реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договорная теория возникновения государства и права

телю Афин Солону осуществить преобразования, которые значительно расширили

права граждан и способствовали сохранению и упрочению основ полисной

демократии.

Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти

Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет, Четырехсот,

коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры. Ареопаг представлял

собой совет старейшин и родовой знати. Его члены (а эта должность была

пожизненной) наблюдали за соблюдением законов гражданами и дол-жностными

лицами, участвовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырехсот

представлял Народное собрание в перерывах между его заседаниями. Реальная

власть нахо-дилась в руках девяти архонтов («начальствующих»). Архонт-

эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год.

Архонт-басилей руководил проведением общепо-лисных празднеств в честь богов

и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприно-шения. Данные

представительские функции, имевшие сакральную основу, делали эту долж-ность

весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал

войсками. Шесть архонтов-фесмофетов ведали правовыми вопросами.

По предложению Солона были произведены изменения в государственном

устройстве Афин. К участию в непосредственном управлении городом были

привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем

политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня

их богатства, но его законодательство положило предел порабощению свободных

людей (было отменено долговое рабство) и четко определило сте-пень участия

в государственных делах всех социальных групп.

Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На основании оценки

имущества он ввел разделение на четыре класса ... - на пентакосиомедимнов,

всадников, зевгитов и фе-тов. Притом все вообще должности он предоставил

исправлять гражданам из пентакосиоме-димнов, всадников и зевгитов -

должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца-ти и колакретов..,

а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народ-ном

собрании и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто

со своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к

всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди,

которые могли содержать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать

те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные - к классу

фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной

должности» [15]. В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три

первые цензовые группы, законодательно закрепили свое право занимать высшие

государст-венные должности. Отныне начальником полисного войска (стратегом)

мог быть только зем-левладелец. Попавшие в разряд фетов участвовали в

выборах должностных лиц, но сами не мог-ли исполнять никакой

государственной службы.

Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Солон строго

обозначил обя-занности Народного собрания, процедуру его созыва и

проведения. Собрание проводилось практически каждую неделю (всего сорок раз

в году, не считая чрезвычайных). К числу его важнейших функций относились

объявление войны и мира, издание законов, избрание дол-жностных лиц

афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа,

выраженная путем общего голосования в Собрании, приобретала силу закона

(нома), обя-зательного для всех. Постановления Народного собрания

(псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили».

В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четырехсот (Буле). В

него входи-ло по сто представителей ото всех афинских фил. Совет

рассматривал законопроекты, преж-де чем они поступали на утверждение в

Народное собрание. При Солоне функции Ареопага изменились. Ранее он

назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого

важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отныне совет

Арео-пага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В

его руках еще ос-тавался ряд полномочий: он мог привлекать к

ответственности должностных лиц, опротесто-вывать решения Совета и

Собрания.

Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и

члены низ-шей, четвертой имущественной группы. Число судей было

значительным. В V веке до н.э. оно достигало шести тысяч человек (пять

тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей

должно было, по мнению афинян, сделать невозможным их под-куп, а

следовательно, гарантировать справедливость процесса. Для формирования

коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по жребию попадали афиняне

независимо от знатнос-ти и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в

дурных поступках.

В 510 г. до н.э. активное участие в управлении Афинским государством

принимал Клисфен. Новые демократические реформы, направленные на усиление

власти Народного соб-рания, и дальнейшее развитие принципа выборности

должностных лиц были проведены под его руководством.

Одной из реформ Клисфена стало разделение Аттики по территориальному

принципу. Это подрывало устои родовой аристократии, традиционно имевшей в

филах большое влияние. Вместо четырех прежних было образовано десять новых

административных единиц. Каждая фила вклю-чала три округа: в Афинах, в

приморской полосе и во внутренней области. Самыми мелкими единицами стали

демы (их было около ста). Эти меры преследовали ясную цель: разрушить свя-

зи между знатью и рядовыми гражданами. Реформа фил положила предел

региональному сепаратизму в Аттике. Античные авторы высоко оценивали

преобразования, осуществленные Клис-феном. Вот что писал по этому поводу

Аристотель: «Для такой демократии полезны, далее, и те установления,

которыми воспользовался в Афинах Клисфен в целях усиления демократии, рав-

но как и основатели демократического строя в Кирене. Следует вводить новые

филы и фратрии, при-том увеличить их число.., чтобы все граждане как можно

больше перемешались между собой, а прежние соединения распались» [16].

Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а

гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с

новым административным делением вместо Совета Четырехсот был образован

Совет Пятисот. Он состоял из десяти секций по пять-десят человек, выбранных

по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (прита-ны) исполняли

свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридца-

ти лет. Каждая секция заведовала делами в течение 35-36 дней в году, по

очереди, как выпадет жребий. Секция готовила предложения для внесения в

Совет, созывала заседания Буле и Эк-клесии и руководила ими. Народный суд

также стал избираться по жребию из представителей де-сяти фил, в возрасте

свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функ-ции

неограниченное число раз.

По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее

члены выбира-лись сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное

командование армией и флотом. Председатель этой коллегии, как и

председатель Совета Пятисот, менялся ежедневно. Основным критерием для

выдвижения в члены коллегии стратегов являлось наличие у кандидата

земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «Законы

предупреждают каждого ора-тора и стратега, который стремится приобрести

доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами,

чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в ка-честве

залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить народом»

[17].

Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается

большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать

общественные должности, участвовать в заседаниях народного собрания и суда.

Состоятельные граждане были обязаны ре-гулярно вносить крупные денежные

суммы для организации общественных религиозных празд-ников, содержания и

оснащения военных кораблей.

В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла угроза

персидского завоевания. Афинская демократия с честью выдержала испытание

войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития

народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплекто-вавшейся из числа двух

первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл

флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачиваемая служба на военных

судах резко повысила авторитет низших афинских социальных групп.

Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного

собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании

Собрания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего города, так как

усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» [18].

Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории

афинского наро-довластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл.

Им удалось провести в На-родном собрании ряд предложений, в результате

которых Ареопаг окончательно утратил ос-татки политической власти. За

посещение Народного собрания и несение государственной служ-бы была введена

плата, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев

афинских граждан. Архонты получали за день заседания четыре обола, члены

Буле - пять оболов, а судьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола).

Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом

обменивались на три, а позднее на девять обо-лов. Покупательная стоимость

афинского обола (1/6 драхмы) была относительно невелика. На эти деньги

(своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог ку-пить

себе пищу на один день.

Эпоха Перикла не случайно названа историками «золотым веком» афинской

демокра-тии. Именно в период его деятельности понятие «народовластие»

наполнилось реальным содержанием, наиболее полно соблюдались политические

права и свободы граждан. Историк Фукидид предпринял попытку

реконструировать речь Перикла, в которой тот анализирует осо-бенности

афинского государственного строя: «Для нашего государственного устройства

мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее

сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так

как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш

государственный строй называется народо-правством. В частных делах все

пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных,

то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству,

поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному

сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или

низкое общест-венное положение не мешают человеку занять почетную

должность, если он способен оказать услуги государству. В нашем государстве

мы живем свободно... Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в

общественной жизни мы не нарушаем законов, главным образом из ува-жения к

ним и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту

обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают

постыдным.

Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными,

и обществен-ными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый

занят своим ремеслом, так-же хорошо разбираются в политике. Ведь только мы

одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не

благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем...»[19]

Расцвет Афинского государства продолжался недолго. Разразившаяся в 431

г. до н. э. Пелопонесская война показала слабость институтов

непосредственного народовластия. Победи-тели-спартанцы установили в Афинах

олигархический режим - «тиранию тридцати», правив-ший с помощью террора и

репрессий. Около полутора тысяч их политических противников бы-ло казнено.

Вскоре афиняне восстановили демократические свободы и тщательно сохраняли

основные принципы своего государственного устройства. В середине IV в. до

н. э. Греция утрачивает политическую независимость и попадает под власть

Македонского царства, а впос-ледствии - во II в. до н. э. становится частью

Римской империи. Однако падение Афин и дру-гих греческих полисов

объясняется в первую очередь неудачами в войнах с более могущест-венными

соседями, а не недостатками государственного строя. «Можно с уверенностью

ска-зать, что демократический строй в Афинах погиб насильственной смертью,

уничтоженный заво-евателями» [20]

Политическая жизнь древних Афин стала для более молодых цивилизаций

тем идеалом, принципы которого нередко заимствовались для создания основ

демократических и свободных государств.

2.2.3.Древний Рим.

К середине VIII в. до н.э. римская община представляла собой родо-

племенное объедине-ние латинского, сабинского и этрусского происхождения,

разделенное по куриям и трибам –территориальным единицам, сложившимся

естественным образом. С переходом к оседлой жизни они были наделены

военными, политическими и религиозными функциями. В каждой курии - «союзе

мужей» - комплектовались пешие войска, отбирались всадники, взимались

повинности и распределялась земельная собственность. Десять курий

составляли одну трибу - «племя», которое выставляло центурию - отряд из ста

всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753

- 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и первого царя Рима,

насчитывалось тридцать курий и три трибы. Первичной ячейкой римской общины

стали патри-архальные семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков.

Они возглавлялись отца-ми или патрициями, вели самостоятельную

хозяйственную деятельность и владели земельными наделами.

К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены в триста

родов, а патри-ции образовали привилегированное сословие, доступ в которое

был ограничен. Иммигранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог

подтвердить свое происхождение из числа трехсот родов, не получали

полноправного гражданства и становились плебеями. Некоторые исклю-чения

делались только для знати завоеванных городов: при отказе от гражданства

своей прежней общины она получала права римского народа (populus Romanus).

Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредством

нескольких политичес-ких институтов - царя, сената и народных собраний.

Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем

выполняла отдельные государственные функции. По мнению исследователей, Рим

этого времени с полным основанием можно назвать архаичес-ким царством.

Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканского строя был

пожизненно наделен высшей политической, военной, судебной и

административной властью. Он возглав-лял коллегию жрецов и формулировал

законы, которые затем утверждались народным собра-нием. Как отметил

немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской об-щине

имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу ,

семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни»

[21]. Должность царя не переда-валась по наследству, а была выборной. Им

мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Кандидатура царя предварительно

выдвигалась сенатом, а затем утверждалась народным собранием.

Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с

VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и

соответствовала общему числу рим-ских родов. Сенат был призван сохранять

устои римской общины готовил выборы нового ца-ря, имел право кассировать

решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначи-тельных

преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, 717 г. до н.э.

после убий-ства родовыми старейшинами Poмула, который был обвинен в

нарушении общинных поряд-ков. Плутарх сообщает: «А чтобы в этих шатких

обстоятельствах раздоры не привели госу-дарство от безначалия к полной

гибели патриции... условились, что каждый из них будет по очереди

облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шесть дневных

часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение

обеспечивало равные преимущества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов -

Прим, авт.) и потому было одобрено; вмес-те с тем частая смена властей

лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного

дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина» [22].

До выборов но-вого царя полнота власти переходила от одного сенатора к

другому. Каждый из них возглавлял общину в течение нескольких дней. Только

через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным

сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При

следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем

традиционной. Пери-од междуцарствия не имел определенного ограничения по

времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры

нового правителя.

Остальные члены римских родов за исключением женщин,

несовершеннолетних и ра-бов участвовали в жизни общины через куриатные

комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались

вопросы войны и мира, выбирались царь и другие долж-ностные лица. Историки

предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рождений,

смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с

перехо-дом в другой род.

Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской

истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение,

что внутри курий подача голосов «за» или «против» осуществлялась

посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и

высказывалась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е.

царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и

глашатай объяв-лял окончательный результат. В таком решении был отражен

характерный для римской государ-ственности принцип гражданского

равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение,

чем мы это понимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общи-

ны, а договор, заключенный между руководящими органами государственной

власти путем ответа, данного на вопрос» [23].

К концу царского периода, в начале VI в. до н.э. с разложением

родового строя, обо-соблением сословий и имущественной дифференциацией,

территориальным ростом римской общины, обострением отношений между

патрициями и плебеями потребовались изменения в системе управления.

Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Ту-ллий (579-

535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами

Солона в Афинах.

Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет

(чуть более 80 тысяч человек) на две части - способных и неспособных к

военной службе. В основу этой реформы был положен имущественный критерий.

Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным

наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой долей земельного

участка. Последний, непригодный к службе разряд, образовали пролетарии,

которые не имели никакой собственности. Подробное описание военной ре-формы

оставил римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.),

использовавший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех,

кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят

центурий: по сорока из старших и младших возрастов; (2) все они получили

название «первый разряд»; старшим надлежало быть в го-товности для обороны

города, младшим - вести внешние войны... (3) ...Этому разряду при-даны были

две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено

доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли

имеющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, старших и младших,

были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда Сервий

определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем

же разделением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять

тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пятый разряд обширнее:

образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем

центуриям запас-ные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз

одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из

которых была образована одна центурия, свободная от воинской службы.

Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из

виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он

образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под

теми же освященными птицегаданием именами. Для покупки коней всадникам было

дано из казны по десять тысяч ассов, а содер-жание этих коней было

возложено на незамужних женщин, которым надлежало вносить по две тысячи

ассов ежегодно» [24]. Таким образом, первый разряд выставлял 98 центурий

(80 пе-хотных и 18 всаднических), второйтретий и четвертый - по 20, пятый -

30 военных центурий с легким и дешевым вооружением. К ним были добавлены 4

центурии ремесленников и музы-кантов и 1 - неимущих граждан. Все вместе они

составляли 193 пеших и всаднических сотни.

Деление на разряды и образование центурий усложнило политическую

организацию римской общины. Из преобразований Сервия Туллия в военной

области выросла политичес-кая реформа. Появился новый вид народных собраний

с участием патрициев и плебеев – цен-туриатные полиции. В середине VI в. до

н.э. они стали тем органом публичной власти, у кото-рого «испрашивает царь

одобрения перед тем, как предпринять наступательную войну» [25]. Зна-чение

центуриатных комиций постепенно росло. Со временем они стали принимать

решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц,

утверждать законы.

На центуриатных собраниях действовала иная процедура голосования, чем

на куриат-ных. По свидетельству Тита Ливия: «(10) ...не поголовно, не всем

без разбора (как то пове-лось от Ромула и сохранялось при прочих царях)

было дано равное право голоса и не все го-лоса имели равную силу, но были

установлены степени, чтобы и никто не казался исключенным из голосованья, и

вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А имен-но:

первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных

центурий первого разряда; если мнения расходились, что случалось редко,

приглашали голосовать цен-турии второго разряда; но до самых низких не

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.