реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права

повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).

5. Типология государства.

Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической

литературе мнению, типология («типизация») или классификация государств по

типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс

познания естественно-исторического развития государства и права, как

отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства

другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания

исторического процесса развития государства и права.

В то же время следует отметить, что какой-либо утвердившейся общей

типологии государства не существует. Само понятие «тип государства» служит

для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих

возможность определить типовую принадлежность государства, т. е. родство с

другими государствами.

Основу типологии составляют различные подходы. Главными являются

формационный и цивилизационный.

Формациоиный подход сформировался в рамках марксистской доктрины. Согласно

этому подходу выделяются четыре типа государства: рабовладельческое,

феодальное, буржуазное и социалистическое (оно, по представлению

марксистов, соответствовало первому, социалистическому этапу

коммунистической формации). Хотя в «чистом виде такие формации не

существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором

говорил К. Маркс, после многочисленных и вековых дискуссий так и не был

решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки.

В основу цивилизационного подхода были положены работы как русских ученых —

Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, так и зарубежных философов и историков

— О. Шпенглера и А. Тойнби.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько

материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с теорией

Тойнби в ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций,

которым соответствуют определенные типы государственности.

В соответствии с периодами исторического развития различают два типа

цивилизаций: древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,

эгейская, индская — цивилизации доколумбовой Америки и т. д.); особенные

цивилизации (дальневосточная, индийская, исламская, восточноевропейская и

западноевропейская).

По характеру организации государственно-политических институтов различают

первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали

как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие монархов и занимавшиеся

активной внешней экспансией. Различие между светской и религиозной властью

не проводилось.

Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские, выступали в

обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть

монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных

цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью

государства и религиозной властью Церкви.

На сегодняшний день цивилизационный подход к типологии государства

является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он

находится в стадии становления. В связи с этим вполне справедливо

отмечается, что в типологии государства следует учитывать как

цивилизационный, так и формационный подход.

В этом плане представляется плодотворной концепция типологии государства,

выдвинутая А. Б. Венгеровым. Она позволяет преодолеть прямолинейность и

финалистский характер марксистской типологии (ведь согласно последней

государство должно отмереть, а ему на смену придет коммунистическое

общественное самоуправление).

Отталкиваясь от исторического процесса, А. Б. Венгеров вполне справедливо

выделил в качестве первого типа — город-государство. Именно с него началось

развитие государственности у древних египтян, шумеров, греков, славян, майя

и многих других народов.

В разные исторические эпохи, в различных регионах мира город-государство

дал начало сразу трем типам: азиатскому в эпоху древнего мира и

средневековья в афро-азиатском регио

не; античному в Средиземноморье (древний мир); феодальному у славян и

германцев в раннем средневековье. Однако феодальный тип вырастал также из

античного на развалинах Западной римской империи (варварские королевства) и

в условиях Византии. В условиях буржуазной революции на смену феодальному

типу приходит капиталистический (буржуазный) тип государства. Наконец, в

условиях XX века появился тоталитарный тип государства (СССР, гитлеровская

Германия, фашистская Италия, франкистская Испания, страны социализма).

Кроме вышеприведенных подходов к типологии государств в зарубежной науке

существуют и иные. Так, с точки зрения в основном социальных критериев

выделяют следующие государства:

— демократические и автократические;

— социальные и асоциальные (государственная власть практически не

осуществляет мер по предоставлению социальных услуг населению);

— светские, теократические и клерикальные;

— правовые и полицейские.

6. Форма государства: понятие и элементы.

Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы

правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации,

устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося

русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное

понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй

жизни, живая организация власти народа.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и

принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение

государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его

возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип

государства.

Первый элемент формы государства — форма правления. Это организация

верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их

взаимоотношения с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика.

Форма государственного устройства — это внутренняя национально-

территориальная организация государственной власти, деление территории

государства на те или иные составные части, их правовое положение,

взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация

и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение

независимых государств.

Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и

способов, с помощью которых осуществ-

ляется государственная власть. Причем это составная часть политического

режима.

Политический режим — это функциональная характеристика политической системы

и включает в себя не только методы государственного властвования, но и

характерные способы деятельности негосударственных политических организаций

(партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а

политический режим основывается не только на правовых, но и на иных

социальных нормах (моральных, партийных, политических).

Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм,

министериализм, партократия.

7. Формы правления: понятие и виды.

Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства и

каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими

государственными органами и государственными органами на местах; как

строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны; в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия —

это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо

частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы

государства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в

большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.

Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма правления единодержавного

характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и

контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;

2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее

по наследству;

3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не

производно от власти народа;

4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — это

форма правления, при которой глава государства одновременно представляет

светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму

правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом —

парламентом — и особым правовым актом — конституцией.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный

характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и

возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется

выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.

Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король

и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а

буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии —

Иордания и Марокко.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует,

но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо

представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит

парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации)

соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и

юридическую ответственность за данный акт.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху,

верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы

Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада,

Дания, Норвегия, Швеция, Япония.

