реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология (полный курс)

Социология (полный курс)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Тема 1. Социология как наука

Тема 2. Эволюция социологической мысли

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Тема 5. Социальная структура

Тема 6. Социальная стратификация

Тема 7. Типы социальной стратификации

Тема 8. Этносоциология

Тема 9. Социология личности

Тема 10. Основы прикладной социологии

Литература

Тесты

Социология

Введение

Учебный курс «Социология» дает возможность познакомиться с основными

закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться

выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть

основами социологического исследования, приобрести навыки социологического

мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь

в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы

как часть общесоциальных процессов.

Программа курса

Тема 1. Социология как наука

Общество - объект социологического знания. Специфика предмета

социологии. Социальная жизнь. Место социологии в системе научного знания.

Структура социологии. Социологическая точка зрения. Функции социологии.

Тема 2. Эволюция социологической мысли

Этапы развития социологии. Специфика изучения общества до Х1Х века.

Возникновение социологии. О.Конт – основатель социологии. Классический

период в развитии социологии. Социология К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера.

Позитивизм и гуманитаризм – исследовательские подходы к изучению общества.

Парадигмы современной социологии: структурный функционализм, парадигма

радикального конфликта, символический интеракционизм.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Социологическая мысль в России на рубеже Х1Х - ХХ веков. Развитие

социологии в ХХ столетии. Дореволюционный период. Социология в России после

Октября 1917 г.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Сущность понятия общество в истории социального познания. Трактовки

категории «общество» в социологии. Общество в широком и узком значении.

Классификация общественных теорий.

Тема 5. Социальная структура

Понятие социальной структуры. Социальная группа. Первичные и вторичные

группы. Социальная общность, ее признаки. Социальные институты. Типы

социальных организаций.

Тема 6. Социальная стратификация

Сущность понятия «Социальная стратификация». Расположение страт в

обществе. Стратификация и система ценностей. Социальная мобильность, ее

типы и каналы.

Тема 7. Типы социальной стратификации

Стратификация в истории человеческого общества. Кастовая и сословная

стратификация. Закрытое общество. Отличия классовой стратификации. Понятие

класса. Классовая теория К.Маркса. М.Вебера. Классовое деление современных

обществ. Тенденции изменения классовой системы современной России.

Тема 8. Этносоциология

Предмет этносоциологии. Направления ее развития. Определение понятия

«этнос». Признаки этноса. Этнос и нация – соотношение понятий: различные

подходы. Нация как согражданство. Этнические процессы.

Тема 9. Социология личности

Человек – индивид – личность – соотношение понятий. Социологические

концепции личности. Сущность и этапы социализации. Девиация как отклонение

от групповой нормы. Виды социального контроля.

Тема 10. Основы прикладной социологии

Цели и задачи прикладной социологии. Возможности социологических

исследований. Виды конкретных социологических исследований. Программа

исследования. Методы сбора социологической информации.

Базовая учебная литература к курсу «Социология»:

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч.1. –

Казань, 1997.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.., 1996.

Краткий курс лекций

Тема 1. Социология как наука

Вопросы:

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура и функции социологии.

Объект и предмет социологии

Объектом социологической познания является общество. Термин

«социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого

«logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».

Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно

является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии,

юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения

общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс

социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие

«социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их

взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех

традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной

нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение

общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам

общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального

устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют

основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует,

воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные

группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных

общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность

проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она

играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под

статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к

образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое

от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом,

социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных

субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии

как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют

содержательную тождественность или близость. Социология определяется в

разнообразных вариантах:

. как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер,

США);

. как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления

(Энтони Гидденс, США);

. как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого

взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

. как наука о социальных общностях, механизмах их становления,

функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии

отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Структура и функции социологии

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между

естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно

использует методы философских и социально-исторических обобщений и

специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение.

Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой,

логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с

этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и

управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так

как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества

через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику

изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об

обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда -

социально-экономические, социально-демографические и другие исследования,

на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная

психология, социобиология, социальная экология и пр.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода

к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех

основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса

социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных

фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории -

совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы

развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии -

системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения

социологического знания.

Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая,

академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в

фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с

формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением

и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология

ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических

моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных

программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального

эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и

эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию.

Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства,

социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного

социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в

группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы

разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии

(экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и

др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции,

теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития,

прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и

микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает

на координацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального

контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и

общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном

развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель

дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику

его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения

планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным

орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и

формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами,

позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения

общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в

частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки

зрения.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из

них таковы:

теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных

группах, об индивидах и закономерностях их поведения;

прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для

решения практических научных и социальных задач;

социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в

развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного

развития;

гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы

научно-технического, социально-экономического и социально-культурного

развития общества.

Литература

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. –

Казань, 1997. –Гл. 1.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 1.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл.1.

Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1997. – Разд.

1.

Тема 2. Эволюция социологической мысли

Вопросы:

1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х - конец ХХ вв.).

2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы

современной социологии.

Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х - конец ХХ вв.)

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и

социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции,

мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и

человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания

и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной

науки.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского

ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 - 1857). Он первым поставил

вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу

естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной

физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд

«Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об

обществе - социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о

применении научных методов в изучении общества и о практическом

использовании науки в области социальных реформ.

Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву

назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820

-1903) и германского ученого публициста Карла Маркса (1818 - 1883). Спенсер

(главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в

основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории

социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного

отбора. К.Маркс (основной труд «Капитал») - выдающийся теоретик

капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены

формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-

политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование

новых подходов к изучению общества - позитивизма (Конт, Спенсер) и

марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука,

создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое

социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития

социологии и датируют его 40-80-ми годами Х1Х столетия.

Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так

называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического

мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и

институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых

научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета.

Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала

плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера

нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 -

1917) - автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций

социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители

антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась

школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920),

явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его

словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его

течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса

классической науки и поиска нового миросозерцания.

Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ

века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической

социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники

конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология

США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить

«несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией

данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса

(1902 - 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее

целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки

Конта - Спенсера - Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми

теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз

Райт Миллс (1916 - 1962) создал «новую социологию», положившую начало

критической социологии и социологии действия в Штатах.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х

годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований,

так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал

вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах

«теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического

знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции.

Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов:

Р.Мертон - «среднего значения теории», Дж.Хоманс - теория социального

обмена, Г.Гарфинкель - этнометодология, Г.Мид и Г.Блумер - теория

символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из

направлений современной социологии является исследование будущего,

охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.

Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы

современной социологии

Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они

базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества -

позитивизме и гуманитаризме.

Позитивизм возник и стал господствовать в социологии Х1Х века в

противовес умозрительным рассуждениям об обществе. Это рациональный подход,

основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте. Его исходные позиции

сводятся к следующему: а) природа и общество едины и развиваются по одним

законам; б) общественный организм подобен биологическому; в) общество

должно изучаться теми же методами, что и природа.

Позитивизм ХХ века - это неопозитивизм. Его исходные принципы

значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и

общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов

социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через

открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы

у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных

фактов) и объективизм ( свобода социологии как науки от ценностных суждений

и связи с идеологией).

На основе позитивизма и его второй волны - неопозитивизма родились,

функционировали и существуют следующие направления социологической мысли:

натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм, структурный

функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ века рассматривают мир как

объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои

ценности. Они признают только две формы знания - эмпирическое и логическое

(только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь

изучение фактов, а не идей.

Гуманитаризм или феноменология - это подход к изучению общества через

понимание. Его исходные позиции таковы: а) общество не является аналогом

природы, оно развивается по своим законам; б) общество - не объективная

структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений

двух и более индивидов; в) главное - это расшифровка, истолкование смысла,

содержание этого взаимодействия; г) основные методы данного подхода:

идеографический метод (исследование индивидуальных лиц, событий или

предметов), метод качественного анализа (понимание явления, а не его

подсчет), методы феноменологизма, т.е. познание причин и сущности

социальных явлений, например, лингвистический метод (изучение того, что

доступно языку), метод понимания (познание общества через самопознание),

метод герменевтики (интерпретация осмысленных человеческих действий) ,

метод чувствования и др.

Большинство представителей гуманитаризма настроены субъективистски,

отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии - науке,

затрагивающей интересы людей.

Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Под

парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ

решения определенного круга научный задач. Можно выделить три основные

парадигмы современной социологии:

структурно-функциональную, которая рассматривает общество как

относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на

широко распространенном согласии относительно того, что является

желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет

функциональные следствия в отношении общества в целом;

конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общество - это

система, которая характеризуется социальным неравенством, когда одни

категории людей получают большую выгоду от устройства общества, чем другие,

в основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует

общественным изменениям;

символический интеракционизм - в отличие от первых двух парадигм

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.