реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Законодательное обеспечение реформы 1861года

документов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 официально признает за крестьянами право собственности на

земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые

сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

“Буде помещик не согласится выдать крестьянам надлежащие данные на

имущества, приобретенные ими на имя их помещиков, крестьяне могут заявлять

о том, не пропуская десятилетней давности со времени приобретения

недвижимого имущества, мировому посреднику для распоряжений на основании

нижеследующих статей.

Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им

недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на

имя помещика, то мировой посредник обязан спросить о том владельца и, когда

нужно, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Буде в сем

отзыве или в уставной грамоте владелец, безусловно признает право крестьян

на сие имущество, то мировой посредник утверждает оное за крестьянами и

выдает им копию с своего о том постановления. Земля, признанная на сем

основании собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и

не облагается никакой в пользу помещика повинностью..

7) При суждении сего рода дел как мировой посредник, так и мировой

съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только

доказательства письменные, как те, кои принимаются судами на основании

гражданского судопроизводства по делам тяжебным, так и домашние, не

подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги.

8) Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет

признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве

высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении оному полученной

крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно выдает им на

означенное имущество данную на гербовой бумаге низшего достоинства без

взимания пошлин.

9) Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей

собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и

имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки,

остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в сих

случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещика, на

имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников”.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам

жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила

ограничивали иск сроком давности покупки: он не должен был превышать 10

лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской,

Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и Ярославской),

в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами на

имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок,

произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на

время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давности). Далее, для

утверждения своих прав на землю крестьяне обязаны были представить

письменные документы на владение этой землей. Как правило, такие документы

находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама

процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела от мировых

посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам

присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали

споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам присутствие

являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о

покупных землях. Однако, как показывают архивные документы высших

государственных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернскими

присутствиями обращались с ходатайствами в Главный комитет об устройстве

сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в

архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших

крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная

драматизма борьба крестьян за собственные земли продолжалась почти два

десятилетия после обнародования Положении 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об

устройстве сельского состояния пересмотреть условия закрепления купчих

крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска

и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6

мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в

неприкосновенности эти правила . В 1871 году последовало разъяснение

Главного комитета: “Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его

имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать

в составе прочего своего имения как собственность” . Тем самым самому

помещику предоставлялось право решать, возвращать крестьянам их покупную

землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33—35 крестьянам права приобретать в полную

собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и

товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные последствия.

За 1863—1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них

в единоличную собственность — 5 789 862 десятины, товариществами — 4 847

643 десятины и сельскими обществами — 1473311 десятин. Основным объектом

купли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьянские надельные

земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота.

Вовлечение помещичьей .земли в торговый оборот и формирование буржуазной

земельной собственности.

Как явствует из содержания ст. 36, в случаях, когда земля приобреталась

на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих покупок

предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества,

потребовать выделения в единоличную собственность своего пая или же

денежного за него вознаграждения. Значимость таковой возможности

заключается в том. что крестьянину, собственнику земли, открывался путь

выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом все

прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и

волостей и их управления.

“Сельское общество” составлялось из крестьян, на земле одного помещика:

оно могло состоять либо из целого селения (села или деревни), либо из одной

части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности

смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (выселков,

починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.),

пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих

другие общие хозяйственные выгоды.

"Волости" образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности,

смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не

раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и

сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков

податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых

сторожей; сельских писарей, и т. п.

"Сельский сход" составляется из крестьян-домохозяев, принадлежавших к

составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору

сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки,

болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя

кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных

дозволяется присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с

местным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

- выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной

сход;

- приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение

крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

- увольнение из общества членов его и прием новых;

- назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

- разрешение семейных разделов;

- дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел

земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель

на постоянные участки и т.п.;

- при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею,

распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном

пользовании;

- совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве,

обучении грамоте;

- принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;

- назначение сборов на мирские расходы;

- раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и

мирских денежных сборов, равно как земских и мирских натуральных

повинностей, и порядок ведения счетов по означенным подателям и

сборам;

- учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и назначение им

жалованья или иного за службу вознаграждения;

- дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в какой они

касаются сельского общества;

- раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным

принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются

за круговую порукою целого общества;

- принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;

- назначение ссуд из запасных сельских магазинов и всякого рода

вспомоществовании;

- дача доверенностей на хождение по делам общественным;

54. Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее двух

третей всех крестьян, имеющих голос на сходе:

- о замене общинного пользования землею участковым или подворным

(наследственным);

- о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

- о переделах мирской земли;

- об установлении мирских добровольных складок и употреблении мирских

капиталов;

- об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в

распоряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ведомства сельского

общественного управления, следующие обязанности:

- созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем порядок;

- предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз

сельского общества;

- приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения

волостного управления и мировых учреждений;

- наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании

крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;

- наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов и

пр., на землях, отведенных сельскому обществу в надел или

приобретенных крестьянами в собственность;

- наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и всякого рода

повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или издольной

повинности в пользу помещика, и собирал сии подати и оброки в тех

обществах, где не было особых сборщиков;

- понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а

равно заключенных с помещиками и посторонними лицами, когда такие

договоры не оспариваются самими крестьянами;

- надзирал за порядком в училищах, больницах, богодельнях и других

общественных заведениях, если они учреждены сельским обществом на

свой собственный счет;

- наблюдал за своевременным составлением ревизских сказок, и подает

оные, куда следует;

- по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на

отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал волостному

старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению означенных

крестьян препятствия нет;

- заведывал, в порядке, установленном обществом, мирским хозяйством и

мирскими суммами; надзирает за целостью запасного общественного хлеба

и за правильным распоряжением оным;

- охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими

обеспечивается взыскание недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с

волостным правлением и волостной крестьянский суд.

"Волостной сход" составлялся из сельских и волостных должностных лиц,

замещаемых по выбору, и из крестьян, избираемых от каждого селения или

поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как

пользующихся землею за повинности, так и приобретших участки в

собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

- выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

- постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и

общественных дел целой волости;

- учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным

магазинам, где они есть;

- принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез

особых выборных;

- назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до

целой волости;

- поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

- поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

- дача доверенностей на хождение по делам волости.

По полицейским делам, волостной старшина в пределах ведомства

волостного управления был обязан:

- объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения

правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами

подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;

- охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц

имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные

меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности,

впредь до распоряжения земской полиции;

- задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и представлять их

полицейскому начальству;

- доносить земской полиции о самовольно отлучившихся из волости и о

преступлениях и беспорядках, случившихся в волости;

- наблюдать за точным исполнением установленных настоящим Положением

правил о приписке, увольнении и перечислении крестьян из одного

общества в другое, и доносить о сем земской полиции, для уведомления

Уездного Казначейства и Казенной Палаты;

- распоряжаться в чрезвычайных случаях, как например: при пожарах,

наводнениях, повальных болезнях, падеже скота и других общественных

бедствиях, и немедленно доносить полицейскому начальству о

чрезвычайных происшествиях в волости;

- предупреждать и пресекать преступления и проступки, принимать

полицейские меры для открытия и задержания виновных, и представлять

их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;

- наблюдать за исполнением приговоров мировых учреждений и волостного

суда.

Волостное правление составлялось из старшины, всех сельских старост или

помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где есть особые сборщики.

Решению правления, единогласному или по большинству голосов наличных

членов, подлежали только следующие дела:

- производство из волостных сумм денежных расходов, утвержденных уже

волостным судом;

- продажа частного крестьянского имущества, по взысканиям казны,

помещика или частного лица, кроме тех случаев, которые по закону

возлагаются на общую полицию,

- определение и увольнение волостных должностных лиц, служащих по

найму.

Старшина, по всем другим делам его ведомства, только советуется с

правлением, но распоряжается по своему усмотрению, под личною свою

ответственностью.

Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным сходом

(или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от

четырех до двенадцати очередных суден. Определение числа сих выборных и

установление между ними очереди предоставляется сходу, на следующих

основаниях:

- присутствие суда должно было состоять не менее, как из трех судей;

- судьи могли быть избраны, или для бессменного в течение целого года,

отправления своей должности, или для отправления оной по очереди,

заранее определенной сходом;

- в последнем случае, из избранных в числе от 4-х до 12-ти судей,

должны выбывать, в назначенные сроки (как например: через два, четыре

или шесть месяцев), не более половины, и затем выбывшие замещаются

другими избранными судьями, по очереди.

Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как споры и тяжбы

между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

Волостной суд решал окончательно: все споры и тяжбы собственно между

крестьянами, ценою до ста рублей включительно, как о недвижимом и движимом

имуществах в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам,

продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по

вознаграждению за убытки и ущерб, причиненные крестьянскому имуществу.

Окончательному решению волостного суда подлежали все, без ограничения

ценою иска, между крестьянами споры и тяжбы, которые тяжущиеся стороны

предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме крестьян,

участвовали посторонние лица, могли быть также, по желанию тяжущихся

сторон, предоставляемы окончательному решению волостного суда.

Волостной суд разбирал и приговаривал к наказанию крестьян,

принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда оные совершены в

пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без

участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не

находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению

общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне,

принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию суд

той волости, в пределах которой проступок был совершен.

Волостной суд был властен приговаривать виновных: к общественным

работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к

аресту - до семи дней, или, наконец, лиц, от телесного наказания не

изъятых, - к наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры

наказания за каждый проступок предоставлялось усмотрению самого суда.

Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению,

считались окончательными. Они приводились в исполнение сельскими

старостами, или когда волость состояла из одного сельского общества,

помощником волостного старшины, под наблюдением старшины и за общею их

ответственностью.

2.3. Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости,

их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими

крестьянами в собственность полевых угодий

Данное Положение также играло важную роль в законодательном обеспечении

реформы. В нем излагались правила:

- о выкупе в собственность, вышедшими из крепостной зависимости,

временно-обязанными крестьянами усадеб, отдельно от полевых угодий;

- о содействии государства к приобретению теми же крестьянами в

собственность, вместе с усадьбами всего, или части полевого надела,

предоставленного им от помещиков в постоянное пользование за

определенные повинности.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право

выкупать в собственность их усадебную оседлость.

Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий,

отведенных им в постоянное пользование, допускалось не иначе, как с

согласия помещика.

При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною

оседлостью, полевого надела, оказывалось содействие от государства.

Содействие заключалось в том, что Правительство ссужало, под приобретаемые

на этом основании земли, определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты

на продолжительный срок, и само взыскивало следующие с них платежи, как в

счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Эта

сумма выдавалась помещику процентными кредитными бумагами, по коим

Правительство принимает на себя уплату процентов и капитала.

Определение размера выкупа за усадьбы, на основании соглашения,

засвидетельствованного Мировым Посредником, в присутствии посторонних

свидетелей, в числе от 3-х до 6-ти, зависит от договаривающихся сторон. От

этого соглашения зависело также постановление всех условии, относительно

порядка и рассрочки платежей. Если же добровольных соглашений не было, то

выкуп производился на основании правил Положения.

Для определения этой доли усадьбы каждого селения причисляются одному

из четырех разрядов, установленных в означенном Местном Положении. Из

оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, относится

собственно на усадебные земли: первого разряда - не более 1 р. 50 коп

второго разряда - не более 2 р. 50 коп., третьего разряда - не более 3 р.

50 коп. на ревизскую душу. В четвертом разряде, к коему причисляются

усадьбы в селениях, обложенных, на основании означенного Положения, за

представленные крестьянам особые выгоды, возвышенным оброком, денежная

повинность за усадьбы может быть определена порядком, указанным в том

Положении, и свыше 3 р. 50 коп. на душу.

Для исчисления выкупной суммы за усадебную оседлость, причитающаяся с

нее, по уставной грамоте часть оброка помножается на шестнадцать и две

трети; таким образом за каждый рубль ежегодного оброка падающего на

усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 руб. 67 коп.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.