реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическое поведение в творчестве Н. Д. Кондратьева

Экономическое поведение в творчестве Н. Д. Кондратьева

1. Н. Д. Кондратьев как общественный деятель и ученый

Николай Дмитриевич Кондратьев по признанию ученых, изучавших его

творческое наследие, один из выдающихся ученых мировой экономической и

социальной науки. Имя Кондратьева стало известно широкому кругу читателей

лишь в последние годы благодаря прежде всего мужеству его жены Е. Д.

Кондратьевой в трудные годы репрессий сохранившей уникальные рукописи,

написанные в суздальском политизоляторе и переданные затем на волю.

Биография Н. Д. Кондратьева весьма драматична. Еще во время учебы в

церковно-приходской школе в 1900-1905 гг., как и многие его сверстники, он

начал активно участвовать в политических мероприятиях: был активным членом

кружков эсеровского направления, за что ему пришлось испытать немало

гонений.

В 1910 году Кондратьев становится студентом экономического отделения

юридического факультета Петербургского университета, где его учителями были

видные ученые того времени: М. И. Туган-Барановский, Л. И. Петражицкий и

др. По окончании университета за блестящую учебу он оставлен при нем

"...для приготовления к профессорскому званию по кафедре политической

экономии и статистики".[1] Одновременно он занимает должность личного

секретаря академика М. М. Ковалевского.

Вплоть до января 1918 года Кондратьев активно занимается политикой,

избирается в Учредительное собрание и становится товарищем министра

продовольствия в последнем, третьем коалиционном кабинете Временного

правительства. Одновременно он активно печатается в основном в изданиях

партии эсеров.

После революции Кондратьев работает в Петровской академии в качестве

профессора, параллельно преподает в ряде институтов.

В 1923 году Кондратьев как один из выдающихся ученых-экономистов

привлекается к составлению пятилетнего плана развития сельского хозяйства

РСФСР , ставшего известным под названием "пятилетки Кондратьева". Однако

его смелые взгляды на принципы развития сельского хозяйства вызвали помимо

поддержки критику со стороны наиболее радикальных экономистов и

политических деятелей страны, которая, начиная со статьи Г. Е. Зиновьева в

1927 году, превратилась в настоящую травлю.

Кондратьев в частности ратовал за предоставление хозяйствам на местах

определенной самостоятельности для решения специфичных для каждого

хозяйства, не поддающихся централизованному планированию проблем; за

составление не плана-директивы, а плана-прогноза пятилетнего развития

сельского хозяйства, указывающего основные цели и средства к их достижению.

Как последовательный сторонник так называемой товарной модели социализма,

Кондратьев выступал за такое планирование, которое учитывало бы тенденции

развития рынка и сочеталось бы с ними. План и рынок, по его мнению, должны

быть в неразрывном единстве - только так можно было обеспечить нормальное

развитие экономики. Кондратьев выступал за поддержку тех слоев

крестьянства, которое могли обеспечить продуктивное развитие этой отрасли.

В этом плане он выступал против "раскулачивания", за что был заклеймен как

"идеолог кулачества".

В июне 1930 года, Н. Д. Кондратьев был арестован как глава вымышленной

"Трудовой крестьянской партии". После полутора лет следствий и допросов, в

самом начале 1932 года Кондратьев был приговорен к восьми годам тюремного

заключения и в феврале был доставлен в Суздальский политизолятор.

В Суздале он продолжает работу над рукописью монографии (анализ

некоторых идей которой мы и поведем в данной работе), которая должна была

послужить определенным итогом всех его научных изысканий предшествующего

периода. Ему удалось передать жене часть рукописи. Как следует из его писем

Е. Д. Кондратьевой, он успел завершить и другую, более объемную часть

своего труда, однако до сих пор не найденную.

Н. Д. Кондратьев был расстрелян 17 сентября 1938 года по вновь

сфабрикованному делу. В 1937-38 году были расстреляны также многие видные

ученые, члены пресловутой ТКП.

Полная реабилитация ученых, которые были ложно обвинены во

вредительстве и прочих грехах по делу ТКП, состоялась лишь 16 июля 1987

года "за отсутствием состава преступления".

В данной работе мы попытаемся выделить и дать общую оценку на

представления Н. Д. Кондратьева об экономическом поведении. В своем труде

он последовательно развивает свои взгляды на общее строение мироздания,

место общества как совокупности людей, экономику как глубоко общественное

явление, экономическое поведение как основу функционирования экономики.

Поскольку экономическая наука по своей природе социальна и, по мнению

ученого, экономические явления суть социальные явления, то и нам придется

вкратце остановиться на вышеуказанных проблемах.

Мы будем опираться на его работу "Проблемы экономической статики и

динамики", опубликованную в [1].[2] Рукопись, дошедшая до нас состоит из

трех частей. Она несет на себе печать тех экстремальных условий, в которых

была написана (автор надеялся вернуться и доработать ее). Поэтому, хотя в

рукописи много незаконченных и недоработанных абзацев и глав, идеи, о

которых идет там речь изложены достаточно ясно и последовательно.

Составители сборника, в котором опубликован этот труд, считают, что он

представляет примерно 10% от общего замысла Н. Д. Кондратьева. Остается

только догадываться какие еще идеи занимали ум великого ученого.

В первой части Кондратьев последовательно излагает свое

общефилософское видение мира, основы социальной и экономической науки,

анализирует объект изучения последней - человеческое хозяйство, подробно

рассматривает категории поведения и потребности. Для нас эта часть станет

основой при дальнейшем анализе категории экономического поведения.

Вторая часть посвящена проблемам методологии социально-экономических

наук и занимает большую часть рукописи. В ней автор очень подробно и

обстоятельно рассматривает проблемы причины и следствия, категории сущего и

должного, экономическую статику и динамику, а также другие проблемы.

Третья часть состоит всего из одной главы, в которой автор приводит

свою концепцию равновесия товарного рынка. Эта часть, по мнению

исследователей, наиболее незакончена.

2. Общество и человек

Непосредственной задачей науки по Н. Д. Кондратьеву является задача

познания мира. Объективная действительность бесконечно разнообразна. И в

процессе ее научного познания ученому необходимо поделить,

классифицировать, разложить на более или менее однородные (с его, ученого,

точки зрения) составляющие, поскольку только таким образом можно обнаружить

научно значимые связи и отношения между объектами и явлениями

действительности и выявить законы их соотношения. Таким образом, "процесс

научного познания в первую очередь и состоит в дифференцировании

объективной действительности, в сравнении явлений между собой, в

установлении их тождественных и различных свойств, в классификации явлений

и образовании научных понятий".[3]

Н. Д. Кондратьев стоит на последовательно материалистической позиции и

в основе своей классификации ставит качественное своеобразие тех или иных

совокупностей, в сумме слагающих все мироздание. Существует пять классов

явлений, соответствующих совокупностям определенных элементов. Один класс

может быть "составлен" из элементов предыдущего, однако качественное

отличие последнего, наличие новых свойств системе элементов не позволяет

говорить об идентичных совокупностях. Классификация элементов, их

совокупностей и соответствующих явлений представлена в табл. 1.

