![]() |
|
|
Теория государства и праваповиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых). 5. Типология государства. Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической литературе мнению, типология («типизация») или классификация государств по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания естественно-исторического развития государства и права, как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права. В то же время следует отметить, что какой-либо утвердившейся общей типологии государства не существует. Само понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, т. е. родство с другими государствами. Основу типологии составляют различные подходы. Главными являются формационный и цивилизационный. Формациоиный подход сформировался в рамках марксистской доктрины. Согласно этому подходу выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое (оно, по представлению марксистов, соответствовало первому, социалистическому этапу коммунистической формации). Хотя в «чистом виде такие формации не существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором говорил К. Маркс, после многочисленных и вековых дискуссий так и не был решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки. В основу цивилизационного подхода были положены работы как русских ученых — Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, так и зарубежных философов и историков — О. Шпенглера и А. Тойнби. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с теорией Тойнби в ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности. В соответствии с периодами исторического развития различают два типа цивилизаций: древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, эгейская, индская — цивилизации доколумбовой Америки и т. д.); особенные цивилизации (дальневосточная, индийская, исламская, восточноевропейская и западноевропейская). По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие монархов и занимавшиеся активной внешней экспансией. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью Церкви. На сегодняшний день цивилизационный подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он находится в стадии становления. В связи с этим вполне справедливо отмечается, что в типологии государства следует учитывать как цивилизационный, так и формационный подход. В этом плане представляется плодотворной концепция типологии государства, выдвинутая А. Б. Венгеровым. Она позволяет преодолеть прямолинейность и финалистский характер марксистской типологии (ведь согласно последней государство должно отмереть, а ему на смену придет коммунистическое общественное самоуправление). Отталкиваясь от исторического процесса, А. Б. Венгеров вполне справедливо выделил в качестве первого типа — город-государство. Именно с него началось развитие государственности у древних египтян, шумеров, греков, славян, майя и многих других народов. В разные исторические эпохи, в различных регионах мира город-государство дал начало сразу трем типам: азиатскому в эпоху древнего мира и средневековья в афро-азиатском регио не; античному в Средиземноморье (древний мир); феодальному у славян и германцев в раннем средневековье. Однако феодальный тип вырастал также из античного на развалинах Западной римской империи (варварские королевства) и в условиях Византии. В условиях буржуазной революции на смену феодальному типу приходит капиталистический (буржуазный) тип государства. Наконец, в условиях XX века появился тоталитарный тип государства (СССР, гитлеровская Германия, фашистская Италия, франкистская Испания, страны социализма). Кроме вышеприведенных подходов к типологии государств в зарубежной науке существуют и иные. Так, с точки зрения в основном социальных критериев выделяют следующие государства: — демократические и автократические; — социальные и асоциальные (государственная власть практически не осуществляет мер по предоставлению социальных услуг населению); — светские, теократические и клерикальные; — правовые и полицейские. 6. Форма государства: понятие и элементы. Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. Таким образом, понятие формы государства охватывает: а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления государственной власти. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип государства. Первый элемент формы государства — форма правления. Это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Основными видами формы правления являются монархия и республика. Форма государственного устройства — это внутренняя национально- территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями. Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств. Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществ- ляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима. Политический режим — это функциональная характеристика политической системы и включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических). Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия. 7. Формы правления: понятие и виды. Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими государственными органами и государственными органами на местах; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия — это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные. Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются: 1) существование единоличного носителя верховной власти монарха; 2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству; 3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; 4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства. Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия). Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — и особым правовым актом — конституцией. Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической. В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции. Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии — Иордания и Марокко. В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония. Республика — это государство, в котором высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями. Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти. Во- вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих, юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной власти. Основными видами республик являются президентская, парламентская и смешанная. Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент избираются народом. Родина президентской республики — США. В условиях парламентарной республики президент является только главой государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония. Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава государства — президент избирается народом, как и парламент. Он назначает главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента. 8. Формы государственного устройства: понятие и виды. Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально- территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации. Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и федеративный. Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки, ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми) характерно наличие следующих основных признаков: 1) единая конституция; 2) единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система); 3) единое гражданство; 4) единая система права; 5) территория унитарного государства подразделяется на административно- территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона допускается определенная автономия. Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми. а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи определенные исторические особенности, традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов и т. д. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др. Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Отличительные признаки федеративного государства следующие: 1) территория федерации в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е. свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза); 2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной конституции (принцип субординации); 3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные законодательные акты, при условии их соответств! федеральному законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является всеобщим для вс без исключения федераций); 4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную системы; 5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного гражданства (каждый гражданин сч тается гражданином союза и соответствующего субъе та федерации); 6) обязательным признаком федеративной формы счит ется двухпалатная структура союзного парламента (б; камерализм). Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного представительства и избирается по те риториальным избирательным округам. Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации. Федерации делятся на виды. Федерация может быть адм] нистративно- территориальной (образованной на основе те; риториального принципа) и национально-государственно (образованной по национальному принципу). Примером пс вой могут служить Германия, США, а второй — Югославия. Выделяют также симметричную федерацию (субъекты ф. дерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметрии ную, для которой характерно неравенство правового полож. ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия Наконец, федерация может быть договорной (в основу ф1 дерации положен договор субъектов) и конституционной (пр. вовым основанием федерации является закрепление факта I образования в Основном законе страны). Если федерация — это союзное государство, то конфедера ция — это «государственный союз государств». Иными слов, ми, конфедерация является все-таки формой государственна го устройства, а не формой международно- правового союза. Конфедерация представляет собой союз, в котором обр зующие его государства сохраняют свою независимость, им. ют собственные органы власти и управления. Они создают сп. циальные объединенные органы для координации действий определенных целях (внешнеполитических, военных, экож мических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское содружество наций. Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства. Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО. Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то здесь имеет место личная уния. Реальная уния возникает в результате соглашения государств. В качестве исторического примера можно назвать Австро-Венгрию. Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований на основе отношений метрополия — колонии, центр — провинции. Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи, поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее можно выделить и общие характеристики имперских систем: 1) обширная территориальная основа; 2) сильная централизованная власть; 3) стремящиеся к экспансии элиты; 4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных социальных групп; 6) разнородный этнический и культурный состав. При создании империй правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением увеличить международный престиж. На современном этапе в мире осталась всего одна имперская система — Китай. 9. Политический режим: понятие и виды Само слово «режим» — латинского происхождения — геутет— управление, на сегодняшний день означает совокупность методов, систему правил, мероприятий, установленных для достижения определенных целей. Политический режим — это совокупность форм жизнедеятельности институтов и организаций политической системы, методов господства и основных направлений политической активности в рамках данной системы. В целом это функциональная характеристика политической системы. Политический режим складывается в той или иной стране как равнодействующая многих факторов, не только деятельности государственных органов, но и политических партий, массовых движений, других объединений, преследующих политические цели, а иногда в результате непосредственно политической деятельности различных слоев населения, их массовых выступлений. Политический режим характеризует состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей. Это «политический климат» страны. По своему содержанию политический режим шире, чем государственный режим, хотя последний составляет главное в политическом режиме, его суть, сердцевину Рассмотрение политического режима предусматривает анализ следующих аспектов: какие группировки находятся у руководства государством; каким методом господства и управления отдается предпочтение — прямым, насильственным или косвенным демократическим. Политические режимы могут быть типологизированы по мере убывания |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |