реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Понятие, сущность и назначение государства

означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль

субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда

функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют

объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны

объективные общественные потребности, а уж затем определены функции

государства и механизм осуществления. Причем все это обеспечивается

сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании

государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения

зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его

эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует

разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение.

Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не

тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными

становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные

его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних

функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое

содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика,

культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты

и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций

показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной

сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного

органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного

органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от

функций государственных органов функции государства выполняются всеми или

многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные

государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле

осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от

нападения извне - главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям

государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность

государственных органов должна протекать в русле основных функций

государства.

Классификация функций государства.

П

роблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных

исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их

можно классифицировать по некоторым общим для них признакам (см. схему в

приложении № 1).

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние

оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две

основные стороны, два начала — общесоциальное и классовое. Общесоциальное

начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое — его

классовыми противоречиями.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства

вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и

быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало

представление о взаимодействии общества и государства. В действительности

даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный

организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои

населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации

такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может

не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего

общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-

деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию

— организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин,

осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки

регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику

протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и

здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без

которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для

общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные

функции государства (экономическая, социальная, поддержания

демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и

активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование,

культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие

общечеловеческие интересы,— охрана природы и окружающей среды на всей

планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и

др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит,

и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка,

международной экологической и т. д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень

стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение

на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических,

социальных, духовных, национальных). Чем больше удельный вес общесоциальных

функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента

преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и

достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия,

принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим,

гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права

во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты

национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и

правопорядка и т. д.).

Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки

населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости

от демократического содержания функций государства, его умения и желания

учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые,

национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно

попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные

права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или

отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и

организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не

вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами,

на благоприятное общественное мнение мирового общества»[22].

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы

противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где

коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической

организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его

интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление

сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко

выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также

приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к

рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти

XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные

изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это

отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные

классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их

осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно

подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий

(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,

вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка,

охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и

внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны,

показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а

внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими

государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой,

взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны

существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны

природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие

функции.

Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всем

государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в

руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах),

государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой,

феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на

которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства

на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной

правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого

государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом

государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без

чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция

модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и

правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние

десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало

агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство

вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых

странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь

государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста,

устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли

государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и

государственное управление предприятиями и организациями, на ней

базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим

предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются

государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,

сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное

государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические

процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и

нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики,

учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому

посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других

объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков,

акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных

контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство,

осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого

потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом

ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом,

экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она

многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной

деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную

социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное

положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые

расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно

разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и

сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры

заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью —

социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как,

например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором

сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и

социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам

войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.).

Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства—обеспечить человеку

достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи,

социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания

и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для

управления названными видами деятельности государство создает

соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно

осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно

расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на

государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных

исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому

государство берет на себя обязанность по стимулированию технического

прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным

теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от

нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических

отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка

активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается

коллективная безопасность, создаются международные миротворческие

вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних

функций.

Формы и методы осуществления функций государства.

Г

осударство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в

своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций

государства. В правовых формах отражаются связь государства и права,

обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе

права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные

органы и должностные лица работают, какие юридические действия они

совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций

государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-

правовых актов, без которых реализация других функций государства

практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без

кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы

и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими

пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит

на органах управления (исполнительно-распорядительных органах),

возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению

разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой

исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты,

контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и

правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод

граждан и т. д., включает в себя принятие мер по предупреждению

правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической

ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций

государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и

децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-

властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной

формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-

подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая

деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с

юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.

Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению

различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с

письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так,

выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и

принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор

экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное

кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита

потребителей и др.

Глава 4. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВОПРОС О ТИПОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВА.

В

многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое

количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное

значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация,

отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить

их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см.

схемы в приложении № 2).

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства

понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и

признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации,

к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо

существовавших и существующих государств на исторические типы служит

общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества,

основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис

исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-

экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной,

социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре

типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное,

социалистическое,— каждое со своим набором признаков. Смена одного

исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический,

реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий

тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем

предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном

подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В

соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного

исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была

куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех

государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них

наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например,

«профеодальное»).

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться

от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть

может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного

подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают

добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и

«профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике

«посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или

переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут

по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство —

Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китайской

спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации

государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на

демократические и недемократические. Такая классификация в определенных

познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит

самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств

на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек

становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках

правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются

от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим

«Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом

проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма

и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и

доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей

необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно

закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.