реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права (Шпаргалка)

неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи

между ними, а также желания их наступления.

2. Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал

противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления

противоправного результата, не желал, но сознательно допускал

последствия или относился к ним безразлично.

Неосторожность:

1. Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании

правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности

наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом

на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки,

мастерство и т.п. без достаточных на то оснований.

2. Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не

осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления

противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при

условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и

должен был его предвидеть.

По степени и характеру общественной вредности правонарушения

подразделяются на:

1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние,

запрещенное УК РФ под угрозой наказания);

2. проступки (отсутствие общественной опасности).

- гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право)

- административно-правовые (административное, финансовое, земельное,

процессуальное право)

- дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение

распоряжений администрации, нарушение уставов).

47. Правовое регулирование функционирования политической системы.

48. Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты

применения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний

для индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно

властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение

компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее

юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,

использование, соблюдение);

- как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции,

либо санкции, то акты применения опосредуют:

- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,

распределение матер.фондов);

- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-

воспитательные;

- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих

общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение

диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным,

исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка

значения этих фактов.

II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При

этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2)

характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в

пространстве, во времени и по кругу лиц.

III. Уяснение смысла и содержания нормы права.

IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными

субъектами.

V. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы

права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.

Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.

49. Государство и этнос.

50. Романо-германская правовая система.

Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права

(Франция, Германия, Италия, Испания ит.д.) имеет длинную юридическую

историю. Она сложилась в Европев результате усилий ученых европейских

университетов, которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе

кодефикацииимператора Юстиниана общую для всех юридическую

науку,приспособленную к условиям современного мира.

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за

нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в

соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении

большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных

законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных

органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией

проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в

законодательной практике различают три разновидности обычного закона:

кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты

норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские

(либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные,

уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы

регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные

законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные

тексты налогового закодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает)

роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов

министров и других.

По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права

позиция доктрины весьма противоречива.

Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной

практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается

"кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция.

Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, на

аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап",

может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как

фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о

некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства

закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в

законодателя.

51. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства

присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное

влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы

дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к

феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий.

Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на

государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной

системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной

церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена

гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь

пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала

субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства,

упразднились все формы союза церкви и государства.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется

свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.

Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию

убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные

объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних

граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на

свободу вероисповедования.

52. Объективное и субъективное право. Понятие и соотношение.

53. Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.

Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение

властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций

правового государства.

Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это

разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов

не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается

осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей

не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе

согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и

на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место,

занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства

такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует

правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни,

основные направления внутренней и внешней политики. Единственным

представительным и законодательным органом Российской Федерации является -

Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно

действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов.

Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете

представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит

из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая

исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент

определяет на основе конституции рамки, в которых действует и

законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную

власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в

назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и

смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью

специальных служб и внешней разведки.

В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства.

Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент

осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального

парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем

парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет

Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством

Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует

правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства

определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная

власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому

против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется

представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на

основе и во исполнение законов.

Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в

механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В

правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом -

важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в

целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не

законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.

В этой связи самым главным является обеспечение реальной

независимости суда от различного рода органов и лиц, которые диктовали бы

ему свою волю и фактически узурпировали судебную власть. Поэтому судьи,

кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении

70-ти летнего возраста. Судьи должны назначаться вышестоящими органами

власти. Выражением равенства граждан перед законом является подсудность

общему суду, недопустимость расширения юрисдикции специальных судов.

Систему общих судов возглавляет Верховный Суд Федерации - высший орган

судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного

судопроизводства. Он может осуществлять надзор за судебной деятельностью

высших судов республик, краев, областей, окружных судов. Полномочия,

организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливается

федеральным законом.

В суде целесообразно рассматривать также хозяйственные споры

предприятий, организаций и учреждений, поскольку судебная процедура дает

спорящим сторонам больше законных возможностей для вынесения обоснованного

и справедливого решения.

54. Исторические типы права.

55. Типология государств.

56. Право и мораль.

Мораль (нравственость) – это взгляды, представления и правила,

возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в

сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и

зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести,

совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их

сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на

общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений

возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

- право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом

общества;

- право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть

регулятором поведения человека, общественных отношений;

- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов,

культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и

справедливости.

Право и мораль имеют отличительные черты:

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго

до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном

порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в

юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и

представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре

явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля

выступает в форме общественного мнения.

4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью.

Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают

больший простор для толкования.

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий

осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки,

внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть

человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на

собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его

норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ

осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме

общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение,

порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения

соответствующие государственные органы обязаны принять меры,

предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов

поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки

поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с

правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался

человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам

является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы

человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне

является правомерным и нравственным.

8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с

государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым

содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения

людей в обществе.

57. Сущность государства.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата

политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование

в эпоху цивилизации. Т.е. в обстановке, когда общество существует как

суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия

– народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Высшее общественное предназначение государства – гарантировать на

властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия,

при которых целостность общества и его надлежащее функционирование

достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат

принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются

управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства.

Вместе с тем власть в государстве может быть использована и как

самостоятельная, самодовлеющая сила, в том числе для реализации групповых,

узкоклассовых, клановых, личных и иных интересов, не совпадающих с

потребностями общества, а также для решения религиозных или иных

идеологических задач, например, для воплощения коммунистической утопии.

В такой обстановке государство теряет свое общественное предназначение,

во многом становится групповым – классовым, националитическим –

образованием, орудием политической борьбы, достижения узкоклассовых или

националистических целей и отсюда негативной силой в обществе. Не получает

развития весь комплекс институтов государства, и само оно – несмотря на

обширность, громозкость, усложненность и даже отработанность аппарата

власти – остается неразвитым, авторитарным или тоталитарным.

58. Право как регулятор общественных отношений. Механизм правового

регулирования.

59. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

Функции государства это основные направления деятельности государства по

реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей,

обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и

социальным назначением.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику,

ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие

средства им используются для достижения той или иной цели.

Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах развития

государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных

экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни

государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в

содержании функций государств, принадлежащим к разным общественно-

экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

1) ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским

меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются

приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении

которых оно осуществляется;

2) охрана частной собственности на орудия и средства производства;

различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

3) обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации,

ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противополжны в своем содержании

функциям эксплуататорских государств:

1) второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется

большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского

меньшинства и постепенно утрачивает свое значсение, хотя рецидивы

могут быть;

2) охрана всех существующих форм собственности на средства производства;

3) ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским

государствам;

4) целенаправленность функций на решение задач демократического

строительства.

К функциям, вытекающим из природы всякого общества, относятся все

направления деятельности государства по поддержанию естественных условий

существования человеческого общества, которые предполагают деятельность как

внутреннюю, так и на межгосударственной основе.

Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет сделать

вывод о том, что следует различать государства с преимущественно классовыми

функциями и государства с преимущественно общесоциальными

(демократическими) функциями, что предполагает выяснение не только

направлений деятельности, но и социального назначения государства.

В юридической литературе существуют различные основания классификации

функций государства: по сферам деятельности, по продолжительности действия,

по социальной значимости, по правовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности общепринятым считается деление

функций на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач

государства внутри страны, а вторые – на межгосударственном уровне, где оно

выступает субъектом международно-правовых отношений.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на

постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.