реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Статистика уровня образования населения и развития системы обучения

| | |средние общеобразовательные |

| | |школы, средние музыкальные, |

| | |художественные и |

| | |хореографические школы; школы|

| | |и школы-интернаты для детей с|

| | |недостатками умственного и |

| | |физического развития |

| |Дошкольное воспитание |Детские сады, ясли, ясли-сады|

| | |(комбинаты), детские площадки|

| |Предоставление социальных |Детские дома, детские |

| |услуг детям, оставшимся без |приемники-распределители |

| |попечения родителей | |

С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов

экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области

образования относятся:

- подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

- подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;

- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей,

дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без

попечения родителей).

По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность

обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд

оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной

площадью и др. Структура занятых в области услуг по обучению и

вариация среднемесячной заработной платы представлены в таблице 4.

Таблица 4: Динамика численности и среднемесячной оплаты труда

работающих в учреждениях образования в России

|Виды учебных заведений|Среднегодовая численность |Среднемесячная заработная |

| |работников в % к итогу |плата, руб. |

| |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1985 г. |1990 г. |1993 г. |

|Учебные заведения по | | | | | | |

|подготовке кадров: | | | | | | |

|Высшие учебные | | | | | | |

|заведения |9,8 |9,0 |10,1 |183,1 |236,0 |41834 |

|Средние специальные | | | | | | |

|учебные заведения |5,0 |4,5 |4,1 |169,7 |221,8 |46254 |

|Учебные заведения по | | | | | | |

|подготовке и повышению| | | | | | |

|квалификации рабочих и| | | | | | |

|других работников |11,9 |11,1 |7,9 |180,0 |243,4 |45901 |

|Общеобразовательные | | | | | | |

|школы и учреждения по | | | | | | |

|воспитанию детей: | | | | | | |

|Дневные | | | | | | |

|общеобразовательные | | | | | | |

|школы |36,0 |39,6 |43,4 |176,0 |212,1 |44456 |

|Вечерние (сменные) | | | | | | |

|общеобразовательные | | | | | | |

|школы |1,4 |0,4 |1,2 |223,7 |274,8 |48416 |

|Детские дома, детские | | | | | | |

|приемники-распределите| | | | | | |

|ли |1,0 |1,0 |1,0 |166,5 |218,4 |43181 |

|Дошкольные учреждения |34,9 |34,4 |32,3 |114 |170 |31218 |

|Образование в целом |100,0 |100,0 |100,0 |154,8 |202,9 |40141 |

|Коэффициент вариации, |- |- |- |20 |13 |16 |

|% | | | | | | |

Резко возросла доля занятых в детских общеобразовательных школах,

незначительно выросла доля занятых в профессионально-технических, средних

специальных и дошкольных учреждениях. Различия в уровне оплаты труда

практически нивелированы: значения коэффициентов вариации невелики.

4. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие

численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения

(ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются

данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и

заведующих, форде оплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию

детей в этих учреждениях.

На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается

показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно

постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):

|ОДУ = |Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет в |

| |постоянных детских учреждениях |

| |Численность детей в |Численность учащихся |

| |возрасте от 1 до 6 лет |общеобразовательных школ в|

| |-включительно |возрасте 6 лет |

Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные

детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие

два показателя:

|Численность детей в |Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, |

|возрасте 1-6 лет, |посещающих ДДУ |

|= приходящихся на 100 | |

|мест в постоянных ДДУ | |

| |Число мест в постоянных ДДУ |

И

|Обеспеченность детей в |Число мест в постоянных ДДУ |

|возрасте 1-6 лет местами в | |

|= постоянных ДДУ | |

| |Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих |

| |постоянные ДДУ |

В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от

1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за

1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности родившихся.

Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на

22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений

дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя

обеспеченности детей постоянными ДДУ: первый – показатель ОДУ не изменится;

второй – показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания

для населения уменьшится; третий – обеспеченность детей постоянными ДДУ

возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но

сократится их размер.

Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития

сети учреждений дошкольного воспитания.

Таблица 5: Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания

|Период |Темпы прироста в % к предшествующему году |

| |Количество |В них число|Численность |ОДУ |Обеспеченность |

| |постоянных |мест |детей в | |детей местами в|

| |ДДУ | |постоянных | |постоянных ДДУ |

| | | |ДДУ | | |

|1990-1991 |- 0,4 |- 6,8 |- 6,4 |- 3,8 |- 0,5 |

|1991-1992 |- 6,4 |- 14,2 |- 14,2 |- 11,1 |0 |

|1992-1993 |- 4,5 |- 3,0 |- 6,5 |+ 1,1 |+ 3,8 |

Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития

дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских

дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих,

замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными

учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась

тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с

темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности

сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся

учреждений.

Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей,

характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для

корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной

эффективности.

Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то,

что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в

возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим

эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в

регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных

учреждений (клубов, Домов культуры и т.д.).

4.1. СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и

эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного

года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России

обучалось 21,5 млн. учащихся. Во многих регионах развивается

негосударственное образование. На начало 1995/96 учебного года в России

функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых

обучалось 45,8 тыс. человек.

В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих

образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе

четырехлетнего (начального) обучения в средних школах, лицеях, гимназиях, а

также начальную профессиональную подготовку. Сравнение численности лиц,

получавших образование второй ступени, по некоторым странам мира приведено

в таблице.

Таблица 6: Численность лиц, получающих образование второй ступени в

некоторых странах мира (на начало учебного года)

|Страна |Год |Всего учащихся, |На 10000 человек |

| | |тыс. человек |населения |

| | | |приходится |

| | | |учащихся, человек |

|Россия |1993 |13732 |927,2 |

| |1995 |14907 |1007,2 |

|Австралия |1993 |1282 |724,5 |

|Беларусь |1993 |993,9 |965,0 |

|Германия |1993 |7796,3 |960,1 |

|Китай |1993 |53837,3 |450,1 |

|США |1993 |20578 |797,3 |

|Япония |1991 |10676,9 |861,7 |

Изучается не только динамика общей численности учащихся, но и

распределение учащихся по классам.

Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста

школьным образованием, который измеряется отношением числа детей,

обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста.

Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются

показателями штатной численности учителей. Из общего числа педагогов

выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу

педагогической работы.

К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся:

обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов

и мастерских, вычислительной техникой, столовыми, буфетами и т.д.

Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными о

деятельности внешкольных учреждений.

Таблица 7: Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ

(на конец года)

|Виды детских |Число учреждений |Численность занимающихся в |

|внешкольных | |них, тыс. человек |

|учреждений | | |

| |1980 |1985 |1990 |1993 |1980 |1985 |1990 |1993 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

|Музыкальные | | | | | | | | |

|школы |3732 |3789 |3997 |3519 |623 |597 |664 |691 |

| | | | | | | | | |

|Художественные | | | | | | | | |

|школы |692 |696 |732 |695 |76 |77 |92 |102 |

| | | | | | | | | |

|Школы искусств |170 |445 |853 |1584 |40 |101 |192 |380 |

| | | | | | | | | |

|Самостоятельные | | | | | | | | |

|детские | | | | | | | | |

|библиотеки |4451 |4638 |4807 |4804 |11729 |12812 |12175 |13010 |

| | | | | | | | | |

|Детско-юношеские| | | | | | | | |

|спортивные школы| | | | | | | | |

|(ДЮСШ) | | | | | | | | |

| |3214 |3990 |4744 |4516 |1253 |2210 |2539 |2429 |

Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с

численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об

элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников.

В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору

исходной информации – школьные переписи.

Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При

изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в

школьном образовании:

- начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся

приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

- основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение

разных типов мышления по основным направлениям наук.

- Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Структура потребности в школьном образовании определяется составом

молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20

лет).

Таблица 8: Особенности возрастной структуры молодежи по некоторым

странам мира

|Страна |Год |Общая |В том числе численность по возрастным |

| | |численность |группам, % |

| | |молодежи в | |

| | |возрасте моложе| |

| | |20 лет | |

| | | |Моложе 5 |5-9 лет |10-14 лет|15-19 лет|

| | | |лет | | | |

|Россия |1979 |100 |25 |23 |23 |29 |

| |1989 |100 |27 |26 |24 |23 |

| |1995 |100 |19 |28 |28 |25 |

|Азейбайджан |1994 |100 |28 |27 |24 |21 |

|Испания |1993 |100 |20 |21 |27 |32 |

|Китай |1990 |100 |27 |23 |22 |28 |

Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадии

школьного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, при

переходе от снижения к постепенному росту численности родившихся,

повышается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии

общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних

классах численность детей будет небольшой. Таким образом, можно оценивать

не только потребность в школьном образовании в целом, но и в отдельных его

стадиях.

5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В научной литературе встречается большое разнообразие понятий,

используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи:

жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под

намерением выпускника школы понимается предполагаемый выбор учебного

заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый

собирается быть занят после окончания школы.

Таблица 10: Оценка учащихся своих намерений по окончании школы (%)

|Социальные |Всего |Из них |Из всего числа опрошенных |

|намерения |опрошено| |проживают в |

|выпускников школ| | | |

| | |юноши |девушки |Крупных |Средних |Мелких |

| | | | |городах |городах |городах |

|Все опрошенные | | | | | | |

|из них намерены:| | | | | | |

| |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|Продолжить | | | | | | |

|обучение на | | | | | | |

|дневном | | | | | | |

|отделении |76,4 |71,8 |79,4 |75,5 |79,9 |80,7 |

|учебного | | | | | | |

|заведения | | | | | | |

|Учиться и |11,4 |13,0 |10,4 |11,6 |12,3 |8,8 |

|работать | | | | | | |

|Работать |5,3 |7,6 |3,9 |6,0 |1,5 |3,8 |

Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый

указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую

профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или будущая

профессия или место работы и учебы; 3) неконкретное намерение.

Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника, под

которой понимается отношение спрашиваемого к возможности осуществления

каждого из возможных вариантов выбора после окончания школы.

Изучение установок выпускников школ позволяют полнее учесть весь спектр

намерений.

Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%):

|Намерение |Всего |Из них имеют установку |

| |опрошено | |

| | |позитивную1|маргинальную2 |негативную3|неопределенную |

|Поступить в | | | | | |

|вуз |100 |70 |5 |15 |10 |

| | | | | | |

|Балл, | | | | | |

|присвоенный | | | | | |

|данному |-- |+1 |+0,5 |-1 |0 |

Наиболее желательный вариант выбора не всегда свидетельствует об

определенности социально-профессиональных ориентаций. Последние могут

измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является

выявление социально-профессиональной направленности молодежи, под которой

понимаются профессия и статус, стремление к достижению которых определяет

поведение личности в период молодости.

Проведение опроса путем заполнения опросных листов позволяет углубить

анализ социально-профессиональных ориентаций молодежи и перейти к изучению

установок.

Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать

соотношение приема в существующие типы учебных заведений (школы,

профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих

безальтернативную установку, а также с определенной вероятностью, имеющих

альтернативную установку (одновременно на два типа учебных заведений).

Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являются

общепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить

существующую информацию демографической статистики, ведомственной

статистики школьного образования, данные выборочных социологических опросов

школьников в единый мониторинг развития школьного образования.

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система профессионального образования включает разветвленную сеть

государственных высших, средних специальных, профессионально-технических

учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим

образованием; учебные центры для переобучения безработных; отделения и

филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения.

Основной формой подготовки рабочих кадров выступают профессионально-

технические училища.

Таблица 11: Профессионально-технические учебные заведения Министерства

образования Российской Федерации

|Год |Число учебных |Численность |Принято |Подготовлено |

| |заведений на |учащихся, тыс.|учащихся, тыс.|(выпущено |

| |конец года |чел. |чел. |квалифицированных |

| | | | |рабочих) тыс. чел.|

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.