реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Форма государства

республике.

Также стоит отметить, что в смешанной республики, президент может

назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и

сил. Назначение премьер-министра происходит по разному, например, во

Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается

с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-

министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак

мы могли наблюдать, когда президент периодически отправлял в отставку

премьер-министров.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к

одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед

президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в

Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.

Нетрадиционные республики

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик.

Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран

Африки характерна своеобразная форма президентской монократической

республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии

провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не

имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой

республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались:

откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего

крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов,

жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для

нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения

срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение

власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных

комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в

нашей стране республики смешанного типа.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во всех

века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е.

способом территориального деления (административно-территориальные единицы,

автономные политические образования, государственные образования,

обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной

власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу

демократического централизма). Это уясняется под термином форма

государственного устройства, под которой понимается территориальная

организация государственной власти, соотношение государства как целого с

его составными частями[17].

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными

среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного

устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с

двумя первыми.

Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на

две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно

отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к

межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств не

рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому

что является союзом государств, объединением международно-правового

характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие

авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством,

а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств,

созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего

врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)[18].

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства:

унитарное государство.

Унитарное государство

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”,

что значит один, единственный[19]. Унитарное государство — это единое

государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а

состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов,

губерний, областей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие

государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не

делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании,

Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне,

Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как правило, более

централизованная форма государственного устройства по сравнению с

федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное

государство состоит только из административно-территориальных единиц

(Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем

составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай,Украина,

Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными

к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих

странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на

всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство

распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция

(функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически

не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и

закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-

территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической

самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную

принадлежность. Никакие административно-территориальные образования

собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права.

Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого

применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет

правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех

государственных образований нормами материального и процессуального права.

Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы,

представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов.

Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется

централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо

косвенный контроль над местными органами.

Федерация

Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть союзное

государство, состоящее из государственных образований юридической и

политической самостоятельностью[20]. В современном мире существуют 25

федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны.

Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты:

Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия

— в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них

есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны

среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская

Федеративная Республика Коморских Островов), есть и совсем малые

государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с

населением 50 тыс. человек).

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них

образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств,

ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г., Танзания в

результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные

Арабские Эмираты в 1971 г.). Также был образован и СССР в 1922 г.

Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации

были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами

(Индия, Пакистан и др.), другие — сочетали те или иные способы (Россия).

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-

членов или государственных образований. Это отличает федерацию от

унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими

обычно незначительную часть страны (исключение — Китай). Территориальные

образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные

функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и

т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия

(республики, края, области и т.д. в России).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от

других форм государственного устройства:

. существует два уровня государственного аппарата: федеральный,

союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На

высшем уровне федеративный характер государства выражается в

создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат

которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее

формировании используется принцип равного представительства вне

зависимости от численности населения. Другая палата формируется

для выражения интересов всего населения государства, всех его

регионов. В федерации может также существовать государственный

аппарат и на местном уровне;

. наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается

гражданином федерации и гражданином соответствующего

государственного образования, и это закрепляется конституциями

государств;

. функционирует правовая система, построенная на принципе

централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и

свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им

предоставляется право принятия собственной конституции, но при

этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов),

где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

. высшая законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту,

правительству парламента, судам;

. субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную

систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и

предмет деятельности судебных и других правоохранительных

органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в

субъектах федерации;

. используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги

субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в

общую казну, а потом распределяются по субъектам;

. наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности,

таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном

устройстве субъекты федерации имели свою суверенность, но при ограничении

федеральных органов.

Существуют несколько разновидностей федеративных государств:

основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные

и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные;

договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны

по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как

правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).

Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их

субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет

компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов,

регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо

этноса — китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов, в Швейцарии

четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский,

ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть

компактно проживающее небольшое славянское меньшинство — сорбы), но созданы

16 земель (субъектов федерации)[21]. По территориальному принципу были

построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика,

Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на

месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и

др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо

возвратились в первоначальное состояние, например, федерации Египта и

Сирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит в

основе федерации в Малайзии, Пакистане.

Национальная федерация

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в

них национальностей. Тезис о создании федераций только по национальному

признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по

вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в

Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г.

в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация в

странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство

решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной

страны, преодоления национальных противоречий и установления их

сотрудничества.

Смешанная федерация

Особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу

формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный

принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются:

Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в

ней национальности, в том числе не имею щей в субъекте большинства, 57

субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом

русское население)[22]; Федеральная Республика Германия (состоит из 16

территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло

собой родственные немецкие народности).

Симметричная федерация

В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее

составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из

субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих

один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в

Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России

(применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных

федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В

Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента

— бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности

представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании

ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют

свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя

и в скобках)[23], другие — нет, в Бельгии тоже есть различия между

субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине

структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения

правового положения ее составных частей).

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по

своему правовому положению (субъектов и не субъектов), а статус субъектов в

свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов)

существуют небольшие территории (владения)— Виргинские Острова, Восточное

Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются

правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах

парламента США). В Индии есть шесть “союзных территорий”, статус которых

ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а

территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация

существует в Австралии, некоторых других государствах.

Статус самих субъектов может быть неодинаковым. В Индии некоторые

штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с

другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции,

законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним),

права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения

губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым

вопросам, регулируемым племенными обычаями. В Малайзии главы четырех из 13

штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось,

в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя

Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции

их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами,

имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный

язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального

значения, автономная область и автономные округа) такими правами не

обладают[24].

Нетрадиционные федерации

Наряду с другими федерациями существуют также договорные,

учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются

как результат свободного объединения ряда государств и государственных

образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации

возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных

федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их

частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или

конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции

(реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии

в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956

г.)

Конфедерация

Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение

государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных

целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая

создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны

Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде

всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных:

обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива

капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации -

это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое

государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые

органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,

объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется

входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и

согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой

характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе

одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро,

либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776

по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами

борьбы против британского господство. Вскоре конфедерация стала США. А

созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская

республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов

конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход

субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться

решениям союзных властей).

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными

государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон

деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только

интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать

предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Содружество

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация,

но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых

наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие

их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма

собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и

д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм,

сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда

языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских

стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате

колониального господства, как, например, у стран Британского содружества

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.