реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Форма государства

наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое

происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже

привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но

не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное

объединение независимых государств. В основе содружества, как и при

конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация,

иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми

различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их

отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным

государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило,

члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства,

субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но,

скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.

Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются

добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут

необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме

нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав

Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).

Для теории государства и права изучение такой формы организационного

объединения государств, как содружество, стало относительно новым и

особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества

Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его

состав.

В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение

государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в

конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,

противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить

этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество

Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество

государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный

договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует

в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства,

принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок

вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами

Сообщества.

В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-

технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих

государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и

иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные

объединения - конфедеративные, содружественные формы - понимать

догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр,

давать, например, такие сочетания, как конфедеративно федеративные, когда в

одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других

- конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-

федеративных государственных образований (например, Россия: в ее состав

входят республики и вместе с тем она имеет в других регионах четкое

административно-территориальное устройство). Как и в других, и в этих

случаях теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное,

основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства

государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в

других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов,

тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания

национально-государственных и административно-территориальных форм.

Союз

Союз — эта еще одна разновидность государственных соединений с

определенной целью. В теории государства и права определение союза дается

очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные

формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.

Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей

конституцией и языком.

Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны

для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15

суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь

избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по

избирательным округам, каждое государство имеет определенное число

избирательных округов в основном в пропорции к численности населения

(ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами

отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие

органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для

государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты,

которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно

в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести

внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В

2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В

теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как

союз и, как сообщество. Я считаю, что его лучше отнести к союзу, потому что

государства в Европейском Союзе объединены едиными органами власти, также

единой денежной валютой.

Автономия

Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит

выделить автономию, как отдельное государственное образование. Слово

“автономия” (греч. – свой закон) обозначает самостоятельность,

самоуправление[25]. В современном понимании автономия — это внутреннее

самоуправление районов государства, отличающихся географическими,

национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции,

Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий

существуют две формы территориальной автономии: административная (местная)

и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы

имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно

зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия

такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова,

населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не

обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать

только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с

обычными административно--территориальными единицами наделена некоторыми

дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут

участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В

некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а

разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия

носит экстерриториальный характер. Представители определенной

национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают

своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при

правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов,

касающихся языка, быта и культуры.

Автономия является последней подкатегорией форму государственного

управления, теперь передем к форме государственного политического режима,

которая также имеет огромное значение в формирование государства.

Форма государственного политического режима

С формой государства тесно связан политический режим, значение

которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что

политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием.

Политический режим — это методы осуществления политической власти,

итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функционирования всех политических институтов и характеризуется

демократизмом или антидемократизмом[26].

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного

феномена:

. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в

государстве осуществляется политическая власть. Если это методы

убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется

только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический

режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве

складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют

режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

. В каждой стране политический режим определяется соотношением,

раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый

баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное

согласие, результатом такого согласия является стабильный политический

режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,

политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат

народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми

методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне

гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда

власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими,

насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и

никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых

государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е.

политического режима, становится также объективно необходимым для

постижения формы государства.

Теория государства и права выделяет несколько основных видов

политического режима, которые применялись в многовековой истории

государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между

авторитарным и демократическим режимами.

Деспотический режим

Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть)[27].

Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для

абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним

лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и

характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась

подчас болезненно властолюбивыми лицами: Нерон), полным бесправием и

подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и

моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа

производства с их общественной, государственной собственностью,

принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его

результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим

становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом

государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению

к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой

самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью,

причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются

произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает

все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,

Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую

руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,

если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в

государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого

образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[28].

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья,

на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в

государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,

некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития

человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и

может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического

своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,

монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление

противников режима.

Тиранический режим

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в

отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным,

захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью

государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных

начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как

политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов:

осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за

обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и

принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические

режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых

городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии

произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших

должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не

действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится

их создать.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., это

фашистские государства, социалистические государства периодов “культа

личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые

политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое

определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является

крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как

всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной

официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-

политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим

лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все

другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить

или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее

установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о

социальном переустройстве общества объявляются антинародными,

направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.

Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит

сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого

становится массовым явлением одновременное занятие партийной и

государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными

должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные

посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов

общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии.

Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется

крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд

сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается.

Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками

команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные,

социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится

сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,

справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое

отношение к нему пресекается.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов,

возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение

которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по

их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях

обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных

социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не

ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных

органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов

“силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.),

т.е. карательные органы.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами

жизни общества. Государство стремится буквально объединить общество с

собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит

процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В

политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах

и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в

законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные

возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни

людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической,

политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против

экономически и соответственно политически свободного человека, всячески

ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко

использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой

с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием

существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей”

списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного

режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения

общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный

режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько

целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения,

обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы

военным путем.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом

члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается

идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают,

что обеспечивать поддерживать, защищать их во всех случаях должно

государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация и

деградация общества.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в

некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в

условиях военных режимов.

Фашистский режим

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма,

прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями

о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ

и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой

демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью

фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение

геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка

фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью,

судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе

они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной,

ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших

жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то

всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны

уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило,

человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям,

прежде всего своего народа[29].

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к

развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом

отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на круги крупного капитала,

слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.