![]() |
|
|
Социальная помощь личностиработнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего младшего партнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы – поучение, морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть. Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность и даже вред – по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях. . Личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей. . Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков. . Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности. . Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.[8] При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками, основным является понятие «особые социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные нарушения развития. После диагностики начинаются целенаправленные положительное воздействие, коррекция, обучение и пр. (независимо от возраста детей). Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение ею может привести к необратимым последствиям – невозможности достичь определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка. Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его реальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечивается пространственная организация реабилитационной среды. К примеру, дети- невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем предсказывать ход событий, планировать свое поведение. Вообще, дети, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико- психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой диагностики и игровой терапии с одновременной коррекцией.[9] Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Нужно что-то, ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно отказаться от того или иного поведения. Иными словами, взрослые (родители, социальный работник, педагог) должны убедительно и наглядно доказать ребенку пагубность его поведения. Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции нарушенного развития подростков, которое проявляется в виде разнообразных проблем социальной адаптации. Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считать аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности. 1) Психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений (индивидуально- психологического, межличностного, личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. 2) Установление на основе проведенного анализа конкретных задач сферы, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия – то есть определение того, какие особенности психики данного подростка будут поддаваться эффективному влиянию извне. 3) Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Здесь проверяются предварительные гипотезы и выводы. Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска предусматривает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.[10] Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию у «трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен зачастую лишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом заключается специфика подросткового возраста). Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой личной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях); второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально «опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий – установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки на бесконфликтные отношения с родителями); четвертый – деятельностный (разработка для подростка развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной и т. д.). Реабилитация связывается с расширением причин изменения поведения подростков, появлением новых предметов деятельности, - иными словами, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы. В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных трудновоспитуемых подростков еще не означает неосознанного стремления, скажем, к совершению преступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их жизни целиком и полностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать возрастным и индивидуальным потребностям.[11] Свои особенности имеет формирование социальной защищенности выпускников детских домов. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности), осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в детском доме. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью. Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьный психолог и школьный социальный работник. Стержнем социальной защиты таких детей является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи, организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.[12] Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных. [13] Наконец, задачей социального работника в детском доме должна быть и помощь в оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими родственниками. В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование. Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями. Один из важнейших путей решения задач социальной защиты - профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесс и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительным количеством молодых людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашем случае – социального работника) оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого-либо нарушения основных этических норм взаимодействия с клиентами.[14] Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах – ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар. В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных подростков, выявлять и анализировать факторы, формы и стации подобной социальной дезадаптации; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации молодежи, комплекс мероприятий, направленных на вывод молодых людей из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности. Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации молодежи; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения на основе норм нравственности; содействие в получение специальности и работы; оказание комплексной медико- психологическойаиаправовойапомощиаиадр.[15] П 2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами) Социальные проблемы среднего и зрелого возраста, с одной стороны, весьма сложны, поскольку требуют дифференцированного подхода с точки зрения социального положения, полового, религиозно-этнического и других признаков клиента. Эти признаки формируют совокупность различных социальных проблем таких групп населения, как, например, военнослужащие, женщины, представители национальных и религиозных меньшинств и др. С другой стороны, для всех этих групп характерен широко известный «кризис среднего возраста». Именно с ним, если отбросить комплекс бытовых, экономических, правовых проблем, и сталкивается чаще всего социальный работник при работе с представителем среднего возраста. Сложность здесь представляет как раз необходимость выделения этого психологического кризиса в структуре однотипных, повторяющихся проблем материального, бытового, юридического характера. Дело в том, что зачастую именно это явление составляет причину семейных, бытовых неурядиц, непонимания в трудовом коллективе, общей подавленности психики. Таким образом, именно преодоление данной проблемы может являться залогом успешного решения иных трудностей социально-психологического плана. Названный кризис представляет собой, по сути, психологическое явление своеобразной разочарованности, когда приходит осознание, что надежды молодости уже никогда не сбудутся; приходит усталость от монотонности семейной жизни, однообразия трудовых отношений. Это вызывает общую апатию и зачастую глубокую депрессию. Если же названные явления сопровождаются, скажем, бедственным материальным положением, жестокостью в семье, положением национального и религиозного изгоя самого клиента и его семьи, то для разрешения всего комплекса проблем потребуется сложная социально- экономическая, психологическая помощь. Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различные проявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода «зрелости». Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с проблемой «упущенных надежд» молодости, разочарованием в семейной жизни, жилищными и бытовыми трудностями. По мере приближения к пожилому возрасту актуализируются проблемы нереализованности растраченного «впустую» потенциала, одиночества и ненужности во все более ускоряющемся темпе жизни, материальной обеспеченности в условиях приближающейся старости. Сказанное определяет и различие в методах социальной работы с такими людьми – будь то консультация, психологический тренинг, групповая работа, социально- экономическая помощь. [16] Принимая во внимание ограниченный объем работы, рассмотрим проблемы среднего возраста на примере социальной помощи женщинам (учитывая на фоне социально-гендерной типологии особенности возрастной периодизации). Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов. Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов: . необходимость второго заработка в семье, . работа – важнейшее средство «социальной страховки» как для женщины, так и для ее семьи, . работа – средство самоутверждения, саморазвития, способ получения признания, место, где можно получить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразных домашних дел (это характерно для женщин в основном с высоким образовательным статусом).[17] Для женщин единственным вариантом позитивного развития ситуации является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семей и строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной независимости и свободы выбора. Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами, безболезненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих и обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда. Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью – данный выбор предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни. Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного и сексуального насилия, оградить женщину от нежелаемых беременностей, внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и, вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди всех стран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов.[18] В технологическом плане требуется внести серьезные изменения в систему воспитания и образования детей, что только отчасти входит в компетенцию социальной работы. Социальный работник может, во-первых, инициировать внимание к этой сфере на местном уровне путем обращения в органы принятия решений, средства массовой информации, создания объединений лиц, заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социального управления. Во-вторых, он может осуществлять социально- терапевтическую и коррекционную работы с целью изменения неблагоприятной ситуации в конкретной семье. Обеспечение максимальной (территориально-организационной и экономической) доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизни относятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на всех трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи входят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные методики оздоровления используют центры социального обслуживания населения, основными клиентами которых являются женщины.[19] Говоря о собственно гендерных направлениях социальной работы, можно выделить три этапа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та или иная задача. Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |