реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Многопартийность и политические партии (статус)

Многопартийность и политические партии (статус)

Содержание

Введение 2

1 Политические партии и многопартийность 4

1.1 Юридическое понятие политической партии 4

1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий 6

2 Этапы правового развития российской многопартийности 14

2.1 Становление многопартийности в Российской Федерации 14

2.2 Постсоветский период развития многопартийности 19

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Введение

Многопартийность — существенная характеристика демократического

правового строя. У каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и

многопартийности; Особенность нашего пути была обусловлена долгим

господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными

темпами демократических преобразований.

После преодоления монополии КПСС в обществе бурно пошли процессы

становления политического плюрализма, формирования политических партий и

движений. Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы

самим обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере.

Позднее укрепившаяся после октября 1993 г. демократическая власть,

заинтересованная в многопартийности парламентского типа, предприняла ряд

важных шагов по стимулированию ее развития. Главный из них — введение

смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы со

значительной долей пропорционального представительства (когда половина

депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам).

Однако объективные сложности постсоциалистических преобразований, а

также ошибки в правовом регулировании процессов развития многопартийности

привели к тому, что к настоящему времени вместо многопартийной системы

парламентского типа мы имеем несистемную множественность партий, не

объединенных, общей приверженностью принципам идеям и ценностям действующей

Конституции РФ. После выборов в Государственную Думу 1995 г. стал вполне

очевиден тот факт, что широкое демократическое движение, преодолевшее

монополию КПСС и добившееся установления реального политического

плюрализма, в конечном итоге получило от режима многопартийности гораздо

меньше своих основных оппонентов. Политические партии не стали заметной

движущей силой демократических преобразований. На современном этапе задача

состоит в том, чтобы на основе анализа достижений и ошибок в данной сфере

разработать стратегию правового регулирования, способного переломить

негативные тенденции в развитии российской многопартийности и направить

процесс в русло формирования многопартийной системы парламентского типа,

являющейся существенным фактором нормального функционирования гражданского

общества и правового государства. Этим целям и посвящена настоящая работа.

В работе рассматриваются история и этапы формирования многопартийности

в России, раскрывается роль права в этом процессе, анализируется правовой

статус избирательных объединений и особенности участия политических

объединений в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ,

предлагаются концепция и основные положения нового закона о политических

объединениях, исследуется участие политических объединений в парламентском

процессе.

1 Политические партии и многопартийность

1.1 Юридическое понятие политической партии

Естественно, что ни в странах англосаксонской системы права, ни в

тоталитарных государствах законодатель не уделял внимания выработке

юридического понятия политической партии. Напротив, в странах романо-

германской системы права такое определение часто дается. Правда, оно обычно

не имеет «строгого» характера, является в определенной мере описательным,

но указывает на главные отличительные черты политической партии как особого

общественного объединения. В таких определениях нет политологических

характеристик, в значительной мере навеянных марксистским подходом:

передовой, наиболее организованный отряд класса и т. п. В них названы

юридические признаки[1].

Разумеется, в разных странах эти определения не совпадают, не во всех

из них перечислены все наиболее существенные черты, но в синтезированном

виде такое понятие включает следующие признаки:

1) объединение граждан государства (в России это установлено ст. 2

Федерального закона «О политических партиях»), достигших совершеннолетия,

как правило, 18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. В

некоторых странах, однако, натурализованные граждане не сразу могут

основывать партии и быть их членами, например, в Бенине и Тунисе — через 10

лет после получения гражданства. Лица без гражданства и иностранные

граждане, как правило, членами партии быть не могут. В некоторых странах

запрещено коллективное членство в партии (ФРГ), в других — в партиях есть

коллективные члены, в Лейбористской партии Великобритании они (профсоюзные

организации) составляют подавляющее большинство ее членского состава —

четыре пятых;

2) устойчивая организация, объединяющая членов на длительной или

постоянной основе на базе идеологических факторов, прежде всего, общности

политических убеждений и целей, что концентрированно выражается в

программных документах партии: идеологический фактор, как обязательный

признак членства, отличает партию от других общественных объединений —

профсоюзов, женских организаций, обществ культурного характера и др.;

3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не является

их целью. Правда, партия может создавать какие-то организации, примыкающие

к ней, которые занимаются даже производством, но такое производство должно

соответствовать направлениям деятельности партии, например, изготовление

членских билетов, партийных документов и т. д., можно получать прибыль

также от лекционной и иной творческой работы;

4) партия имеет своей целью завоевание политической власти, участие в

формировании органов государства, прежде всего — правительства.

Главное в деятельности партии — достижение политических целей, даже

если она создана для участия в политической жизни общества (как сказано в

ст. 2 ФЗ «О политических партиях»), а не защита социальных и иных интересов

своих членов, как, например, у профсоюзов. Это нашло свое отражение и в

упомянутом законе СССР 1990 г. об общественных объединениях, где говорилось

об участии партий в формировании органов государственной власти и

управления, в том числе через избираемых в Советы представителей. Основным

путем к завоеванию политической власти считают участие партии в выборах,

особенно общегосударственных. Согласно Закону ФРГ о политических партиях

1967 г., который много раз дополнялся и изменялся, партия утрачивает свой

статус и связанные с ним права, если она в течение шести лет не выдвигает

своих кандидатов на выборах в парламент или ландтаги, местные

представительные органы земель — субъектов федерации.

Специального закона о политических партиях, как это имеет место во

многих самых разных государствах, в СССР и РСФСР не было, с чем связаны

многие проблемы становления многопартийности в России. Правда, в СССР в

период «перестройки» в 1990 г. был принят Закон об общественных

объединениях, где содержалось несколько норм, специально относящихся к

партиям. Но эта тенденция не была поддержана позднейшим российским

законодательством: в Законе об общественных объединениях 1995 г. партии

особо не выделяются и в отличие от закона СССР 1990 г., некоторые положения

которого (ст. 6 и 9) в соответствии с российским законом 1995 г. остаются

действующими, не упоминаются. Так, ст. 7 Закона об общественных

объединениях 1995 г. среди «организационно-правовых форм общественных

объединений» называет: общественные организации, общественные движения,

общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной

самодеятельности.

Между тем, в политологии, теории конституционного права партии выделяют

особо, учитывая их исключительную роль в обществе, участие в формировании

государственного аппарата и деятельности парламентов и правительств,

отличая их от других общественных объединений и различных групп давления. В

связи в этим развитие зарубежного законодательства, хотя и не во всех

странах, в целом идет по пути дифференциации: отдельно регулируются

объединения коммерческого характера (товарищества, акционерные общества и

др.), отдельно — некоммерческие организации, среди которых партии

выделяются особо. Помимо других реквизитов, в том числе количества членов

партии и процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым

законом к национальной партии, является публичный, а не частный интерес,

преследуемый ею в своей деятельности.

1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий

Уже отмечалось, что в современном законодательстве существует

множество разнообразных определений политических партий. Все их, однако,

можно свести к двум основным группам в зависимости от подхода законодателя

к трактовке общего предназначения политических партий в обществе и

государстве.

В одних странах законодательные определения их предназначения отражают

традиционный для политико-правовых доктрин XIX в. взгляд на политические

партии лишь как на главный субъект избирательного процесса, что в целом

соответствовало их действительной роли. Политические партии представляли

собой организации, предназначенные преимущественно для проведения выборов,

и не проявляли заметной активности в периоды между выборами ("избирательные

машины"). Американские партии, - писал, например, М. Острогорский, -

являются лишь аппаратом для производства выборов и для получения тех выгод,

которые дают эти выборы". Этот вывод справедлив и для большинства

европейских партий того периода.

В другой группе стран соответствующие определения исходят из более

широкой трактовки общего предназначения политических партий. В них находят

отражение современные взгляды на политические партии как на постоянно

действующий институт политической системы, роль которого отнюдь не

ограничена лишь участием в выборах. Именно такой подход характерен для

новейшего законодательства о политических партиях. На конституционном

уровне признается их важная роль не только в избирательном процессе

(содействие формированию и выражению народной воли), но и в политическом

процессе в целом, о чем уже говорилось. Соответствующие конституционные

положения о партиях как основных инструментах политического участия, об их

участии в формировании национальной политики, в организации и осуществлении

государственной власти являются исходными для определения многообразных

задач и функций политических партий, которые закреплены в некоторых

специальных законах (Ангола, Гвинея, Кабо-Верде, Мексика, Португалия, ФРГ),

а в ряде стран и в конституциях (Мозамбик, Toгo).

Нормативно устанавливаются политические, идеологические и

воспитательные задачи и функция политических партий. К политическим

относятся: участие в формировании и деятельности государственных органов и

органов местного самоуправления; рекрутирование политических кадров (ст. 2

закона ФРГ; партии воспитывают граждан, способных принимать на себя

ответственность за дела общества; ст. 2 закона Анголы: подготовка граждан к

принятию ими политической ответственности в государственных органах);

содействие осуществлению политических прав граждан (ст. 20 закона Мексики:

обеспечение социальной активности и демократического участия граждан; ст. 2

закона Португалии: содействие осуществлению гражданами политических прав);

осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая

функция (ст. 2 закона ФРГ: забота о постоянной живой связи между народом и

государственными органами; ст. 4 закона Кабо-Верде: содействие укреплению

связей между народом и органами государства или местных автаркии).

Важное значение придается идеологической функции - агитационно-

пропагандистской деятельности, направленной на формирование общественного

мнения (Ангола, Мозамбик, ФРГ) и политического сознания граждан (Ангола,

Гвинея-Бисау). Характерно, что законодательство некоторых стран признает

агитационно-пропагандистскую деятельность политических партий в качестве

постоянной функции, проводя различие между общей и предвыборной агитацией

(Австрия, Бельгия, ФРГ).

Таким образом, как мы видим, определяя задачи и функции политических

партий, законодательство придает им общественный характер. Как сказано в

законе ФРГ, политические партии "посредством свободного, постоянного

участия в политическом волеизъявлении народа... выполняют общественные

задачи, возложенные на них и закрепленные за ними Основным законом"[2]. Как

отмечалось, концепция "публичных функций", которые осуществляют

политические партии (например, в процессе выдвижения своих кандидатов на

выборные государственные должности), была сформулирована и Верховным судом

США, указавшим, что "действия частных актеров могут быть публичными по

своему характеру".

Такая трактовка роли и деятельности политических партий обусловливает

объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.

Предоставляемые политическим партиям права должны, с одной стороны,

обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом

общественных задач, а с другой - гарантировать существование и нормальное

функционирование многопартийной системы. Последнее подчеркивается,

например, конституцией Словакии, ст. 31 которой содержит общее положение о

том, что "законодательное регулирование всех политических прав и свобод, их

толкование и использование должны создавать возможность для свободного

соперничества политических сил в демократическом обществе и его защиты".

Если суммировать соответствующие положения законодательства отдельных

стран, то можно выделить следующие права политических партий:

1) политические права и свободы: право участвовать в формировании и

деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и

программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода

организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий

и т. д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой

информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и

телестанции, печатные органы); право создавать с другими политическими

партиями различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и

правительственные); право устанавливать международные связи с зарубежными

политическими партиями и их международными объединениями;

2) имущественные права: право собственности; право заниматься

разрешенной законом предпринимательской деятельностью; право получать от

государства материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое

и косвенное государственное финансирование, предоставление различного рода

налоговых льгот и привилегий).

Подробно все эти права рассматриваются в последующих разделах настоящей

монографии. Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства. Первое: все

права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них

совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они

принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим

партиям - как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы

только ими. Второе - и это следует особо отметить - новый подход к

правовому регулированию прав и свобод политических партий, заключающийся в

том, что некоторые из них закрепляются конституцией, т. е. приобретают

характер основных, конституционных. Как правило, это право участвовать в

формировании и деятельности государственных органов, которое формулируется

по-разному (в одних конституциях это право ограничено лишь участием в

избирательном процессе, в других оно распространено также на участие в

формировании правительства, деятельности парламента и т. д.).

Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое распространение

получает закрепление в качестве основных таких прав, как право на свободный

доступ к государственным средствам массовой информации (Бразилия, Беларусь,

Габон, Кабо-Верде, Молдова, Португалия) и получение государственной

финансовой поддержки (Бразилия, Аргентина, Кабо-Верде, Колумбия,

Португалия, Перу и др.). Эти основные права конкретизируются как

специальными законами о политических партиях, так и иными законодательными

актами (избирательными законами, законами о финансировании политических

партий, законами о парламентских фракциях и т. п.).

Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы,

законодательство в то же время возлагает на них и обязанности, среди

которых также есть ряд конституционных. В одних странах обязанности

политических партий формулируются в самом общем виде. Например, согласно

ст. 4 конституции Франции политические партии и группировки "должны уважать

принципы демократии и национального суверенитета". Однако в большинстве

стран перечень обязанностей значительно шире, они носят более конкретный

характер и относятся как к организации, так и к различным сторонам

деятельности политических партий. Таковы, например, обязанности соблюдать

конституцию и законы; соблюдать в своей организации принципы демократии;

соблюдать в своей деятельности принцип гласности (ежегодно публиковать

отчеты о своей деятельности, финансовые отчеты); сообщать в государственный

орган, осуществляющий регистрацию партий, о всех изменениях устава,

программы, состава руководящих органов; не прибегать в своей деятельности к

насильственным методам.

Следует отметить, что в конкретном перечне обязанностей политических

партий, предусматриваемом законодательством отдельных стран, находят свое

отражение особенности их политического развития. Так, в освободившихся

странах, где сильны межэтническая рознь, сепаратизм и регионализм, важное

значение приобретают такие обязанности, как уважение территориальной

целостности, укрепление национального единства (Бенин, Гвинея, Конго,

Камерун). В ряде стран, совершающих переход от авторитарных режимов к

демократии, законодательство предусматривает обязанность политических

партий уважать права и свободы человека, принцип многопартийности,

республиканскую форму правления (например, Кабо-Верде, Конго,

Центральноафриканская республика). Так, согласно ст. 19 конституции ЦАР

1994 г. политические партии "обязаны уважать принцип демократии, единство и

национальный суверенитет, права человека и республиканскую форму

государства согласно законам и регламентарным актам". В некоторых странах

законы о политических партиях не ограничиваются закреплением общей

обязанности соблюдать конституцию, а конкретизируют ее применительно к

определенным статьям. Сенегальский закон о политических партиях, например,

предусматривает, что партии обязаны уважать "характер государства",

определенный ст. 2 конституции, согласно которой Сенегал является светской

и демократической республикой.

Закрепляемые законодательством обязанности политических партий, как бы

они ни формулировались, носят отнюдь не декларативный характер -

невыполнение их влечет за собой применение различного рода санкций, которые

предусматриваются как специальными законами о политических партиях, так и

иными законодательными актами (например, уголовным законодательством,

законами о финансировании политических партий). Устанавливается юридическая

ответственность политических партий (а в ряде стран и их руководителей) за

правонарушения, определяются конкретные составы правонарушений и

соответствующие санкции. Согласно, например, ст. 29 (4) закона Ганы о

политических партиях "если правонарушение совершено политической партией,

то каждое должностное лицо этой партии также виновно в совершении

правонарушения". Подробно юридическая ответственность политических партий

за правонарушения, связанные с невыполнением возложенных на них конкретных

обязанностей, рассматривается в соответствующих разделах настоящей работы.

Здесь же достаточно указать, что наиболее серьезные правонарушения влекут

применение таких санкций, как приостановление деятельности политической

партии или даже ее роспуск, а менее серьезные (например, невыполнение

обязанности представлять в срок финансовые отчёты), как правило, -штрафных

санкций (приостановление государственного финансирования, лишение налоговых

льгот и т. п.).

Важнейшим принципом, определяющим правовой статус политических партий в

демократическом государстве, является принцип равноправия - все

политические партии имеют равные права и обязанности. Следует подчеркнуть,

что в условиях тех тоталитарных и авторитарных режимов, где формально

существовала многопартийная система, законодательство открыто не признавало

этот принцип. Примером могут служить "социалистические" конституции

Болгарии, Польши, Чехословакии.

Принцип равенства политических партий находит свое подтверждение и

защиту в решениях органов конституционного правосудия. Характерен,

например, ряд решений этих органов в ФРГ, Израиле и Франции по вопросу о

критериях предоставления политическим партиям государственных субсидий.

Некоторые из этих критериев, установленных соответствующими законами, были

признаны дискриминационными и, следовательно, противоречащими принципу

равенства. Так, Верховный суд Израиля в решении 1968 г. признал, что

положение закона о парламентских выборах, в соответствии с которым

государственную субсидию получают только партии, представленные в Кнессете,

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.