реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права (Шпаргалка)

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления. В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном

формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на : - абсолютную, -

ограниченную(парламентарную), - дуалистическую, - теократическую,

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории

такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления,

конституционная монархия возникает в период становления буржуазного

общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и

Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и

др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

- правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест,

становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию

и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических

монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не

ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы

феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918),

сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия).

28. Порядок опубликования и вступления в силу законов и других нормативно-

правовых актов.

В Законе от 25 мая 1994 г. по-новому исчисляются сроки, в течение которых

законы России подлежат официальному опубликованию. Федеральные

конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному

опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты

палат Федерального собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их

принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием,

публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3

Закона). Особый порядок установлен для опубликования и вступления в силу

законов и других решений, принятых путем референдума. В ст. 36 Закона РСФСР

"О референдуме в РСФСР" от 16 октября 1990 г. предусматривается, что итоги

референдума доводятся до сведения населения через средства массовой

информации Центральной комиссией референдума не позднее 10 дней со дня

окончания голосования.

Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующей комиссии

референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке

повторное голосование. В таком случае принятое на референдуме решение

публикуется не позднее 7 дней с даты последнего голосования по вопросу,

внесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в

самом решении не предусмотрен иной срок.

Указы и распоряжения Президента и постановления Правительства РФ

публикуются, как гласит ст. 7 Закона от 25 мая 1994 г., в "Собрании

законодательства (Российской Федерации" и в "Российской газете". Акты

Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу

на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их

официального опубликования. Но Президентом или Правительством РФ при

принятии акта может быть установлен и другой срок введения акта в действие.

Указ Президента РФ от 26 марта 1992 г. издан уже после введения в действие

Закона "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., но в нем также не

учтены положения ст. 12 Закона о Публикации актов Президента не только на

государственном языке федерации, но и на государственном языке республик в

составе РФ. Данный пробел Указа может быть восполнен положениями,

определяющими механизм реализации ст. 12 Закона "О языках народов РСФСР".

Действие нормативно-правовых актов во времени:

Вступают в силу по истечении срока указанного в акте, по истечении срока

после опубликования, немедленно после опубликования.

Утрачивают силу по истечении срока действия, приостановление действия,

прямая отмена, изменение обстаятельств.

29. Республика как форма правления. Виды республик.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть

осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный

срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по

поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она

видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных

разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по

форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике

правительство формируется парламентским путем из числа депутатов,

принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в

парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в

парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство

членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу

государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных

парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями:

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства

(премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как

правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое

осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою

деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является

законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он

разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы

развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы

внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма

республиканского правления представляет собой такую структуру высших

органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм

общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия

человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К

парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947

годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед

парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип

разделения властей, четко определено, что законодательная власть

принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному

суду. Президент США населением страны путем косвенного голосования

(выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно

соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте

(конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом,

из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в

различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается

всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное

количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в

России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик,

несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает

полномочия главы государства и главы правительства и участвует в

формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент

наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право

роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет

чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко

представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В

цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных

президентских республиках, способствует возможности гармоничного

функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские

республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо

контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

30. Правовая культура: понятие и структура.

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории

«правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций,

в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается

более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что

она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс

представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о

деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура

предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права;

достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия

правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности

правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в

виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и

интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует

каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых

ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие

правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры

следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие

правовой системы общества.

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов

юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс

представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о

деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность

материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости

и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на

правовом сознании.

Правовая культура классифицируется:

|по содержанию: |по субъективному составу: |по уровням: |

|знание права |индивидуальная |обыденная |

|отношение к праву |групповая |профессиональная |

|привычка соблюдать право |общественная |теоретическая |

|правовая активность | | |

31. Человек. Гражданин. Личность. Правовой статус личности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и

обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах

права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64

Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и

свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности

в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом

Конституцией РФ.

Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными

чертами:

1. права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются

равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона,

независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность

воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее

обязанности;

2. права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых

нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита –

главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается

государством, так и самими гражданами;

3. права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и

государства, каждой личности в отдельности;

4. права, свободы и обязанности личности выступают как единая система,

постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере

цивилизации общественных отношений;

5. права, свободы и обязанности являются необходимым условием и

предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу

государства;

6. права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности,

характеризуются единством, которое проявляется в их социально-

экономическом назначении.

Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое

значение, которое имеет личность в обществе.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где

права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный,

внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными

характеристиками.

Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех

разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного

гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено

убежище.

32. Законы. Классификация законов.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой,

принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные

нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные

отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ

в процессе законотворческой деятельности либо в результате

непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура

принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга

субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта,

порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов

определяется регламентами соответствующих законодательных органов.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются

устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно

отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или

изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина;

определение форм правления, национально-государственного или

административно-территориального устройства, методов осуществления

государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности

государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной

ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу

обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из

закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не

имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме

необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял,

причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть

изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в

порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения,

приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но

только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке,

с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый

порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны

быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми

и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль

закона в современных условиях преобразования общества существенно

возрастает.

Классификация:

I. По юридической силе: 1. Конституция РФ, 2. Федеральные

конституционные, 3. Федеральные.

II. По сфере действия: 1. Федеральные, 2. Субъектов федерации.

III. По субъектам правотворчества: 1. принятые референдумом, 2. принятые

органами власти.

IV. По сроку действия: 1. постоянные, 2. временные.

V. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных

отраслей права.

VI. По внешней форме выражения: 1. Конституция, 2. Кодекс, 3. Устав, 4.

Закон, 5. другие.

VII. По кругу лиц: 1. граждане, 2. иностр. граждане, 3. лица без

гражданства.

33. Правовое государство: понятие и сущность.

Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая

организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и

обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и

углубления демократии, которая может существовать только при господстве

закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения

права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только

одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические

начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент

обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности,

средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма

осуществления самоуправления и народовластия.

Принципы правового государства:

- господство закона во всех сферах жизни

- связанность законом государства и его органов

- незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

- взаимная ответственность государства и личности

- наличие эффективных форм контроля за реализацией законов

- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

- верховенство и прямое действие конституционного закона

- правовая организация системы органов государственной власти

- единство прав и обязанностей гражданина

- наличие развитого гражданского общества

- соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам

международного права.

34. Материальное и процессуальное позитивное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы,

с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные

отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы

материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.