Таблица 1

|Поряд|Наименование |Наименование |Поряд|Сфера явлений |

|ок |элементов |совокупности этих |ок | |

|элеме| |элементов |совок| |

|нтов | | |упнос| |

| | | |ти | |

|1-й | |Мир электронов |1 |Микрокосмические |

|2-й |Электрон |Мир |2 |физ.-химич. явления |

| | |атомно-молекулярный| | |

|3-й |Атомы и молекулы|Внешний мир природы|3 |Макрокосмические |

| | | | |физ.-хим. явления |

|3-й |Специфические |Простейшее живое |4 | |

|(а) |атомы и молекулы|существо | |Органические |

|4-й |Клетки |Живой организм |4 (а)|явления |

|4-й |Специфические |Мир |5 |Психические |

|(а) |клетки в |нервно-психических | |явления |

| |организме |явлений | | |

|5-й |Органические |Общество в широком |6 |Мир |

| |существа |смысле | | |

|5-й |Растения |Растительные |6 (а)|общественных |

|(а) | |сообщества | | |

|5-й |Животные |Животные сообщества|6 (b)|явлений |

|(b) | | | | |

|5-й |Человек |Общество в узком |6 |Мир |

|(b') | |смысле |(b') |общественно-человече|

| | | | |ских явлений[4] |

Н. Д. Кондратьев предполагает, что и электрон является совокупностью

более мелких частиц, которые еще не были известны науке в его время, что,

как известно, оказалось верным. Т. е. строение материи по его мнению может

делиться до бесконечности. В то же время человек как бы замыкает сверху

материальный ряд, является венцом природы. (Здесь автор явно придерживается

системного подхода, когда сумма элементов системы дает новые качества,

отличные от качеств элемента вне этой системы.)

Далее каждый класс или сферу явлений изучает одна группа наук. Мир

общественно-человеческих явлений изучают социальные науки. Общество[5],

таким образом, есть "реальная совокупность людей"[6], т. е. совокупность,

отличающаяся от других качественным своеобразием на данном познавательном

уровне, причем между этой совокупностью и другими подобного класса может

быть установлена более или менее четкая граница, выраженная прежде всего в

отличительных свойствах и качествах. Соответственно под общественным

явлением понимается явление, возникающее в результате жизни общества как

реальной совокупности. Однако не всякое явление в обществе, касающееся

людей как его элементов, будет общественным. Смерть, рождения детей,

некоторые болезни вряд ли будут до конца общественными. Явление будет

социальным "...тогда и лишь в той мере, когда и в какой мере будет обязано

своим возникновением, формами и следствиями условиям жизни общества".[7]

Исходным и конечным элементом общества является человек. Общество с

одной стороны состоит из отдельных индивидов, с другой - не подлежит

сомнению, что на последних и направлено воздействие общества, благодаря

чему человек меняется, трансформируется его сознание. Но так как изменяется

человек, то меняется и все общество, меняется сила и качество его

воздействия на индивидов. Т. е. общество представляет собой нечто единое

целое, обладающее неким новым свойством, обеспечивающим его приспособление

к внешним и внутренним условиям своего существования, и, таким образом,

выживание. Но что это за факторы, позволяющие определенным образом

функционально и физически сочетать элементы - людей, дающие силу и энергию

существованию общества?

Отвечая на этот вопрос, автор несколько вторгается в психологию и

приходит к понятию человеческого поведения и актов поведения. Как известно

существование общества заключается в его функционировании, а следовательно

в функционировании или деятельности отдельных индивидов. А побудительной

силой их действий или актов поведения, в сумме обозначаемых общим понятием

поведения, является потребность. В данном случае автор имеет ввиду только

социально обусловленные акты поведения и, соответственно, социальное

поведение. На этом вопросе нам необходимо остановиться подробнее, поскольку

понятие социального поведения - непосредственная ступень к рассмотрению

понятия экономического поведения.

В дальнейшем понятия экономического поведения и хозяйственной

деятельности будем расценивать как идентичные и употреблять с равной

степенью значимости.

3. Потребности, поведение, взаимодействие как основа функционирования

общества

Исходным пунктом в понимании поведения является потребность.

Потребность есть сила, которая заставляет человека предпринимать те или

иные действия. Индивидуальная потребность есть специфическое состояние

организма. Организм как целое состоит из органов между которыми существует

определенное равновесие. Организм также находится в равновесии по отношению

к внешней среде. И внешнее и внутренне равновесие для каждого организма

специфично. Равновесие есть необходимое условие существования организма.

Однако оно не есть нечто неизменное, но постоянно нарушается в силу тех или

иных причин[8]. В процессе жизнедеятельности организм должен его постоянно

восстанавливать, ради своего выживания. А восстановление предполагает

нужду в тех или иных ресурсах. Иначе говоря, "состояние нарушенного

соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или их

функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда

состояние искания путей к восстановлению этого равновесия мы и обозначим

общим понятием потребности"[9].

Состояние потребности присуще всем организмам, не исключая

растительные. В широком смысле мы можем говорить о потребности во влаге,

тепле, свете. С одной стороны у человека потребности могут не вызывать

психическое состояние неудовлетворенности, т. е. включать работу сознания,

например, потребность организма в витаминах. С другой человек как

достигший наибольшего развития по сравнению с растениями и животными

обладает нервно-психической системой, в которой отражается весь окружающий

мир и также происходит постоянное нарушение равновесия между его функциями.

"На какой бы почве ни возникали отдельные потребности, большинство из них,

и, во всяком случае, все важнейшие из них в силу внутреннего единства

организма, находя отражение в его психике, сопровождаются нарушением ее

равновесия и являются поэтому осознанными потребностями."[10]

Если индивид предпримет какие-то шаги, то его осознанные потребности

могут удовлетвориться непосредственно в данный момент. Но по большей части

человек заботится об удовлетворении своих потребностей в ближайшем и

отдаленном будущем. Во всяком случае удовлетворение потребностей

предполагает со стороны организма деятельность, какие-то акты поведения, т.

е. и служит как раз искомым источником активности человека.

Человеческое поведение как уже было сказано есть основа

функционирования общества. Нас интересует такое поведение в той мере, в

какой оно относится прежде всего к жизни общества, т. е. социальное

поведение. Аналогично определению общественных явлений Кондратьев

определяет, что акты поведения "...будут социальными каждый раз в той мере,

в какой обязаны общественным условиям своим возникновением и своей формой

или в какой (мере) оказывают воздействие на эти условия. Социальная или

несоциальная природа актов поведения определяется тем, находятся ли эти

акты поведения в связи и взаимодействии с потоками актов поведения других

людей данного общества."[11]

Акты поведения по своей природе бывают различными. Как уже отмечалось

потребности могут осознаваться или нет, в зависимости от этого акты

поведения делятся на сознательные и бессознательные. К последним относятся

простейшие, иногда рефлекторные акты, такие как ходьба, дыхание и т. д.

Сознательные акты есть акты, осуществляемые с контролем сознания. Однако

они при определенных условиях акты поведения могут превращаться из

сознательных в бессознательные, например, в силу привычки, и наоборот.

Сознательные акты по характеру контроля сознания также далеко не однородны.

В основе различий лежит характер мотивации. Акты поведения могут

совершаться вследствие ясно осознаваемой поставленной цели по схеме "для

того, чтобы". Цели могут быть чисто утилитарного характера (получение

наибольшей хозяйственной прибыли), гедонистического (получение

удовольствия) или объективными (получение того или иного научного,

художественного или технического эффекта). Удовлетворение потребности несет

телеологический характер. Но потребность, как это и бывает чаще всего,

может и не осознаваться со всей определенностью, чтобы перерасти в цель.

Тогда акт поведения совершается по схеме "потому, что". Такую схему

мотивации автор называет консекутивной. Она в свою очередь разбивается на

подвиды: предметную мотивацию (действия в силу социального заражения или

подражания), принципиальную мотивацию (в силу долга, чести, правосознания -

тех или иных принципов) и основной вид мотивации ("по соображениям наличных

повелительных и непреодолимых обстоятельств и побуждений"[12], из-за

ревности лени, страха, т. е. наиболее мощных чувственных переживаниях).

