реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства и права (Контрольная)

распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории

Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться

решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решения

по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений

Правительства Российской Федерации.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Судебная система Российской Федерации отличается простотой построения,

ступенчатостью звеньев, единством основных принципов формирования и

деятельности.

Все подсистемы судебной власти характеризуются трехзвенной структурой, в

основном определяемой государственно-административным делением Российской

Федерации.

Система судов общей юрисдикции включает:

1) основное звено - районные, городские народные суды;

2) среднее звено - Верховные суды республик, краевые, областные суды,

городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и

автономных округов;

3) высшее звено - Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды имеют следующую подсистему:

1) основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

2) среднее звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и

групп войск;

3) высшее звено - Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Система арбитражных судов подразделяется на:

1) основное звено - Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные,

городские суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов,

иные арбитражные суды, образуемые в субъектах Федерации;

2) среднее звено - федеральные арбитражные суды округов;

3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Следует отметить, что внутренняя организация этих подсистемы имеет свои

особенности. Так, система военных судов прямо связана с организацией

Вооруженных Сил. Среднее звено системы арбитражных судов - федеральные

арбитражные суды округов - образуется вне связи с административным

делением. В районах арбитражными суды не образуются. Конституционный Суд

Российской Федерации не имеет подведомственных судов, организационно и

процессуально не связан с существующими в некоторых республиках

конституционными судами.

Эффективное функционирование судебной системы предполагает создание

автономной инфраструктуры организационного и материального обеспечения

деятельности судов, исполнения судебных решений и приговоров.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе

установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении

Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не могут по

своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные

федеральным конституционным законом о судебной системе, не вправе

устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их

территории федеральных судов.

По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший

Арбитражный, Верховный суды Российской Федерации, военные суды.

Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других

судов федерального уровня. Так, Федеральный конституционный закон "Об

арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г.'

рассматривает все арбитражные суды как федеральные и предусматривает

учреждение межрегиональных федеральных арбитражных судов округов (10

судов).

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции субъекты Федерации вправе иметь свое

законодательство. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов

Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

Представляется, что на этом уровне возможно образование так называемых

местных судов, в качестве которых могли бы выступить единоличные мировые

судьи. Мировые судьи могли бы рассматривать дела о преступлениях, по

которым возможно назначение минимальных сроков лишения свободы либо

наказаний, не связанных с лишением свободы, значительную часть гражданских

дел,

административные дела и действовать в судебных округах. Как установлено в

ст. 11 Закона «0 статусе судей», население будет избирать мировых судей на

пять лет по судебным округам, на которые распространяется их юрисдикция.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и

федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии

с законом.

Независимость судей провозглашалась конституционным принципом и ранее.

Вслед за этим неизменно следовало требование подчинения их только закону,

что признавалось гарантом судейской независимости. Требование

руководствоваться только законом на практике приводило к тому, что даже

закон, противоречащий Конституции, был для судей обязательным, что

создавало условия беззакония и репрессий.

Часть 1 ст. 120 Конституции вносит существенные коррективы в этот принцип:

судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону. В требовании

подчинения судей прежде всего Конституции заложен глубокий смысл.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, все законы,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч.

1 ст. 15). Помимо Конституции и федеральных законов издаются и иные

нормативные акты: указы Президента, постановления Правительства. Субъектам

Федерации предоставлено право иметь свое законодательство. Суды

руководствуются этими актами при условии не противоречия их Конституции и

федеральным законам.

Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции и

федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные

из них закреплены в Конституции: несменяемость судей, особый порядок

прекращения или приостановления полномочий (ст. 121), неприкосновенность и

возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом

федеральным законом (ст. 122).

Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком формирования

судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой

членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и

исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о

соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,

Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению

органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров

между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации

4. Конституционный Гуд Российской Федерации по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президснга

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской

Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,

утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации

международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие

и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении

иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных

органов судебной власти. Полномочия, порядок образования и деятельности

Конституционного Суда, согласно ст. 128 Конституции, устанавливаются

федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон "0

Конституционном Суде Российской Федерации" принят 21 июля 1994 г.

Основная функция Конституционного Суда - осуществление конституционного

контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и

свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия

предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.

Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных

органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а

также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания

правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.

Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством

конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд формируется Президентом России и Советом Федерации в

установленном законом порядке (ст. 9 Закона «О Конституционном Суде»).

Право на внесение Президенту предложений о кандидатах в судьи Закон

предоставляет членам (депутатам) Совета Федерации и депутатам

Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам

субъектов Российской Федерации, высшим судебным органам и федеральным

юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим

научным и учебным заведениям. Перечисленные субъекты права подбора

кандидатур могут называть несколько кандидатур на каждую вакансию. В

официальном разъяснении Государственно-правового управления Президента

Российской Федерации п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации «О

замещении вакантных должностей федеральных судей» от 25 декабря 1993 г.

говорится, что Указ прямо предусмотрел, что Министерство юстиции Российской

Федерации и Всероссийский съезд судей должны представить по две кандидатуры

на каждую должность.

Предложение Президента о назначении на должность судьи Конституционного

Суда должно быть рассмотрено Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.

Совет Федерации после соответствующего обсуждения внесенных кандидатур н

комитетах и комиссиях принимает решение о назначении индивидуально путем

тайного голосования. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда

считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа

членов (депутатов) Совета Федерации. После оглашения результатов

голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской

Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к

присяге лиц, назначенных на должность судей Конституционного Суда.

Приведение к присяге проводится Председателем Совета Федерации в

торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственных герба

и флага Российской Федерации. Приведение к присяге производится в

соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 25

октября 1994 г «0 порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда

Российской Федерации».

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление

кандидатуры на вакантное место судьи вносится Президентом Российской

Федерации в Совет Федерации не позднее месяцев со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены

или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде».

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,

Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-

Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская

Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,

Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия -

Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская

Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика

- Чаваш республики; Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край,

Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская

область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область,

Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская

область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область.

Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, 1фргапскла

область, 1фрская область, Ленинградская область, Липецкая область,

Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская

область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область,

Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская

область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область,

Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская

область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская

область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область,

Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ,

Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-

Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,

Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский

автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового

субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным

конституционным законом.

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой.

В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается 39

субъектов: 21 республика, б краев, 49 областей, 2 города федерального

значения,1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает

более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в

многонациональный народ Российской Федерации.

В п. 1 ст. 65 Конституции все субъекты Российской Федерации перечислены не

случайно. Включение названия каждого субъекта Федерации в эту статью служит

цели закрепления субъектов в составе Российской Федерации и является

правовым основанием для использования его государственными органами

конституционных прав, таких, например, как право законодательной

инициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей (см.

ст. 95 и 104) .

Статья 67

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов,

внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет

юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне

Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами

международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их

взаимного согласия.

Государственная территория - часть земного шара, которая при надлежит

определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое

территориальное верховенство.

Территория - неотъемлемый признак государственности, пространственный

предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет

России распространяется на всю ее территорию н рамках Государственной

границы. Государственной границей Российской Федерации является граница

РСФСР закрепленная действующими международными договорами и

законодательными актами бывшего СССР. Границы Российской Федерации с

сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом

отношении, подлежат их договорному закреплению.

Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство -

это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Однако использование государством своей территории не является юридически

неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в

интересах проживающего на ней населения.

Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, государственная территория

Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние

воды и территориальное море), воздушное пространство над ними.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее 69 субъектов.

Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является

неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих

актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть

изменена без согласия субъекта.

Россия - крупнейшее государство мира. Ее территория - 17,1млн. км, а

протяженность границ составляет более 58 тыс. км, из них примерно 20 тыс.

км - сухопутный участок и 38 тыс. км - морской. Сухопутная граница отделяет

Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи,

Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии. С Японией и

США у России морская граница.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

Сухопутной территорией Российского государства является вся суша,

находящаяся в пределах его границ.

Водная территория включает внутренние воды и территориальное море

(территориальные воды).

Согласно Закону Российской Федерации "О Государственной границе Российской

Федерации", к внутренним водам относятся прибрежные морские воды,

расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета

ширины территориальных вод Российской Федерации; воды портов, заливов,

бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если

ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся

воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих

России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат

России.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

(рассматривается по статьям

Конституции Российской Федерации)

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает

самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,

пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,

выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы

местного самоуправления.

В этой статье раскрывается смысл местного самоуправления. Самостоятельное

решение населением вопросов местного значения - вот суть местного

самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих

вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или

приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона (см.

комментарий к ст. 12). Естественно, это относится к проблемам, которые

имеют местное значение. Их перечень определяется федеральными законами,

законами и другими нормативными актами субъектов Федерации (см. комментарий

к от. 132).

Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного

значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением

муниципальной собственностью. И это оправдано, поскольку самостоятельность

действий и решений невозможна без существенной базы. В сущности, важнейшую

содержательную сторону решений, связанных с обеспечением жителей городов

и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного

самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов

самоуправления собственности, во-вторых, эффективных участием органов

самоуправления в определении ее по объектного состава и, в-третьих,

обеспечением правового статуса этой собственности как таковой.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и

на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением

самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное

самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих

территорий.

В этой статье определяются территориально-организационные основы местного

самоуправления. В пределах каких территорий действует самоуправление? В

каком порядке могут изменяться эти пределы? На эти вопросы дает ответ

данная статья.

Согласно ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется прете всего в

городских и сельских поселениях, т.е. в городах, поселках, селах, деревнях.

Там, где человек живет, там, где у него складываются и реализуются

повседневные, "корневые" интересы, именно там и организуется местное

самоуправление. Таков принципиальный подход к организации местного

самоуправления, закрепляемый Конституцией.

Однако в комментируемой статье говорится, что местное самоуправление

осуществляется "и на других территориях". Здесь нет указания, на каких

именно. Значит, речь может идти о территориях как меньших так и больших,

чем территории городских или сельских поселений. Федеральный закон "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

связывает самоуправленческие территориальные единицы с понятием

"муниципальное образование". Под ним понимаются городское, сельское

поселение. Несколько поселений, объединенных общей территорией, часть

поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется

местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет

и выборные органы местного самоуправления.

Самоуправление на территории муниципального образования не идентично

территориальному общественному самоуправлению, под которым понимается

самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального

образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными

образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и др.) для

самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных

инициатив в вопросах местного значения непосредственно самими же гражданами

или через создаваемые ими органы территориального общественного

самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление, как правило, не имеет

муниципальной собственности и местного бюджета, хотя и может обладать

определенным имуществом и пользоваться правами юридического лица.

Выполнение решений, принимаемых структурами территориального общественного

самоуправления, обеспечивается мерами общественного воздействия. Они

принимаются по сравнительно несложным вопросам. Функции местного

самоуправления в муниципальных образованиях более трудны, их объем

значительней, поэтому в их реализации относительно большее значение

приобретают органы местного самоуправления - представительные и другие, а

выполнение их решений гарантируется не только мерами общественного

воздействия, но и усилиями государственных правоохранительных органов.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной

собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,

устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного

порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными

государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления

материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий

подконтрольна государству.

В ч. 1 данной статьи дается перечень важнейших вопросов местного значения,

решаемых органами местного самоуправления. Сопоставляя содержащиеся здесь

нормы с нормами ст. 130, где говорится о возможности решения

подведомственных местному самоуправлению дел непосредственно населением,

можно сделать однозначный вывод, что основной объем этих дел приходится все

же на долю структур, специально для этого создаваемых.

Приведенный в комментируемой статье перечень - открытый, т.е. кроме

указанных в нем вопросов управления муниципальной собственностью,

формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления

местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка

предполагается решение органами местного самоуправления "иных вопросов

местного значения". Причем названные вопросы главным образом связаны с

материально-финансовым обеспечением местного самоуправления. Если исключить

из этого перечня охрану общественного порядка, конкретные направления

деятельности органов местного самоуправления представить трудно. Полностью,

детально они определяются федеральными законами и законами субъектов

Федерации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации" относит к вопросам местного значения, решаемым

муниципальными образованиями, следующие:

принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их

соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,

установление местных налогов и сборов, другие финансовые вопросы местного

значения;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

содержание и использование муниципального жилищного фонда и муниципальных

нежилых помещений;

организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,

основного общего и профессионального образования;

организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений

здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрану общественного порядка, организацию и содержание муниципальных

органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их

деятельностью;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

организацию, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и

водоснабжения и канализации;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организацию транспортного обслуживания населения и муниципальных

учреждений, обеспечение населения услугами связи;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного

питания и бытового обслуживания;

создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном

образовании;

обеспечение социальной поддержки и содействия занятости населения;

обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,

организацию муниципальной пожарной службы;

ряд других вопросов, составляющих закрытый перечень дел местного значения.

Кроме того, согласно указанному Закону муниципальные образования вправе

принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам

местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы,

не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных

образований и органов государственной власти.

Само понятие "вопросы местного значения" относительно. Хотя в их

оптимальном решении заинтересовано прежде всего местное население, для

государства в целом это тоже небезразлично; поскольку вся политика

государства, согласно Конституции, направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тем не менее Конституция различает полномочия местного само-

управления, имеющие локальный характер, и государственные полномочия. В

соответствии с ч. 2 ст. 132 органы местного самоуправления могут наделяться

отдельными государственными полномочиями.

Эта норма, с одной стороны, отражает уже сложившееся положение, когда

действующие органы местного самоуправления, унаследовавшие н известной

степени функции местных Советов, решают вопросы государственного значения,

а с другой - определяет возможность увеличения их государственных

обязанностей в новых условиях.

К вопросам государственного значения, в решении которых в соответствии с

действующим законодательством принимают участие органы местного

самоуправления, относятся ведение записи актов гражданского состояния,

ведение воинского учета, участие в организации гражданской обороны, ведение

статистического учета, осуществление контроля за соблюдением карантинных

правил, архитектурно-строительный контроль и др. Органы местного

самоуправления могут быть также наделены полномочиями по участию в

определении режима деятельности предприятий, учреждений и организаций

различных форм собственности, в том числе государственной, некоторыми

правоохранительными полномочиями и т.д.

Наделение полномочиями может осуществляться в форме их пере

дачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования

полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо

полномочие государственного органа исключается из его компетенции и

включается в компетенцию органов местного самоуправления.

Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего

ому права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на

один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может

распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы

одного вида, уровня или региона, в границах одной административно-

территориальной единицы.

Согласно Конституции органы местного самоуправления наделяются

государственными полномочиями законом. Поскольку определение правового

статуса местного самоуправления составляет сферу совместного ведения

Российской Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного ведения

субъектов Российской Федерации, передача или делегирование полномочий могут

осуществляться только законом Российской Федерации, законами субъектов

Российской Федерации.

Это - одно из основных условий наделения органов местного самоуправления

государственными полномочиями; Другое состоит в том, что объем передаваемых

или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Во всяком случае,

эти полномочия не должны превалировать над полномочиями, связанными с

решением вопросов местного значения и определяющими функциональное

назначение органов самоуправления как таковых. Не случайно в Конституции

говорится о наделении органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями. В этой связи можно предположить, что по

своему характеру они должны быть связаны с непосредственными интересами

местного населения, Их значение не может быть для населения как субъекта

самоуправления чем-то абстрактным, начисто оторванным от его нужд и

потребностей.

Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией,

сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и

финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для практики условие,

гарантирующее, во-первых, само осуществление полномочий, а во-вторых,

продолжение выполнения местным самоуправлением присущих ему главных

функций. Причем согласно указанному Федеральному закону органы местного

самоуправления и его должностные лица несут ответственность за

осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия

обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и

финансовыми ресурсами.

Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности

контроля со стороны государства за их реализацией. Такой контроль, по

общему правилу, означает возможность соответствующих государственных

органов давать указания органам местного самоуправления по поводу

реализации переданных полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки

зрения не только законности, но и целесообразности, а также отменять при

необходимости такие решения или приостанавливать их. Передавая органам

местного самоуправления государственные полномочия, соответствующий орган

государственной власти может установить порядок контроля за решениями

органов местного самоуправления.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на

судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на

ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами.

Эта статья посвящена гарантиям местного самоуправления. Впервые они

закреплены на конституционном уровне. В прежней Конституции говорилось

только об обязательности исполнения решений местных Советов всеми

расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и

организациями, а также должностными лицами и гражданами. Теперь это правило

в новой редакции установлено Федеральным законом «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конституция

презюмирует его и определяет правовой путь его обеспечения - орган местного

самоуправления вправе обратиться в суд, если его решение не выполняется или

выполняется ненадлежащим образом. Меры ответственности, применяемые в

судебном порядке, определяются законом. В названном Федеральном законе

установлено также, что решения органов местного самоуправления или их

должностных лиц могут быть отменены только органами или должностными

лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решением суда.

Это гарантирует органы местного самоуправления от вмешательства в их

деятельность органов государственной власти.

Развивая конституционные положения, упомянутый Федеральный закон определил,

что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы

местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе

предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными

нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной

власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления,

предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.

Речь может идти о нарушении компетенции органа местного самоуправления,

подмене его функций, незаконной отмене или приостановлении действия актов

органов местного самоуправления и др.

Принципиальное значение имеет предоставление права обращения в суд

гражданам. Причем это право не ограничено условиями, при которых гражданин

может обратиться в суд лишь в том случае, если нарушение прав местного

самоуправления затрагивает его личные интересы. В данном случае личный и

общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местного

самоуправления означает и нарушение ( непосредственно или в конечном счете)

прав граждан на самоуправление.

Охраняя права местного самоуправления, закон не допускает прекращения

полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причем

прекращение полномочий органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления законодательным (представительным)

органом субъекта Федерации возможно только в случае установленных судом

нарушений Конституции Российской Федерации, устава субъекта Федерации,

федерального закона, акта субъекта Федерации или устава муниципального

образования.

В ст. 132 Конституции установлено правило, в соответствии с которым

наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями

должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств.

Однако возможна ситуация, когда и без передач полномочий органы

государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают

решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но

вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимо

запланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им

полномочий. Например, если по решению федеральных органов закрывается

предприятие, составляющее объект федеральной государственной собственности,

возникает проблема безработицы для жителей данного города, к решению

которой должен подключиться орган местного самоуправления. Он затрачивает

определенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением

категории членов территориального сообщества (создает новые рабочие места,

выплачивает дополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое

содержание учреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т.д.).

Согласно комментируемой статье эти затраты органа местного самоуправления

должны быть ему компенсированы.

Безусловно, органу местного самоуправления должен быть компенсирован ущерб

в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной

собственности и т.п. Сам порядок такой компенсации, перечень ее условий

должны быть определены законом.

Существенная гарантия прав местного самоуправления - запрещено ограничение

прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской

Федерации и федеральными законами норма адресована, с одной стороны,

федеральным органам государственной власти, а с другой - органам

государственной власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти

(Правительства Российской Федерации), ни указы Президента России не могу

сужать права местного самоуправления, установленные как Конституцией

Российской Федерации, так и законами, принимаемыми федеральным

законодательным органом. В то же время и органы государственной власти

субъектов Федерации не вправе уменьшать правовые возможности местного

самоуправления, закрепленные на федеральном уровне.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы, принимаемые в рамках

предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее

субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус

самоуправления, и тем самым образуют "потолок" правового регулирования

местного самоуправления, выше которого не могут подниматься нормативные

акты других государственных органов.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.