![]() |
|
|
Фрактальные свойства социальных процессов15)там же стр.73-74 16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного ис- пользования научных разработок в управлении обществом . Можно предпо- ложить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обрете- ние человечеством знаний о системности и структурной организации мира неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз- нание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре- менных исследователей . Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес- кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна , она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно- го общества . ЧАСТЬ 1 " Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив- ного труда людей . " (17) К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс- твия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря- дочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не- редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов. Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле- пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша- тельства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб- ливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ус- корить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах . Стихийное управление не связано с функционированием специфических об- щественных институтов . -------- 17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М. 1980г. , стр.212. Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе , ( опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей . Здесь постепенно формируются специальные общественные институты - субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций , осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения определенных результатов . В случае сознательного управления поведение людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе- мы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко- номической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления пос- редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава- емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест- ве, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного управления ими . Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати- чески действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен- ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании познанных объективных законов ." (18) При принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес- тественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос- тавление " естественного " и " искусственного " . -------- 18) Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3 Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса . "Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление или производство информации как средства самозащиты этой системы, обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19) " Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор- ганизационно и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс- твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур- ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов , значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри- обретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре- образований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси- фикация энергообмена . Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент- ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - ак- тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того , -------- 19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии" Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио- нального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола- гают подсистемы , структурные составляющие . Установление стационарности режима воспроизводства системой собс- твенного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек- ватной определенному уровню организации , равнозначно достижению структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) , кото- рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , проте- кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест- руктуризации , идущей естественным порядком ... СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза - продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми- нирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И. Пригожина и его школы ) . В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным про- цессам . -------- 20)там же , стр. 32-33 Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к само- организующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Бо- лее адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие " и соответственно "направление изменения организации " , " корректи- руещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных (функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т. п. В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наи- большей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу- ществления непосредственной демократии . Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози- ций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление кол- лективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию ор- кестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , скла- дываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его членов . При выработке управленческой стратегии или корректировачной уста- новки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная са- моорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено , преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ). ------- 21)Сороко Э.М."Критерий гармонии самоорганизующихся социо- природных систем" , Владивосток 1989г , стр.5 В зависимости от предметной специфики системы можно указать нес- колько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изме- нению - отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его свойства ( совокупность свойств ) . Инварианты вещей определяются основными назначениями последних . При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в которой они были сформированы , их семиотическую природу . Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической при- роды ее составляющих . В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредс- твенными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре- дованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств мас- совой коммуникации и т. п. ) . Все множество социальных взаимодействий становится возможным бла- годаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее су- щественные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры , принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая общезначимые жесты и мимические действия ) . Посредством семиотического поля все человеческие действия оказы- ваются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого кру- га людей ) . Любой законченный объект культуры представляет собой определенным образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему гене- зу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символи- ческий язык является доступным как целостная семиотическая система на всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) . Применительно к произведению искусства это означает умение про- никнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор создает художественное произведение . Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е. возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия, видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности культуры лежит ее универсальная семиотическая природа . Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про- дукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овещест- вленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель- ных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого объекта . Выражением системной целостности единицы культуры является форма. Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Од- новременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семио- тической системы культуры , внутренние системные связи которой выявля- ются посредством установления инвариантных структур . Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру на самых различных временных и пространственных промежутках . Благода- ря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изоли- рованные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые семиотические образования . В результате культура предстает как систе- ма , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариант- ность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям единых характеристиках их ума . Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики обыденного сознания , а также единство законов построения в языках разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ). Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов , например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзи- ей. В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том , чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения , уподобляя их исследование изучению симфонии . Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис- темой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и систе- мой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем , но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи , обязана своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них ментальные структуры ." (22) Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зри- тельными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследова- лась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавли- вал соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н. А. Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей " строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " , "Морская соната " )." (23) Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы , жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музы- кальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его жесты , танцевальные па в музыку . Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли- чия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком- позиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в ар- хитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не -------- 22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: "Семиотика и искусство- метрия" , М.,Мир , стр.43. 23)1982г Ежегодник "Системные исследования" , А.Гумеров "Систем- но - семиотические инварианты культуры" , стр.392 только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти и античную теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красно- речия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусс- твах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном " в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь , которая в глазах его времени была самым универсальным мировым язы- ком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов чело- веческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной природе архитектуры ..."(24) Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз- ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры , как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль- туры , из которой вышла современная дифференцированная культура , сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя- зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана- литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве . П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря- мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха , дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков- ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и восхождениях ликов ". (25) -------- 24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба- тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91 25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец Москва , 1922г N1 стр.32 К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен- ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания , космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана , игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис- тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо- ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы- делилась современная высокодифференцированная культура , является той праструктурой , которая генетически определила основной системный па- раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант- ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и "культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа- ны. Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно , культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней. Целью культуры является формирование определенного ментального состояния у людей . Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно- образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности функционирования сложных структур . В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа- витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку . Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото- рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро- генеза , так и информациогенеза ."(26) Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре , можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер- ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу- ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции их поведения , основанные на едином строении их психики . Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз- личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн- рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт- нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений , истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука- зывающих на психологические особенности (локальные и исторические ) восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности , включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово -------- 26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск 1984г,стр.163 - понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя структура логического мышления , при которой связь между непосредс- твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27) Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне. Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |