![]() |
|
|
Типы и формы государстваТипы и формы государстваПЛАН. ВВЕДЕНИЕ. 1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ. 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. 4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Введение Сегодня , пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни. Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока: форму правления , форму национального и административно-территориального устройства , политический режим. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения . Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием. Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств являются: 1. Количество властвующих в государстве 2. Осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого. Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно- экономической формации. Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально- техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому соответствуют определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права. Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства : рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление . Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно- классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов. Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества , диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития. В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности. Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая основа этих государств. Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию. Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических , социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к социализму. Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства. Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции. Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества. Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по- разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму. Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки: 1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком . 2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения. 3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него. 4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей. В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа: 1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей. 2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа. Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным . Типом государства называется «совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы»1 . «Исторический 1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23 тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.2 Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом. Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов. Цивилизованный подход: Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность . Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы. В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид. Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над 1 Теория государства и права .М., 1985. с.82 2 Теория государства и права .М., 1985. с.41 3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210 эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей. Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности : демократия и автократия.1 Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2 Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа : 1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения 2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.3 Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.4 Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем. Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними . 1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий неограниченное право 2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г. 3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г. 4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г. Форма государственного правления позволяет уяснить : - Как создаются высшие органы власти и каково их строение; - Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ; - Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны; - В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику. Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления . Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции. В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной. Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры. Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители. Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники. Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху. Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата. Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |