реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социологический анализ межнациональных отношений

В Прибалтике открыто говорилось о незаконном присоединении на основе Пакта

Риббентропа—Молотова, в Татарстане — о завоевании Казанского ханства, среди

чеченцев — о насильственном покорении и т.д.

Таким образом, направление отношений, обусловленных историей,

геополитическим положением, складывалось по-разному, вследствие чего и сами

отношения имели разный характер. Напри мер, осетины и в Центре, и в регионе

всегда считались опорой России на Кавказе; они допускались к высшим военным

должностям и при царизме, и при Советской власти. Чеченцы же были среди

тех, кого покоряли, завоевывали, восстания которых подавляли, в том числе и

в годы Советской власти. Одним народам, «лояльным к центральному

правительству», давали больше прав и свобод, другим — меньше. Принцип

«разделяй и властвуй» действовал и во времена царской России, и в Советскую

эпоху.

В памяти народа, как правило, сохраняются события, которые выступают

как бы сплачивающим фактором, но, вместе с тем, нередко они же и

«разделяют» его с другими народами. Они становятся символичными, вокруг них

мобилизуются идеологемы либо ущерба, либо героического прошлого. И очень

часто разные народы оценивают их по-разному.

Типичный пример — оценка сталинских депортаций. Для крымских татар,

например, это — акт незаконных репрессий, а для немалого числа русских,

особенно воевавших в годы Великой Отечественной войны, — кара за измены,

предательство, акция, обеспечившая безопасность в регионе. To же и в

отношении чеченцев.

Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в

себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного

устройства, характер политического строя, тип государственной национальной

политики.

Любопытно, что американские социологи Т. Петтигрю, Дж. Симпсон и Дж.М.

Ингер вообще не выделяют политические факторы как самостоятельные, а либо

частично включают их в число исторических (Т. Петтигрю), либо упоминают их

тогда, когда говорят о влиянии законов при рассмотрении теории социальной

стратификации (Симпсон и Ингер). Скорее всего это связано с тем, что они

исследуют межэтнические и расовые отношения в США, где народы, населяющие

эту страну теперь, не имели на ее территории своих государств, а

политическое устройство Штатов существенно различалось в историческом

прошлом (рабовладельческий Юг), но не теперь. Иная ситуация в Европе, где

проблемы соответствия государственно-территориального устройства и

этнического состава на селения стран рассматриваются, но главным образом в

русле политической социологии. Что же касается Советского Союза и

постсоветского пространства, равно как и бывших Югославии, Чехословакии, то

здесь государственно-политические факторы чрезвычайно важны для понимания

межгрупповых отношений. Исторически сложившееся национально-государственное

устройство выступало прежде и является сейчас историко-политическим

фактором, воз действующим на межэтнические отношения.

Влияет на них и форма государственного устройства: унитарное

государство или федеративное. Многие считают федеративное государство

демократическим способом «решения национального вопроса».

Что касается влияния политического строя, то, естественно, возможности

культурного, плюрализма намного шире в демократическом гражданском

обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах, характеризующихся

высоким уровнем этнической дискриминации. Так, с тоталитарными режимами в

Германии и Испании связаны массовая этническая дискриминация, чистки.

Проблема действий элит, мобилизации ими этнических чувств во имя важных

для этносов целей — очень существенный политический параметр, направляющий

межэтнические отношения. Не случайно роли лидеров придается особое значение

в конфликтологических теориях. В развитии межэтнических отношений элита

выполняет ряд функций: 1) «задает» идеологию толерантности или вражды; 2)

вырабатывает политику, которая будет направлена на примирение, снятие

предубеждений или, наоборот, будет стимулировать фаворитизм; 3) направляет

деятельность средств массовой информации, которые играют громадную роль в

формировании межэтнических установок и стереотипов; 4) определяет

образовательные программы, влияющие на предотвращение или рост

предубежденности, борется за власть знаний посредством знаний; 5) наконец,

она служит как бы образцом поведения.

Демонстрация такого поведения способна задавать определенный настрой.

Например, встречи президента США Б. .Клинтона с представителями этнических

и расовых общин — поляками, индейцами, неграми — особенно широко

транслируются средствами массовой информации. Такие действия президента,

конечно, являются демонстрацией его политики.

При любом типе государственного и политического устройства политика

государства, проводимая в отношении «меньшинств», играет большую роль, как,

впрочем, и в целом этническая политика, которая касается и большинства, или

доминирующего этноса.

При всем разнообразии политики, проводимой правительством, в ней можно

выделить два основных направления, которые касаются этнических групп:

интегрирующая политика (ее иногда называют унифицирующей) и политика

культурного плюрализма. Интегрирующую политику сегодня демонстрирует,

например, Эстония: тот, кто не знает эстонского языка и культуры, не

является здесь гражданином государства. Но именно эта республика

подвергается жесткой критике как изнутри, так и извне.

Пример плюралистической политики дает Украина, в которой принят нулевой

принцип гражданства (т.е. все живущие на территории государства независимо

от национальности и времени проживания получили гражданство), есть

Декларация прав народов. Такую же политику демонстрирует Россия. Сам факт

наличия двух государственных языков в большинстве республик РФ, а также

принятие Закона о национально-культурной автономии свидетельствуют, о

намерениях осуществлять плюралистическую политику.

Политика плюрализма касается отнюдь не только области культуры, языка,

образования. В широком понимании это и представительство национальностей в

институтах власти, так называемое «соучастие во власти». Таким образом,

политическая сфера тесно связана с социальными интересами людей, их

трудовой устроенностью, мобильностью, но это уже другая группа социально-

структурных факторов, на которых мы кратко и остановимся далее.

Роль социально-структурных и культурных факторов

Среди группы социально-структурных факторов, влияющих на межэтнические

отношения, можно выделить три наиболее существенных: 1) взаимосвязь

социальной и этнической стратификации; 2) влияние социально-структурных

изменений; 3) этнический фактор в социальной мобильности.

Обобщая многочисленные исследования по межэтническим отношениям,

которые давно ведутся в США, Г. Оллпорт пришел к выводу, что предубеждения

и конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым

статусом. Но поли-этнические государства, где все общины обладают более или

менее равным социальным статусом, найти трудно. Феномен же большего

представительства в престижных группах одних национальностей в ущерб другим

достаточно широко распространен и на личностном уровне действительно

воспринимается как дискриминация. «Белую работу сделает белый, черную —

черный».

В Российской Федерации уже к началу 90-х годов в 11 из 21 республики

уровень образования — один из показателей социального статуса, особенно для

80-х годов, — у титульных национальностей был выровнен или практически

выровнен с русскими в республиках (или был даже выше). Это касалось

адыгейцев, бурят балкарцев, башкир, калмыков, карачаевцев, лакцев, татар,

осе тин, хакасов, черкесов, якутов.

Однако выравнивание не означало, что «равностатусный контакт» стал

привычным, а это очень важный социально-психологический фактор. При

социальном сравнении, которое влияет на отношения, важно непременно

учитывать два обстоятельства. Первое — сравнение у людей разных

национальностей идет не вообще, скажем, русских и армян, русских и татар,

русских и евреев, а русских и татар в Татарстане, или русских, армян и

евреев, на пример, в Москве, т.е. в обозримой локальности.

Второе обстоятельство — равностатусный контакт должен стать привычным,

т.е. нужно длительное время для адаптации к такому общению. Ну и

естественно, равностатусный контакт не является панацеей от напряжений,

поскольку на характер общения влияют многие другие факторы и

обстоятельства.

Таким фактором является, например, второй среди выделенных нами —

изменение социального положения групп. Движение к желаемому равностатусному

общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических

отношениях. Конфликтность здесь связана с тем, что доминирующая в

высокостатусных слоях группа должна «потесниться». Вместе с тем, у той

национальности, которая продвигается в эти слои, растут потребности. «Чем

больше имеем, тем больше хотим», — таков социологический закон возрастающих

запросов. Следовательно, вторая группа социальных факторов, которая связана

с социально-структурными изменениями, является конфликтогенной.

Ряд американских социологов выявили многочисленные конфликты, связанные

с десегрегацией негров. Именно в их работах установлены некоторые важные

закономерности. Так, быстрые изменения в статусе «отстающих» групп ведут к

большей конфликтности. Уровень конфликтности снижается, если действуют

«организованные группы», способные сконцентрировать свои усилия вокруг

определенных образцов десегрегации. В тех общинах, в которых за изменения

выступали комитеты содействия, мэры, церковные организации, межрасовые

советы и т.п., межрасовые отношения смягчались. В других же общинах, где

такого содействия не было, враждебность групп возрастала. Поэтому у детей

белых и афроамериканцев были разные результаты от их совместного обучения в

школах. «На скорость и направление изменений оказывает влияние и

стратегическое искусство лидеров», — к такому заключению пришли Дж. Симпсон

и Дж. Ингер.

В СССР, а затем и в Российской Федерации было высказано немало

недоумений по поводу того, почему народы, которые в советское время

получили доступ к образованию (а нередко даже пользовались в этом отношении

определенными преимуществами), все более заметно начали

представительствовать в структурах власти, т.е. говоря социологическим

языком, «выравнивались по социальной структуре», вместе с тем заявляли о

своих новых претензиях, сначала в завуалированных формах (как в СССР — в

конце 70-х годов), а потом (после «перестройки») и открыто. Объяснение

подобным фактам дает теория социально-структурных изменений. Собственно,

так было во всем мире. Например, в тот период, когда фламандцы и валлоны

выравнивались в структуре, бельгийское общество должно было принимать меры

для стабилизации; когда франкоканадцы стали догонять в социально-

экономической сфере англоканадцев, Канада встала перед проблемой

совершенствования государственного устройства.

Такую же ситуацию переживал в свое время СССР и переживает сегодня

Россия. Есть ли способы смягчить действие данного фактора, кроме времени,

необходимого для взаимной адаптации к новой «расстановке» позиций в

социальной структуре? Такие способы есть. К их числу, как уже говорилось,

относится прежде всего действие гражданских законов, организационных

структур, лидеров.

Что касается ситуации в Российской Федерации и странах ближнего

зарубежья, то в период экономической трансформации здесь действует еще одно

осложняющее обстоятельство — формирование нового престижного слоя —

«богатых людей», которых представляют банкиры, бизнесмены, предприниматели.

Людей каких национальностей окажется больше в данном слое? Это сейчас

вопрос не просто ощущения престижа, достоинства, но и экономического

интереса, что наиболее сильно затрагивает большинство людей.

Оформление собственности в нашей стране очень часто оказывается

связанным с доступом к властным структурам (получение кредита, аренда

помещения и т.п.), именно поэтому социальные интересы оказываются

связанными еще и со стремлением доступа к власти. Русские в Эстонии, Латвии

хотят быть равноправными гражданами не только из чувства собственного

достоинства, но и потому, что для «негражданина» существуют ограничения в

доступе к собственности. А эстонцы и латыши этими привилегиями хотят

пользоваться преимущественно ссылаясь на то, что и так в 1995 г. не менее

60% бизнеса было сосредоточено в руках русских и евреев.

Есть и другие социальные параметры, которые близко затрагивают интересы

людей и осознаются как дискриминационные, в частности, возможности

социального роста, мобильности, а точнее, социальных перемещений.

В СССР этот процесс зависел и от способностей людей, и от их стартовых

возможностей, но он был и управляемым. Например, первые секретари ЦК

компартий союзных республик были лицами титульной национальности, а вторые

секретари — русскими. На высших командных должностях в армии всегда были

русские, в некоторых случаях украинцы. Но в республиках идеологию союзной

власти проводили «свои» для местного населения люди, поэтому в Академии

общественных наук при ЦК КПСС готовились руководители из лиц титульных

национальностей и им «открывали дорогу» в республиках. Готовились кадры и

для развития производительных сил на местах. В результате мобильность,

особенно среди титульных национальностей республик, была высокой, как

правило, выше, чем у русских. Скажем, если 2/3 или 3/4 людей из среды «моей

национальности», живущих в городах (а именно с урбанизацией был тесно

связан процесс мобильности), повысили свое социальное положение по

сравнению с отцами, то, естественно, представления о достоинствах «моего

народа», о его самодостаточности находят все большее распространение, и

растут претензии на более высокий статус.

Далеко не всегда такие претензии спокойно воспринимались окружающими

людьми нетитульной национальности, особенно русскими.

Среди людей понизивших свой статус по сравнению с отцами или в течение

трудовой жизни, доля негативных установок на меж этнические контакты всегда

выше.

Для измерения межэтнических установок часто используют шкалу Богардуса,

по которой выясняют готовность респондента «принять человека иной

национальности как: а) гражданина государства, б) делового партнера, в)

соседа, г) друга, д) члена семьи (муж дочери, жена сына)». Шкалу обычно

модифицируют. Шкала рассчитана на измерение дистанции готовности к

контакту: если, скажем, грузин готов принять русскую (русского) в качестве

члена семьи, то он тем более готов принять ее (его) как друга, соседа,

делового партнера.

Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся на две

группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая — с

традиционными нормами каждой культуры (в социологии чаще говорят просто о

традиционализме).

Тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать

межэтнические границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных

исследованиях. В однонациональных, особенно часто в сельских, общинах

негативные гетеростереотипы и предубеждения в значительной мере

подпитываются их культурной замкнутостью. У образованных же групп

негативные установки чаще всего не связаны с культурными факторами,

особенно в деловой сфере.

К первой группе факторов относится и пропаганда образцов

межнационального общения через средства массовой информации. Особенно

большое влияние оказывают телевидение и пресса.

В мусульманской общине Вашингтона нам рассказали, как один крупный

бизнесмен-мусульманин благодаря своему влиянию, в том числе в

государственных учреждениях, добился того, что по телевидению было

запрещено показывать мусульман в образе шей хов-богачей и кровожадных людей

с оружием.

Мы наблюдали, как росли антимусульманские предубеждения, когда

телевидение показывало кадры из чеченской республики с исполнением

ритуального танца «Зикр» и отправлением «намаза» (молящиеся аллаху) на

площади шейха Мансура. Но никто из наших респондентов не помнил, чтобы по

телевидению показывали чеченца или аварца, даргинца из Дагестана,

кабардинцев и балкарцев, обрабатывающих землю или работающих на

предприятиях. И это один из очевидных примеров формирования

«антикавказских» установок россиян. Надо ли удивляться, что в середине 90-х

годов они имели место, например, у более 50% населения в Москве.

Вторая группа культурных факторов связана с традиционными нормами

поведения. Принято считать, что традиции чаще влияют на поведение в быту,

но на самом деле здесь они просто очевиднее. Эндогамные браки преобладают у

всех народов не только вследствие теоретической возможности заключения

однонациональных и смешанных семейных союзов, но и благодаря установкам на

такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на отношения в

трудовой сфере, а именно: сказываются на выборе партнеров по бизнесу,

проявляются в нормах общения в трудовых коллективах, влияющих на отношения

людей.

Любопытно, как один из бизнесменов-калмыков объяснял то, почему он

предпочитает работать со своими соплеменниками: «В нашем деле много риска,

попадаются люди неумелые или безответственные. Если кто-то из партнеров

«прогорит», то за русского никто не заплатит, а за калмыка заплатит семья,

родственники».

Представления о людях, с которыми лучше иметь дело, отношение к

явлениям других культур, событиям из жизни других народов во многом

определяются тем, как историческое прошлое, современная социальная

действительность преломляются в психологии личности. Вот почему социологи

особо выделяют личностные факторы.

Социально-психологические и ситуативные факторы. Толерантность в

межэтнических отношениях

Обобщая теоретические подходы к объяснению межгрупповых отношений на

личностном уровне, B.C. Агеев называет мотивационные, ситуационные,

когнитивные и деятельностный подходы.

Мотивационные подходы к объяснению характера межэтнических отношений —

нейтральных или напряженных и враждебных — исходят преимущественно из

эмоциональной сферы психической деятельности.

Первая стройная систематизация взглядов в русле такого подхода

связывается с именами Фрейда и его последователей. Враждебность к другим

они объясняли бессознательными процессами, которые определяются характером

эмоциональных отношений в семье, заложенных в раннем детстве.

В русле мотивационного подхода интерпретируют межгрупповые отношения и

сторонники концепции «фрустрации и агрессии». Фрустрация, считают они,

проявляется в напряжении, чувствах тревоги, отчаяния, перерастающих в гнев,

раздражение, готовность к агрессивным действиям. С точки зрения этой теории

Л. Берковитц анализировал расовые волнения в США. Он связывал развитие

фрустраций с относительной депривацией — пониманием своих трудностей при

сравнении собственного положения с положением других. Положение об

относительности депривации было, несомненно, важным для уяснения ее

значимости: человек склонен сравнивать свое нынешнее положение не столько с

прошлым, сколько с положением других групп, находящихся во взаимодействии с

ним. Достаточно вспомнить, как накануне 90-х годов советские люди

сравнивали свое материальное положение не с периодом, скажем, войны или

послевоенного развития, а с положением народов других стран Европы, США, о

котором они стали узнавать из передач телевидения и кинофильмов.

Исследователями доказано, что фрустрации далеко не всегда ведут к

агрессии. Возможны другие способы поведения либо нахождение какого-то вида

решения проблем, порождающих фрустрационные состояния, либо перерастание

(по каким-то причинам) этого состояния в депрессию. Видимо, применительно к

этнической группе в целом, состояние депривации вряд ли может быть

массовым, но элементы его, безусловно, могут прослеживаться особенно на

личностном уровне, где они проявляются в росте неврозов, астенических

состояний, фиксируемых у людей в зонах межэтнических конфликтов.

Фрустрации необязательно могут быть изначально связаны с другой

этнической группой. Они появляются на основе экономических трудностей, то

что наблюдал Л. Берковитц в США в отношении негритянского населения, когда

жизнь становилась труднее, что наблюдается часто в отношении к мигрантам в

Европе, а теперь и у нас — после распада СССР. Именно в период

фрустрационной напряженности распространяются негативные стереотипные

характеристики типа «черные», «чучмеки», «лица кавказской национальности»,

учащаются конфликтные эпизоды на личностном уровне.

В кросскультурном исследовании этнической идентичности, осуществленном

нами в 1994—1995 гг. в Татарстане, Саха (Якутии), Туве, Северной Осетии,

Г.У. Солдатовой установлено, что фрустрационные состояния были наиболее

характерны для зон конфликтов в Северной Осетии, а также проявлялись в

Туве, где экономические трудности и безработица были особенно ощутимы.

Известно, что Т. Адорно связывал агрессивное поведение по отношению к

другим этническим группам с внутренними побуждениями авторитарной личности.

В частности, широкой представленностью в населении людей с авторитарными

чертами он объяснял победу фашизма в Германии. Идеи Адорно критиковались за

концентрацию внимания лишь на внутриличностных импульсах тогда как

исследователи установили, что враждебность свойственна не только людям

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.