реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология (полный курс)

общество представляется как постоянный процесс социального взаимодействия в

специфических условиях, в основе которого лежат коммуникации посредством

символов, при этом индивидуальные восприятия социальной реальности

неповторимы и изменчивы.

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.

Казань, 1997. – Гл. 2 – 5.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов

гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3, 4.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 1 – 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Гл. 2.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Вопросы:

1. Своеобразие формирования социологической мысли России.

2. Периодизация развития отечественной социологии.

Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но

ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По

специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской,

французской, немецкой и других социологических школах (или условно -

социологиях).

Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были

обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее

географического положения между Западом и Востоком, территориальной

масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве,

вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к

человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на

двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к

примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в

суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях

специалистов-исследователей - философов, историков). Российская

социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных,

так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным

движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с

наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий,

близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия

социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х - начале ХХ вв. с

утопиями выступили как представители демократической тенденции в

революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский,

М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители

автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем

испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с

французским просвещением, английской экономической школой и немецким

романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость

социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на

Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это

противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй

половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным

процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в

стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и

упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный

и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило,

подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое

десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли,

разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и

человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога

Н.Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях),

развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам;

субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле

прогресса социолога и литературного критика Н.Михайловского, обличавшего

марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория

Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением

географических условий и считавшего общественную солидарность критерием

общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М.Ковалевского -

историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими

исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности

социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О.Конта,

русского социолога Е.Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам

мировую известность. Практические дела российских социологов, например,

составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной

социологии сосуществовали пять основных направлений: политически

ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая,

психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология

конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было

всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная

дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии

новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация

науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском

университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России

факультет общественных наук с социологическим отделением в университете

Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала

издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и

учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся

авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении

марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу

соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются

проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения

и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное

признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х

годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского

режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех

форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии

остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС,

да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась

парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили

право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о

позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы

социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от

народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались.

Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории

и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских

социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных

сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические

учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было

противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой -

всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений.

Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер.

Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был

создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН).

Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска,

Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов;

с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее

«Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое

вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти

те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась,

снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми

трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология

была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии

решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания

фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной

России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как

учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня

нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует

дальнейшее развитие.

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.

Казань, 1997. – Гл. 5, 6.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв.

М., 1995.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов

гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 3 – 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 2.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Вопросы:

1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

2. Основные проблемы мегасоциологии.

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

«Общество» - основополагающая категория современной социологии,

трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть

материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся

совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в

которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком

смысле - как структурно или генетически определенный род, вид, подвид

общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию

«общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство».

Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа

Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства

отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная

конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения

дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и

государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского

мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из

состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию

«общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору

членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом

соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов

к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное

образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой - как

развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же

экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей,

связанных разделением труда, а философ И.Кант - как Человечество, взятое в

историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи

гражданского общества. Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским

обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный

феномен, а его эволюцию - как естественный процесс роста и дифференциации

частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность,

основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как

взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е.

ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это

исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые

складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей,

которое имеет следующие признаки:

. оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;

. пополнение идет главным образом за счет деторождения;

. имеет собственную территорию;

. имеет собственное название и историю;

. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного

индивидуума;

. имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди,

взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под

культурой понимается определенный набор или комплекс символов, норм,

установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из

поколения в поколение. Для поддержания целостности общества некоторые

социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между

его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов

общества, контроль за поведением.

Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию

(мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая

крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология,

исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Общество в целом

является объектом изучения общей социологической теории. Оно

рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их

логической последовательности: Что такое общество? -- Изменяется ли оно? --

Как оно изменяется? -- Каковы источники изменений? -- Кто определяет эти

изменения ? -- Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами,

мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок - Что такое общество? - включает в себя комплекс

вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах,

обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они

находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях

(Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей)

социально-демографического и социально-классового устройства общества,

социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в

обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или

необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие

общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории

исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового

времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими

необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т.е.

движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с

постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами

возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и

Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов»

Н.Данилевского, в теории «морфологии культур» О.Шпенглера, в версии

А.Тойнби о замкнутых цивилизациях, в социальной философии П.Сорокина и т.д.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества

постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек,

отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный

процесс, т.е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания.

Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две

группы: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса

(пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории

технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий

бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма,

частично концепция Л.Гумилева, Ж.Гобино и др. Проблема механизма прогресса,

его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в

мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции

и революции.

Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо

одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм,

органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории Вебера).

Многофакторные теории, выделяя один детерминант, стремятся учесть

воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.).

С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей

в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают

предпочтение общностям как основной движущей силе (этатизм, фашизм,

левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личности

перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм).

Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их

абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По

вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение

получили в мегасоциологии два подхода: формационный (Маркс), в соответствии

с которым общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических

формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную,

капиталистическую, и цивилизационный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и

др.). В основе типологии обществ по К.Марксу лежит критерий способа

производства. Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама

категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще

всего сводится к территориальному (н-р, европейское общество или

цивилизация), либо религиозному (н-р, исламское общество).

Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1.

Казань, 1997. – Гл. 7, 8.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов

гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 7.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 3,

4.

Тема 5. Социальная структура общества

Вопросы:

1. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности.

2. Социальные институты и организации.

Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности

Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во

взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во

взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система

социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их

взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою

структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического

подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества

понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на

экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии

социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту

общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,

этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие

подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются

социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным

образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к

данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся

небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный

личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и

проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет

личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением

к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный,

обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на

основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По

размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые

характеризуются следующими признаками: статистический характер,

вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность,

аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др.

общности).

Социальные институты и организации

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования

общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,

предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Они классифицируются по общественным сферам:

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.