![]() |
|
|
Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохраненияОсновы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохраненияТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения (Исследовательская работа) Предмет: Экономическая политика Студентка: Наталья Юргенс Преподаватель: Елена Матина Группа: AZDA 930609 Дата представления: 04.12.1998 Дата проверки: ____________ Таллинн 1998 Оглавление |Система народного образования в Эстонской Республике |2 | |Министерство просвещения |3 | |Финасирование учреждений народного образования |4 | |Финансирование научной деятельности |6 | |Сотрудничество с иностранными организациями |8 | |Дополнения к Закону о народном образовании |10| |Учебный кредит |12| |Система здравоохранения в Эстонской Республике |13| |Огранизация обязательного медицинского страхования |13| |Основные финансовые показатели по государственному |16| |медицинскому страхованию | | |Основные финансовые показатели по государственному |18| |медицинскому страхованию относительно предыдуших лет | | |Бюджет кассы медицинского страхования |19| |Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию |21| |Ограничения по выплатам возмещений |23| |Заключение |24| |Библиография |25| Система народного образования в Эстонской Республике Закон Эстонской Республики «О народном образовании» является основным документом, главной задачей которого является правовое обеспечение формирования, функционирования и развития системы народного образования. В Законе дано определение народному хозяйству, как системе предусмотренных учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, усвоения которых подвергается контролю. В зависимости от задач образование в Эстонской Республике делится на обшее, профессиональное и образование по интересам, а также, согласно международному стандарту, принятому ЮНЕСКО, народное образование имеет следующие уровни: 1. Дошкольное образование; 2. Начальное образование (первый уровень образования); 3. Среднее образование (второй уровень образования); 4. Высшее образование (третий уровень образования). Государственные стандарты образования были определены для каждого из уровней и представлены в государственных учебных планах. Образование в Эстонской Республике приобретается путем посещения, определенных в Законе, учреждений народного образования, каковыми являются дошкольные заведения, обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные заведения, высшие прикладные школы, университеты, школы по интересам, курсы пофышения квалификации, а также научно-методические учреждения. Закон также определяет, что все учебные учреждения могут базироваться на всех формах собственности, не протеворечащих Закону «О собственности», где базирующиеся на государственной и муниципальной собственности, за исключением университетов, называются «открытыми». В Эстонской Республике предусмотренна система всеобшего обязательного обучения, которое начинается с семилетнего возраста и продолжается до окончания основной школы. Государство и местное самоуправление обеспечивают возможность всеобшего обязательного обучения. Среднее образование в открытых учебных заведениях является бесплатным и материальное обеспечение отделено от педагогического руководства и контроля. Каждый из уровней власти обладает должным обьемом компетенции в принятии решений сваязанных с народным образованием. Верховный Совет Эстонской Республики определяет принципы формирования и развития системы народного образования. В компетенцию Правительства Эстонской Республики входит: принятие государственных программ развития образования и создания гарантий для их реализации; установление государственных льгот, в том числе льгот на получение крелита для учащихся, студентов и работников просвещения; установление основ оплаты труда работников открытых учреждений народного образования и государственных университетов. Органы местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают от должности руководителей подведомственных им учреждений. Министерство просвещения Министерство просвещения является основным органом, заведущим вопросами образования в Эстонской Республике. Основной задачей министерства является разработка и реализация государственных программ развития народного хозяйства. В компетенцию министерства также входит составление и внедрение национального стандарта классификации народного образования, оссуществление координации, методического руководства, и консультации органов местного самоуправления по вопросам организации народного образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в области науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также разработка нормативов государственного финансирования народного образования. Кроме перечисленных основных положений министерство занмается широким рядом вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике. Финансирование учреждений народного образования Открытые учреждения народного образования и государственные университеты финансируются за счет государственных, муниципальных и собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству просвещения из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это составило 17.8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За последние пять лет расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя средства выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%. Следующий график представляет динамику изменения величины расходов Министерства просвещения. [pic] Однако пропорциональные состав по статьям расходов значительно не изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и университеты. [pic] Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на заработную плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996 году из средств министерства было выделено профессиональным школам 256 миллионов крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место. Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не произошло значительных изменений). [pic] Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на учебные пособия. Недавно министерство просвещения опубликовало стратегию государства в отношение развития просвещения на следующие 10 лет. Финансирование образования рассматривается как одна из важнейших статей для дальнейшего развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент затраты на образование составляют 4.3% от валового национального продукта (ВНП). В течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5.3% от ВНП, что составило бы 0.2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений, сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности. Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования в сферу образования от подоходного налога. В 1999 году министерство планирует потратить 2% от государственных бюджетных средств на базовые науки и 4.5% на обучение в высших учебных заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5.5% в течение последующих лет, что составит 0.1% в год. Это предполагается будет способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также позволит более детальное планирование государственной политики в отношение высших учебных заведений. Финансирование научной деятельности Кроме финансирования учреждений народного образования Министерство просвещения занимается проблемами научной деятельности в Эстонской Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и Таллинский технический университет, активно занимаются исследовательской деятельностью, что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке со стороны государства. Такая поддержка может приходить как в виде государственных заказов так и в виде финансирования конкретных проектов, а также стипендий. Так в 1998 году было принято совместное заявление Teaduskompetentsi Nхukogu (TKN), Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nхukogu (ETFN) и Sihtasutuse Eesti Innovatsioonifond Nхukogu (IFN) о целевом финансирование научной деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь министерство осуществляет финансирование путем консультаций с Teaduskompetentsi Nхukogu. Финансирование исследовательской деятельности осуществляется из Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя обязательства по финансированию проектов связанных с развитием экономики в Эстонской Республике. Данный документ утверждает, что процесс целевого финансирования должен осуществляться на конкурентной основе и должен послужить гарантией для дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии. Это также позволит эффективно разместить средства и обеспечить научных работников заработной платой и социальными гарантиями. Гранты на исследовательские работы выделяются на конкретные проекты. Их целью является повышение инициативы, развития новых идей и открытий. Финансирование экономических проектов, как следствие, должно укрепить развитие экономической мысли и спонсировать конкретные разработки для текущих нужд экономики. Поддержка может осуществляться путем одним или комбинацией методов: грант, коммерческое кредитование, гарантия и капитальные инвестиции. Научные работы финансируемые из государственного бюджета должны покрывать конкретные темы и осуществляться самим научным работником либо с помощью конкретного руководителя проекта. Целевое финансирование может осуществляться сроком до пяти лет. Исследовательские проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и могут финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF рассматривает проекты в течение всего года и принимает решение в мае месяце. Конкурс по предоставлению экономических проектов проводится 5 января, 10 февраля, 5 апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября. В 1998 году из средств государственного бюджета на целевое финансирование научной деятельности было затрачено 116 952 029 крон, что составило 43.83% от денег заявленных на конкурс. Следующая таблица и график раскрывает распределение денег по конкретным областям науки и суммы выделенных средств. [pic] |Сфера науки |Количест|Количество |Заявленн|Выделенные|Процент | | |во |финансируемы|ые |деньги |от | | |заявлени|х заявление |средства| |заявленн| | |й | |(ЕЕК) | |ых | |Естественные |155 |141 |91 834 |42 781 113|46.58 | |науки | | |918 | | | |Технические |102 |88 |56 415 |25 491 483|45.19 | |науки | | |540 | | | |Художественны|66 |29 |40 370 |14 413 950|35.70 | |е науки | | |529 | | | |Экономические|39 |37 |23 417 |13 213 683|56.43 | |науки | | |473 | | | |Социальные |67 |40 |28 243 |9 974 000 |35.31 | |науки | | |874 | | | |Гуманитарные |42 |41 |26 574 |11 077 800|41.69 | |науки | | |888 | | | |Итого |471 |376 |266 857 |116 952 |43.83 | | | | |222 |029 | | Сотрудничество с иностранными организациями Министерство просвещения также активно участвует и поощряет проекты с иностранными партнерами. При нем был создан специальный отдел для совместной работе с иностранцами. В его обязанности входит координация образовательного и научного процессов для работы с Европейским союзом, Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование Эстонии в систему европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд организаций которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в республике и помогают в проведение реформ в сфере народного образования. Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент организация осуществляет следующие программы в сфере просвещения: * Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в 1993 года, программа орентирована на реформу бизнес образования на всех его ступенях. Активными партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen Business College ja Randers Business College из Дании. * Реформа в сфере профессионального образования (Vocational Education and Training Reform). Программа начата в 1995 году и содействует в улучшение интеграции профессионального обучения и рынка труда. Она также содействует в разработке новых пособий и материалов. * Реформа в сфере высшего обоазования и научной деятельности (Higher Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году. * Программа по изучению эстонского языка. Данная программа является частью пакта по стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит разработка пособий и финансирование процесса изучения языка. * Информационные системы в образование (Information Systems in Education). Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение использования информационных систем в процессе учебы на университетском уровне. Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере просвещения. Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth и LEONARDO DA VINCI. Основной задачей данных программ является обмен информацией, студентами и программами между Эстонией и Европейским Союзом. Министерство просвещения уделяет значительное внимание на развитие таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития народного образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего специального образования. Кроме иностранные организации отдельно или совместно с министерством просвещения предлагают программы стипендий для успешных студентов. Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в Европейским Союзом, стипендия Visby и программа обмена в сотрудничестве с Швецией для магистров и докторов, программа обмена и стипендия Германской академии наук для студентов и преподавателей, программа обмена Robert Bosch Fund для преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши, Венгрии, Швейцарии, Исландии и Японии. Дополнения к Закону о народном образовании За время действия основного Закона парламентом Эстонской Республики били приняты рад дополнений, поправок, а также новых законов напрямую связанных с темой образования. Так 2 июня 1993 года Парламент принял «Закон о частных учебных заведениях». Были определены возможные типы частных учебных заведений, а также основное отличие от остальных учебных заведений. Согласно Закону частное учебное заведение основывается на собственности частного или юридического лица. Порядок использования имущества частного учебного заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе. Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений, предприятий, организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а также пособий из государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и принят заново 3 июня 1998 года, однако он не несет в себе глобальных изменений предыдущей редакции. 9 июня 1993 года был принят «Закон о дошкольных детских учреждениях». Закон определяет дошкольные детские учреждения как предоставляющие возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и получения ими дошкольного образования. Закон об основной школе и гимназии от 15 сентября 1993 года устанавливает правовой статус и порядок работы основной школы и гимназии, находящихся в собственности государства и местного самоуправления (в муниципальной собственности). 14 июня 1995 года был принят «Закон о профессиональных учебных заведениях», задачами которго являются установление порядка учреждения, объединения, разделения и прекращения деятельности профессиональных учебных заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй редакции 17 июня 1998 года. Прикладные высшие учебные заведения подчинены Закону принятому 10 июня 1998 года, который устанавливает основания учреждения, преобразования, деятельности и прекращения деятельности данного типа учраждений. Парламентом были также проведены незначительные поправки к основному закону об образовании 9 февраля 1994 года и 4 ноября 1997 года. Обе поправки незначительные корриктировки текстов статей первой редакции. Особого внимания заслуживают принятый 12 января 1995 года «Закон об университетах», с последующими дополнениями от 26 июня 1996 года. Он определяет схему финансирования определенную для Министерства образования и источники денежных поступлений. Закон также затрагивает новые понятия учебного кредита и бюджета университета. Бюджет университета составляется по всем расходам и доходам университета. Доходы, поступающие помимо государственного бюджета, направляются в бюджет университета и распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет, утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект боджета и представляет его Министерству образования. Старейший университет Эстонии также не был обойден вниманием законодателей и 16 февраля 1995 года был принят соответствующий закон. Был определен правовой статус Тартуского университета в отношениях с государственными институтами. Законом была установлена автономия университета, а также особенности оснований и организации деятельности по сравнению с другими государственными университетами. Так в частности учреждения университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический сад, музеи обладают правами юридических лиц и действуют на основании уставов, утвержденных советом университета. Тартуский университет является собственником своего имущества распоряжается им в объеме и порядке установленных своим уставом. Однако имущество клиники при Тартуском университете отражается в отдельном балансе и университет не отвечаетпо имущественным обязательствам клиники. Финансирование учебной деятельности университета происходит из государственного бюджета, а также за счет платы за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях с учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных из государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника представляет в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов. Учебный кредит Важным дополнением к Закону о народном образовании было принятием статьи 9 «Учебный кредит». В соответствие с этим студенты, магистранты и докторанты, обучающееся на территории Эстонии в дневной форме, имеют право на получения данного кредита. Особенностью его является то, что государство выступает в качестве гаранта по кредиту в объеме установленном Правительством Эстонской Республики. Получатель кредита уплачивает кредитному учреждению с гарантированной государством суммы учебного кредита 5 процентов в год. Разность между указанным и коммерческим процентами уплачивает кредитному учреждению государство на условиях, установленных договором. Предоставляемый кредитным учреждением учебный кредит должен быть дополнительно гарантирован двумя гражданами Эстонии или находящимся в Эстонии недвижимым имуществом. Система здравоохранения в Эстонской Республике Система здравоохранения в Эстонской Республике основана по принципу медицинского страхования. Медицинское страхование- это гарантированная государственная система целью которой является сохранение здоровья населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия по беременности и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или увечьем. Организация медицинского страхования Медицинское страхование организуют Центральная больничная касса и региональные больничные кассы. Взносы обязательного медицинского страхования уплачивают все работодатели, хуторские семьи, частные лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов обязательного медицинского страхования покрываются расходы на медицинское страхование работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц приравненных к застрахованным (см. таблица 2). Задачи больничной кассы: * ведение учёта членов больничной кассы; * оплата медицинских обследований и услуг; * выплата возмещения (не полученной заработной платы) в результате временной нетрудоспособности из-за заболевания или увечья; * выплата возмещения в случае беременности, родов и ухода за заболевшим членом семьи; * компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях. Больничная касса оплачивает стоимость медицинских услуг, выплачивает возмещение и компенсирует лекарства, выписываемые на льготных условиях, Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |