реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Партии в политической системе общества

недостаточно для верного осмысления современной политической ситуации и

личного участия в политической жизни.

II. Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое

регулирование партийной деятельности

2.1. Понятие политической партии

"Политическая партия есть

общественная группа. Это значит, что

она не представляет собой целого

народа или общества. Развитие каждой

партии необходимо связать с

существованием и развитием, по

крайней мере, одной из противных ей

партий…"

Ю.С. Гамбаров (1850-1926)

русский юрист, специалист по теории

права 1

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и

многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики),

среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям.

Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы

одной политической партии. В подавляющем большинстве государств

современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия - организованная группа единомышленников,

представляющая и выражающая политические интересы и потребности

определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части

населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной

власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом

публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения

людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда

являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения

имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в

массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом

смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт,

возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по всем

иным культурным регионам современного мира.

В политической науке широко распространена предложенная М. Ве-бером

классификация этапов в истории становления политических партий:2

а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в)

массовые партии.

_______________

1. Введение в политологию. 1996, стр. 274

2. Введение в политологию. 1996, стр. 276

Такая классификация, действительно, помогает лучше представить

рассматриваемый процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своем

развитии три названных Вебером этапа становления прошли очень немногие

партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную

(тори) партии в Великобритании). Обычно формированию политической партии

предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-

политических движений.

участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений

деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном

их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием

национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика

современных партий как "машин для выборов" справедлива лишь до известной

степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи

достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки

политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования,

сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и

общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на

общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее

удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих

сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой

"народной поддержки".

Партии - это стабильные политические иерархические организации,

состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Основные

цели партий так или иначе связаны с осуществлением власти в политических

системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются

программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и

долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие

элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б)

стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию; г)

пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной

степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также

симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре

критерия:

1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на

длительный срок политической жизни;

2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих

регулярные связи с национальным руководством;

3) нацеленность руководителей центральных и местных организаций на

борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других

способов.

Первый критерий (долговременности организации) позволяет отличать

партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих

вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный

уровень) отличает партию от простой парламентской группы, которая

существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной

системы связей с организациями.

Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет

установить разницу между политическими партиями и различными общественно-

политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными

организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или

участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать

глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов)

отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и

парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии,

правительство, общественное мнение.

Политические партии - это такие политические объединения, которые в

концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы

социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и

руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления

(осуществления, использования, завоевания) государственной власти в

обществе. Они предстают в роли институтов-посредников, связывающих классы и

другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют ряд

общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них:

наличие определенной организации и аппарата власти и управления;

существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их

сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут

быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически

(скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и

сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций,

является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за

государственную власть, за право формирования государственной политики и

участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных

характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава,

интересов и целей руководства партии; программных установок организации;

объективной направленности ее политических действий.

Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее

сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе,

привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем

идеологических манипуляций представителей различных социальных групп.

Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи

интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете выражает, защищает и

проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески"

использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов,

социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она

служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного

развития.

2.2. Классификация политических партий и их функции

Существует множество критериев классификации партий. Так, сторонники

институционального подхода пользуются организационным критерием;

либеральные политологи основным считают характер идеологической связи;

марксисты главную роль при классификации отводят классовому критерию.

Наиболее распространенной и общепринятой типологией современных

партий является бинарная классификация, разработанная М. Дюверже, при

которой выделяются: кадровые партии как результат развития избирательных

комитетов в "низах" и парламентских групп "в верхах" и массовые партии как

продукт всеобщего избирательного права.1

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и

опираются, прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту,

способную обеспечить партии материальную поддержку. Они ориентированы на

электоральные (выборные) функции. В них доминируют парламентарии. Большую

часть кадровых партий составляют либеральные и консервативные партии. В

политическом спектре кадровые партии находятся, прежде всего справа и в

центре. В качестве примера таких партий обычно приводят республиканскую и

демократическую партии США.

Массовые партии характеризуются многочисленностью (десятки, сотни

тысяч членов) и идеологической ориентированностью своей деятельности. Между

членами партии существуют тесные связи и, как правило, жесткая организация.

Разделение партий на кадровые и массовые соответствует разделению на

партии со слабой и сильной организацией. Массовые партии носят

централизованный характер и имеют сильную организацию. Кадровые партии -

наоборот (исключением является Великобритания, где консервативная и

либеральная партии обладают более централизованной организацией, чем

подобные партии в других странах). В кадровых партиях руководящая роль

принадлежит парламентариям. Как правило, депутат может действовать

независимо от других депутатов той же парламентской группы, поскольку

большинство кадровых партий "мягкие", т.е. в отличие от "жестких", массовых

партий не соблюдают дисциплину голосования. Есть, конечно, исключения.

Например, консервативная партия Великобритании, являясь "жесткой" кадровой

партией, обязывает своих парламентариев при голосовании соблюдать партийную

дисциплину.

США - единственная страна, в которой массовые партии не получили

развития. Кадровые же партии сумели приспособиться к политической системе.

_______________

1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992, стр.258

Так, кадровые партии США отличаются от подобных партий других стран

наличием: а) системы предварительного голосования (первичных выборов), что

дает возможность самим избирателям выдвигать партийных кандидатов и

позволяет кандидатам в "кандидаты", не пользующимся расположением

руководителей аппарата, продемонстрировав свою популярность среди масс, все-

таки добиться их согласия на свое участие в выборах (именно эта система

обеспечила победу Дж. Кеннеди в 1960 г., Дж. Макговерну в 1972 г., Дж.

Картеру в 1976 г.); б) плотной организационной сети, благодаря которой

партия и избиратели находятся в постоянном контакте.

В исторически традиционных кадровых партиях существовал конфликт

между аристократией и буржуазией, имеющий ограниченный характер. Появление

же на политической арене широких слоев населения вызвало необходимость

возникновения массовых, партий. В постиндустриальном обществе кадровые

партии сохраняют свою действенность в отличие от массовых, которые

переживают определенный упадок.

Рост аполитичности населения сужает их социальную базу. Резко

выраженная идеологическая направленность большинства из них оказывается в

ряде случаев архаичной вследствие падения интереса граждан к классово

идеологически засоренным политическим организациям. Вот почему сегодня

большинство социал-демократических партий Европы идут на кардинальное

обновление своих программ, отказываясь, например, от ортодоксального

марксизма (Германия, Великобритания).

Новым явлением в политической системе многих стран стали "партии

избирателей" - межклассовые и даже межидеологические организации, целиком

повернутые к электорату. Примером такой партии может служить Союз

демократов за республику во Франции, преобразованный в 1976 г. в

Объединение в поддержку республики. "Партии избирателей" отказались от

защиты идей, отражающих интересы ограниченной части избирателей. Ставка

делается на отстаивание целей, способствующих консолидации различных

социальных сил. Например, фундаментом голлистской партии во Франции

являлась доктрина национального единства и гордости.

Все партии в той или иной степени имеют идеологическую окраску,

определенные идейные и ценностные ориентиры. В зависимости от участия в

осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

Правящие партии консервативны, оппозиционные - более динамичны,

ориентированы на изменения и реформы. Оппозиционные партии можно разделить

на: легальные, разрешенные и зарегистрированные государством, действующие,

как правило, в рамках закона; полулегальные, незарегистрированные, но и не

запрещенные; нелегальные, запрещенные государством и часто действующие в

условиях конспирации и подполья. Среди последних - революционные или

радикально-националистические партии, поставившие своей целью

насильственное изменение существующего строя.

Вся деятельность оппозиционных партий подчинена главной задаче -

завоеванию власти. Поэтому основное внимание они уделяют политической

сфере. Чаще всего эти партии не отождествляют себя с существующим

политическим режимом, подвергают радикальной критике общество и его

политические структуры. Часто конкурируя друг с другом, они решительно

дистанцируются с правящей партией. Оппозиционные партии, в отличие от

правящей, имеют более идеологизированное мышление и образ действия,

ориентируются на определенную социальную базу, склонны к конфронтациям.

У правящих партий, в отличие от оппозиционных, высоки удельный вес,

значение парламентской деятельности и конкретной работы в составе

правительственных органов, иная иерархия приоритетов решаемых задач. На

первом плане стоят экономические и управленческие задачи. Политические

действия приобретают более прагматический характер, что может привести к

разрыву с предвыборной программой и т.д.

По своему отношению к социальной действительности партии, в

зависимости от того, намереваются ли они ее сохранить, частично изменить

или радикальным образом преобразовать, подразделяются на консервативные,

реформистские и революционные. Они могут иметь индивидуальное или

коллективное членство, исходя из формы приема: непосредственной или через

другие организации, например, через профсоюзы. В последнем случае человек,

вступая в профсоюз, одновременно становится и членом партии, поскольку

профсоюз является коллективным членом этой партии (пример тому -

лейбористская партия Великобритании).

В конкретной политической действительности партия может иметь

характерные черты различных типов политических организаций, например, быть

одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на

безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит

упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.

В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В

их числе:

а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших

социальных групп (функция политической артикуляции);

б) активизация и интеграция больших социальных групп;

в) создание политической идеологии и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих

принципов, элементов, структур и т.д.;

д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ

социальных преобразований, деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом или его определенной

части (класса, социальной группы, слоя);

и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства,

профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.1

________________

1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева. 1996, стр. 346

Выполнение этих функций делает партии одной из важнейших частей

жизнедеятельности общества, оказывающей значительное влияние на

функционирование его политической системы.

2.3. Правовое регулирование партийной деятельности

В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску

согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества,

должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных

стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих

черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной

деятельности.

В конституциях и законах закрепляются права и обязанности

политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам.

Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения

деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль

государства. Конституциями может запрещаться создание определенных

общественных объединений.

Так, в ст. 13 Конституции России говорится о том, что "запрещается

создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых

направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и

нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности

государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной,

расовой, национальной и религиозной розни".

Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-

правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских

и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право

на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не

подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом

и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной

или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и

нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться

в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека,

которые в концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите

прав человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о

гражданских и политических правах соответствует ст. 11 Европейской

конвенции, в которой, в частности, сказано, что могут вводиться законные

ограничения на осуществление права на ассоциации лицами, входящими в состав

вооруженных сил, полиции и государственного управления.

Юридическим признаком политических партий является признание их одним

из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в

формировании органов государственной власти, местного самоуправления,

исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и

уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах

должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения

членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы,

источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности

партии.

Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и

правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами

права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими

нормами, но главным образом их деятельность регламентируется

конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со

времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме

возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после

регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус

юридического лица.

В России накануне и некоторое время после Октябрьской революции 1917

года существовало множество партий. Но после мятежа левых эсеров в июле

1918 года в стране утверждается однопартийность. Конституции СССР 1936,

1977 годов и принятые в соответствии с ними конституции союзных и

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.