реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Уровень жизни населения

| |рублей | |

| | |Среднему размеру |Величине прожиточного|

| | |зарплаты работающих |минимума пенсионера |

|1 |2 |3 |4 |

|1999 г. |449,0 |29,5 |70,2 |

|2000 г. |694,3 |31,2 |76,3 |

Для граждан, занятых на предприятиях и в организациях, основную часть

объема денежных доходов составляет оплата труда. В 2000 г. номинальная

начисленная заработная плата одного работающего составила 2223 рубля.

Реальный уровень оплаты труда (с учетом роста потребительских цен) по

сравнению с 1999 г. вырос на 26%.

По-прежнему сохраняется значительная дифференциация уровня

среднемесячной заработной платы в различных отраслях экономики.

Среднемесячная заработная плата в отраслях экономики составила (рис. 2.):

[pic]

Рис. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников

предприятий и организаций по отраслям экономики и величина прожиточного

минимума в 2000 г.

В 2000 г. наиболее высокая заработная плата сложилась у работников

кредитования, финансов, страхования, геологии, транспорта и информационного

обслуживания. Наименьшую заработную плату имели работники образования,

культуры, сельского хозяйства.

При этом начисленная заработная плата во многих предприятиях

выплачивается несвоевременно. Задолженность по заработной плате на конец

2000 г. составила 43741 млн. рублей против 77017 млн. рублей на 1 января

2000г. Самая высокая задолженность была в промышленности (17058 млн.

рублей) и в сельском хозяйстве (7859 млн. рублей).

Задолженность по зарплате составила: жилищное хозяйство – 2286 млн.

рублей, коммунальное хозяйство – 2831 млн. рублей, образование – 2050 млн.

рублей, здравоохранение – 1286 млн. рублей. В то же время рост цен на

потребительские товары и платные услуги в течение 2000 г. продолжался

ежемесячно и соответственно происходило изменение величины прожиточного

минимума.

Глава 2. Оценка уровня бедности населения.

1. Критерии установления уровня бедности.

В 2000 г. бедность основной части населения, по прежнему оставалась

главной социальной проблемой страны.

Бедность – это социально-экономическое положение части населения и

домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения

денежными, имущественными и другими ресурсами, а следовательно, и на низком

уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и

духовных потребностей.

Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены

определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого

этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема

бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии

развития общественного производства, возможностей индивида и условий

жизнедеятельности населения.

Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины

прожиточного минимума в России за последние два года выглядит следующим

образом:

Таблица 5. [10, 44]

|Год |Численность населения с денежными доходами |В % от общей |

| |ниже величины прожиточного минимума, тыс. |численности |

| |чел. |населения |

|1 |2 |3 |

|1999 |41,6 |28,4 |

|2000 |42,3 |29,1 |

Вследствие либерализации цен в 1992-93 гг. реальные располагаемые

денежные доходы населения снизились почти в два раза, что в свою очередь,

привело к резкому расширению бедности. В этот период практически в

одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения

– заработная плата, пенсии и пособия, стипендии и другие социальные

выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню

денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г.

вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами

ниже прожиточного минимума составила 41,6 млн. человек (28,4% населения

страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных

групп.

В 2000 г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой

методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению

черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя

бедности – численность населения с денежными доходами ниже прожиточного

минимума составила в 2000 г. 42,3 млн. человек, или 29,1% населения страны

(пороговое значение этого показателя – 7%). Увеличение натурального объема

потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного

минимума, привело к росту величины прожиточного минимума трудоспособного

населения примерно на 12%, для пенсионеров – на 25%, детей – на 20%.

Новая потребительская корзина, помимо расширенного набора продуктов

питания, включает 14 агрегированных групп непродовольственных товаров (как

индивидуального, так и общественного пользования), а также платные услуги.

Потребительская корзина стала полнее и, соответственно, дороже, что

повлекло за собой увеличение финансовых обязательств государства перед

населением с низкими доходами.

