реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория организации

строите в соответствии с ожидаемым результатом. И идея о том, что будущее

влияет на настоящее становится рабочей не только у нас, но и на Западе.

Так, Т. Буга пишет: “Вторжение будущего в настоящее представляет собой

существенную характеристику современности”. То есть, видение мира

“тождественным самому себе”, представлявшее длительное время незыблемую

основу западной культуры, необратимо изменяется. Таким образом

развивающаяся организация или система или объект постоянно испытывают

влияние и своего прошлого и своего будущего. В том как и почему это

происходит мы разберемся в ходе знакомства с процессом развития.

Тема: Развитие как процесс

Выше уже говорилось о том, что исследование процесса развития должно

начинаться с этапа предшествующего возникновению системы. Этот этап

называется генезисом и может быть определен так: генезис - это процесс

разложения наличных формы бытия (той части реального мира, с которой

система находится во взаимодействии, взпимоотношениях), в ходе которого

возникают предпосылки и условия новых форм реальности, новых объектов, т.е.

процесс существования нового в возможности или на этапе, предшествующем его

возникновению и действительному существованию.

Исследования генезиса системы будет, следовательно, состоять в

выявлении предпосылок и условий ее возникновения.

Мы можем определить предпосылки как такие моменты (объекты)

разлагающихся наличных форм существующей действительности, которые

достигают предела развития в рамках данных форм (отношений,

взаимодействий), но не теряют потенций развития, и, соответственно,

развитие которых разлагает эти формы;

условиями же могут быть названы, складывающиеся по мере разложения

наличных форм бытия, отношения, предполагающие переход к новым формам

развития.

Чтобы понять как это происходит обратимся к принципу отражения. В

соответствии с этим принципом любые взаимодействующие системы изменяют друг

друга. Ну, действительно, воздействие одной системы на другую не может не

изменять обе эти системы. И более того, мы вообще можем зафиксировать эти

воздействия только по их результатам. Как можно говорить о том, что

воздействие имело место, если мы не обнаруживаем результатов воздействия?

Отражением в этой системе взаимодействий будет называться способность

системы фиксировать результаты воздействия на нее изменением собственной

структуры. Но и наоборот, такая система способна изменять взаимодействующие

с ней объекты или системы.

Рассматриваемый через призму принципа отражения, процесс существования

системы предстает как процесс изменения данной системы другими,

взаимодействующими с ней системами и, соответственно, изменение данной

системой других, взаимодействующих с ней систем. Так, например, каждый

человек с рождения и до смерти находится в процессе взаимодействия с

другими людьми или организациями. И каждое такое взаимодействие изменяет

человека как личность. Но и человек, воздействуя на других, изменяет их.

Наиболее наглядно это проявляется во взаимодействиях человека с родителями

или преподавателями.

Содержанием процесса развития системы, таким образом, оказывается

совокупность направленных изменений, которые и подлежат рассмотрению. Нас в

данном случае будут интересовать лишь те изменения системы, которые

формируют условия и предпосылки “вызревающего” в ее недрах нового.

Если изменения данной системы фиксируются ее структурой и имеют

результатом появление у нее новых свойств, то, соответственно, изменения,

привносимые данной системой во взаимодействующие с ней объекты, фиксируются

структурами этих объектов. Совокупность этих изменений мы и рассмотрим в

данной части темы.

Накапливаеме системой изменения будут определять степень ее

организованности и то, как система включается во взаимодействия будет

определятся степенью целесообразности ее организации в данной системе

взаимодействий. Чем более организована, чем более целесообразна система в

данных взаимодействиях, тем больше она оказывается способной влиять на

характер этих взаимодействий. Так, например, не все студенты оказываются

способными включиться в систему отношений и взаимодействий в вузе, но чем

более студент готов к обучению, тем органичнее он вписывается в систему

этих взаимодействий и тем активнее он может влиять на характер этих

взаимодействий (от формального или неформального лидерства до экстерната).

Характер изменений системы, развивающейся в недрах некоторой

целостности как ее элемент не будет идентичным характеру изменений, системы

взаимодействующей с неорганизованной совокупностью объектов. Если в первом

случае характер изменений будет определяться законами существования

исходной целостности, то во втором- характер этих изменений случаен, а

следовательно, непредсказуем. Как, например, различно воспитание ребенка в

семье и на “улице”.

Основным, определяющим фактором изменений системы, вступающей во

взаимодействия с некоторой организованной совокупностью объектов

оказывается степень организованности, целесообразности данной системы

(студент в вузе). В свою очередь, степень ее организованности определяется

тем, насколько ее возникновение было подготовлено всем ходом

предшедствующего ей развития, т.е. степенью ее необходимости в данной

системе взаимодействий (готовился человек к поступлению, выбирал профессию

или поступил случайно). Чем более необходима система, тем большим набором

возможностей она обладает, тем шире спектор ее свойств.

Необходимая система, изменяя взаимодействующие с ней объекты в

соответствии со своей природой, уже этим влияет на то, как измененные ей

объекты будут изменять ее саму. И, соответственно, чем более целесообразна

такая система, тем более она способна определять взаимодействия, их

характер, т.е. так изменять взаимодействующие с ней объекты, что вызываемые

ими в ней изменения будут увеличивать ее собственные функциональные

возможности и степень ее организованности (например, неформальный лидер в

группе).

Необходимая система, выступая ведущей стороной взаимодействий, так

организует их, что процесс ее изменений осуществляется как нарастание

универсализма ее организации. Процесс ее изменения, ее развития - это

прежде всего процесс развития ее свойств.

Нарастание универсализма организации, увеличение полноты ее свойств, в

конечном счете развитие ее сущности, приводит к тому, что в наличной для

нее системе взаимодействий она уже не может реализовать своих свойств в

полной мере. То есть чем выше уровень развития ее сущности, чем

универсальнее ее организация, тем шире спектр ее свойств, т.е. способов,

которыми она может вступать во взаимоотношения, взаимодействия. Система,

таким образом, “перерастает” уровень сложности своих взаимодействий.

Это обстаятельство приводит к возрастанию активности системы, т.е. к

увеличению числа ее взаимодействий, связей. Она “осуществляет поиск” таких

связей, посредством которых может реализоваться.

Каждая такая система стремиться выдти за границы полагаемые ей

наличным бытием, т.е. существующей системой ее взаимодействий. Ее

внутренняя активность, возрастающая по мере ее изменения и позволяет

характеризовать такую систему как предпосылку нового.

Как такого рода предпосылки мы можем рассматривать “пробионты”, т.е.

динамически устойчивые, способные к самосохранению, росту, дроблению

открытые системы”, которые “уже обладали значительно более сложной и

совершенной организацией, чем статичные коацерватные капли, но были,

однако, на много порядков проще, чем самые примитивные живые

существа”(Опарин). Можно рассматривать как предпосылку нового и стадо

австралопитеков, которое “было не просто очередной ступенью в эволюции

животного мира. Оно представляло собой завершающий этап ее, всесторонне

готовый (при благоприятных внешних условиях) к превращению в принципиально

новое, социальное явление”(Гурьев).

Под предпосылками, таким образом, в ходе дальнейшего изложения мы

будем понимать такие существенные моменты наличного бытия, которые в рамках

существующего достигают предела в своем развитии, т.е. вся полнота их

свойств не может быть развернута в рамках этой формы бытия, а потенция

развития, их внутренняя активность “толкает” их на преодоление

ограничивающих развитие условий.

В этой связи представляется важным исследование того, как

осуществляется процесс формирования условий. В общем виде определение

понятия условий может быть сформулировано следующим образом: условия-

совокупность таких взаимоотношений системы, в рамках которых оказывается

возможен процесс ее существования.

Поскольку сам процесс существования реализуется как определенные

взаимодействия системы, постольку условиями оказываются такие отношения

между взаимодействующими системами, которые полагают эти взаимодействия как

необходимый существенный момент бытия.

В контексте такого понимания условий возможно разграничение внешних и

внутренних условий. Внешними условиями можно считать всю совокупность

отношений данной системы с другими, опосредствующими процесс ее

существования и развития объектами. Внутренними условиями -отношения внутри

системы, между частями, элементами.

Понятно, что в формирование таких отношений непосредственно включены

сами системы, т.к. изменяясь в ходе взоимодействий и изменяя

взаимодействующие с ними объекты, системы тем самым изменяют структуру

взаимоотношений. Так, способные выступать в качестве ведущей стороны

взаимодействий системы, вместе с ростом “универсализма их организации”,

развитием сущности, увеличением полноты их свойств увеличивают и “степень

свободы”, т.е. способность вступать во все большее количество связей и

отношений. Чем более развита сущность такой системы, тем более она

оказывается способной к установлению таких отношений, которые делают

возможной реализацию ее новых свойств. Устанавливая такие отношения, объект

создает условия своего развития, но тем самым он становится предпосылкой

новой системы взаимодействий, в которых оказывается возможной реализация

новых свойств.

Формированием совокупности предпосылок и системы определенных

необходимых отношений -условий, завершается процесс генезиса нового.

Возможность возникновения нового, новой системы взаимодействий, в ходе

которых реализуется новые свойства с необходимостью становиться

действительностью. Необходимость нового в том, что его возникновение

подготовлено всем предшествующим развитием. И оно возникает.

Тема: Возникновение нового

В ходе генезиса, однако, формируется не просто предпосылки и условия

нового, но и его возможная форма. В самом деле, поскольку предпосылками

оказываются объекты, природа которых одинакова (мы не можем рассматривать

как предпосылки новой системы атом и живой организм- это или атомы-

предпосылки молекулы, или живые организмы-предпосылки некоторой

биологической системы), то в сходных системах взаимодействий у них

возникают сходные свойства, предполагающие сходные способы реализации, т.е.

связи, посредством которых эти свойства реализуются.

Мы видим, таким образом, что возникновению нового предшествует более

или менее длительный этап постепенного и непрерывного накопления таких

изменений в наличном бытии, которые оформляются как совокупность

порождающих это новое факторов. Опираясь на представление о природе этих

факторов (условий, предпосылок, возможности) мы можем содержательно

исследовать процесс возникновения нового.

Исследования процесса возникновения вещи предполагает обращение к

проблеме начала, т.е. выяснение того, как возможно новое. Действительно,

диалектика не допускает возможности беспредпосылочного начала потому, что в

этом случае оно оказывалось бы бессодержательным. Но, вместе с тем, начало

должно быть бессодержательным потому, что диалектическая концепция

саморазвития предполагает самополагание системы, а значит самоопределение

ее начала.

Противоречие, зафиксированное в формулировке проблемы является

реальным противоречием процесса возникновения вещи и поэтому оно может

получить адекватное решение только в логике противоречия.

Через призму этой концепции (концепции противоречия) возникновение

системы предстает как процесс ее самополагания и самоотрицания

одновременно. В самом деле, совокупность сформировавшихся в ходе генезиса

предпосылок, существующих как отдельные самостоятельные моменты бытия, в

процессе возникновения сменяются “совокупным единством” этих предпосылок,

но, тем самым, предпосылки исчезают как отдельные моменты, становясь

частями этого единства. То есть образование единства или полагание системой

себя в качестве “зачатка” будущей целостности оказывается отрицанием

отдельности предпосылок или отрицанием “состояния предпосылок”. Объяснение

того, почему и как это оказывается возможным предполагает рассмотрение

структуры скачка, т.е. перехода вещи из одного состояния в другое.

В общем виде такая структура представляется как уничтожение,

исчезновение, разрыв старых связей и образование новых, адекватных данному

уровню развития бытия. Действительно, первый акт, который совершает

возникающая система- это акт появления или отрицания состояния предпосылок

состоянием “совокупного единства”. Сам этот акт возникновения

осуществляется как процесс установления, образования таких связей между

предпосылками, посредством которых они могут реализовать новые свойства. И

поскольку эти новые свойства оказываются наиболее адекватными способами

реализации сущности предпосылок, постольку связи, в которых эти предпосылки

реализуют свои свойства, оказываются существенными для каждой из них.

Образование связи между предпосылками не внешним для них самих актом,

а их собственным делом, т.е. не внешнее для предпосылок образование или

сила связывает их друг с другом, а они сами, реализуя свои внутренние

потенции, устанавливают эти связи друг с другом. Каждая из них полагает

каждую другую как то, в чем она сама реализует себя.

Эти внутренние для предпосылок связи поскольку они существенны для

них, связывают их с друг с другом прочнее, чем каждую из них с чем-либо

иным. Тем самым, установление этих связей выделяет предпосылки как

некоторое единство, в котором каждая из них получает возможность

реализовать свои свойства, т.е. развиваться.

Но такое единство как определенный способ бытия предпосылок в новых

условиях оказывается возможным лишь в том случае, если сами предпосылки

организуют это единство как стабильное, способное, существовать, а это

предполагает ограничение их самостоятельности. Они уже не могут

существовать как отдельные самостоятельные образования. Установлением

связей единства они отрицают свою самостоятельность. То есть, если как

самостоятельные отдельные образования они полагали себя как тождественные

себе или определялись положительно, то установление связей единства

оказывается для каждой из них отрицанием своей самостоятельности или их

отрицательным определением.

Таким образом, возникновение “совокупного единства”, т.е зачатка

будущей целостности, ее определение как тождественной себе или ее

положительное определение оказывается отрицательным определением ее

предпосылок. Система противоречива уже в момент своего возникновения.

Сказанное выше, на наш взгляд, достаточно четко показывает, что

проблема начала системы действительно решается в логике противоречия.

Именно в этой логике система оказывается и беспредпосылочной и

небеспредпосылочной одновременно. В самом деле, полагание системой себя в

качестве “совокупного единства” оказывается беспредпосылочным, т.к. само

это единство никак не положено в недрах предшествующего “наличного бытия”,

т.е. она не является целью развития этого бытия, не предпослана себе как

цель. Но, вместе с тем, она является результатом развития своих

предпосылок, способом их бытия в определенных условиях. Это значит, что ее

начало содержательно, т.к. ее образование есть преобразование ее

предпосылок в ее собственное содержание. Поэтому ее возникновение есть ее

самополагание, самоопределение ее начала. Именно это обстоятельство

позволяет “вопросить будущее относительно способа его бытия”

Образование связи единства есть возникновение системы, есть ее

определение как данной, тождественной себе, ее положительное определение.

Это означает, во-первых, что она определяется как отдельное, отличное от

других отдельных образований. Она поэтому граница в двояком смысле. С одной

стороны, она ограничение отдельности, самостоятельности своих предпосылок,

и как таковая она структура, с другой- отделяет себя от другого в своей

положенности как отдельное. Она внутренняя и внешняя граница и как таковая

она форма. Во-вторых, это означает, что предпосылки уже не являются

предпосылками системы. Они становятся частями образованного ими единства

-системы, ее содержанием, которое оформляется, структурируется этим

единством.

Из самостоятельных, отдельных моментов бытия, предпосылки превращаются

в подчиненные моменты ими же образованного единства, его частями. Их

единство снимает в себе их многообразие и только так они могут реализовать

свои свойства. Но как единством снимается их многообразие, так и те

свойства, которые они реализуют посредством этого единства уже не являются

их свойствами. Система их свойств снимается системой, становится

свойствами системы. Поскольку свойства элементов реализуется лишь в

системе, постольку эти свойства оказываются свойствами самой системы.

Система не просто снимает в себе их многообразие, она преобразует их в

системные свойства.Так, например, молекулярные свойства не существуют до

образования молекулы, но они и не входят в нее в момент образования. Они

есть реализуемые атомами через молекулярную связь свойства. Поскольку же

они реализуется атомами лишь через молекулярную связь, постольку они

свойства самой молекулы. Она снимает эти свойства атомов как свои свойства.

Итак система возникает как определенным образом оформленное единство

своих предпосылок, самостоятельность которых снимается этим единством. Тем

самым, система полагается как противоречивое единство, как противоречие

единого и многого. И это самое общее определение ее противоречия, которое,

с одной стороны, оказывается лишь абстракцией реальной противоречивости

системы, а с другой -уже имеет в себе указание на то, как должна

исследоваться эта противоречивость.

Противоречие единства многообразия уже в первом приближении, т.е. еще

в ходе анализа возникновения вещи, оборачивается противоречием

положительного и отрицательного ее определений. Отрицание самостоятельности

предпосылок, их становление частями оборачивается снятием этой

самостоятельности системой, т.е. полаганием ее как единства, целостности.

Как целое система воспроизводится своими частями или

самовоспроизводится как тождественное себе образование, т.е. определяется

положительно, полагает себя как самотождественное. Иначе говоря,

возникающая как следствие генетических преобразований предпосылок связь их

единства, превращая эти предпосылки в совокупное единство, оказывается для

самих предпосылок способом их развития, и потому со стороны многообразия

система безразлична к себе как единству.

Но процессом снятия самостоятельности частей и их свойств система

превращается из совокупного единства в целостность, которая больше суммы

своих частей уже потому, что она оказывается субстратом (носителем) новых

свойств, и потому со стороны единства, целостности система безразлична к

себе как многообразию. Как единство своих противоположных определений

система есть противоречие.

Понятно, что безразличие этих определений системы лишь внешнее

безразличие тождественного в сущности. Ни многообразие вне единства, ни

единствао вне многообразия не существуют как не существует сама система или

только как способ развития своих частей, или только как субстрат новых

свойств, целостность. Она и то и другое одновременно, и как способ развития

своего содержания она существует лишь потому, что способна быть целым, с

другой стороны, как целое она способна существовать лишь как

воспроизводимый частями способ их развития.

Система, таким образом, уже в момент своего возникновения оказывается

единством противоположных определений, каждое из которых противоречиво в

самом себе. Она самоопределяется как противоречие и, тем самым, обретает

свое основание для становления целостностью.

Тема: Вещь(система) в процессе

становления целостностью.

Целое и части. Форма.

В ходе исследования процесса генезиса и возникновения вещи было

выяснено, что связь ее предпосылок оказывается порождением самих эти

предпосылок. Эта связь есть тот способ, которым предпосылки реализуют свои

существенные свойства, а следовательно, она есть способ их развития. Это

существенная связь и как таковая она есть основание новой вещи, возникающей

на базе этих предпосылок.

В предыдущей темее процесс возникновения вещи был описан через

призму единства многообразия и само возникновение было показано как снятие

многообразия предпосылок и их свойств их “совокупным единством”. И

действительно, переход от многообразия к единству это процесс завершающий

генезис, но вместе с тем, это и тот первый процесс, которым начинается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.