замки следует размещать в разные стороны. | |Поршневой палец. Для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна служит | |поршневой палец. Через пальцы передаются значительные усилия, поэтому их изготовляют| |из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой ТВЧ. | |Поршневой палец представляет собой толстостенную трубку с тщательно отшлифованной | |наружной поверхностью, проходящщую через верхнюю головку шатуна и концами | |опирающуюся на | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |бобышки поршня. | |По сопособу соединения с шатуном и поршнем пальцы делятся на плавающие и | |закрепленные (обычно в головке шатуна). Наибольшее распространение получили | |плавающие поршневые пальцы, которые свободно поворачиваются в бобышках и во втулке, | |установленной в верхней головке шатуна. Осевое переммещение поршневого пальца | |ограничивается стопорными кольцами, расположенными в выточках бобышек поршня. | |При работающем двигателе в бобышках поршня возможны стуки пальцев из-за различного | |коэффициента линейного сплава и стали. | |Шатун. Он служит для соединения поршня с кривошипом коленчатого вала и обеспечивает | |при такте рабочего хода передачу усилия от давления газов на поршень к коленчатому | |валу, а при вспомогательных тактах (впуск, сжатия, выпуск), наоборот, от коленчатого| |вала к поршню. При работе двигателя шатун совершает сложное движение. Он движется | |возвратно-поступательно вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого | |кольца. | |Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. Он состоит из стержня | |двутсеврового сечения, верхней головки, нижней головки и крышки. В стержне шатуна | |при принудительном смазывании плавающего поршневого пальца (в основном у дизелей) | |сверлится сквозное отверстие - масляный канал. | |Нижнюю головку, как правило, делают разъемной в плоскости, перпендикулярной к оси | |шатуна. В тех случаях, когда нижняя головка имеет значительные размеры и превышает | |диаметр цилиндра. | |Крышка шатуна изготовляется из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно| |с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не | |допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки, чтобы обеспечить | |высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками и стопорят | |шклинтами или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде | |тонкостенных стальных вкладышей, которые с внутренней стороны покрыты слоем | |антифрикционного сплава. | |От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), | |которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна| |и во вкладыши делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало | |цилиндра или на распределительный вал. | |Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в масле шатунов | |не должна превышать 6 - 8 г. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке | |коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки | |шатуннопоршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам. | |Коленчатый вал. Коленчатый вал воспринимает силу давления газов на поршень и силы | |инерции возвратно-поступательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма. | |Силы, передающиеся поршнями на коленчатый вал, создают крутящий момент, который при | |помощи трансмиссии передается на колеса автомобиля. | |Коленчатый вал изготовляют штамповкой из легированных сталей или отливают из | |высокопрочных чугунов. | |Коленчатый вал состоит из коренных и шатунных шеек, противовесов, заднего конца с | |отверстием для установки шарикоподшипника ведущего вала коробки передач и фланца для| |крепления маховика, переднего конца, на котором установлен хроповик пусковой | |рукоятки и шестерня газораспределения, шкива привода вентилятора, жидкостного насоса| |и генератора. | | | | | | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |