реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Таможенное регулирование в России

ограничения.

Валютный контроль в таможенных органах

Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного

валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой

деятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов.

Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период

осуществления таможенного контроля является последней возможностью для

предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе,

валютного.

Понимание этого послужило основанием для определения функций и

полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля.

Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199

Таможенного кодекса Российской Федерации:

. таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль

над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за

исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов,

валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными

операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров

и транспортных средств.

С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного

контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля

валютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная

возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным

банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать

и ввести в действие соответствующие механизмы.

В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением

валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения

внешнеторговых договоров купли-продажи.

Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в России

соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются

негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от

налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ГТК России

было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы

валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств,

получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.

При этом действие технологии таможенно-банковского контроля

ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами

в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых контрольных

механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также

товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами.

Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы

контроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленных

санкций.

В настоящий момент в случае непоступления валютной выручки в

установленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны

заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт

товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии Таможенным

кодексом Российской Федерации.

Очередным шагом по развитию системы валютного контроля стало введение

в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О

порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в

иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость введения данной контрольной системы обусловлена

значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных

поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-

резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несут

ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме

иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара.

Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по

валютному и экспортному контролю.

С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки

информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования

начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Положительные тенденции в действии системы - это переход на

общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия

всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали

развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются

сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие

таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов,

требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в

процессе валютного контроля.

Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты,

существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК:

. отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать

технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль

сделок с расчетами в валюте РФ);

. необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль

исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

. неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с

особенностями контракта;

. недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего -

применение мер воздействия к нарушителям.[5, c. 163]

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь

служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей

принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности

государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном

направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению

изменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и

валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы

валютного контроля.

Присоединение России к ВТО

1 Цель создания и основные функции ВТО

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой

торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались

открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и

произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют

право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для

ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с

наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с

нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые

сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о

преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная

сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее

выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что

эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и

торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.[9]

Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых

норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут

торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но

на самом деле они основаны на трех простых принципах:

. принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает

предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг

таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие

предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из

третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации

между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

. принципе национального режима, который предполагает, что странам-

участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении

иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении

отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении

услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут

национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на

рынке;

. принципе транспарентности, который является ключевым в юридической

системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном

соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю

систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения

доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг)

всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами

(работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать

документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные

правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать

информационный центр, где другие страны-члены могут получить

информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих

секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-

правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных

правовых актов, на котором основаны правовые системы всех

цивилизованных стран мира.[11]

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников

Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних

торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым

базисом современной международной торговли.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом

осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений

(включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав

интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с

совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами

организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм

разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля

без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего

благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление

национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от

использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой

политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и

т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль над выполнением соглашений

и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение

многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными

странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной

торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся

государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с

международными специализированными организациями.[8, c.147]

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим

образом:

. создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров

и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых

отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их

внешнеэкономической политики;

. доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту

национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким

образом устранение дискриминации;

. возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-

экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке

новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных

соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние

торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система

ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет

соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей

мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более

50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются

Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13]

2 Основные проблемы присоединения России к ВТО

Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две

группы:

. к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских

товаров и услуг или, если выразиться по иному, проблемы определения

приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;

. вторая связана с необходимостью изменения действующего

законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.

Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в

стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с момента

создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов

организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ

в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о

кардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется, члены

организации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходных

периодов для снижения таможенных пошлин.

Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых

годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной

экономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и о

его состыковке с нормами и принципами ВТО.

Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение

которого неоднократно указывали члены ВТО.

Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных

экспертов работающих по программам технической помощи России и экспертов

международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит

нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке,

Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО.

Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным,

обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают

дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом

важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а

дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата

их безусловного выполнения.

Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравнивания

внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема

интеллектуальной собственности.

По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских

переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а

следовательно и неприемлемо.

Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так,

большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с

членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг.

Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление

ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как

раз крайних мер не требуется.[11]

Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - был

принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО,

сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Об

основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О

защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О

валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании»

и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут

интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас самих

важны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни экспортеров и

импортеров, реализация всего принятого законодательства.

Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано.

Однако работа будет продолжена: вслед за вступлением в действие нового

Таможенного кодекса потребовались изменения закона о таможенном тарифе,

положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершено

законодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, в

дальнейшей либерализации нуждается валютное законодательство. Особого

внимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящее

время ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие с

действующими и будущими международными обязательствами нашей страны.[8,

c.310]

Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибо

создание единого правового пространства на всей территории страны – это

одно из главных требований Конституции РФ.

Заключение

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости

или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной

торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно,

протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают

временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то

таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:

. селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или

товаров;

. отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например,

автомобилестроение);

. коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в

отношении стран, в них не входящих;

. скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней

экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по

своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и

нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного

регулирования выключают количественные методы и методы скрытого

протекционизма.

В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает

Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется

протекционистская политика поощрения отечественного производства через

льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного

использования инструментов таможенного контроля и регулирования

товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-

политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития

национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и

других задач экономической политики.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной

системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную

импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от

прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все

существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные

функции из компетенции таможенных органов.

Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное

название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных

процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере

соответствовать требованиям современной международной торговли. Это

подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и

таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а

также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская

Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и

соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым

международным стандартам.

Таможенные пошлины и платежи в 2000-х годах стали выполнять более

серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в

связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом.

Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый

уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже

можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся

многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает

снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд,

российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это

необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение

таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3%

от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит

дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно,

первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в

будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для

России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции

несырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена

таможенная и экономическая политика государства.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.

3. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г.

4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство

«Данилов и К». 2004 г.

5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов.

«Норма» - М., 2002 г.

6. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.

7. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004

8. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г.

9. www.wto.ru

10. www.custom.ru

11. www.rusrev.org

12. www.tkod.ru

13. www.mediatext.ru

14. www.businesspravo.ru

15. www.referent.ru

16. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.