реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договорная теория возникновения государства и права

оставаясь дома он запирает свои ящики. Какое же мнение мы име-ем о своих

согражданах, раз мы разъезжаем вооруженными, раз мы запираем на замок

свою дверь, о своих детях и о прислуге, раз мы запираем свои ящики? Разве

этими своими дейст-виями мы не обвиняем людей так же,как я их обвиняю

своими утверждениями" [9].

Впрочем, добавляет Гоббс, никто из нас не может их обвинять. Желания и

страсти людей не являются греховными. Понятие добра и зла может иметь место

там, где сущест-вуют общество и законы; там, где нет установленных, не

может быть несправедливости. Справедливость и несправедливость, по словам

Гоббса, не суть способности ни души, ни тела. Ибо если бы они были таковыми

человек владел бы ими, даже будучи одиноким в ми-ре, так же как он владеет

восприятием и чувствованием. Справедливость и несправедливость суть

качества и свойства человека, живущего не в одиночестве, а в обществе.

Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой, вопреки их

наклон-ностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению. Где искать те

правила и понятия, на которых базируется человеческое общежитие? По мнению

Гоббса таким правилом становит-ся естесвенный закон, основанный на разуме,

при помощи которого каждый приписывает се-бе воздержание от всего того, что

может оказаться вредным ему.

"Естесвенный закон - это правило которое кроется не в согласии людей

между собой, а в согласии человека с разумом, это - указание разума

относительно того, к чему мы долж-ны стремиться и чего мы должны избегать в

целях нашего самосохранения" [10].Так каковы же эти естественные законы

человеческого общежития в понимании Гоббса?

Первый основной естественный закон гласит: Каждый должен добиваться

мира всеми средствами, имеющимися в его распоряжении, а если он не может

получить мира, он может искать и использовать все средства и преимущества

для войны. Из этого закона вытекает не-посредственно второй закон: Каждый

должен быть готов отказаться от своего права на все, когда другие этого

тоже желают, поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и

самозащиты. Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс)

перенос этих прав. Третий естественный закон гласит, что люди должны

придерживаться собственных до-говоров. В этом законе находиться функция

справедливости. Чрезвычайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных

законов закон христианской морали: "Не делай другому того, чего не хочешь,

чтобы сделали тебе". По Гоббсу естесвенные законы, будучи правила-ми нашего

разума, вечны. Название "закон" для них не совсем подходит, однако

поскольку они рассматриваются как веление бога, они есть "законы".

Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права и

морали. Ос-нова государства лежит в разумном стремлении людей к

самосохранению и безопастности. Отсюда ясно, что для соблюдения

естественных законов нужна уверенность в своей безо-пасности, а для

достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного кол-

личества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает

Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во

имя мира и сохранения жизни и обьединиться вместе для выполнения

состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть

образование государства. Гоббс определяет государство следующим образом:

"Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения

мно-гих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять

силы и способнос-ти каждого для обеспечения общего мира и защиты. Лицо или

собрание, воле которого под-чиняются все прочие, получает название

верховной власти; все остальные граждане называ-ются поддаными.

Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на него

прав всех об-ладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном

состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства.

Нет на земле власти высшей, чем государ-ственная власть, и нет никого, кто

бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия. "Единственное право на

земле есть государственный закон, а государственный закон не что иное, как

выраженная внешним образом воля государственной власти"[11]. Так как в

государ-стве единственным определяющим началом для воли отдельного

человека становится воля государсвенной власти, то естественно, что

подчинение этой власти должно быть безуслов-ным. Ибо всякое сопротивление

государственной власти приводило бы человека к естествен-ному состоянию

"войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий чело-веку

желать мира, требует абсолютного подчинения государсвенной власти.