Принимая во внимание переход на новую методологию определения

прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную оценку

численности малоимущего населения за 1998-1999 гг. по действующей

методологии исчисление прожиточного минимума. Согласно этим расчетам,

численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины

прожиточного минимума, сократилась в 2000 г. по сравнению с предыдущим

годом примерно на 20%. Тем не менее проблема бедности не снижается и

официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально

производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку

государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты

населения. В этой связи хотелось бы коснуться проблемы сопоставимости

показателей бедности, основанных на расчетах величины прожиточного минимума

по «старой» и «новой» методикам.

Текущие данные Госкомстата России по уровню бедности опираются на

расчеты величины прожиточного минимума, которые с 2000 г. ведутся по

«новой» методике, в связи с чем специалисты-методологи правомерно ставят

вопрос о некорректности сравнения текущих показателей со значениями прежних

периодов (до 2000 г.) без соответствующего ретроспективного пересчета или

других корректировок, необходимых для достижения сопоставимых данных.

Здесь следует отметить следующее. Проблема «официальной бедности»,

т.е. уровня бедности с позиции официальных властей (федеральных и

региональных), не научно-методологическая, а бюджетная, политическая. Это

проблема минимальных социальных гарантий и, соответственно, государственных

финансовых обязательств по их исполнению. Поэтому неважно, каким образом вы

«получили» 29,1% населения страны с денежными доходам ниже прожиточного

минимума в 2000 г. Важно, что за этим следует с точки зрения исполнения тех

федеральных законов, нормы которых «привязаны» к официальной величине

прожиточного минимума. В контексте государственных обязательств уровень

официально признанной бедности (28,4% населения страны в 1999 г. и 29,1% в

2000 г.) – явление качественно однопорядковые и не зависят от того

«похудела» или «пополнилась» потребительская корзина, на основе которой

рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней – уровень бедности.

После официального утверждения величины прожиточного минимума, этот

показатель перестает быть экономической или статистической величиной и

становится категорией юридической со всеми вытекающими правовыми

последствиями. Соответственно, и показатели бедности из плоскости

экономических расчетов переносятся в политическую практику. Таким образом,

тренд показателя бедности в переходе с 1999 г. на 2000 г. вполне корректен

(рис. 3.), если рассматривать уровень бедности как «величину» политическую

и отвлечься от методологических тонкостей, не имеющих отношения к существу

вопроса, когда речь идет о государственных расходах по статьям разделов

«Социальная политика» и «Финансовая помощь бюджетам всех уровней».

[pic]

1992 1993 1994 1995 1996 1997

1998 1999 2000

Рис. 3. Динамика бедности за период 1992-2000 гг.

Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств,

необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения

страны до уровня прожиточного минимума составил в 2000 г. 194,6 млрд.

рублей, или 5,1% по отношению к общему объему денежных доходов (в 1999 г. –

140,0 млрд. рублей, или 4,9%).

Среднедушевой доход бедного населения в 2000 г. составил 31% от

величины прожиточного минимума, в то время как соотношение среднедушевого

денежного дохода всего населения и величины прожиточного минимума равнялось

181,2%.

Оценка материального положения населения, соизмеренная по уровню

располагаемых ресурсов, а именно, по сумме произведенных денежных расходов,

стоимости натуральных поступлений для личного потребления и сделанных в

период обследования сбережений, позволяет учесть все возможные факторы,

определяющие доходный потенциал домохозяйств и дать более объективную

характеристику социально-экономической дифференциации.

2. Социально-демографический профиль бедности.

Важнейшей характеристикой бедности является ее профиль – социально-

демографический состав. Бедными являются, главным образом, семьи, имеющие

детей, включая семьи с одиноким родителем, и другие малообеспеченные

работающие; безработные; семьи, один из членов которых является инвалидом;

престарелые, зависящие от единственного источника дохода. Самой крупной

группой являются семьи с детьми, особенно семьи с одиноким родителем, и

молодые семьи.

Распределение малоимущих домашних хозяйств по социально-

демографическим категориям выглядело следующим образом (см. таблицу 6).

Таблица 6. [10, 44]

(в процентах)

| |1999 |2000 |

|1 |2 |3 |

|Все домашние хозяйства |100 |100 |

|Проживающие в городской местности |69,7 |67,7 |

|в сельской местности |30,3 |32,3 |

|Полные семьи |63,7 |63,7 |

|Неполные семьи |24,8 |26,0 |

|Одиночки |11,3 |10,1 |

|Прочие домашние хозяйства |0,2 |0,2 |

Различия в оценках уровня благосостояния домашних хозяйств по

показателям денежных доходов и располагаемых ресурсов в 2000 г.

проиллюстрирована на рис. 4.

Рост дифференциации оплаты труда внес существенные коррективы и

уровень жизни семей с работающими. Так, супружеские пары с одним – двумя

детьми, где двое взрослых работают, традиционно относились к средне- и

высокообеспеченным слоям населения. В обследуемых семьях с детьми почти

каждая вторая семья имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

В 2000 г. соотношение минимальной оплаты труда и величины

прожиточного минимума трудоспособного населения снизилось до 8,2%

минимального размера выплат по ставке первого разряда единой тарифной сетки

– до 9,6%, минимальной пенсии (и прожиточного минимума пенсионера) – до

15%, ежемесячного пособия на ребенка (и прожиточного минимума ребенка) – до

4,8%. По данным за 2000 г., официальные денежные доходы почти у 9%

населения страны были ниже стоимости официально установленного минимального

набора продуктов питания (рис. 4.).

[pic]

Рис. 4. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов

в 2000 г., руб./мес.

Таким образом, масштабы бедности, несмотря на все экономические успехи

и благоприятные изменения в области доходов населения в 2000 г., являются

по-прежнему одной из наиболее острых социальных и политических проблем.

Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда являются:

родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие

несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после

окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы

на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды;

мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются

низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус.

Налицо феминизация бедности: к группам с высоким риском бедности относятся

неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко

проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают

женщины.

Если рассматривать половозрастной состав населения с денежными

доходами ниже величины прожиточного минимума, то наиболее высокий удельный

вес бедности (в процентах от общей численности соответствующей

половозрастной группы) отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет

(41,9%) и женщин в возрасте от 31 до 54 лет (36,4%).

Наличие детей в семье может рассматриваться как фактор, имеющий

непосредственное отношение к бедности, поскольку дети, как правило,

являются иждивенцами, не приносящими дохода. Чем больше детей в семье и чем

меньше их возраст, тем выше вероятность того, что семья будет бедной или

очень бедной. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств, семьи с

детьми являются самой крупной группой по численности с доходами ниже

величины прожиточного минимума. Данные обследования показали, что семьи с

детьми в возрасте до шести лет чаще являются бедными, чем семья без детей.

Бедность неуклонно растет по мере увеличения числа детей в семье.

В семьях с низкими доходами, имеющих трех или более детей, на одного

работающего приходится 2-3 иждивенца.

Среднедушевой доход в семьях, где четверо или более детей, в 2,5 раза

ниже, чем в семьях с одним ребенком. В семьях, состоящих из пяти и более

лиц, среднедушевой доход в 1,7 раза ниже, чем в семьях, состоящих из одного-

двух лиц.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны

является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи

с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается

экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить

себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной

платы или задержек с ее выплатой.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что

само по себе получение работы трудоспособным населением не может служить

источником благосостояния по следующим причинам:

- отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых

городах и поселках), где экономика определяется узким кругом

предприятий (а зачастую одним – градообразующим) стагнирующих

отраслей промышленности;

- нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не

позволяют работникам официально получать достойное

вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным

источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры

доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на

рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения

бедности в период экономических преобразований.

Несмотря на то что рыночные реформы открывают новые возможности в

использовании трудового потенциала и деловой активности граждан, сокращение

численности экономически активного населения продолжалось вплоть до конца

1998 г. Учитывая, что бедность среди безработных в 1,5-2 раза выше, чем в

среднем по всему населению, следует признать, что процесс увеличения

численности занятых и снижение безработицы представляет собой самый

позитивный за последние годы сдвиг в структуре экономически активного

населения. Вместе с тем относительное улучшение экономических показателей

пока не связано с качественными изменениями в структуре занятости и составе

рабочих мест, соответственно, остается и проблема масштабной бедности.

Следует признать, что государственные программы содействия занятости пока

не учитывают институциональные изменения и тенденции в формировании рынков

труда.

Изменение профиля бедности, а именно появление категории «новых

бедных», или «работающей бедноты», связано в первую очередь с невысокими

конкурентными позициями отечественного производства, формировавшегося в

условиях закрытости национальной экономики, неготовностью включения страны

в мирохозяйственные отношения и глобальный товарный рынок.

Большинство российских предприятий, несмотря на нынешний экономический

подъем, пока проигрывают в международной конкуренции. В частности, до 60%

потребляемых российским населением товаров текстильной, легкой, пищевой,

обувной промышленности до сих пор ввозится из-за рубежа.

Таким образом, причины российской бедности состоят прежде всего в

вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации,

неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой

производительности труда и слабой его организации, превалирование

низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой

квалификации.

Значительный потенциал малооплачиваемости и тесно связанный с ним

потенциал безработицы (угроза массовых сокращений избыточной численности

занятых в организациях и на предприятиях вполне реальна, если рост

заработной платы не будет сопровождаться качественными изменениями в

структуре рабочей силы) так или иначе трансформируется в широкомасштабную

бедность, что происходит в пока еще латентной форме. В целом необходимо

констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности – прежде всего

результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне

неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих

мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу

бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах

«экономической» или «рыночной бедности» - бедности, связанной с местом

конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда.

3. Влияние уровня заработной платы на благосостояние населения.

За годы становления рыночной экономики наиболее негативные изменения

произошли в оплате труда работников. В 1992 г. минимальная заработная плата

составляла 31,8% от прожиточного минимума трудоспособного населения, к 1995

г. она снизилась до 14,3%, затем наблюдался ее некоторый рост, но уже с

1998 г. обозначилась тенденция резкого снижения минимального размера оплаты

труда относительно величины прожиточного минимума. В 1999 и 2000 гг.

соотношение составляло 8,3 и 8,2% соответственно.

В таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование

и культура, более 65% работников получают зарплату ниже прожиточного

минимума. В целом по экономике доля работников, начисленная заработная

плата которых в 2000 г. была на уровне прожиточного минимума и ниже,

составляла 41,5% их общей численности. Номинальная начисленная заработная

плата более 18% работников была ниже стоимости минимального набора

продуктов питания. (рис. 5).

В 2000г. среднемесячная начисленная заработная плата составила 171.2%

величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Это означает, что

семья из двух работников со средне статистической зарплатой может

обеспечить минимальный уровень потребления только одному ребенку. Если

принять во внимание данные о распределении численности работников по

размерам заработной платы, соотнесенной с величиной прожиточного минимума

по социально-демографическим группам населения, то в 2000г. номинальная

начисленная заработная плата более половины семей, состоящих из двух

работников, не могла обеспечить минимально приемлемый уровень жизни даже

одному ребенку.

[pic]

*Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения во втором

квартале 2000 г. составляла 1290 руб., в среднем за 2000 г. – 1320 руб.

**Стоимость минимального набора продуктов питания – 704,7 руб.

Рис. 5. Распределение численности работников по размерам заработной платы

(апрель 2000 г.), руб./мес.

Низкооплачиваемые секторы экономики можно объединить в две основные

группы. Первая группа – организации и учреждения бюджетного сектора

экономики: здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение,

образование, культура и искусство. Ко второй группе относятся отрасли с

низким уровнем конкурентоспособности продукции: это, прежде всего, сельское

и лесное хозяйства, легкая промышленность. Таким образом, хронические очаги

бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей

промышленности. Низкий уровень оплаты труда работников этих секторов

экономики стал главной причиной бедности работающего населения.

Если не предпринять срочные меры по реструктуризации экономики,

занятости и активизации политики доходов населения, то неизбежное сближение

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.