реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Классификация политических режимов

власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на

выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах

массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в

предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке

принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также

международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима

является политический плюрализм, предполагающий возможность образования

двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их

влияние на народ, существование на законных основаниях политической

оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью

реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы

взаимоотношений государства и граждан.

«Эффективность участия граждан в управлении государственными делами

предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения,

сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся

моральные начала и т.п.».[17] Из этого, можно заключить, что демократия не

может появиться сразу, как говориться «на ровном месте». Это сложный

процесс преобразований общества и государства.

«В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

демократического государства, следует рассматривать развитие и

совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой

системы».[18] Это также сложный процесс, для которого необходимо время.

Авторитарный политический режим (авторитаризм).

Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических режимов

является авторитаризм.

«Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти,

характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от

сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного

режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической

фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм».[19] По

своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между

тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно

автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией —

наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер,

особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского

общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие

черты:

Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут

быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,

олигархическая группа и т.д.)

Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть

может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

«Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования

государственной власти и контроля за её деятельностью».[20]

Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не

прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких

слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае

необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к

повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и

конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное

однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия

со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к

созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к

этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических

государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа

партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их

подконтрольности властям.

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или

ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в

экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной

безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она

может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную

социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного

саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не

конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как

неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих

политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во

внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются

лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в

остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с

уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в

условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных

гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные

партии и т.д.)

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут

участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны

ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае

они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и

граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и

незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и

провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации,

гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее

взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении

принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над

личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что

доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах

по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой

объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не

редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит

демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -

либерально-демократический режим.

«Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на

основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность

возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к

демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию,

в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они

могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса.

Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной

Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать

напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные

системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и

после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических

и социальных противоречий».[21]

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,

деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы

правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не

только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными

средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на

традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях

легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство

авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё

существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто

используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.

— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и

собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например,

неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или

полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и

многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является

ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны

властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их

официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить

себе формальную победу: монополия на средства массовой информации,

отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая

фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным

плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным,

религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на

общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу

слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства

или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей

предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность

институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои

достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.

Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать

политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать

общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать

сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно

эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их

реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип

политической системы — демократия.

Таким образом, подводя итог хотелось бы ещё раз отметить, что для

авторитаризма характерно:

- Автократизм.

- Неограниченность власти.

- Опора на силу.

- Монополизация власти и политики.

- Отказ от тотального контроля.

- Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:

- сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и

общественный порядок,

- мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

- преодолевать сопротивление политических противников.

Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных

общественных реформ.

К слабым относят:

- ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.

- полную зависимость политики от позиции главы государства или группы

высших руководителей,

- отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или

произвола.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).

«Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов

политичесих режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем

государства над всеми сферами жизни общества».[22]

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой

войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального

развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на

индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали

возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное

управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических

кризисов».[23]

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный.

Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.

Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное

значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с

нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и

общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые

предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на

советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним

централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху,

при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго

наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми

передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные,

культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не

учитываются.

«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в

древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного

едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики

рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан

Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием

доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны

общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного

аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди

населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за

свои дела), систематический контроль государства за поведением и

умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими

рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное

место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства

путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять

граници страны, и оглупления народа».[24]

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима

предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект

«идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной

собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития»,

«Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более

совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в

«Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими

чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в

отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома

и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а

не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия

в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая

для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с

мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».[25]

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным

вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев;

предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни

или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных

стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда

немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других

авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление

тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является

порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи

фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто

пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского

режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его

критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской

Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы

сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения

политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной

Европы».[26]

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные

режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в

многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием

военных поражений или революций, появляться в результате внутренних

противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют

признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и

отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и

демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

- всеобщая государственная идеология,

- монополия государства на средства массовой информации,

- монополия государства на все средства вооружения,

- жестко централизованный контроль над экономикой,

- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то

есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

- особо организованная система насилия, как специфического средства

контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного

государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой

древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в

доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего

характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам

в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать

политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с

авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием

однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть

различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при

авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к

государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.

Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.

Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть

претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором

исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические,

профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное

отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы:

гражданское общество – государство, народ – политическая власть.

«Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих

социальных функций саморегуляции и саморазвития»[27]. Отсюда особенности

организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других

общественно-политических организаций непосредственно в систему

государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной

идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру

(харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным

признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею

специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и

иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних

классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее

олигархии».[28]

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение

сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым,

неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему

пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны

были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить

время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной

идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия.

Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в

единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических

сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило,

создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его

установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к

власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты

в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения

их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия

становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей

силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются

антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.