реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права

В-седьмых, планирование, т. е. четкое распределение пра-вотворческой работы

по предмету, этапам, времени.

В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции или правильное и

точное определение полномочий пра-нетворческих органов с учетом иерархии и

системности прав.

Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании

многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы

развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в

появлении права. Во втором случае имеется в виду процесс развития уже

существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере

общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется

как Правотворчество.

Таким образом, Правотворчество ~ это организационно оформленная,

установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию

правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в

обществе правил поведения.

Правотворчество может быть определенным образом типо-логизировано. Для

этого выделяют несколько оснований.

По кругу субъектов правотворчестао может быть моносубъ-сктным и

полусубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой

правления в государстве. При полусубъектном правотворчестве разработка и

принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковой является работа

парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке

прецедентов. Для моносубъсктного правотворчества характерен режим

единоначалия. Например, издание президентом страны указов.

По характеру правотворческих полномочий Правотворчество может быть

непосредственным и делегированным.

Непосредственное Правотворчество является собственно правотворчеством,

поскольку осуществляется органами, для которых правотворчсская деятельность

— основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент,

монарх, суды).

Делегированное Правотворчество осуществляется по специальному разрешению.

Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное (повелевающее) разрешение на Правотворчество основано на

принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество,

делегированное в императивном порядке, как правило, является

моносубъсктным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы/оставляя при

этом свободу усмотрения) разрешение на Правотворчество основано на принципе

«все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».

Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда

органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право

на Правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией

(органы местного самоуправления).

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и

подзаконное нормотворчество.

Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус

делегированного правотворчсства, так как его осуществляют органы

исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике

этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается,

официально именуемое подзаконное пормотворчсство фактически становится

ведомственным правотворчсством, поскольку нормативно-правовые акты

министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений

начинают подменять собой законы, С этой проблемой сталкиваются многие

страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки.

Россия не является исключением.

Главная причина такого положения ~ падение регулирующего воздействия

законов, в возрастании роли государственного аппарата при разрешении

общественных проблем, в снижении значения парламента и органов местного

самоуправления на фоне растущей комфортабельности и цивилизованности жизни

или, наоборот, на фоне нищеты и диктатуры бюрокра тического аппарата.

26. Юридическая техника. Пробелы в праве, пути их устранения.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем

законодательстве конкретных норм; необходимых для регулирования отношений,

имеющих правовой характер. Пробел в праве имеет место, если отсутствует

конкретная норма права, регулирующая конкретное общественное отношение и,

если такое отношение входит в сферу правового регулирования.

Пробелы в праве представляют собой негативное явление. которое снижает

эффективность действия законодательства, создает определенные трудности в

процессе правоприменительной деятельности. И, конечно же, дестабилизирует

существующий общественный порядок.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве.

К объективным относится неизбежное отставание законодательства от более

динамично развивающихся общественных отношений, связей, явлений, которые не

предвидел, да и не мог предвидеть, законодатель и которые действующими

нормами права еще не предусмотрены.

Субъективные причины связаны, во-первых, несовершенством законодательства,

ошибками и упущениями самого законодателя, его некомпетентностью,

неспособностью достаточно глубоко осмыслить концепцию закона,

игнорированием им требования законодательной техники. Во-вторых, с

недостатками юридической техники, порождающими несовершенство нормативно-

правового регулирования.

Пробел в праве может быть восполнен или путем создания компетентным органом

нового нормативно-правового акта в процессе дополнительного

законотворчества, т.е. путем устранения пробела, или путем преодоления

пробела с помощью юридической аналогии, которая позволяет лишь временно

преодолеть, но не устранить пробел для разрешения конкретного дела.

Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями,

предметами, перенесение признаков одного процесса на описание подобного

процесса.

В теории права различают два вида аналогии, или два способа временного

преодоления пробела: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой

нормы, регулирующей похожие отношения (случаи), близкие по-своему значению

и характеру. Такая норма должна быть найдена в пределах соответствующей

отрасли права. Так, пробелы гражданского права следует разрешать на основе

норм этой отрасли права, а при ненахождении нужной нормы в данной отрасли

следует ее искать в близких отраслях законодательства и в законодательстве

в целом.

Таким образом, применение аналогии закона предполагает соблюдение

определенных условий:

— наличие отношения, требующего правового регулирования;

— отсутствие предусматривающей его конкретной нормы права;

— существование другой нормы права, рс1у;1ирующси сходные, аналогичные

отношения, на основе которой данное дело и решается;

— отсутствие прямого запрещения применять аналогию;

— применение ее в соответствии с целями нормативно-правового акта.

В правоприменительной практике встречаются ситуации, когда невозможно

подобрать конкретную норму, регулирующую сходные отношения, т. е.

невозможно использовать аналогию закона. В таких случаях разрешается

рассматривать дело, применив аналогию права.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих

принципов и смысла права, кроме общих положений национального права.

Ориентирами в данном способе преодоления пробелов могут быть общепризнанные

принципы и нормы международного права, общие нормы конституций. Так,

применение аналогии права в гражданском праве состоит в том, что права и

обязанности сторон определяются из общих начал и смысла гражданского

законодательства и требовании добросовестности, разумности и

справедливости.

Аналогия права, как способ преодоления пробелов возможен, если:

— имеется отношение, требующее правового реулирования;

— отсутствует конкретная норма права, его предусматривающая;

— отсутствует норма права, которая бы регулировала сходные отношения;

— дастся мотивированное объяснение причин применения

к данному случаю аналогии права. Институт аналогии имеет ограниченное

применение в праве:

— выводы по аналогии запрещены, когда норма права нс предусматривает ее

применение к другим случаям;

— используемые по аналогии положения права не должны противоречить

действующему законодательству;

— аналогия недопустима при нарушении очередности поиска нормы вначале в

актах той же отрасли права, а затем и в других отраслях и, наконец, в общих

принципах и смысле права.

Наконец, разновидностью аналогии является субсидиарное применение права (от

лат. зизкИит — помощь). Оно означает аналогию нормы принадлежащей другой —

родственной — отрасли права. Такое возможно, например, между нормами

гражданского и семейного права.

Полностью недопустима аналогия в сфере законодательства об административных

правонарушениях и уголовного законодательства. Здесь действует правовая

аксиома: нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет

взыскания, если нет закона.

27. Правомерное поведение: понятие и виды.

Правомерное поведение — это такое поведение, которое не противоречит нормам

права, это осознанная форма деятельности субъектов права, сообразующаяся с

предписаниями юридических норм.

Правомерное поведение является одной из разновидностей социального

поведения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка.

Правопорядок является результатом правомерного поведения. В правовом

государстве и гражданском обществе должны быть созданы условия, при которых

большинство граждан совершали бы только правомерные поступки, и нормы права

давали бы возможность людям посредством правомерного поведения

удовлетворять свои потребности и интересы.

Главная особенность правомерного поведения — строгое следование

содержащимся в нормах права требованиям и велениям.

Правомерное поведение можно подразделить на виды по разным основаниям. С

точки зрения активности оно может быть активным или пассивным (воздержание

от действия). Правомерное поведение может быть общественно необходимым и

общественно полезным. Таким считается поведение, связанное с осуществлением

вытекающих из содержания норм права субъективных прав и юридических

обязанностей. Общественно полезное и общественно необходимое правомерное

поведение играет положительную роль для функционирования общества и для

личности, так как именно благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются

законные интересы.

Субъективная сторона правомерного повеления (мотивы, цели поведения)

различна. Мотивы отражают как направленность ( нарушаются нормы права или

нет), так и характер, степень активности, самостоятельность и интенсивность

повеления в ходе реализации норм права. Субъективная сторона

свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени

ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.

Социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна,

различно и их юридическое закрепление. Некоторые виды правомерных действий

объективно необходимы, это: защита Родины, исполнение трудовых

обязанностей, соблюдение правил дорожного движения и т. д. Такое поведение

закрепляется в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение

их обеспечивается угрозой государственного принуждения. Другие варианты

правомерного поведения являются желательными для общества (участие в

выборах, вступление в брак и т. д.). Данное поведение закрепляется как

право, характер реализации которого зависит от воли и интересов самого

управомоченного.

Возможно правомерное социально допустимое поведение — развод, частые смены

места работы, забастовка. Государство и общество не заинтересованны в таких

действиях, однако они правомерны, дозволены законом и возможность их

совершения обеспечивается самим государством.

Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно

закрепляется в виде запретов.

Следует отметить, что в зависимости от принадлежности норм права к

различным отраслям права, на основе которых совершаются правомерные деяния,

последние подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые,

трудовые и т. д.

По формам реализации правовых предписаний правомерное поведение можно

разделить на: исполнение, соблюдение, использование и применение норм

права.

Мотивом совершения правомерныхдействий является еще и личный интерес.

Многие правомерные действия совершаются, чтобы удовлетворять свой личный

интерес. Например: сделки и договоры заключаются именно с этой целью.

И наконец, еще следует отметить, что сознательное, целенаправленное

правомерное поведение совершается в силу положительной оценки права, его

одобрения, признания как необходимого регулятора общественных отношений.

Правомерное поведение опирается на признание духовных ценностей, права и

правовую интуицию, которые позволяют отличить допустимое поведение от

недопустимого, исключением являются действия недееспособных и невменяемых

лиц. Общественно опасное поведение таких лиц не может рассматриваться как

неправомерное: поведение невменяемых лиц является аномальным, а действия

недееспособных — юридически ничтожными.

Таким образом, можно дать следующее определение правомерному поведению —

это массовое социально полезное осознанное поведение людей и организаций,

соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.

28. Правопорядок: понятие, основные черты, соотношение с общественным

порядком и законностью.

Правопорядок — это основанная на праве и законности организация

общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных

отношений на определенном этапе развития общества.

По сути правопорядок представляет собой реализованную законность, можно

сказать, — это результат законности. Особенности правопорядка состоят в

следующем:

а) он строго запланирован в нормах права;

б) обеспечивается государством;

в) возникает в результате реализации норм права;

г) делает человека более свободным, организует общественные отношения,

облегчает жизнь.

Различают понятия «правопорядок» и «общественный порядок».

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных

общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм

права, морали и обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

1) подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, она

превращается в хаос, злоупотребления;

2) законность и правопорядок нс будут приносить людям пользу без

демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно

регулировать нормативную базу законности и правопорядка. Следует также

отметить, что укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения

законности в деятельности самого государственного аппарата, безликвидации

коррупции.

Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее

развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

29. Законность: понятия, основные черты принципы.

Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня

законности. Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и

практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он

выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и

поведение людей, т. с. действенность права характеризуется понятием

«законность».

Можно сказать законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и

подзаконных актов.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.

Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении,

исполнении и применении законов и подзаконных актов, действующих на

территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными

лицами, государственными и общественными организациями.

Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни

общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности

относятся:

единство законности, верховенство, связь законности с культурой, связь

законности с целесообразностью, всеобщность законности, гарантированность

прав свобод личности.

Рассмотрим несколько подробнее эти основные принципы законности.

1) Единство законности — понимание и применение нормативных актов должно

быть одинаковым на территории всей страны.

2) Всеобщность законности — означает равенство всех перед законом,

независимо от социального положения, благосостояния, национальности и

других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа

обеспечивает и гарантирует права и свободы личности, а также равную

ответственность всех перед законом.

3) Связь законности с общей культурой населения — от культурного уровня

общества зависит состояние законности. Законность должна опираться на

правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы

создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в

качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.

4) Связь законности с целесообразностью — недопустимость отступлений от

предписаний закона по соображениям мнимой целесообразности.

5) Г^рантированность прав и свобод личности выражается в конституционной

обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

6) Верховенство Конституции и закона означает, что законы обладают высшей

юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений.

Все другие нормативно-правовые акты являются подзаконными и принимаются на

основе и во исполнение законов.

7) Неотвратимость наказания за нарушение закона — заключается в том, что

любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении

понести адекватное содеянному наказание. Гарантиями законности являются

средства и условия, которые создают прочную основу точной и неуклонной

реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические,

идеологические, юридические и общественные гарантии.

30. Правосознание: понятие и структура. Правовая культура.

Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий,

убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих

отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему

или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Правовое сознание играет огромную роль в развитии и совершенствовании

правовой жизни общества, так как от уровня правосознания граждан зависит

качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного

развития, а также точность и полнота исполнения их предписаний.

Правосознание обладает рядом признаков:

1) правосознание — это самостоятельная форма общественного сознания, тесно

взаимодействующая с политическими, нравственными, религиозными,

национальными и другими формами;

2) правосознание отражает лишь явления правовой действительности и

охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в

общественной жизни;

3) содержанием правового сознания являются идеи, концепции, теории,

чувства, эмоции, регулирующие поведение людей в юридически значимых

ситуациях;

4) правосознание включает представления о прошлом, настоящем и будущем

права;

5) осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных

юридических понятий и категорий (правоотношение, юридическая

ответственность, правомерность и др.);

6) правосознание является источником права;

7) правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним

регулятором правового поведения или механизмом его осуществления.

Правовое сознание — это сложное явление, состоящее из двух основных

элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология представляет собой совокупность чувств, переживаний,

настроений, желаний, привычек, стереотипов, характерных для отдельного

индивида, конкретной социальной группы или общества в целом и возникающих

на основе существующих юридических норм и практике их реализации.

Активной частью правосознания выступает правовая идеология, непосредственно

влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в

национальную правовую систему страны. Правовая идеология — это система

правовых идей, теорий, принципов, убеждений, отражающих и оценивающих

правовую реальность. Правовая идеология характеризуется целенаправленным,

научным осмыслением права как целостного социального института,

представляющего собой самостоятельный элемент обшесгва.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, экономисты,

политологи, представители других отраслей знания, которые обязаны учесть

конкретные исторические условия жизни общества, расстановку политических

сил, уровень общественного сознания, интересы и волю различных социальных

групп и другие факторы. Правовая идеология связана с интересами

определенных классов, социальных слоев и отражает их представления о

наиболее совершенном праве. Примерами правовой идеологии являются

естественно-правовая, потребительская, марксистская концепция государства и

права, доктрина правового государства и другие современные идеологии.

Основным компонентом правовой идеологии являются знания права. Гражданин,

не знающий конституции и других законов своего государства, в своих

действиях зачастую руководствуется спонтанно возникшими представлениями о

правах и обязанностях. В результате, человек не только не сможет

реализовать свои права и соблюдать обязанности, но и не в состоянии будет

требовать, чтобы фактически соблюдались его естественные права и свободы, и

государство создало необходимые условия для их использования, он не сможет

защитить свои интересы.

Правовая идеология и правовая психология, составляющие содержание правового

сознания, находятся в тесной взаимосвязи и своими средствами служат

осуществлению функций правосознания. Основными функциями правового сознания

выступают познавательная, оценочная, регулятивная, и прогностическая,

которые представляют собой направления его воздействия на общественные

отношения.

Правовое сознание существует в различных видах, выделение которых возможно

на основе следующих критериев.

1. По субъекту правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и

общественное.

Индивидуальное правосознание — это совокупность правовых знаний, оценок,

чувств и эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Оно уникально и

неповторимо в силу разных познавательных способностей, психологических

типов личности.

гут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания.

Так, правосознанию ученого-юриста характерно сочетание элементов научного и

эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще

подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание

может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды,

воззрения разделяют представители одной научной школы.

Правовая культура представляет собой важную составляющую часть культуры

общества, как исторически сложившейся системы общечеловеческих духовно-

нравственных ценностей, на основе которых осуществляется регуляция

общественных отношений.

В современной отечественной юридической литературе не существует

однозначного подхода к определению правовой культуры. В частности,

предлагается рассматривать правовую культуру в широком и узком смыслах.

Понятие «правовая культура» в широком смысле используется для

характеристики всей правовой системы общества. Она включает в себя все

правовые явления и институты: право, правовые отношения, правовое сознание,

законность и правопорядок, юридические учреждения, всю законотворческую и

правопримечительную, а также иную правовую деятельность органов государства

и правовое поведение граждан.

Понимание правовой культуры в узком смысле предполагает всесторонний анализ

правовой деятельности, ее направленности и уровней, форм и способов

осуществления, а также особенностей правового поведения индивидов. Как

видим, в данном случае акцент делается на качественной характеристике

правовой жизни общества и именно здесь следует употреблять термин «правовая

культура». Следовательно, правовая культура — это качественное состояние

правовой организации жизни людей, которое выражается в достигнутом уровне

развития правовой деятельности, в качестве нормативно-правовых актов, в

уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и

ее правовой активности.

Понятия «правовая культура и «правовое сознание» близки по своему

содержанию, однако они нс тождественны.

31. Правонарушение: понятие, состав, виды.

В общем виде правонарушение — это антиобщественное деяние (действие или

бездействие), причиняющее вред обществу и которое наказывается в

соответствии с законом.

Противоправное поведение (правонарушение) нарушает предписания правовых

норм "и наносит вред обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует

развитие общественных отношений.

Так, например, Уголовным кодексом РФ предусмотрены преступления, которые

посягают на основы государственного строя, на личность, ее политические,

экономические и социальные права, общественный порядок и иные социальные

блага. Есть правонарушения, которые не являются столь общественно опасными,

но в совокупности они могут представлять существенную опасность.

Правонарушением является виновное, противоправное поведение лица,

посягающего на интересы общества, личности и влекущее применение к лицу,

его совершившему, мер общественного воздействия или государственного

принуждения. Правонарушитель, совершая правонарушения, посягает на

общественные отношения, охраняемые правом, наносит вред обществу (выше об

этом говорилось), и его действия признаются общественно опасными.

Правонарушение характеризуют четыре основных признака:

— общественная опасность;

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.

Под юридическим составом правонарушений следует понимать комплекс

взаимосвязанных компонентов (объективных и субъективных), необходимых для

возложения юридической ответственности. В юридический состав правонарушений

входят:

— субъект — достигшее определенного возраста деликто-способпое, вменяемое

лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация, совершившие

данное деяние. Возраст уголовной ответственности, по общему правилу,

наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет; гражданско-

правовая ответственность предусмотрена с 15 лет; административная — с 16

лет;

— объект — общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым

причиняется ущерб;

— субъективная сторона — характеризующая психическое отношение лица (вину)

к совершенному правонарушению.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

а) вина — основной элемент. Рассматривают две формы вины: умысел (означает,

что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер

своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и

сознательно допускало их), который, в свою очередь, может быть прямым и

косвенным; и неосторожность (субъект правонарушения либо предвидит

наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие

легкомыслии надеется их предотвратить, либо не предвидит их).

б) цель — это представление субъекта о результате пра- вонарушения;

в) мотив — внутреннее побуждение, которым руково I ствовался

правонарушитель при совершении правонарушения;

— объективная сторона — это совокупность внешних признаков, характеризующих

данное правонарушение:

а) противоправное деяние (действие или бездействие);

б) вред, причиненный общественным отношениям;

в) причинная связь между противоправным деянием и

наступившими последствиями.

Следует еще упомянуть о таком понятии, как вменяемость, которая

представляет собой способность действовать осознанно. Иногда это

способность утрачена в силу психического заболевания или слабоумия. В таких

случаях суд на основании судебно-психиатричсскои экспертизы признает лицо,

совершившее общественно опасное деяние, невменяемым. Невменяемость

исключает юридическую ответственность.

32. Юридическая ответственность: понятия, признаки, основания.

Юридическая ответственность — это одна из форм, или разновидностей,

общесоциальной ответственности, которая применяется лишь к тем, кто

совершил правонарушение, т. е. нарушил норму права, преступил закон.

Под юридической ответственностью принято понимать предусмотренную правовыми

нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него

последствия правонарушения, или иными словами — юридическая ответственность

есть необходимость лииа подвергнуться мерам государственного принуждения за

совершенное правонарушение.

Участниками этого специфического правоотношения выступают: с одной стороны,

государство в лице правопримени-тсльных органов, с другой стороны, субъект,

совершивший правонарушение. Содержание юридической ответственности

составляют права и обязанности сторон. Государство вправе применить к

правонарушителю меры принудительного воздействия и обязано это сделать в

рамках закона. Лицо, совершившее правонарушение, обязано подвергнуться

принудительному воздействию и вправе понести ответственность в рамках,

предусмотренных законом. Однако не каждая мера государственного принуждения

представляет собой юридическую ответственность. Например, принудительные

меры медицинского характера, применяемые в отношении невменяемых лиц,

совершивших общественно опасные деяния, выступают в качестве мер социальной

защиты и, несмотря на принудительный характер, не являются разновидностью

юридической ответственности.

Сущность юридической ответственности заключается в отрицательной правовой

оценке поведения правонарушителя от имени государства.

Меры юридической ответственности могут быть:

— личного характера (лишение свободы);

— имущественного характера (штраф);

— организационного характера (увольнение).

33. Соотношения права и государства.

Государство есть особая форма организации политической власти, необходимая

для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из

природы любого общества, обладающая для этого суверенитетом, осуществляющая

управление обществом на основе права, с помощью специального аппарата и

монополии на применение насилия для достижения поставленных задач.

Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимосвязь государства и

права. Для более полного уяснения сформулируем, что такое право.

Право представляет собой систему общеобязательных пра-нил поведения,

устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на

урегулирование отношений, возникающих в обществе.

Государство и право развиваются в единстве, но между ними существуют

определенные различия.

В чем проявляется их единство?

!) Государство и право развиваются совместно.

2) Имеют одинаковые проявления по своей сущности.

3) Проявляются как инструменты власти.

4) Выступают оба как средства управления.

5) Призваны обеспечивать как личные, так и общественные интересы.

6) Основываются на общем экономическом базисе.

7) Определяются одними и тем же социальными и духовными факторами,

действующими в данном обществе, Теперь обратимся к различиям:

1) государство это особая организация политической власти, а право это

социальный регулятор;

2) государство выражает силу, а право волю;

3) элементами государства являются его структурные органы, а элементами

права — его нормы.

34. Понятие и вид субъектов права.

Субъекты права - это лица, обладающие правосубъектностью, т.е. граждане,

общественные образования, которые могут быть носителями прав и

обязанностей, участвовать в правовых отношениях.

Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения,

обеспечиваемая государством

Основным средством обеспечения государством субъектного права является

возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Субъект права, лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону

способностью осуществлять права и юридические обязанности (то есть

правосубъектностью). С. п. - необходимый элемент правоотношений во всех

отраслях права, хотя в каждой из них положение его имеет определённую

специфику. Так, в гражданских правоотношениях граждане выступают как

физические лица, государственные органы и общественные организации - как

юридические лица; в административных правоотношениях С. п. выступают

государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина С.

п., государство определяет его правовой статус, характеризующий его

положение по отношению к государству, его органам, другим лицам. В разных

социально-экономических формациях понятие С. п. имеет разное содержание.

Субъекты права, понятие и виды правоотношений – это индивиды и орг-ии

которые могут быть участниками правоотношений т.е. носителями

субъективных прав и юр-их обязанностей. Близким к понятию субъекты права

является понятие субъекты правоотношений. Нередко эти понятия

отождествляют и рассматривают как равнозначные. Принципиальной ошибки

здесь нет, но определенные различия между субъектами права и субъектами

правоотношений все же сущ-ют. Это различие состоит в том, что субъекты

права это возможные потенциальные участники правоотношений. Субъекты

правоотношений это уже реальные участники правоотношений. По этому под

субъектами правоотношений следует понимать индивидуумов и организации

которые являются участниками конкретных правоотношений. Т.о. понятие

субъект права шире чем понятие субъект правоотношений. Виды Традиционно

субъеты права и субекты правоотношений подразделяют не 2 вида

(категории). На индивидов или физических лиц и орг-ии или юр-их лиц. К

индивидам относятся во первых граждане гос-ва, во 2ых иностранные

граждане или иностранцы. 3я разновидность – лица без гражданства

(апатриды) – не являются гражданами какой либо страны. Нередко сюда

относят бипатридов (2ое гражданство). В последнее время в литературе к

индивидам стали относить беженцев, временных переселенцев, лица

находящиеся в политическом убежище. 2я кат-ия. К орг-ям относят во первых

гос-во в целом. 2 разновидность – это органы гос-ва, 3я – госые орг-ии

(гос. учредения, предприятия) 4я – не гос-ые орг-ии (не гос. предприятия,

предприятия, общ-ые орг-ии, движения). Орг-ии которые могут быть

субъектами гр-их т.е. имущественных правоотношений именуются в

юриспруденции юрид-ми лицами. Т.е. юр-ие лица – это субекты гр.

Правоотношений. Понятие орг-ии шире чем понятие юр-ое лицо (некоторые

ученые). Иногда выделяют еще одну кат-ию субъектов: соц-ые общности

(первый предложил Алексеев) – народ, нации, трудовые коллективы. В

последнее время в юриспруденции различают субъекты публичного и частного

права. Субъектов публичного права подраз-ют на индивид-ых субъектов или

индивидов и коллективных субектов (орг-ии), а субъекты частного права

подраз-ся на физ-ие и юр-ие лица.

35. Действие законов во времени в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их

принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве,

на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации

действуют в пределах их территорий и т. д. Пространство, на которое

распространяется суверенитет (власть) гос-ва, включает в себя сушу,

внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах

границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным

летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли

в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в

воздухе. Действие законов в пространстве означает, что законы:

распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем

пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей

территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд

законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на

иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности,

избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств

экстерриториальны, там законы РФ не действуют. Дипломатические

представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не

распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры

принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей

территории, но действуют избирательно, распространяются только на

определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих,

гос-ых служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и

т. д.

36. Право, государство и экономика.

Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретного

об-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношения

по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--

система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых и

обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений.

К соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либо

приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования

общест.отношений выступают интересы людей. Бывает, что сначала принимаются

законы, а затем на их базе формируются новые экономич. отношения. Так было

в эпоху буржуазных революций в Европе. В этом случае можно говорить о

приоритете права перед эконом. Но бывает и наоборот- интересы людей сначала

претворяются в новые производ. отношения, а затем создаются з-ны. Здесь

приоритет экономики перед правом. Политика выступает посредником между

ними. 2)экономика определяет политику и право. Политика и право зависят от

базиса(способа производства).Однако эта главная роль экономики проявляется

лишь в конечном счёте, т.к политика и право ,опираясь на экономику могут

оказывать и обратное воздействие на неё, стимулировать или сдерживать

развитие производ. отношений. Политика здесь тоже выступает посредником.

Соотношение между политикой и правом двояко:1)определяющим фактором

выступает политика; 2)определяющим фактором выступает право.

37. Правовые системы современности.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности

правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран

позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует

свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм,

учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая

система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих

правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые

позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком

смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем

различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют

общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего

государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах,

нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.

Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в

законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении,

соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,

входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного

построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит

выражение на микро уровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а

также на макро уровне - на уровне строения крупных блоков нормативного

материала (отраслей, субъотраслей, других подразделений). 4. Общность

принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи

свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и

т.д., в других— теологические, религиозные начала (например, мусульманские

страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и

т.п. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также

техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом

отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему

значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же

причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при

разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции,

cпocoбы построения нормативного материала, его упорядочения,

систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые

системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия

и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской

Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые

(страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм,

иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) Система

обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.