Далее акты поведения могут удовлетворять материальные и духовные

потребности. Они, как уже было отмечено, могут удовлетворять потребности

непосредственно в данный момент, однако значительная часть человеческой

деятельности состоит в создании условий их удовлетворения в будущем. Кроме

этого акты могут быть актами действия (facere) и актами воздержания (non-

facere). В последнем случае - актами простого воздержания (например, от

купли, продажи чего-либо и т. д.) или терпения.

Наконец, акты поведения в зависимости от характера потребности могут

быть направлены человеком на внешнюю природу, на других людей или на самого

себя.

С одной стороны вся совокупность условий существования, в том числе и

общественных, вырабатывает у человека определенные потребности, связанные с

его физическим и духовным бытием: материальные и духовные потребности. С

другой стороны, в силу постоянного изменения условий, нарушения внешнего и

внутреннего, физического и нервно-психического равновесия, потребности

возникают вновь и вновь, следовательно процесс поведения мы можем

рассматривать во времени и говорить о массовом поведении, выявляя

относительно него определенные законы.

Таким образом акты поведения чрезвычайно разнообразны и в процессе

ежедневной жизнедеятельности они слагаются в, по выражению Кондратьева, в

цепи и образуют в целом поведение. Эти цепи могут пересекаться с цепями

других людей и соответственно влиять друг на друга. Иначе если дана

совокупность людей то на основе поведения они вступают в различные связи. И

именно в силу таких связей между людьми их совокупность выступает как

общество. С другой стороны, как следует из предыдущего, характер этих

связей находится в тесной связи со структурой потребностей общества как

системы потребностей индивидов и тех актов поведения, которые они совершают

на основе этих потребностей.

То есть под социальной связью в широком смысле понимается такая

ситуация, когда индивиды на основе своих актов поведения включаются в новую

обстановку, новую среду, новизна которой заключается в возможности

непосредственного воздействия друг на друга В простейшем случае цепь актов

поведения одного человека воздействует, изменяет цепь актов поведения

другого. В более сложных случаях возникает многовариантное переплетение

таких цепей, которое обозначается общим понятием взаимодействия.

Далее автор, придя к такому пониманию связи, расчленяет его на

составные части: непосредственную и опосредованную. Непосредственная связь

устанавливается между индивидами на основе прежде всего актов труда будь то

сотрудничество, борьба или игра.

В данной рукописи отсутствует анализ понятия труда как такового, хотя

автор неоднократно ссылается на него. По тексту он планирует рассмотреть

его ниже, но нигде мы его не находим вероятно в силу именно незавершенности

рукописи. Поэтому возьмем на себя смелость домыслить логические рассуждения

и указать , что труд, вероятно, есть более узкое понятие деятельности,

полностью входящее в категорию поведения. С этой точки зрения не только

труд может быть основанием для установления непосредственной связи, но

таким основанием может служить вообще всякая деятельность. Интуитивно

понятно, что сотрудничество как непосредственная связь сюда уже не входит,

поскольку понятие труда есть составная часть понятия сотрудничества "по

определению". Другое дело - борьба, а тем более игра, которые могут не

предполагать труд в качестве своей основы.

Непосредственная связь имеет свою материальную, психическую и

идеальную компоненты. Рассмотрим для примера деятельность рабочих

конвейерного производства в одном цехе. Материальный предмет от заготовки

до конечной формы проходит ряд преобразований под воздействием каждого из

них. От того как выполнит свою работу предыдущий работник зависит

дальнейшая обработка предмета другими рабочими: каждый из них вынужден

учитывать результаты труда предыдущего. Уже сам факт работы как

материального взаимодействия определенным образом отражается в психике

индивидов, вызывая у них определенный психологический настрой. Кроме этого

на психику рабочего действуют факторы окружающей среды и, что наиболее

важно, проявления психики других участников процесса. В силу взаимодействия

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.