![]() |
|
|
Статистика уровня образования населения и развития системы обучения| | |средние общеобразовательные | | | |школы, средние музыкальные, | | | |художественные и | | | |хореографические школы; школы| | | |и школы-интернаты для детей с| | | |недостатками умственного и | | | |физического развития | | |Дошкольное воспитание |Детские сады, ясли, ясли-сады| | | |(комбинаты), детские площадки| | |Предоставление социальных |Детские дома, детские | | |услуг детям, оставшимся без |приемники-распределители | | |попечения родителей | | С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся: - подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием; - подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников; - общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей). По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и вариация среднемесячной заработной платы представлены в таблице 4. Таблица 4: Динамика численности и среднемесячной оплаты труда работающих в учреждениях образования в России |Виды учебных заведений|Среднегодовая численность |Среднемесячная заработная | | |работников в % к итогу |плата, руб. | | |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1985 г. |1990 г. |1993 г. | |Учебные заведения по | | | | | | | |подготовке кадров: | | | | | | | |Высшие учебные | | | | | | | |заведения |9,8 |9,0 |10,1 |183,1 |236,0 |41834 | |Средние специальные | | | | | | | |учебные заведения |5,0 |4,5 |4,1 |169,7 |221,8 |46254 | |Учебные заведения по | | | | | | | |подготовке и повышению| | | | | | | |квалификации рабочих и| | | | | | | |других работников |11,9 |11,1 |7,9 |180,0 |243,4 |45901 | |Общеобразовательные | | | | | | | |школы и учреждения по | | | | | | | |воспитанию детей: | | | | | | | |Дневные | | | | | | | |общеобразовательные | | | | | | | |школы |36,0 |39,6 |43,4 |176,0 |212,1 |44456 | |Вечерние (сменные) | | | | | | | |общеобразовательные | | | | | | | |школы |1,4 |0,4 |1,2 |223,7 |274,8 |48416 | |Детские дома, детские | | | | | | | |приемники-распределите| | | | | | | |ли |1,0 |1,0 |1,0 |166,5 |218,4 |43181 | |Дошкольные учреждения |34,9 |34,4 |32,3 |114 |170 |31218 | |Образование в целом |100,0 |100,0 |100,0 |154,8 |202,9 |40141 | |Коэффициент вариации, |- |- |- |20 |13 |16 | |% | | | | | | | Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных школах, незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, средних специальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты труда практически нивелированы: значения коэффициентов вариации невелики. 4. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, форде оплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию детей в этих учреждениях. На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ): |ОДУ = |Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет в | | |постоянных детских учреждениях | | |Численность детей в |Численность учащихся | | |возрасте от 1 до 6 лет |общеобразовательных школ в| | |-включительно |возрасте 6 лет | Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие два показателя: |Численность детей в |Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, | |возрасте 1-6 лет, |посещающих ДДУ | |= приходящихся на 100 | | |мест в постоянных ДДУ | | | |Число мест в постоянных ДДУ | И |Обеспеченность детей в |Число мест в постоянных ДДУ | |возрасте 1-6 лет местами в | | |= постоянных ДДУ | | | |Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих | | |постоянные ДДУ | В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за 1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности родившихся. Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на 22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя обеспеченности детей постоянными ДДУ: первый – показатель ОДУ не изменится; второй – показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания для населения уменьшится; третий – обеспеченность детей постоянными ДДУ возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но сократится их размер. Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития сети учреждений дошкольного воспитания. Таблица 5: Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания |Период |Темпы прироста в % к предшествующему году | | |Количество |В них число|Численность |ОДУ |Обеспеченность | | |постоянных |мест |детей в | |детей местами в| | |ДДУ | |постоянных | |постоянных ДДУ | | | | |ДДУ | | | |1990-1991 |- 0,4 |- 6,8 |- 6,4 |- 3,8 |- 0,5 | |1991-1992 |- 6,4 |- 14,2 |- 14,2 |- 11,1 |0 | |1992-1993 |- 4,5 |- 3,0 |- 6,5 |+ 1,1 |+ 3,8 | Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих, замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся учреждений. Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей, характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной эффективности. Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то, что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных учреждений (клубов, Домов культуры и т.д.). 4.1. СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/96 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 45,8 тыс. человек. В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе четырехлетнего (начального) обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, а также начальную профессиональную подготовку. Сравнение численности лиц, получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено в таблице. Таблица 6: Численность лиц, получающих образование второй ступени в некоторых странах мира (на начало учебного года) |Страна |Год |Всего учащихся, |На 10000 человек | | | |тыс. человек |населения | | | | |приходится | | | | |учащихся, человек | |Россия |1993 |13732 |927,2 | | |1995 |14907 |1007,2 | |Австралия |1993 |1282 |724,5 | |Беларусь |1993 |993,9 |965,0 | |Германия |1993 |7796,3 |960,1 | |Китай |1993 |53837,3 |450,1 | |США |1993 |20578 |797,3 | |Япония |1991 |10676,9 |861,7 | Изучается не только динамика общей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам. Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста. Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы. К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д. Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений. Таблица 7: Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ (на конец года) |Виды детских |Число учреждений |Численность занимающихся в | |внешкольных | |них, тыс. человек | |учреждений | | | | |1980 |1985 |1990 |1993 |1980 |1985 |1990 |1993 | | |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. | |Музыкальные | | | | | | | | | |школы |3732 |3789 |3997 |3519 |623 |597 |664 |691 | | | | | | | | | | | |Художественные | | | | | | | | | |школы |692 |696 |732 |695 |76 |77 |92 |102 | | | | | | | | | | | |Школы искусств |170 |445 |853 |1584 |40 |101 |192 |380 | | | | | | | | | | | |Самостоятельные | | | | | | | | | |детские | | | | | | | | | |библиотеки |4451 |4638 |4807 |4804 |11729 |12812 |12175 |13010 | | | | | | | | | | | |Детско-юношеские| | | | | | | | | |спортивные школы| | | | | | | | | |(ДЮСШ) | | | | | | | | | | |3214 |3990 |4744 |4516 |1253 |2210 |2539 |2429 | Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору исходной информации – школьные переписи. Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьном образовании: - начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; - основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям наук. - Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания. Структура потребности в школьном образовании определяется составом молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20 лет). Таблица 8: Особенности возрастной структуры молодежи по некоторым странам мира |Страна |Год |Общая |В том числе численность по возрастным | | | |численность |группам, % | | | |молодежи в | | | | |возрасте моложе| | | | |20 лет | | | | | |Моложе 5 |5-9 лет |10-14 лет|15-19 лет| | | | |лет | | | | |Россия |1979 |100 |25 |23 |23 |29 | | |1989 |100 |27 |26 |24 |23 | | |1995 |100 |19 |28 |28 |25 | |Азейбайджан |1994 |100 |28 |27 |24 |21 | |Испания |1993 |100 |20 |21 |27 |32 | |Китай |1990 |100 |27 |23 |22 |28 | Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадии школьного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, при переходе от снижения к постепенному росту численности родившихся, повышается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних классах численность детей будет небольшой. Таким образом, можно оценивать не только потребность в школьном образовании в целом, но и в отдельных его стадиях. 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы. Таблица 10: Оценка учащихся своих намерений по окончании школы (%) |Социальные |Всего |Из них |Из всего числа опрошенных | |намерения |опрошено| |проживают в | |выпускников школ| | | | | | |юноши |девушки |Крупных |Средних |Мелких | | | | | |городах |городах |городах | |Все опрошенные | | | | | | | |из них намерены:| | | | | | | | |100 |100 |100 |100 |100 |100 | |Продолжить | | | | | | | |обучение на | | | | | | | |дневном | | | | | | | |отделении |76,4 |71,8 |79,4 |75,5 |79,9 |80,7 | |учебного | | | | | | | |заведения | | | | | | | |Учиться и |11,4 |13,0 |10,4 |11,6 |12,3 |8,8 | |работать | | | | | | | |Работать |5,3 |7,6 |3,9 |6,0 |1,5 |3,8 | Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или будущая профессия или место работы и учебы; 3) неконкретное намерение. Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника, под которой понимается отношение спрашиваемого к возможности осуществления каждого из возможных вариантов выбора после окончания школы. Изучение установок выпускников школ позволяют полнее учесть весь спектр намерений. Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%): |Намерение |Всего |Из них имеют установку | | |опрошено | | | | |позитивную1|маргинальную2 |негативную3|неопределенную | |Поступить в | | | | | | |вуз |100 |70 |5 |15 |10 | | | | | | | | |Балл, | | | | | | |присвоенный | | | | | | |данному |-- |+1 |+0,5 |-1 |0 | Наиболее желательный вариант выбора не всегда свидетельствует об определенности социально-профессиональных ориентаций. Последние могут измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является выявление социально-профессиональной направленности молодежи, под которой понимаются профессия и статус, стремление к достижению которых определяет поведение личности в период молодости. Проведение опроса путем заполнения опросных листов позволяет углубить анализ социально-профессиональных ориентаций молодежи и перейти к изучению установок. Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать соотношение приема в существующие типы учебных заведений (школы, профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих безальтернативную установку, а также с определенной вероятностью, имеющих альтернативную установку (одновременно на два типа учебных заведений). Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являются общепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить существующую информацию демографической статистики, ведомственной статистики школьного образования, данные выборочных социологических опросов школьников в единый мониторинг развития школьного образования. 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безработных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения. Основной формой подготовки рабочих кадров выступают профессионально- технические училища. Таблица 11: Профессионально-технические учебные заведения Министерства образования Российской Федерации |Год |Число учебных |Численность |Принято |Подготовлено | | |заведений на |учащихся, тыс.|учащихся, тыс.|(выпущено | | |конец года |чел. |чел. |квалифицированных | | | | | |рабочих) тыс. чел.| |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |