реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности

Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим

напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно

и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и

чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и

побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения

между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных

отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к

другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный

контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо

бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно

включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей,

искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их

взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,

неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера

являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных

взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими

огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не

скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего

только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через

противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно

понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю,

что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует

напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам...”.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из

которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного

трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких,

дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать,

делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может

получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми.

Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и

несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В

результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу.

Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу,

добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим

последствиям. Психологами установлено, что существует связь между

супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие

взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к

ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению

работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью.

Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость,

уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение

признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким

образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и

дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности

ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже

в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного

развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями,

характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной

чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в

общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем

с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых

детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с

матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие

духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В

таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с

другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях.

Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к

полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей

способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают

характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит

и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право

супругов на развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно

расторгалось примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их

общего количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом,

соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот

показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так

в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.

Наименьшее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны

патриархально-религиозные традиции. Это среднеазиатские и кавказские

республики.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут

компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 %

женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается

количество неполных семей.

Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от

зла. Для того чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг

вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как

изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми?

Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу

разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не

зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь

небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ

разведённых.

По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе

женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама

может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга

порой говорит: “Почему я должна ему подсказывать?” или “Почему он сам не

может догадаться?”. При этом женщина не задумывается, что она сама не

идеальна и достойна совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой

совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.

Слов нет, что пьяница муж - несчастье для семьи, жены и детей.

Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи,

не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего

необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.

Но ведь не всегда пьяница-муж был пьяницей. Ведь были же сначала

встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была

жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивкам мужа?

Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать

ограничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может

причины пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.

Кроме пьянства причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть

- измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим

поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не

терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.

Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена

жены или его любовь к другой женщине.

Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является

неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов

наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни

молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые

старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.

Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к

способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых.

Подобное “лёгкое” отношение к распаду семьи складывается благодаря тому,

что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака

существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов

не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка

стимулирует развод.

Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь

ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.

Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в

одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда

удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели

бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли

одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик

сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем

женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних

женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что

разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.

Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом

очень тяжело переживают его последствия.

В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем

больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод

сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям

наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают

родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не

многие понимают к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в

его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей.

Они мало при этом думают о судьбе своих детей.

Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или

матерях. В том, что дети остаются без отца чаще вина обоих родителей.

Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицательные

стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудности

денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а

детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь

теперь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём,

приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.

Таким образом, развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность

воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В

жизни часто случается, когда “блудный муж” возвращается к своей жене и

детям, а разведённые женщины говорили о своих мужьях, что мол если он

изменит своё поведение к лучшему, то приму. В глубине души каждый из

супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде всего самим

людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию, преодолевать

мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На

государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и

расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-

психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью

общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и

материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,

следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей,

которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой

связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная

функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают

своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и

людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости.

§2. Исторические особенности семейной социализации.

В наше время с семьёй у нас неблагополучно. Внутри семьи возникают

постоянные конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими,

конфликты между «старым» поколением и «новым». И это не для кого не секрет.

В чем же причина этого? Есть мнение, что все это происходит из-за

неправильного воспитания подрастающего поколения.

Вот в прежние времена всё было понятно. Молодёжь повторяла путь,

пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе.

Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется.

Молодое поколение, фактически, воспитывает себя само. Ему предоставлена

полная свобода выбора. У современной молодёжи совсем другие ценности,

другие моральные установки. Раньше, увидев на улице панка или хиппи

родители показывали на него пальцем и говорили своим детям, что так делать

нельзя. Сейчас же это совсем обычное дело.

Хотя и до сих пор сохранились такие семьи, где воспитание идёт по

системе «как меня, так и я», т.е. родители воспитывают своих детей так,

как воспитывали их самих. И, естественно, такие семьи преобладают, их

гораздо больше. Наверное, это идёт от нашей «переходной» жизни. Мы ещё не

вышли из прежнего состояния, но ещё и не вошли в новое.

В тоже время нельзя говорить только о воспитании. На мой взгляд, в

данном случаи нужно использовать более широкое понятие – семейная

социализация.

Для того чтобы перейти непосредственно к термину семейная социализация,

нужно дать определение самому термину социализация.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его

подсистемах ценностям и нормам.[1] В широком смысле слова социализация

длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления

личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как,

с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны –

как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной,

зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность

посредством нормативного и информационного влияния.

С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С

переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более

актуальной. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни

семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому

пути.

В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в

индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного

образа жизни в ходе определенных процессов:

1) процесс нуклеаризации – разъединения поколений в семье,

распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, которая состоит из

родителей и детей, при взрослении которых происходит их отдаление от

родителей;

2) процесс конъюгализации – сведения единства семейной

жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к

супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые

предполагают минимизацию родственно-родительских связей;

3) процесс индивидуализации – смещение центра общения с совместного

супружества на формы внесемейного и внесупружеского образа жизни.

Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с

«модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных

тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный

порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив

стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.

Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они

наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России

нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но,

анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения

осложняется действием специфических факторов.

Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели

к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи

семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела

поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи

специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным

учреждениям, школам, интернатам и т.д.).

Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг

другу «социализационных авторитетов», подвергся многоступенчатому

расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной

социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с

историческим временем и меняющимися условиями жизни. Проявление этой

конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий -

от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от

своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной

социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительно

социализации несовершеннолетних.

Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми,

специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей

выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом,

что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые

противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).

Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и

неформальных структур, так как семья не является целевой формальной

организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и

обязанности по домохозяйству и семейному производству.

Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде

расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы

расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из

деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала

разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению

семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от

старших.

Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые

города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная

стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью

в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-

родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город,

приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон

отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их

соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как

основа и для криминального поведения. Только социально-психологические

особенности семьи позволяют сформировать у личности способности

переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения

без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного

авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих

поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».

Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного

производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены

трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной

их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя

батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря

их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения.

Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина

своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные

профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по

наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в

условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные

династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные

исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела

родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и

поддержания высокой планки семейного авторитета.

Еще один момент, связанный с нарушением семейного производства

капиталистической индустриализацией – удлинение периода социализации.

Многие считают социализацию молодежи до 25 лет признаком прогресса, в связи

с этим трудовое воспитание детей встречается в штыки, объявляется

эксплуатацией детей. Здесь корни запретов труда несовершеннолетних даже

вместе с родителями, поскольку труд изначально мыслится внесемейным и

является таковым. В результате родителям оставляется возможность проявить

себя в качестве воспитателей не в серьезном деле, а во время отдыха,

туризма. Затягивание учебы и ученичества без настоящего труда ставит

подростков в положение недовзрослых, социально не признаваемых взрослыми

людей. Отсрочка социального признания резко противостоит процессу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.