реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)

свой государственный характер. В этих пределах их деятельность

либо совершенно прекращается и заменяется собственным управлением

союзного государства, либо они получают характер самоуправляющихся

корпораций наподобие коммунальных союзов, поскольку осуществляют

управление через посредство своих органов, согласно законам и под

контролем союзного государства»[7]. В пользу этой точки зрения

свидетельствует и то, что в федерации территория и население

отдельных государств часто объединены в неразрывное целое:

территория отдельных государств есть территория федерального

государства, народы отдельных государств - его единый народ.

Однако государственная власть федерации в конечном счете

исходит от власти вошедших в нее государств. Это может проявляться

в разных формах. Иногда правительства входящих в федерацию

государств образуют высшую власть союзного государства. Иногда из

среды единого народа как субъекта федерации выбираются органы

федеративной власти, например, президент. Но и в этом втором случае

государствам предоставлены права участия в осуществлении союзной

государственной власти. Например, во всех республиканских союзных

государствах одна из палат парламента функционирует как

представительный орган членов федерации. Более того, в некоторых из

них равенство субъектов федерации выражается в предоставлении

каждому государству - члену равного числа депутатских мест, зачастую

отдельные государства, входящие в федерацию, имеют решающий голос

при изменении конституции.

Это свидетельствует о большом и эмпирическом разнообразии

федеративных устройств, часть из которых, исторически меняясь,

отражает тенденцию к превращению ряда федераций в унитарные

государства. Как показывает опыт СССР 1989 - 1991 гг., возможна и

иная тенденция к преобразованию федерации в конфедерацию и даже к

ее полному разрыву. В принципе можно утверждать, что федерация -

объединение государств, суверенных постольку, поскольку их

суверенитет не ограничен суверенитетом федеративного государства.

Объединения монархических государств существуют в форме личной

или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они

возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких

государств в одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное

совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких

государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она

продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия

персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять

переходит к другим лицам, личная уния тотчас же прекращается. Так,

в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и

Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 г.

вследствие различия системы престолонаследия - когнатической в

Великобритании и Нидерландах и агнатической в Ганновере и

Люксембурге. При этом в двух первых государствах на престол

вступали женщины, которые в двух других государствах вообще

исключались из престолонаследия.

Политическое значение личных уний может оказаться значительным

и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и

Арагон, Англия и Шотландия и др.). Между государствами,

объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве

случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не

происходит.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в

силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии

независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их

суверенитетов. Не образуется ни общей территории, ни единого

подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя

по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение

преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве

военного союза, как носитель единой внешней политики и т.п.

Реальные унии появляются лишь в Новое время, т.к.

предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство

государства. С политической точки зрения они очень часто

представляют собой результат стремлений основать единое государство.

Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.),

Австро-Венгрия.

Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое

государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во

входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам

конституционным или иным путем.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем.

Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В

прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных

средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В

Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно

меняется[8].

Некоторые государство веды пришли к выводу, что у составных

частей империи никогда не было единого государственно-правового

статуса.

Круг империй достаточно широк. Они существовали во все

исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего

периода своего существования, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое

как слияние присоединение одного государства к другому) - последние

виды уний, рассматриваемых государство ведением.

Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР,

инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии

и Литвы к СССР в 1940 г.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Современная теория государства различает два основных типа

политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта

классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо

«наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов),

олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию;

последняя, если пользоваться современной терминологией, есть

тоталитаризм[9].

Тимократия и олигархия были историей преодолены (первая -

полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный

режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное

толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ

века противопоставляет демократию как политическую форму,

обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической

реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения

«наилучшего государства». Правда, тирания (платоновский эквивалент

современного тоталитарного режима), в этой градации занимает

последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.

Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. «Наилучшее

государство» - идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия

отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда

единый патриархальный класс расщепляется под воздействием

собственнических интересов и конкуренции. «Скопление золота в

кладовых у частных лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они

прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого

перетолковывают законы, мало считаясь с ними»[10]. Возникает

конфликт между добродетелью и богатством. «Когда устанавливаются

порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет

определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся

на вооруженной силе или запугивании», т.е. посредством политического

насилия, как сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии

создает предпосылки для начала гражданской войны между олигархиями

и беднейшими слоями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают

бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники

уничтожаются или изгоняются, остальные уравниваются в гражданском

состоянии и возможностях занимать государственные должности.

Устанавливается «царство свободы» и как следствие этого -

беззаконие. Реакцией на истолкованную таким образом демократию

является тирания - незаконная власть одного[11]. Сравнение

платоновской концепции политических режимов (государств) с

современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержится

в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи

которых и сегодня формируются политические теории: типология

политических режимов (государств), их историческая последовательность,

закономерность их смены, формы перехода от одного типа государства

к другому (например, революция, гражданская война), и даже указание

на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает

и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.

По моему мнению основу политического режима составляют следующие 3 типа:

. Демократический

. Тоталитарный

. Авторитарный

3.1 ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА

Политический режим демократического типа имеет своей социально

- экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных

субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей

жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и

договора.

Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной

официальной идеологии, которая однозначно определяет цель

общественно - исторического развития, а иногда и политические

средства ее достижения;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических

партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского

общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на

которых они выступают с разработанной избирательной программой,

отражающей интересы представляемой партией социальной группы

гражданского общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу,

конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование

коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому

большинству и получению решающей роли в государственном

управлении; предполагается, что возникающая таким образом

политическая борьба есть отражение социально - экономической

конкуренции внутри гражданского общества;

5) существование не определяющего государственную политику и потому

не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию

которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка

альтернативных программ общественного развития, позитивная критика

государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка

его смены;

6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати,

уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и

т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского

общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической

жизни.

Реализация этих предпосылок делает политический режим

демократическим.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования

государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом

процессе решающую роль народа. Демократический режим делает

возможной последовательно определяющую связь населения с партиями,

партий через периодически проводящиеся выборы с представительной

властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой

порядок считается главным достоинством демократического

политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену

правителей мирным, ненасильственным путем[12].

3.2 ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА

Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не

обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению

общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой

идеологии. Господство этих порядков достигается посредством

монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой,

культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство

обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем.

Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства

массовой информации, печать. В методах управления преобладает

политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность

ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал

опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР,

тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с

постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а

затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае такого

рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили,

отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь

развития.

3.3 АВТОРИТИРНОГО ТИПА

Политический режим авторитарного типа - третий его вид,

зафиксированный современной теорией государства. Он является

промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами,

переходным от одного к другому. При этом переход может

осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону

тоталитаризма.

Переходный, промежуточный характер авторитарного режима

определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно

наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его

особенность состоит в том, что государственная власть не имеет

тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми

сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет

единой государственной обязательной для всех идеологии, которая

заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального

интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не

столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый

террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене

истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным

реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху»

(например, переход в Испании от фашистского строя к

демократическому в последний период правления каудильо Франко,

начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях

авторитарных режимов).

Следует иметь в виду, что классификация политических режимов

в теории государства рассматривает именно их типы, которых в

чистом виде в реальной истории не существует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает

и остальные характеристики государственного устройства, в первую

очередь влияя на форму правления.

4. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления - организация верховной государственной власти

и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном

счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных

экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством

централизованной государственной власти, естественной формой правления

представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с

иерархической системой феодальной собственности на землю и ее

верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид

деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между

свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна

республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой

социально - политических сил и результатами борьбы между ними

(действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные

периоды, доказательством чего может быть падение монархических

режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или

Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями

отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить

существование в современной Великобритании парламентской монархии);

особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и

политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или

иного государства (например, трудности, которые встречает на своем

пути становление демократической формы правления в России во многом

могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры);

влиянием в стране политических процессов, в том числе военных

(смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в

результате. Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие

в этом регионе Красной армии).

Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными

факторами, влияет на форму правления более опосредствованно,

определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически

конкретными политическими ситуациями в государстве.

Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической

формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя

вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных

народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим

условиям того или иного государства.

Теория государства, фиксируя в его истории реально

возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций.

Наиболее распространенная из них - это деление форм государства

по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия,

если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика.

Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его

повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую

форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-

Смердиса[13]. Также и критика этого деления имеет достаточно давнюю

историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал

формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех

добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй - в

зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления,

объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто

бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот,

искаженными - те, в которых преобладает личный интерес[14].

Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал

внимание на различные принципы - силы, которые, по его мнению, движут

государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в

демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в

монархии, страх - в деспотии[15].

Как бы то ни было, зафиксированное Геродотом деление форм

правления дошло до наших дней. Фишеровский словарь права называет его

классическим. Правда среднее звено геродотовской триады -

аристократическая форма - было утрачено в ходе развития государственности,

а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате

сегодня идет речь о различении монархии и республики.

4.1 МОНАРХИЯ

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1) существование единоличного носителя верховной власти, - монарха

(фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и

т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти,

регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву,

которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается

божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится

помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.