реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности

Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный университет

Философско-социологический факультет

Кафедра социологии и

политологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студента V курса

Захарова Ильи Сергеевича

«Семейная социализация как процесс формирования

социально-компетентной личности»

Научный руководитель:

доцент, к.и.н.

Хачатрян Л.А.

ПЕРМЬ 2001

Содержание.

Стр.

Введение 3

Глава I. Семья и семейная социализация 6

§1. Семья как главный агент семейной социализации 6

§2. Исторические особенности семейной социализации 17

§3. Семейная социализация 23

Глава II. Социально-компетентная личность –

итог семейной социализации 30

§1. Становление социально-компетентной личности

в семье 30

§2. Социальные аномалии (девиация) как

негативный результат семейной социализации 40

Заключение 52

Библиографический список 54

Приложение 56

Введение

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с

семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления

личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими

и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым». Усложняют

процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.

Конфликт поколений – это проблема не новая, так как проблема «отцов и

детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь,

чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по

определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их.

Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются

ценности общества и. У современной молодёжи уже совсем другие ценности,

другие моральные установки. Она, как правило, отрицает социальный опыт

родителей.

В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и

самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если

семья утратит эту функцию.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его

подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится

всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до

совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной

стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как

влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой

личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность

посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является

первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает

возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С

распадом старой политической, духовной, экономической системы и

противоречивыми преобразованиями происходящими в России сегодня, проблема

семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в

жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого

поколения идёт по новому пути.

Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную

социализацию как процесс формирования социально компетентной личности,

выявить его проблемы и противоречия.

Задачи написания работы - рассмотреть семью как главного агента

социализации, проследить эволюцию семейной социализации, а так же основные

признаки семейной социализации и ее характер. Кроме того, рассмотреть

социально-компетентную личность как итог семейной социализации. В связи с

этим так же рассмотреть вопрос о социальных аномалиях (девиации) как

результатах «неправильной» семейной социализации.

Методологической основой для написания работы послужили теории личности

и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З.Фрейду,

Ж.Пиаже, Д.Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и

позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как

позитивные, так и негативные.

Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных

областях общественного знания. По данным вопросам написано большое

количество книг и статей.

При работе над данной темой были изучены монографии Гаспаряна Ю.А.

«Семья на пороге XXI века», Голода С.И. «Семья и брак: историко-

социологический анализ», Иванненкова С.П. «Проблемы социализации

современной молодежи», сборники «Молодежь России на рубеже веков»,

«Культура семейных отношений», Ярыгина Т. «Молодежь России», а так же

журнальные и газетные публикации. Следует отметить, что при написании

использовались книги не только социологического содержания, но и

психологического. На мой взгляд, вышедшие в последнее время по проблемам

семейной социализации работы, носят публицистический характер. Научных

работ – мало.

Материалы научного исследования изложены во введении, двух главах и

заключении. Работа имеет библиографический список и приложение.

Глава I. Семья и семейная социализация.

§1. Семья как главный агент семейной социализации..

Сущность структура и функции семьи. В современной социологии семья

понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая

социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность

понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой

социальной группы является отдельной темой для исследования

Что же такое семья? Семья — это основанное на кровном родстве, браке

или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной

ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется

материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения

людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы

и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от

уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура

общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет

собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не

только супругов, но и их детей, других родственников.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом

поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-

потребительская, воспитательная (семейная социализация) и

восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях

численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и

качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная

функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей

страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не

меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем

или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000

человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют

треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения

России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по

причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,

тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит

отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может

оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой

точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,

создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с

позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с

патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения

неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на

данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть

позитивная сторона.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты

семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего

бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью

человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок

получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать

труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,

учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт

общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети

являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом

не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья,

жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится

оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое

отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-

психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима

питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит

средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг

происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д.

это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе –

путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и

каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее

членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных

отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют

авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и

демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и

эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее

положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов

поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли,

когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был

хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую

самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число

женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении

семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны

это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с

другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а

эмоциональные стороны межличностных отношений.

Типы семейной организации и жизненный цикл семьи. Существуют следующие

общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости

от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамная семья – такая, где

на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая

трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей

выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является

простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми,

не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в

случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и

более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих

общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих

супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную

семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие

детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2-х или более супружеских

пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.

Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения

Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и

Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона:

с преобладанием малых семей – Прибалтийские страны, Украина и большая часть

России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию,

Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии,

Армению, Азербайджан.

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл

семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи –

вступление в первый брак; начало деторождения – рождение первого ребенка;

окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» –

вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение

существования семьи – смерть одного из супругов.

Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая

исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).

Из таблицы 1 видно, что жизненный цикл семьи раньше начинается в Индии

(средний возраст женщины при этом 14,6 лет), так же как и кончается. Пример

США показывает зависимость развитости общества и увеличения жизненного

цикла семьи.

Таблица 1: фазы жизненного цикла в отдельных странах

|ФАЗА ЦИКЛА |Возраст женщины в начале фазы |

|СТРАНА |США |ИНДИЯ |ЯПОНИЯ |

|ГОДЫ ПЕРЕПИСЕЙ |1890 |1959 |1956 |1960 |

|Вступление в первый брак |22,0 |20,2 |14,6 |24,4 |

|Рождение первого ребенка |23,0 |21,6 |18,2 |26,3 |

|Рождение последнего ребенка |31,9 |25,8 |37,0 |28,7 |

|Вступление в брак последнего|55,3 |47,1 |53,0 |54,5 |

|ребенка | | | | |

|Смерть супруга |53,3 |63,6 |39,5 |69,1 |

Роль отца и матери в семье. Во все времена велико и нечем не заменимо

было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина

подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина –

матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него,

когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч

своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную

ответственность – быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще

семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно

упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных

квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд

почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже

работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских

вопросах.

Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость

мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства

или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В

практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после

его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома,

избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии,

недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно,

но не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается

несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-

настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые

люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у

мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников,

свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и

школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит

мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к

тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость,

замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны

восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае

воспитание будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения

уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и

обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи

родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. – вот

первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как

доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает

детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи

детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом

копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру

разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как

крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к

противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись,

считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец

отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных

семьях детям – увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость,

падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим

институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию

детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он

ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие

дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это прежде всего

обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство,

и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию

детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье.

Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок

отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось

психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором

эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли

“мамы” выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку

с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки

относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться.

Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо

обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что

не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян,

выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких

нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила

голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде

в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других

обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет,

совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и

психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным

для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки

душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным

влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать

опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате?

Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет,

стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя

домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки

мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой

нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день – на производстве

и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно

сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.