Республика — это государство, в котором высшие органы государственной

власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок

главы государства и других высших органов государственной власти. Во-

вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих,

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных

законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной

власти.

Основными видами республик являются президентская, парламентская и

смешанная.

Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и

главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он

свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а

президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент

избираются народом.

Родина президентской республики — США.

В условиях парламентарной республики президент является только главой

государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на

основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно

перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны

парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция,

Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава

государства — президент избирается народом, как и парламент. Он назначает

главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право

выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку

президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.

8. Формы государственного устройства: понятие и виды.

Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-

территориальная организация государственной власти, деление территории

государства на те или иные составные части, их правовое положение,

взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких

частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих

частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между

центральными и местными государственными органами; в какой государственной

форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и

федеративный.

Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных

государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки,

ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми)

характерно наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) единая система высших органов государственной власти (глава государства,

парламент, правительство, судебная система);

3) единое гражданство;

4) единая система права;

5) территория унитарного государства подразделяется на административно-

территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической

самостоятельностью

В зависимости от вида контроля различают централизованные и

децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами

самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из

центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется

косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона

допускается определенная автономия.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это

самоуправление определенной части территории государства, отличающейся

национальными, бытовыми.

а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи

определенные исторические особенности, традиции. Существуют две

разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и

административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами,

обладает правом собственного законодательства. Административная автономия

предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе,

радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во

внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов

и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные.

Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная

форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В

отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае

обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными

государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия,

Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных

образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства следующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не

представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов

федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е.

свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних

отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не

обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему

предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом

конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной

конституции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные

законодательные акты, при условии их соответств! федеральному

законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является

всеобщим для вс без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную

системы;

5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного

гражданства (каждый гражданин сч тается гражданином союза и

соответствующего субъе та федерации);

6) обязательным признаком федеративной формы счит ется двухпалатная

структура союзного парламента (б;

камерализм). Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного

представительства и избирается по те риториальным избирательным округам.

Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть адм] нистративно-

территориальной (образованной на основе те;

риториального принципа) и национально-государственно (образованной по

национальному принципу). Примером пс вой могут служить Германия, США, а

второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты ф. дерации имеют одинаковый

правовой статус) и асимметрии ную, для которой характерно неравенство

правового полож. ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия

Наконец, федерация может быть договорной (в основу ф1 дерации положен

договор субъектов) и конституционной (пр. вовым основанием федерации

является закрепление факта I образования в Основном законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедера ция — это

«государственный союз государств». Иными слов, ми, конфедерация является

все-таки формой государственна го устройства, а не формой международно-

правового союза.

Конфедерация представляет собой союз, в котором обр зующие его государства

сохраняют свою независимость, им. ют собственные органы власти и

управления. Они создают сп. циальные объединенные органы для координации

действий определенных целях (внешнеполитических, военных, экож

мических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные

союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское

содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с

законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию,

сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это

нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать

переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и

военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и

наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта

времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или

реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких

государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений

различных способов престолонаследия, то здесь имеет место личная уния.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств. В качестве

исторического примера можно назвать Австро-Венгрию.

Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью

данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной

власти этнических и административно-территориальных образований на основе

отношений метрополия — колонии, центр — провинции.

Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи,

поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее

можно выделить и общие характеристики имперских систем:

1) обширная территориальная основа;

2) сильная централизованная власть;

3) стремящиеся к экспансии элиты;

4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и

периферией;

5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных

социальных групп;

6) разнородный этнический и культурный состав. При создании империй

правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом

играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует

недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением

увеличить международный престиж. На современном этапе в мире осталась всего

одна имперская система — Китай.

9. Политический режим: понятие и виды

Само слово «режим» — латинского происхождения — геутет— управление, на

сегодняшний день означает совокупность методов, систему правил,

мероприятий, установленных для достижения определенных целей.

Политический режим — это совокупность форм жизнедеятельности институтов и

организаций политической системы, методов господства и основных направлений

политической активности в рамках данной системы. В целом это функциональная

характеристика политической системы.

Политический режим складывается в той или иной стране как равнодействующая

многих факторов, не только деятельности государственных органов, но и

политических партий, массовых движений, других объединений, преследующих

политические цели, а иногда в результате непосредственно политической

деятельности различных слоев населения, их массовых выступлений.

Политический режим характеризует состояние демократии в стране,

осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей. Это

«политический климат» страны. По своему содержанию политический режим шире,

чем государственный режим, хотя последний составляет главное в политическом

режиме, его суть, сердцевину

Рассмотрение политического режима предусматривает анализ следующих

аспектов: какие группировки находятся у руководства государством; каким

методом господства и управления отдается предпочтение — прямым,

насильственным или косвенным демократическим.

Политические режимы могут быть типологизированы по мере убывания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.