реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Законодательное обеспечение реформы 1861года

февраля 1861 г.

В Манифесте доказывалась законность существовавшей до этого власти

помещиков над крестьянами, объяснялось, что хотя прежние законы и не

определяли пределы права помещика над крестьянами, однако они обязывали его

устроить... благосостояние крестьян. Рисовалась идиллическая картина

первоначальных добрых патриархальных отношений искренней правдивой

попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения

крестьян, и лишь в дальнейшем, при уменьшении простоты нравов, при

умножении разнообразия отношений... добрые отношения ослабевали и

открывался путь произволу, отяготительному для крестьян. Тем самым автор

Манифеста стремился внушить крестьянам, что их освобождение от крепостной

зависимости — акт благодеяния высшей власти (самодержавия), которая

побудила помещиков к добровольному отказу от своих прав на личность

крепостных людей.

В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян

от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля

1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах).

По Манифесту, крестьянин сразу получает личную свободу (полные права

свободных сельских обывателей).

Ликвидация феодальных отношений в деревне — не единовременный акт, а

длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное

освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста

и Положений, т. е. 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что

крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же

самые повинности (барщину и оброк), что и при крепостном праве, и

находиться в прежнем повиновении помещикам. Помещики сохранили право

наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до

образования волостей и открытия волостных судов. Таким образом, черты

внеэкономического принуждения продолжали сохраняться и после объявления

“воли”. Но и по истечении двух переходных лет (т. е. после 19 февраля 1863

г.) крестьяне еще длительное время находились на положении временно-

обязанных. В литературе иногда неверно указывается, будто срок временно-

обязанного состояния крестьян заранее был определен в 20 лет (до 1881

года). В действительности ни в Манифесте, ни в Положениях 19 февраля 1861

г. никакого фиксированного срока прекращения временно-обязанного состояния

крестьян не устанавливалось. Обязательный перевод крестьян на выкуп (т.е.

прекращение временно-обязанных отношений) был установлен Положением о

выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в

губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных

положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а в девяти западных

губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской.

Могилевгкой. Киевской, Подольской и Волынской) крестьяне были переведены на

обязательный выкуп в 1863 г.

Манифест провозглашал сохранение нрава помещики” на всю землю в их

имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, которую крестьяне

получали в пользование за определенные местными положениями повинности.

Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить

его. Условия выкупа подробно изложены в Положении о выкупе крестьянами,

вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии

правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых

угодий.

Цитируя “Послание апостола Павла к римлянам” (глава 13, стихи 1-й и 7-

й); “всякая душа должна повиноваться властям предержащим” и “воздавать всем

должное, и в особенности, кому должно, урок, дань, страх, честь”, автор

Манифеста убеждал крестьян сохранять полное повиновение властям и

помещикам.

Манифест предварял обнародование утвержденных в тот же день 17-ти

законодательных актов, содержащих условия освобождения крестьян.

19 февраля 1861 г. царем был подписан указ Правительствующему сенату,

которому повелевалось “сделать зависящее распоряжение о немедленном

обнародовании и приведении в действительное исполнение” препровожденных в

Сенат указанных 17-ти законодательных актов о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости. Сенату предписывалось “принять меры, чтобы

Положения общие, предназначенные к исполнению повсеместному, были

доставлены помещикам и в сельские общества крестьян, водворенных на

помещичьих землях, а Положения местные и дополнительные к оным правила были

препровождены по принадлежности к помещикам и в сельские общества тех

местностей, до коих каждое из сих узаконении касается”. Тексты Положений и

Манифеста 19 февраля 1861 г. были опубликованы также в качестве Приложения

к № 20 “Сенатских ведомостей” от 10 марта 1861 г. В начале марта 1861 г.

было принято постановление: “Дабы облегчить изучение сих Положений,

признано полезным издать краткое из них извлечение, собственно о порядке

постепенного введения в действие новых постановлений, относящихся до прав и

обязанностей крестьян и дворовых людей”. В “Кратком изложении” содержались

статьи: о личных правах и обязанностях крестьян, правила о их поземельном

устройстве и правила о дворовых.

Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г., содержание

которых обмануло надежды крестьян на “полную волю”, вызвало взрыв

крестьянского протеста уже весной 1861 года: за первые пять месяцев

зарегистрировано 1340 массовых крестьянских волнений, а всего за год — 1859

(примерно столько же, сколько их учтено за всю первую половину XIX века). В

937 случаях крестьянские волнения в 1861 году были усмирены с применением

военной силы . Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей

или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против “дарованной” им

“воли”. Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-

черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине. где основная масса крестьян

находилась на барщине и наиболее острым был аграрный вопрос. Большой

общественный, резонанс имели восстания крестьян, кончившиеся их расстрелом,

в апреле 1861 г. в селах Бездне (Казанская губ.) и Кандеевке (Пензенская

губ.), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян.

2.1. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и

обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и

функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер

“попечительства” над крестьянами их бывших помещиков на период временно-

обязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и мирских

повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19

февраля 1861 г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм,

которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им

права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные

сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски,

приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными

ограничениями) в другие сословия — все это давало больший простор

крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на

заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете создавало

более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем

в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты

внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право

вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов

крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после

переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян,

прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться

низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода

денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от

чего были освобождены привилегированные сословия — дворянство, духовенство,

купечество.

В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,

отразился противоречивый характер реформы — вводя нормы буржуазного права,

оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.

Статьи 1—2 предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с

теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так

и других актов крестьянской реформы.

Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих

статьях Общего положения, крестьяне получали с момента обнародования

Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую

значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней

гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21—39 данного Положения.

Борьба крестьян за “волю” была ведущим направлением в многовековой истории

крестьянского движения.

С момента обнародования закона об отмене крепостного права бывший

крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его

достояние и его самого продать, заложить. подарить, проиграть в карты,

сдать вне очереди в рекруты, без всякой со стороны крестьянина вины сослать

в Сибирь, получал не только возможность свободно распоряжаться своей

личностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных прав.

Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право

участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и быть

избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли права

крестьян, а главное — консолидировали крестьянство, стирали грани между

бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.

По 10-й ревизии (1858 год)[4] в России насчитывалось 23069631 человек

обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в

Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа

22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России и Сибири 542

599 человек числились “приписанными к частным заводам и фабрикам” и 40 544

человека — крепостными “разных ведомств”. Собственно помещичьих крестьян в

Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из

них “помещичьих крестьян на общем праве” — 21 625 609 человек и “на

условном праве” — 354324. Из 21625609 человек помещичьих крестьян 20 158

231 составляли “поселенные крестьяне”, т. е. имевшие свои наделы и

исполнявшие феодальные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола —

дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской

России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев

имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса составляла около

0,5 млн. человек обоего пола). Беспоместных дворян, владевших только

дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола (далее — м.

п.) душ дворовых. Собственно помещиков, владевших землями и поселенными на

этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых

людей находилось во владении 10683853 души м. п.

Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись

в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных сословий

(дворян, почетных граждан, духовенства, купцов 1—2 гильдий) обязаны были

платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности, в том

числе и рекрутскую.

Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал

право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на

крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой

надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные

Положениями повинности — барщину или оброк. Наделение крестьян землей за

повинности и определяло временнообязанное состояние бывшего крепостного

крестьянства после отмены крепостного права.

Выдвигавшиеся в ходе подготовки реформы помещиками-крепостниками

проекты о безземельном освобождении крестьян были отвергнуты. Принятая 4

декабря 1838 г. правительственная программа разработки реформы

предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством

земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух

принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского

хозяйства как объекта эксплуатации и 2) обеспечения спокойствия в стране из

опасения крестьянских волнений. Власти великолепно знали, что одним из

главных требований в крестьянском движении было предоставление крестьянам

земли (“воли без земли не бывает”—таков был лозунг крестьян). Но если

полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно,

то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы

крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было

невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам

землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к

своему наделу, а вследствие недостаточности последнего — привязаны к

помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского

надела, зафиксированная в местных положениях.

При крепостном праве помещик обязан был по закону продовольствовать

крестьян в голодные годы, а также призревать (т. е. давать содержание)

престарелых и “увечных” крестьян, у которых не было ближайших

родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность на

самих крестьян: он обязывал их создавать “запасные хлебные магазины”

(страховой зерновой запас), вводил для этого специальные “мирские запашки”

и облагал крестьян дополнительным мирским сбором на содержание одиноких

инвалидов и престарелых. На помещика также была возложена ответственность

за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере

зависела и отдача крестьян в рекруты. Комментируемая статья освобождает

помещика от этих обязанностей.

Статья 10 возлагает на крестьян те обязанности (по общественному

продовольствию, призрению), которые снимались с помещика. Статьи 11—16

предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность.

Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю

изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной

зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к

приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

В статьях 18—20 определяется система управления крестьянами, вышедшими

из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные

государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и

уездных по крестьянским делам учреждениях.

Статьи 21—39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в

категорию свободных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также и

новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика

вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный документальный материал,

относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные

произведения), содержит потрясающие описания трагедий крестьян вследствие

вмешательства в их личную жизнь помещиков и “по закону” и в порядке

“злоупотребления помещичьей властью”.

Статьи 22—23 содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых

освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания

заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности.

Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным:

заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать

фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города (но

при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами

и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107

для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских, ст. 107 для

губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст. 79

для литовско-белорусских губерний. Указанные статьи предоставляли

крестьянину право, “не испрашивая на то особого разрешения ни у помещика,

ни у общества”, устраивать и содержать на своей усадебной земле постоялые

дворы, промышленные и торговые заведения (согласно Уставу торговому,

предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).

Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфере

гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2

к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц, так и

на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего

помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено

жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее

норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии

реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян:

продажа крестьян отдельно от земли (“на своз”), что противоречило даже

тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в

дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава

о благоустройстве казенных селений. Статьи 384—407 этого Устава

регламентируют “порядок и способы исполнения приговоров сельских и

волостных расправ” в селениях государственных крестьян, процедуру

удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи

крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в

общественные работы, “порядок и способы исполнения решений судебных мест”).

В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об

управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 лишает помещика одной из его существенных феодальных

привилегий — права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик

пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью:

имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году

подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов,

палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев

или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести

месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение

которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На

помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в

крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было

предоставлено но закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не

знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами

крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за

помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших

крестьян. Таким образом, если ст. 9 Общего положения снимала с помещика

обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным,

то ст. 28 не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст.ст. 47, 71, 75,

130—140 данного Положения, а также надлежащими статьями других законов:

Устава о службе от правительства, Устава о податях. Законов межевых и пр.

Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству)

путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой

всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться

в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о

значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из

крестьян.

Статья 30 дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну

конкретную форму воздействия — поражение в сословных правах.

Статья 31 конкретизируется в ст. 8—26 Положения о выкупе.

Комментируемая статья провозглашает гарантию от посягательств со стороны

помещика на движимое имущество крестьян, на их общественные денежные

средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при

крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от

произвола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать

недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и

другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих

помещиков. Тем самым помещики становились юридически собственниками

покупных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это

имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и

помещичьим крестьянам право покупать земли, дома. лавки, мельницы и пр., но

с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое согласие

они получали не всегда, почему и после 1848 года вынуждены были покупать

землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена,

конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные крестьянами

до 1848 года. указ 3 марта 1848 г. открывал перед помещиками широкие

возможности для прямого захвата этих земель. Такие случаи особенно

участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении

реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель:

отбирали их за оброчные недоимки, за предоставленные в долг деньги,

отбирали под видом “покупки” за ничтожную пену, присоединяли их к наделении

земле, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.