![]() |
|
|
Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)из шпал. Обилие переправ сильно тормозит движение, группа проходит всего 25- -30 км в день. Зато с дровами не было проблем -- можно было использовать шпалы, остатки мостов и иные отходы цивилизации. Дорога проложена по тундре, по обе стороны ж.-д. насыпи -- болота с небольшими участками леса. Почти всегда приходилось идти по шпалам. Палатки можно было ставить прямо на рельсах. Основными жителями тундры оказались комары и мошка, несколько раз встречали оленей и ненцев-оленеводов. Через 35 км широкая река (Нгарка-Пыряяха), через которую нет моста. Однако на реке имеется лодка, на которой группа переправляется на другой берег. После Пыряяхи пошли совсем дикие места -- никаких следов человеческой деятельности. В 65 км от Надыма находится зона охоты и отдыха предприятия "НАДЫМГАЗПРОМ". Охота, рыбалка, сбор ягод, дневка. База отдыха называется "Карась", туда отходит довольно заметная дорожка-просека. Имеется рация. На 88-м километре река Маханядпус-Яха (в народе именуемая Пусьяхой). Мост давно обрушился, остались раскачивающиеся над рекой два рельса метров 50 каждый. Шпал уже давно не было. Отчаянные связисты в прошлом проезжали этот "мост" своим ходом. Так же прошла и группа велосипедистов в 1990 г. на своих велосипедах-катамаранах (с дополнительным колесом на кронштейне). Соблюдая технику безопасности, лучше применить другой метод, проводник организует сборку плота, на котором все участники и переправились. Группа подходит к остаткам лагеря. Лагеря были устроены на 501-й через каждые 5 км. Но находились они не вблизи дороги, а несколько в стороне. За прошедшие годы одни лагеря скрылись в растительности, другие сгорели, третьи (в окрестностях Надыма и Салехарда) были использованы на нужды народного хозяйства. Но все же туристы имеют возможность осмотреть и бараки, и домики охраны, и ШИЗО, и заборы, и вышки с колючей проволокой... Зрелище не из приятных. Многое сохранилось за 50 лет неповрежденным: огромные, неожиданно стоящие в тундре семафоры, стрелки, рельсовые тележки, на которых мы везли свои рюкзаки на двух небольших участках дороги, несколько деревянных путейских (или связистских) домиков, явно оставшихся с тех времен. Сохранились и два достаточно больших железных моста (другие подобные давно свалились в протекающие под ними реки из-за повреждения деревянных опор). Через 135 км на полдороги между Надымом и Салехардом, стоит несколько вагончиков для жилья, имеется генератор, рация, несколько автомашин, вездеходы. В октябре сюда приезжает основной контингент работников, которые должны к зиме подготовить зимник и затем следить за ним. В период весна – осень есть возможность арендовать поселок для организации турбазы. По обломкам разрушенного моста группа пересекает речку Танопча (195 км от Надыма). За ней большой разлив, переходящий в болото, необходимо построить плот и поплыть на нем вниз по течению, в реку Полуй, в устье которого стоит Салехард. Материал для плота имеется на Танопче в изобилии. Однако сплав на плоту до Салехарда очень долгий. Полуй широк, имеет очень медленное течение, разветвляется на несколько рукавов. Полуй -- медленная, судоходная река. Для путешествия необходима веревка (20 и 40 м), небольшую резиновая лодка. Веревка нужна для страховки, организации переправ, плотоходства и др. На 501-й много комаров и мошки, особенно в теплое время. Накомарник, перчатки, длинные рукава и прочая антигнусовая защита обязательна. 3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики. Туризм - это одна из уникальных отраслей современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных ресурсов. Туризм на Полярном и Приполярном Урале должен стать важной составной частью экономического и социального прогресса ЯНАО. Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Полярного и Приполярного Урала и обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки. Для успешного развития туризма в рамках рыночных условий необходима координация деятельности туристских фирм, региональных и муниципальных органов управления. Автор пришел к выводу, что реализация стратегии развития туризма в конечном итоге позволит привлечь на Ямал до 40 тыс. туристов в год и обеспечить до 100 тыс. человек количество пользователей услуг туристских компаний по выезду за рубеж, появится потребность в создании новых рабочих мест в сфере обслуживания туристов в ЯНАО. Автором разработана Программа развития туризма на Ямале в 1999 – 2005 годах. В данной программе учтены также интересы туристов-экстремальщиков как иностранцев так и россиян. В условиях недостатка финансовых ресурсов задачи такого масштаба, каким