реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные условия труда определяются (устанавливаются) трудовым

договором (контрактом) работника с организацией (например, конкретный

размер заработной платы);

- применение установленных условий труда - это использование общих условий

в индивидуальных трудовых отношениях на основании приказа (распоряжения)

администрации (например, порядка производства сверхурочных работ и

привлечения к ним работников; порядка наложения дисциплинарных взысканий,

порядка увольнения). Использование общих условий труда для регулирования

индивидуальных трудовых отношений в ином порядке - по соглашению сторон

трудового соглашения - следует понимать не как применение условий труда,

а как установление индивидуальных условий труда на основе законов, иных

правовых актов (например, определяемый в трудовом договоре размер

заработной платы не может быть меньше установленного законом предела).

Споры о применении установленных условий труда (норм трудового

законодательства) носят исковой характер, поскольку это споры о

восстановлении нарушенного права или законного интереса, рассматриваемые на

основании соответствующего заявления (иска) юрисдикционными органами.

Споры об установлении условий труда - споры неискового характера, так

как здесь речь идет не о восстановлении нарушенного права (законного

интереса), а об установлении нового права.

Также возможна классификация споров по институтам и даже по

субинститутам трудового права.[5] По названному критерию индивидуальные

трудовые споры могут быть классифицированы следующим образом:

1. Споры по применению законодательства о коллективных договорах и

соглашениях и по условиям договоров о труде.

2. Споры, в основе которых лежат разногласия по поводу применения

законодательства о занятости.

3. Споры, связанные с применением норм, входящих в институт “трудовой

договор”. Этот вид индивидуальных трудовых споров может быть подразделен

на подвиды, которые фигурируют в качестве предмета иска по конкретным

трудовым делам, в силу чего имеют определенные отличия при их

рассмотрении:

- споры о приеме на работу и заключении трудового договора;

- споры о внесении записей в трудовую книжку;

- споры об отстранении от работы;

- споры о переводах на другую работу, перемещении или об изменении

существенных условий труда;

- споры о восстановлении на работе;

- споры об оплате времени вынужденного прогула;

- споры о выплате выходного пособия;

- споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;

- споры об оплате времени задержки исполнения решения суда о

восстановлении на работе.

13. Споры о применении законодательства о рабочем времени.

14. Споры, связанные с применением законодательства о времени отдыха.

15. Споры по применению норм, входящих в институт заработной платы, включая

нормы труда и сдельные расценки.

16. Споры по применению законодательства о гарантиях и компенсациях.

17. Споры, вытекающие из применения законодательства о материальной

ответственности сторон трудового правоотношения.

18. Споры по вопросам применения дисциплинарной ответственности.

19. Споры в сфере охраны труда.

20. Споры, связанные с применением законодательства о труде женщин.

21. Споры, связанные с применением законодательства о труде молодежи.

22. Споры по вопросам предоставления льгот работникам, совмещающим работу с

обучением.

23. Споры, в основе которых лежит деятельность по надзору и контролю за

соблюдением законодательства о труде.

В литературе имеются и другие основания классификации трудовых споров,

например в зависимости от правоотношений, из которых эти споры возникают.

Имеются в виду споры, вытекающие из:

1. правоотношений по трудоустройству и занятости, которые предшествуют

трудовым;

2. трудовых правоотношений;

3. правоотношений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации

кадров на производстве;

4. правоотношений по управлению трудом на конкретном предприятии;

5. социально-партнерских отношений;

6. правоотношений по привлечению к дисциплинарной ответственности;

7. правоотношений по возмещению вреда, причиненного сторонами трудового

правоотношения;

8. правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства о

труде.

Следует заметить, что данная классификация очень близка к делению

трудовых споров по их содержанию, однако не совпадает с ним. Важно также и

то, что трудовые споры, относящиеся к разным видам трудовых отношений,

имеют “процессуальную” специфику. Они различны по предмету, бремени

доказывания, видам доказательств.

Что касается коллективных трудовых споров, то они являются специальным

видом трудовых споров, имеющим внутреннюю классификацию, и для их

разрешения предусмотрен особый порядок, но поскольку данная работа

посвящена индивидуальным трудовым спорам, подробнее эту тему мы развивать

не будем.

Далее исследуем систему органов, рассматривающих трудовые споры. Этим

органам законом предоставлено право и на них лежит обязанность разрешать

такого рода споры. Для этого им даны определенные властные полномочия. В

связи с этим органы по рассмотрению трудовых споров относятся к числу

юрисдикционных.

Изменения, внесенные в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 г., оказались весьма

принципиальными в разделе, посвященном трудовым спорам. Так, изменена

структура органов, рассматривающих эти споры, - в ней теперь нет

профсоюзных комитетов. В целом это логичное решение, так как, исходя из

своих уставных задач, профсоюзы не могут быть объективным участником

процесса рассмотрения спора, а профсоюзные комитеты - органом, принимающим

обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура этих органов

оказалась двухзвенной. Естественно, это совершенно не исключает широкого

использования профсоюзами своих прав, реализации своих уставных

обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов использования

работниками своих представительных органов на стадии предупреждения споров

и ситуаций, их создающих.

В настоящее время, согласно законодательству Российской Федерации,

трудовые споры, возникающие между работником и работодателем или его

представителями (администрацией организации, учреждения, предприятия) по

вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде,

коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий

трудового договора (контракта), рассматриваются:[6]

1) комиссиями по трудовым спорам в организациях (КТС);

2) районными (городскими) народными судами.

Кроме того, возможно применение специального порядка досудебного

рассмотрения отдельных категорий трудовых споров. Таким образом, например,

разрешаются споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику

увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья в

процессе исполнения им трудовых обязанностей. Потерпевшие и иждивенцы

вправе обжаловать решение работодателя по вопросам о возмещении вреда в

Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда Российской Федерации или

в государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации.

Что касается коллективных трудовых споров, их рассмотрением занимаются

примирительные комиссии и трудовые арбитражи.

Но вернемся к индивидуальным трудовым спорам. Большинство из них

рассматривается либо непосредственно в КТС, либо последовательно проходя

обе стадии: КТС, затем суд. Такой порядок удобен тем, что споры могут быть

рассмотрены непосредственно в организации, т.е. по месту работы, где можно

быстрее и легче собрать и оценить доказательства.

Несколько слов о компетенции и подведомственности органов по

рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Компетенция - это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа

в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно

являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора есть

право и одновременно обязанность соответствующих органов , если к ним

обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров

не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора.

Подведомственность - это определенная компетенция определенных органов

по рассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственность

определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или

коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их

применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные.

Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо

знать куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск).

“КТС - это орган трудового коллектива, избираемый его общим собранием

(конференцией) и разрешающий исковые индивидуальные трудовые споры

работника с работодателем.”[7] КТС создается во всех организациях с числом

работающих не менее 15 человек. Порядок избрания, численность и состав КТС,

срок ее полномочий определяет общее собрание (конференция) трудового

коллектива организации (подразделения).

КТС разрешает споры о признании недействительными условий трудового

договора. Обязанности и права, включенные в договор, не должны ухудшать

положение работника по сравнению с законодательством. Поэтому КТС на

основании ст. 5 КЗоТ РФ может признать своим решением недействительными те

условия трудового договора, которые ухудшают положение работника по

сравнению не только с законом о труде, но и коллективным договором и иным

соглашением о труде.

КТС разрешает споры, возникающие в связи с неправильностью или

неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на

другую работу, если эти записи не соответствуют приказу или другим

документам, а также споры о допуске к работе лиц, отстраненных от работы

(должности) с приостановкой выплаты зарплаты, если с ними не расторгнут

трудовой договор. Все споры, возникающие в связи с незаконными переводами

на другую работу и восстановлением на прежней работе, а также споры об

оплате труда; о снятии дисциплинарных взысканий; споры о рабочем времени и

времени отдыха и др. рассматриваются КТС.[8]

КТС обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи

заявления в присутствии работника и работодателя. Рассмотрение спора в

отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией в суд

в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск

указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления.

Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и

рассмотреть спор по существу.

Практика показывает, что сроки для обжалования решения КТС в суд

пропускают чаще работодатели, нежели работники. К тому же они порой

неправильно указывают стороны спора, называя себя истцами, а работников -

ответчиками. Однако, “независимо от того, кем возбуждено в суде дело - по

заявлению работника или администрации, не согласных с решением комиссии по

трудовым спорам, суд разрешает этот трудовой в порядке искового

производства, в котором истцом является работник, а ответчиком -

предприятие, учреждение, организация, оспаривающая его требования”[9].

Итак, перейдем к характеристике компетенции и подведомственности в

отношении трудовых споров, рассматриваемых судами РФ. Подведомственность

трудовых споров суду - это управомоченность суда на разрешение спора о

праве и других дел, затрагивающих права и охраняемые законом интересы

работника и работодателя. В районных (городских) судах рассматриваются

трудовые споры:

1) по заявлению работника, администрации или соответствующего профсоюза,

защищающего интересы работника - члена этого профсоюза, когда они не

согласны с решением КТС;

2) по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Некоторые категории трудовых споров предполагают изначально (уже на

первой стадии) их рассмотрение непосредственно в суде, минуя КТС. Так,

“непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются

трудовые споры по заявлениям:

- работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по

трудовым спорам не избираются или почему-либо не созданы;

- работников о восстановлении на работе независимо от оснований

прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и

формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула

или выполнения нижеоплачиваемой работы;

- администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного

предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также

споры об отказе в приеме на работу:

- лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из

учреждения, организации;

- молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное

заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное

предприятие, в учреждение, организацию;

- других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения,

организации в соответствии с законодательством была обязана заключить

трудовой договор.”[10]

Законом не решен вопрос о подведомственности споров, связанных с

дискриминацией при приеме на работу. Например, при отказе женщине в

заключении трудового договора (контракта) по мотивам беременности или

наличия детей (см.ст. 170 КЗоТ РФ). Представляется необходимой возможность

непосредственной судебной защиты в случаях, если лицо считает, что оно

подверглось дискриминации и ему незаконно отказали в приеме на работу.

Можно сказать, что распределение компетенции между КТС и судом таково,

что защитой индивидуальных прав работников в трудовых отношениях, в первую

очередь, занимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права на

работу по трудовому договору (контракту) и рассмотрение других споров после

КТС или когда КТС отсутствует.

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что подавляющее

большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается

в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты

трудовых прав работников. Имеющиеся в этом деле недостатки (особенно

значительно возросшие сроки прохождения трудовых споров в судах)

препятствуют успешному осуществлению судами государственной защиты прав и

интересов граждан.

(3. Принципы рассмотрения трудовых споров.

Принципы трудового права (или его институтов) - это закрепленные в

законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм

трудового права и главные направления политики государства в области

правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка

труда, применением и организацией наемного труда. Можно сформулировать ряд

принципов и для такого института трудового права, как трудовые споры.[11] К

ним относятся:

- обеспечение защиты трудовых прав работников;

- равенство сторон спора перед законом;

- участие представителей работников (демократизм);

- доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;

- обеспечение законности при разрешении трудовых споров;

- обеспечение объективности и полноты исследования материалов и

доказательств;

- бесплатность;

- быстрота рассмотрения;

- обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам;

- ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.

Используя в качестве основы законодательство Российской Федерации,

попытаюсь подробнее описать каждый из перечисленных выше принципов:

Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и

обязанность юрисдикционных (уполномоченных на разрешение трудовых споров)

органов на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их.

(Например, при отказе администрации выплатить полагающуюся работнику

заработную плату - обязать ее это сделать; при незаконном увольнении -

восстановить работника на работе). Касательно темы настоящей работы этот

принцип будет звучать как “обеспечение судебной защиты трудовых прав

работников”. Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям.

Поэтому нормы трудового и гражданско-процессуального законодательства,

допускающие исключение некоторых категорий дел о защите права на труд и

других социальных прав из подведомственности суда, не применяются в

настоящее время. Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение

о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской

Федерации означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над

законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве

конкретных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации,

если нормы отраслевого законодательства содержат изъятия из этого

принципа.[12]

Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник

(работники) и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое

законодательство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при

разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для

сторон спора.

Принцип демократизма (участия представителей работников) при

разрешении трудовых споров выражается, во-первых, в том, что органы по

рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по

трудовым спорам - КТС) формируются трудовым коллективом из его состава; во-

вторых, в участии профсоюзов как представителей работников на их стороне в

процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, в органах по рассмотрению

коллективных споров (примирительные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют

представители работников организации (трудового коллектива) или профсоюза.

В соответствии с ГПК РСФСР РФ (ст.ст. 42,44) представители профсоюзов могут

выступать свидетелями в защиту интересов работников. Они могут представлять

интересы работников в трудовом арбитраже, а также в органах, вышестоящих по

отношению к организации, с которой работник состоит или состоял в трудовых

отношениях.

Доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров

обеспечивается созданием таких органов непосредственно в организациях

(например, КТС, примирительных комиссией), близостью расположения судов к

месту работы обращающегося туда работника.

Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров

выражается в использовании юрисдикционными органами законов, иных

нормативных правовых актов и вынесении только на их основе решений по

спорам. Руководствоваться соображениями целесообразности

(нецелесообразности), иными соображениями и мотивами, кроме нормативной

правовой основы, юрисдикционные органы не вправе.

Принцип обеспечения гласности означает открытость заседаний всех

рассматривающих трудовые споры органов, возможность присутствия на них всех

желающих. Так называемые «закрытые» заседания возможны только, если при

разрешении трудового спора встает вопрос о сохранении государственной или

коммерческой тайны.

Принцип обеспечения объективности и полноты исследуемых материалов и

доказательств требует от юрисдикционных органов рассматривать дело

исключительно на основе всестороннего рассмотрения и в полном объеме всех

имеющихся материалов и доказательств, соотносить их только с

законодательством, не допускать субъективного подхода к делу и его

сторонам.

Принцип бесплатности прямо закреплен в законе. При подаче заявлений в

органы, рассматривающие трудовые споры непосредственно в организациях, в

другие органы по индивидуальным и коллективным трудовым спорам закон не

предусматривает какой-либо оплаты их услуг. При обращении с исковым

заявлением в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений,

работники освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства

(ст.212 КЗоТ РФ). Члены профсоюза не платят за услуги, оказываемые

профсоюзами (службами правовой защиты, профсоюзными юридическими

консультациями и др.) при защите их трудовых прав и интересов в процессе

разрешения трудовых споров. Работники, не являющиеся членами профсоюза,

могут получить от них помощь на условиях, определяемых по договоренности

(как правило, такие услуги носят платный характер).

Принцип быстроты рассмотрения требует от органов, разрешающих трудовые

споры, соблюдения тех сжатых сроков, которые предусмотрены

законодательством для совершения всех действий, связанных с рассмотрением

таких дел (как правило, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение 10

дней). Законом установлены и сроки обращения (подачи заявления) в

юрисдикционные органы. Пропуск сроков подачи заявлений по трудовым спорам

не лишает работников права искать защиты в юрисдикционных органах. Они

могут быть восстановлены этими органами (см. Ст.ст. 205 и 211 КЗоТ РФ).

Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам

реализуется с помощью закрепленного в законе специального механизма

принудительного воздействия на администрацию, если она добровольно не

выполняет решение по трудовому спору, а также привлечения виновных в том

руководителей, должностных лиц к ответственности. Принудительное исполнение

решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей ими особых

удостоверений и приведением их в исполнение с помощью судебных

исполнителей.

Ответственность должностных лиц за неисполнение решений органов,

рассматривающих трудовые споры, как принцип рассмотрения трудовых споров

проявляется в возможности привлечения виновных должностных лиц к различным

видам юридической ответственности (дисциплинарной, материальной,

административной).

Глава 2.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде первой инстанции.

При рассмотрении трудовых дел в суде используется процедура,

предусмотренная Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ГПК РСФСР). Для

правильного применения норм Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ) необходимо

руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №16 от 22.12.92

(в редакции от 21.121993 г.) “О некоторых вопросах применения судами

Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров”; от

20.12.94 №10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации

морального вреда”; от 31.10.95 №8 “О некоторых вопросах применения судами

Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” и т.д. Особо

следует подчеркнуть роль Конституции Российской Федерации, нормы которой

имеют верховенство над всеми законами и подзаконными актами, в том числе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.