У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние

человека, и водво-рить порядок, при котором людям была бы обеспечена

безопасность и спокойное существо-вание. Ясно, что для сохранения этого

состояния безопасности государственная власть долж-на быть вооружена

соответсвующими правами.Эти права следующие:

Первое право Гоббс называет "мечом справедливости"; то есть право

наказывать на-рушителей закона, ибо без этого права безопасность не может

быть обеспечена;

Второе право есть "меч войны"; то есть право обьявления войны и

заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных

средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от

существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а

единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно

приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного

гражданина от несправедли-вости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что

установле-ния государственной власти каждому принадлежало право на все, что

и было причиной вой-ны против всех, но с установлением государства должно

быть определено, что кому принад-лежит.

Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью

которых можно было бы осущесвлять сбалансированное регулирование всех

функций государственной власти.

Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению

мира и спо-койствия внутри государства, а также направленные на подрыв

государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных

или могут быть логически выведены из них.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от

законодательной. Такое разделение властей является для него единсвенной

причиной гражданской войны бу-шевавшей тогда в Англии. Государственная

власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение -

обеспечение мира и безопасности гражданам,- должна быть нера-дельной и

суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо су-

ду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы

устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее

форма, она по существу своему безгранична. Из природы верховной власти

вытекает, что она не может быть уничтожена во-лей граждан. Ибо, хотя она

происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю

не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верхов-ной

власти; поэтому без согласия самой верховной власти они не могут

отступиться от сво-его обязательства.

Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархическую,

аристокра-тию и демократию; ибо "государственная власть может принадлежать

одному лицу или со-вету многих. Тирания и олигархия являются не отдельными

формами государственной влас-ти, а лишь другими названиями тех же видов, -

название, которые выражают наше отрица-тельное отношение к каждой из этих

форм. Самой лучшей формой с точки зрения достиже-ния тех средств, ради

которых существует государственная власть, является, по мнению фи-лософа,

монархия.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими

гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности,

которые вытекают из ес-тественных законов; эти обязанности выражаются в

следуещем:

Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям

веления разу-ма, который требует блага всех людей. А так как это благо

есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает

против предписания государственной власти. Впро-чем нужно прибавить, что

мир является благом, поскольку он способствует охранению жиз-ни людей; но

люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно за-

дачей власти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни

граждан. Но что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в

пользовании различными бла-гами жизни, а для возможности пользования всеми

этими благами жизни необходимо сле-дующее: защита от внешних врагов,

сохранение мира внутри государства, поднятие благо-состояния и богатства и

предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба

для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечи-

вать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в

государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои

обязанности, она должна иметь опре-деленные права, о которых говорилось

раньше.

2.1.3. Теория общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж.Руссо.

Ж.-Ж.Руссо был одним из крупнейших представителей французского

Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как

от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.

Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной

гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях,

ни в морали, ни в сис-тематическом труде. Способность к самосохранению

удерживает его от состояния "войны всех против всех". Однако, население

растет, меняются географические условия, развивается способности и

потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной

собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и

притеснен-ных,которые враждуют между собой. Неравенство развивается

постепенно: сначала призна-ются богатство и бедность, затем - могущество

и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается

в гражданском мире - заключается общественный дого-вор, по которому власть

над обществом переходит государству. Но в основе государствен-ной

власти,по мнению Руссо,лежит воля и свободы каждого отдельного человека.

Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения

обществен-ного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о

том, что носителем и источником власти является народ, который может и

должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора.

Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их,

принимает новые.

Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они

лежали в основе идеологии самой крайней группы революционеров времен

Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского

террора.

2.2. Историческое обоснование теории.

2.2.1. «Неолитическая революция» и раннеклассовые государства.

Познание государства и права следует начинать с вопроса о

происхождении государс-тва – всегда ли в истории человеческого общества

существовал этот социальный институт или же он появился на определенном

этапе развития общества. Только такой методологичес-кий подход, реализующий

принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появле-ния

государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих

организаци-онных форм жизни общество. Вот почему начинать приходится с

характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии

и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о

первобыт-ном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно

обогатилось. Если в XIX-нача-ле XX века историческое знание об общественном

развитии охватывало период примерно в 3000 лет, а все, что было до этого

определялось как предыстория, то теперь, к концу ХХ ве-ка, история многих

регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание

об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для XIX- начала XX века был характерен в основном

евроцентрист-ский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории

Европы и некоторых прилегаю-щих к ней регионов, а затем эти знания

искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту

научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регио-нов земного

шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно

ло-гическим обобщением истории всепланетного государственно-правового

развития общества.

В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует

выделить зна-ния, характеризующие развитие этого общества, периодизацию

первобытной истории. Выде-ляют несколько видов такой периодизации –

общеисторическую, археологическую, антропо-логическую. Особую

методологическую ценность «представляет для теории государства и права

периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в

качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества

«неолитическую револю-цию»[12].

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в

середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,

который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите

от присваивающего к производя-щему хозяйству. Поскольку этот переход

изменил всю материальную основу жизни перво-бытного общества, ее социальную

и духовную организацию, постольку он справедливо обоз-начается как

революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном

обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была

социальная и духовная орга-низация общества, какие формы воспроизводства и

существования использовало человечес-тво. Для теории государства и права

появляется наконец возможность также четко опреде-лять, какие формы

организации власти и социально-регулятивные системы функционирова-ли в

обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей

экономики.

Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным

способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом “неолитической революции” “явилось возникновение в некоторых

регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе

социального-экономи-ческого развития происходит расцвет

раннеземледельческих обществ. На их основе возника-ют первые цивилизации –

происходит становление раннеклассовых обществ”[13].

Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к

производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу

своего внутренного разви-тия к финальному рубежу – социальному расслоению

общества, появлению классов, зарож-дению государства.

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно

возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества

и характеризуется как раннеклассовые государства.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором

живут сво-бодные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а

соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в

хозяйственный и религиозный центр, пере-растает в административно-

хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую

социальную дифференциацию. Таким образом, государство как новая ор-

ганизация форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической

революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе

изменения материальных условий жизни общества, становления новых

организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу

извне, а возникает в силу внутренних факторов: материаль-ных,

организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство –

также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием

«неолитической револю-ции». Первичное государство возникает, чтобы

организационно обеспечить функциониро-вание производящей экономики, новые

формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и

воспроизводства человечества в новых условиях. Словом, возникающее

государство, как социальный институт, обслуживает и организационно обес-

печивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых

об-ществ.

Рассмотрим детально некоторые примеры реализации первичных

государств, подтверждающие договорную теорию возникновения государства и

права.

2.2.2.Древняя Греция.

Начало истории Афинского государства относится к первой половине II

тысячелетия до н.э. В этот период на территории Греции развивалось

несколько царств, во главе которых стояли монархические династии. Афины уже

существовали и были значительным поселени-ем, однако уступали по

численности населения, уровню богатства и могущества другим горо-дам

Балканского полуострова: Микенам, Фивам, Пилосу.

В XIII в. до н.э. на Балканы вторглись дикие племена, названные

античными историка-ми «дорийцами». Под натиском этих варварских народов

рухнули древнейшие греческие царства. Города были разрушены, значительная

часть населения уничтожена. Постепенно были утрачены навыки ремесла и

письменности.

Особенности повседневной жизни людей, населявших Грецию в XI-IX вв. до

н.э. извест-ны нам во многом благодаря «Илиаде» и «Одиссее» - двум

эпическим поэмам, созданным в первой половине VIII в. до н. э. и

приписываемым полулегендарному поэту Гомеру. По сло-жившейся традиции

период древнегреческой истории XI-IX вв. до н.э. называется «гомеров-ским».

В гомеровский период Афины постепенно развиваются и укрепляют свой

военный и экономический потенциал. Аттика (область, над которой

господствовали Афины) в меньшей степени пострадала от дорийского нашествия,

и это обстоятельство во многом способство-вало ее будущему расцвету.

Аттическая Греция подразделялась на роды, братства (фратрии) и племена

(филы). Каждая фила имела свои простейшие органы управления: Народное со-

брание (экклесия), войско и царя (филобасилея). Высшим властным институтом

считалось Народное собрание, куда имели доступ все свободные люди, имевшие

право носить оружие. Царь не мог решать важные вопросы жизни общины, не

посоветовавшись с войском и не по-лучив его согласия на те или иные

действия. В действительности возможности Собрания бы-ли весьма ограничены:

его ход, а также его постановления во многом предопределялись

предварительным решением аристократических кругов.

Наряду с письменными и другими материальными источниками поэмы Гомера

рас-крывают перед нами картину достаточно примитивного социального

устройства. Древне-греческое общество этого периода стоит на пороге

образования классов и органов государ-ственной власти. Среди массы рядовых

членов общины уже сформировалась группа знати, но ее могущество не было

абсолютным и основывалось в значительной степени на автори-тете военной

силы.

Древняя Аттика представляла собой конгломерат небольших и независимых

друг от друга общин. В них постепенно слабела власть царей и усиливалось

влияние аристократов (эвпатридов или «благороднорожденных»). К VIII в. до

н.э. завершился процесс объединения аттических фил в единое государство.

Греки назвали это явление синойкизмом или «сселени-ем». Афины начинают

доминировать над всей территорией Аттики, создается единый Совет и общая

система органов власти для всех фил.

Постепенно община приобретает качественно новые политические основы

своего су-ществования. В условиях постоянной угрозы нападения извне

особенно актуальной была проблема защиты поселений от агрессивных соседей.

Совместное участие в таком важном деле, каким было несение воинской службы,

неизбежно приводило к распространению прин-ципа равенства и на другие сферы

жизнедеятельности общины, среди которых важное место занимало управление

государством.

Политическими правами в аттической Греции (как и в других регионах

Эллады) обла-дала определенная часть населения. В категорию полноправных

граждан включались мужчи-ны, достигшие совершеннолетия, обладавшие

земельной собственностью и способные нести военную службу.

Территория, управлявшаяся при самом широком участии населения,

получила название полиса. В дальнейшем, рассматривая особенности

народовластия в Афинах, мы должны пом-нить о его полисной основе.

Взаимоотношения человека и государства имели здесь ряд харак-терных черт.

Каждый член полиса должен был проявлять высокую политическую актив-ность,

выполнять военные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени

общи-ны. Равенство прав и обязанностей предполагало равную ответственность,

лежащую на всех членах коллектива: «Так как надежды при опасностях были у

всех одинаковы, то они (афиняне - Прим, авт.) жили с чувством гражданской

свободы в душе» [14]. Другой существенной сторо-ной полисного устройства

было подчинение воли отдельного человека общему решению. По-становления,

принятые большинством голосов, были обязательными к исполнению.

Важным этапом в истории Афин стал рубеж VII-VI вв. до н.э.

Имущественное рассло-ение в обществе достигло в это время значительных

масштабов. В условиях постоянных на-бегов агрессивных соседей, частых

неурожаев, неблагоприятных природных факторов, рядо-вые земледельцы были

вынуждены прибегать к помощи знати. Аристократия стремилась ис-пользовать

сложившуюся ситуацию в своих интересах. В качестве залога бедняки зачастую

могли предоставить лишь свою личную свободу. В результате тысячи людей

попадали в дол-говое рабство, теряли экономическую независимость и свободу.

В государствах Востока этот процесс закончился переходом большей части

свобод-ных общинников в категорию зависимого населения. Но в античных

обществах и, в частнос-ти, в Древних Афинах, благодаря особенностям

полисного устройства, удалось приостано-вить ход разорения граждан. Ряд

факторов, среди которых не последнюю роль играл рост об-щественного

сознания граждан, позволил выдающемуся мыслителю и государственному дея-

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.