является развитие туризма в ЯНАО, можно решить только программно- целевыми методами. Программа и механизмы ее управления позволяют сконцентрировать усилия всех заинтересованных туристических и транспортных фирм, гостиниц, предприятий общественного питания, культурно- развлекательной и образовательной сферы, средств массовой информации, государственных и муниципальных служб на достижение общих и частных конечных результатов. Общим интересом для всех в предлагаемой программе развития туризма, по мнению автора, является привлечение платежеспособных клиентов и качественное удовлетворение их потребностей. Основной целью предлагаемой автором программы является создание в регионе современного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения ЯНАО, российских и иностранных граждан в туристских услугах (в услугах, турфирм, организующих экстремальные туристские путешествия, в том числе), а с другой стороны, вклад в развитие экономики округа, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала ЯНАО. Основные задачи программы: - Формирование региональной нормативно-правовой базы развития туризма в ЯНАО и системы регулирования туристской деятельностью. Защита регионального туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки. - Формирование имиджа ЯНАО как современного туристского рынка. Совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма. Интеграция ЯНАО в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма. - Стимулирование развития материально-технической инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов. Улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. Система программных мероприятий 1. Формирование нормативно – правовой базы предусматривает приведение региональных нормативных актов в соответствие с потребностями развития туризма в ЯНАО и требованиями Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и других федеральных нормативно-законодательных актов. Предполагается разработать и принять в Окружной Думе Закон "О развитии туризма в ЯНАО". В дополнение к Закону предполагается принять ряд нормативных актов Правительства ЯНАО, касающихся изменений в системе государственного регулирования и в отношениях собственности в сфере туризма. Принятие Закона и дополнительных нормативных актов значительно повысит эффективность процесса согласования интересов различных муниципальных образований и туристских компаний, позволит избежать нерациональных затрат и дублирования при создании и использовании местных туристско-рекреационных продуктов и объектов инфраструктуры. Особенно важно, так как планируемые затраты на организацию туристских путешествий велики, и не обойтись без аренды помещений и транспорта. Целям создания единого регионального туристско-рекреационного комплекса отвечает принятие соглашений о координации туристской деятельности с центром в г. Салехард. Добровольное объединение ресурсов мелких туристских фирм, транспортных компаний, гостиниц, учреждений культуры при поддержке муниципальных и региональных органов позволит сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в эту сферу и обеспечит рост притока туристов в ЯНАО. Как составную часть земельного кадастра ЯНАО, предполагается разработать кадастр туристских территорий, включающий рекреационные зоны, памятники культуры и истории, особо - охраняемые природные территории. Данный пункт программы имеет большое значение для развития экстремального туризма, так как основные туристские экстремальные маршруты проходят по экологически чистым территориям, предполагаемым для включения в кадастр. Для комплексного решения проблем международного туризма, предполагается разработать и принять ряд документов о выполнения в ЯНАО федеральных законов, регулирующих таможенный и паспортно-визовой режимы. Необходимо найти способы сокращения времени для процедуры получения виз российскими гражданами и процедуры регистрации иностранных граждан. Особое значение имеет дальнейшее развитие системы сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих. Что касается страхования туристов-экстремальщиков – это необходимость в данном виде туризма, в связи с тем, что маршруты относительно сложные и опасные, связанные с риском для жизни путешествующих. 2. По моему мнению, формирование туристического имиджа ЯНАО включает многостороннюю деятельность по привлечению туристов в ЯНАО и интеграцию ЯНАО в систему российского и международного туристского рынка. Межрегиональная интеграция и международное сотрудничество предусматривает разработку и реализацию проектов в рамках Арктического региона. Создание туристских информационных центров в г. Салехард, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся туристские ресурсы. С целью маркетинга по продвижению готовых турпродуктов Ямала предполагается: . открыть международные маршруты в регионе (в том числе экстремальные); . участие в международных, в российских и региональных туристических выставках, ярмарках, конференциях; . развивать конгрессный туризм, способствуя превращению ЯНАО в центр общественных и культурных событий Арктического региона; . проведение международных семинаров по развитию туризма. Привлечению туристов в ЯНАО будут способствовать краеведческие публикации, рекламно-издательская деятельность. В 2001 году предполагается опубликовать: Фотоальбом "Дикая природа Ямала" Туристский путеводитель по ЯНАО Фотоальбом "Ямальские Минералы" Карты – схемы "Города ЯНАО" Рекламные проспекты туристских фирм и гостиниц. 3. Развитие материально-технической инфраструктуры туризма, привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов, улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий предусматривается рядом относительно самостоятельных проектов. Каждый из этих проектов выполняется частными или муниципальными предприятиями за счет собственных ресурсов. Включение их в региональную Программу позволит привлечь дополнительные ресурсы и получить другие дополнительные возможности при реализации. В период реализации программы получат развитие и будут доступны для массового туриста все имеющиеся в ЯНАО туристские продукты. Создание туристских информационных центров в городах Салехард, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся туристские ресурсы. В числе новых объектов туризма и инфраструктуры: - Пилотный регион экологического туризма в районе заповедников "Денежкин Камень" и "Вишерский" - Развитие зимнего туризма в горах Полярного и Приполярного Урала, - Создание горнолыжной базы в п. Харп филиала горнолыжной школы «Олимпийского резерва». - Создание в городе Лабытнанги федерации горнолыжного туризма округа - Расширение открытого акционерного общества "Ямал-тур-сервис" - Сувенирное производство на основе народных промыслов По мнению автора, развитию туризма будут способствовать достижение целей в региональной политике развития транспорта. В частности, непосредственное отношение к увеличению потока приезжающих в ЯНАО людей имеют следующие "транспортные проекты": - в 1997 г. в Салехарде сдана в эксплуатацию, отстроенная с «нуля», взлетно-посадочная полоса для приема большегрузных самолетов почти всех типов, которой присвоен международный класс. В 1998 году сдан в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс с международными секторами. Изучается возможность превращения аэродромного и вокзального комплексов Салехарда в запасной и промежуточный пункты посадок для международных рейсов из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию, а также в Россию. - Завершение строительства и благоустройства участка автомобильной дороги Надым – Салехард. - Строительство мостового перехода через р. Обь. - Открытие кемпингов, остановок для отдыха, автозаправочных станций и станций технического обслуживания автотранспорта, придорожных кафе и магазинов, организация торговли сувенирами и предметами первой необходимости, наличия почтово-телефонной связи и дорожной информации (знаки, путеводители, практические советы путешественникам). 4. Ресурсное обеспечение программы развития туризма. На реализацию подобной программы по оценкам Администрации Ямало-Ненецкого АО может потребоваться 20 млн. рублей. В качестве источников финансирования Программы предусматриваются: 1). Средства из областного бюджета и внебюджетных фондов, в том числе: - целевые средства на отдельные проекты и мероприятия - средства комитета по физкультуре, спорту и туризму ЯНАО - средства, выделяемых на природоохранные мероприятия - средства, выделяемых на здравоохранение, культуру и образование, коммунальные обслуживание - предоставление налоговых кредитов под инвестиционные проекты, - размещение госзаказов, способствующих развитию инфраструктуры - предоставление налоговых льгот - создание зон экономического развития. 2) Средства дорожных фондов на развитие дорожной сети, обустройство стоянок для отдыха, дорожные знаки и путеуказатели. 3) Средства фонда занятости -(целевым назначением на программы обучения и переподготовки кадров для туристической деятельности). 4) Международные источники для финансирования целевых мероприятий ТАСИС, ЕАБР, по двусторонним международным соглашениям. 4) Корпоративные средства туристических фирм, предприятий транспорта и связи, промышленных предприятий. 5) Бюджетные и внебюджетные источники органов местного самоуправления, 6) Кредиты коммерческих банков 7) Акционерный капитал заинтересованных инвесторов 8) Добровольные пожертвования граждан и населения 9) Не денежные источники: имущество, товары и услуги 5. Организация управления и механизмы реализации. Предполагается, что заказчиком Программы будет Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации ЯНАО. Оперативное управление и координацию выполнения отдельных мероприятий Программы осуществляют рабочие группы, в состав которых входят представители Администрации ЯНАО, Государственного фонда развития малого предпринимательства ЯНАО, руководителей туристических и других заинтересованных фирм. Отбор исполнителей проектов по реализации мероприятий Программы, финансируемых из средств государственного бюджета, может осуществляться принципиально на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997г. № 305 “ О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд” и порядком, установленным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Реализация проектов при долевом финансировании с коммерческими структурами на взаимовыгодных условиях будет осуществляется на основе соглашений и хозяйственных договоров согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации. Координация деятельности органов власти, регионального фонда поддержки малого предпринимательства, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению инвестиционных проектов Программы осуществляется Комитет по экономике и инвестициям, который определяет первоочередность инвестиций с учетом приоритетных направлений и наличия средств. 6. Оценка эффективности реализации программы. Реализация мероприятий Программы позволит создать: - туристскую отрасль как составную часть экономики ЯНАО - удовлетворить потребности отечественных и зарубежных туристов - увеличить численность занятых в сфере туризма и новых рабочих мест (в первую очередь в городах и районах со сложными хозяйственными условиями), - расширить налогооблагаемую базу регионального и местных бюджетов - снизить уровень теневого оборота в сфере предпринимательства. Рассмотрев состояние и перспективы развития туристической отрасли в регионе, автор пришел к выводу, что: - в условиях социально-экономического и финансового кризиса, продолжающего развиваться в России, наблюдается дальнейшее ослабление туристической инфраструктуры, потеря кадрового состава предприятий туристской индустрии; - в исполнительных органах власти территорий, перспективных в плане развития индустрии туризма не всегда присутствует понимание необходимости создания структурных подразделений, ответственных за весь комплекс вопросов, связанных с развитием индустрии туризма и превращения этой сферы в экономически доходную отрасль для регионов; - отсутствуют целевые инвестиционные программы развития туристической отрасли; - законодательным органам ЯНАО необходимо продолжить законотворческую работу по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития туристической индустрии на территории Полярного и Приполярного Урала; - органам исполнительной власти ЯНАО необходимо формировать структурные подразделения, которые бы функционально занимались развитием индустрии туризма, управлением туристской отраслью на территории субъекта и создавали условия для ее перспективного развития и превращения туризма в доходную статью региональных бюджетов; - представителям турбизнеса ЯНАО рекомендовать принять участие в международном проекте рабочей группы по туризму Форума "Азиатско- тихоокеанское экономическое содружество" (АТЭС) - "Примеры социально- экономического развития туристско-ориентированных районов". А также принять участие в региональных и международных туристических выставках, представляя общеокружной турпродукт. Заключение Выбрав тему «Экстремальные и экзотические туристские маршруты Севера России», принимала во внимание регион, который сейчас является «белым пятном» на карте туристских маршрутов, но в будущем имеет все перспективы для развития экстремальных и экзотических видов туризма. Название этому региону Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). На мой взгляд – один из самых экзотических и экстремальных регионов в России. Предлагаемые маршруты расположены на территории Полярного и Приполярного Урала. На его территории находятся памятники археологии, истории, культуры, имеются уникальные природные зоны. Здесь расположено множество самых красивых и больших озер Ямало-Ненецкого автономного округа, берега которых хранят следы древних поселений, - все это привлекает гостей из других регионов России и зарубежья. Отсутствие в районе в течение длительного времени туристских организаций привело к развитию неорганизованного туризма, доходы от которого не пополняют окружной бюджет. Анализ работы туристских фирм, действующих на рынке экстремальных и экзотических туристских маршрутов показал, что деятельность фирм ориентирована на молодежный сектор туристов, а также на профессионалов туристов-экстремальщиков. В деятельности туристских фирм отсутствует направленность на международный рынок, привлечение в регион иностранных туристов, организацию их досуга и обслуживания. Другие фирмы, работающие на международном рынке также не учитывают запросы иностранных туристов- экстремальщиков, а предлагают в основном культурные туры. С целью восполнить образовавшийся пробел автором предложены экстремальные туристские маршруты, адаптированные для международных туристов, предпочитающих активные виды отдыха в экологически чистых районах Полярного и Приполярного Урала, а также специальный тур на по 501-ой ГУЛАГовской стройке. В округе есть возможности для организации культурного, гостевого, водного, горного, охотничье – рыболовного, экстремального и других видов туризма. В связи с этим администрации Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо внедрение программы развития туризма на Ямале, задачами которой являются: - объединение всех ресурсов для туристского освоения территории; - развитие экстремального туризма в регионе; - сохранение и развитие народных традиций и промыслов; - формирование партнерских отношений между местными сообществами и жителями в создании условий для приема туристов; - создание новых рабочих мест. Для достижения поставленных целей уже проведены в жизнь некоторые проекты, призванные привлечь туристов в регион: . Проведение ежегодных туристских фестивалей, совпадающих по времени с традиционными празднованиями Дня оленевода в заполярных поселках. . Участие в выставках ТУРСИБ-СПОРТСИБ-2001, УРАЛ ТУРИЗМ СПОРТ в Екатеринбурге, X Международная туристская биржа INWETEX-2001 в Санкт- Петербурге. . В рамках выставки ТУРСИБ-СПОРТСИБ-2001 состоялась межрегиональная научно- практическая конференция «Государственное регулирование современной туристской индустрии», на которой были определены перспективные направления туризма на следующие 5 лет. В их числе экстремальный и приключенческий туризм. . Строительство горнолыжной базы в поселке Харп, сооружены два подъемника. . В городе Лабытнанги создание федерации горнолыжного туризма округа. . Проведение ежегодных соревнований горнолыжников. Предложенные маршруты учитывают нововведения, сроки проведения туров совпадаютс с проведением фестивалей, соревнований. Маршруты проложены как по диким нехоженым местам (горные и водные маршруты), так и по былым вехам цивилизации лагерям ГУЛАГа (пешеходный маршрут). Последний, как показывает практика, вызывает наибольший интерес у иностранных туристов, что открывает возможности для привлечения иностранных инвестиций. Развитие материально-технической инфраструктуры туризма, привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов, улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических предприятий предусматривается рядом относительно самостоятельных проектов. Каждый из этих проектов выполняется частными или муниципальными предприятиями за счет собственных ресурсов. Включение их в региональную программу развития туризма позволит привлечь дополнительные ресурсы и получить другие дополнительные возможности при реализации. В период реализации программы получат развитие и будут доступны для массового туриста все имеющиеся в Ямало-Ненецком автономном округе туристские продукты. Уникальность проекта состоит в том, что появляется реальная возможность введения в информационный оборот неиспользованного ранее материала о традиционной культуре хантов, селькупов, манси, исторических объектах и природных заповедных зонах Полярного и Приполярного Урала. Для реализации проекта необходимо распространение информации на внутреннем и внешнем туристском рынке о культурно-исторических объектах, природных достопримечательностях, традиционной национальной культуре, народных промыслах, праздниках, о туристских маршрутах на территории Полярного и Приполярного Урала. Проект рассчитан на широкий круг людей, увлекающихся экстремальными видами туризма, а также на образование туристических фирм. Вполне очевидно, что разработка и внедрение экстремальных туристских маршрутов являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на данные мероприятия, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют доходность отрасли. Туризм как развивающаяся отрасль экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, несомненно, могущая приносить доход в казну округа, должен получить более серьезную поддержку со стороны президента и правительства. Список литературы: 1. Аркин Я. и др. Горный туризм. – Таллин: Ээсти раамат, 1981. – 182 с. 2. Биржаков М.Б. Введение в Туризм – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. – 192 с. 3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие – М.: Нолидж – 1996. –312 стр. 4. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. проф. Чудновского А.Д. – М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999. – 352 с. 5. Данилова Н. А. и Кеммерих А. О. Времена года Изд-во Мысль, 1964 6. Долженко Г.П. Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело. Вып. 2 Библ. Указатель. Ростов-на-Дону. Ростовский университет. 1989, - 190 с. 7. Захаров Ю.С. Национальные парки в Приполярном Урале. – М.: Российское НИИ культурного и природного наследия. 1993, - 87 с. 8. Земля Ямал: альбом ямальских экспедиций В.П. Евладова. – М.: Советский спорт, 1998. – 184 с., ил. 9. Карпова Г.А. Экономика современного туризма. М. – СПб.: Герда. 1998. 10. Кеммерих А. О. Приполярный Урал. Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1970.-158 с. 11. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. – М.: РМАТ, 1998 – 284 с. 12. Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с. 13. Красный Север №41(13689) 15 октября – 21 октября 1998г. 14. Маршрутная книжка туристтского спортивного похода. Туристско-спортивный союз России. М.: 1005 – 82 с. 15. Методические рекомендации по водному туризму. – М., ЦРИБ Турист, 1984. – 82 с. 16. Методические рекомендации по организации горных путешествий. – М., ЦРИБ Турист, 1982. – 168 с. 17. Методические рекомендации по проведению водных туристских путешествий. – М., ЦРИБ Турист, 1979. – 122 с. 18. Новые картографические материалы для туризма. В справ. «Туристские Фирмы». Вып. 10. – СПб.: ОЛБИС, 1996. 19. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Древний Обдорск и заполярные города- легенды – М.: Изд-во «ОПОЛО» - 1998. – 400 с., ил. 20. Приходько Ю. П. Туристские походы по Приполярному Уралу. «Известия Коми филиала ВГО», вып. 4, 1957 21. Репин Ю.В. и др. основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Екатеринбург, 1995 – 74 с. 22. Сенин В.С. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ., 1993 – 352 с. 23. Смирнов В.А. Живое вокруг нас. – Мурманск: Кн. изд-во, 1985. – 104 с., ил. 24. Сборник нормативных документов по спортивному туризму. Туристско- спортивный союз России. М.: 1996 – 266 с. 25. Сибирская Туристическая Газета №9(38) 6 мая 1998г. – Мокеева С. - У курортов Сибири более чем 100-летняя история 26. Сибирская Туристическая Газета №10(39) 20 мая 1998 г. 27. Сибирская Туристическая Газета 5(64) 14 марта 2000г. 28. Сибирская Туристическая Газета №6(35) 18 марта 1998 г. - Ляпунов К. Л. - Зимний сезон 97/98. Популярность отдыха в Сибири растет. 29. Сибирская Туристическая Газета №4(33) 18 февраля 1998 г. – Орлова М. – Оздоровительный туризм 30. Стукалов А.И. Экологический туризм и рациональное природопользование на Севере. В справ. «Туристские Фирмы». Вып. 17. – СПб.: ОЛБИС, 1998, с. 76- 81. 31. Туристские маршруты / Сост.: Г.Н. Семивол, К.Е. Шапакина. – М.: Профиздат. 1982. – 176 с. 32. Туризм в СССР / Составитель В.В. Новоспасский – М.: Профиздат, 1983 – 202 с. 33. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спрот, 1999. – 308 с. 34. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. – М.: Российское НИИ культурного и природного наследия. 1994, - 216 с. 35. Чернов Г. А. Туристские походы в Печорские Альпы. Изд. 2-е. ФиС. 1965. 36. Ямал: грань веков и тысячелетий / Ред. Морозов Ю. – Салехард: Артвид, Санкт-Петербург: Русская коллекция - 2000. – 656 с. 37. Auvo Konstiainen. Политический туризм между Финляндией и ССР в период 1950-1980 гг. В справ. «Туристские Фирмы». Вып. 15. – СПб.: ОЛБИС, 1997, с. 247-248. ----------------------- [1] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие – М.: Нолидж – 1996. –39 стр. [2] Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с. 2 Краткий справочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 1985 – 272 с. 1 Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие – М.: Нолидж – 1996. –312 стр. (с 19-21) ----------------------- Классификация маршрутов Принадлежность Сезонность действия Способ передвижения Содержание маршрута Трасса маршрута Пешеходные походы Международные Летний Активный Линейная Внутренние Зимний С помощью транспортных средств Горные походы Кольцевая Местные Межсезон С помощью животных Водные походы Радиальная Полусезон Охота и рыбная ловля Комбиниро-ванные Комбини-рованная Кругло-годичный Туры на места катастроф Спортивные походы СЛОЖНОСТЬ МАРШРУТОВ \ КАТЕГОРИЙНОСТЬ ВИДЫ ТУРИЗМА Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |