![]() |
|
|
Фрактальные свойства социальных процессовФрактальные свойства социальных процессовМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Фрактальные свойства социальных процессов. Студента вечерного отделения социологического факультета Герасимова Игоря Борисовича Научный руководитель: Лаврикова Алла Ивановна МОСКВА 1997г. Содержание 1.Методологическая часть........................4 2.Схема логических шагов в работе...............7 3.Введение. Необходимость теории самоорганизации.........8 4.Религия и культура как регуляторы социальной активности...................................14 5.Управление и теория самоорганизации..........19 6.Единство культурных феноменов , смысл её инвариантов..................................23 7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30 8.Целостность мира, фракталы...................36 9.Заключение, применение выводов...............46 10.Библиография.................................49 Методологическая часть. Проблема. Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова- ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей. Объект исследования. Культурные феномены, их инварианты. Предмет исследования. Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения, их место в ней и их влияние на общество. Цель. Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка- кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу )) Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан- ное , гармоничное поведение людей . Задачи. 1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации. 2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение людей . 3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение) 4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов. 5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении . Уточнение и интерпретация основных понятий. Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе без вмешательства извне за счет ее составляющих. Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су- ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти- ческими системах. Основными свойствами фракталов являются : - чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ; - существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий . Инвариант - неизменный элемент системы . Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и т.п. ,детерминирующая поведение людей . Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей на избранные "священные" объекты . Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме- нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между собой . Гипотезы. 1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ; 2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва- рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци- альных процессов ; 3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на основе золотого сечения , последствия этого ; 4.Исследование возможности практического использования знания о свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само- организации в обществе и управления им . ВВЕДЕНИЕ Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани- зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле . От того , какая информация будет наполнять это пространство будет зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк- рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс- пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию . С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре- бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре- менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) . Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с окружающим миром , с природой . Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20 века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че- ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма- териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника , промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про- тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма- шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по- литическую организацию к моменту начала научно- технической революции (1) . Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста- становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы при котором разумная деятельность человека становится решающим факто- ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3). Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов за счет относительной самоизоляции от биосферы . Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе- го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста- новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных форм деятельности (4) . Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас- -------- 1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139 2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384 3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера" 4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370 колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег- ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз- рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо- койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па- мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж- них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) . Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело- век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда- вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз- можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве- личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу- дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме- нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) . Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии , счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ- ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы . В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю- дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо- мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де- пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью . Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) . -------- 5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119 6)там же, стр.373 Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело- века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны , а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об- щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами , вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес- ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро- ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека ". (7) Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо- лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание . К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню ... " (8) . -------- 7)там же стр.373-374 8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч. том 32 , стр.45 Управление социальными процессами должно опираться на осознание социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально возможном благе для всех его членов . Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен- но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль- ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи- тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози- лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко- торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ- ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный анализ и др. Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры- ты не только потому , что " сама история является действительной частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла- годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон- цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва- риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио- нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того , -------- 9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп- риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124 какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе- ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм. Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме- нений , деградации, адаптации и т. п. . Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо- ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель- ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест- венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а соответственно подразделение объектов на природные и общественные , естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл . В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе ( естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой (10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества . Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла- нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та- кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен- ную миссию ." (11) -------- 10) там же , стр.40 11)там же. Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох- вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле- дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или , по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления , формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре- ния в выработке стратегии освоения природы . К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв- ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс- ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за- дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных структур и процессов ) . Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го- рести и страдания рождают религиозную веру. " (12) Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия - связная структура верований и обрядов , относящихся к священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов , объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех , кто является их сторонниками " (13) . Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское , указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака . Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по- явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций ,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает , становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для новой религии , это остаток отжитых вероучений . -------- 12)Угринович стр.101 13)Дюргейм Э. стр.335 Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре- чающее сопротивления влияние на общество . Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож- но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок- лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо- гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо- жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз- ма. Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются последующие , они остаются так сказать в подсознании общества . Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации , от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на- ше будущее . Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев , слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес- ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже- ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за- думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру- жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол- ках Земли . 20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей , равных которым не было за всю известную историю . Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями . В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж- но идти далеко впереди технического прогресса . Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш- таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе- водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то- му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии . ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ. НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20 век дал новые способы производства , хранения , распростране- ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе- ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа- ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех- нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе- респективы развития религии . Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи- руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро- лирующих СМИ . Средства массовой информации обладают силой придавать любой транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти- ческой формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде- ленной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю- чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику . Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру- щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем . " Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис- тическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео- ретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета- ния силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая глубина , так и практический эффект . " (14) Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос- вященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом , для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро- дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ- ками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15) " Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст- роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую- щих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , " техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общест- во " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни " культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории просто не существуют ." (16) -------- 14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |