реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная помощь личности

работнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать

себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего

младшего партнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним.

Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы –

поучение, морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом

взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность

принимать подростка таким, каков он есть.

Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто

предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения,

продемонстрировала свою неэффективность и даже вред – по отношению к детям,

имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на

следующих положениях.

. Личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой

ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы

интересов, потребностей.

. Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки,

коррекционных и реабилитационных программ, адекватных

индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и

подростков.

. Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики,

коррекционной и реабилитационной деятельности.

. Разработка и создание целостной системы оказания помощи,

исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме

комплексности.[8]

При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми

детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе

невротиками, основным является понятие «особые социальные потребности». У

таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные

нарушения развития.

После диагностики начинаются целенаправленные положительное

воздействие, коррекция, обучение и пр. (независимо от возраста детей).

Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение

ею может привести к необратимым последствиям – невозможности достичь

определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его

реальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечивается

пространственная организация реабилитационной среды. К примеру, дети-

невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного

пространства, облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем

предсказывать ход событий, планировать свое поведение. Вообще, дети,

имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них

механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими,

коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-

психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой

диагностики и игровой терапии с одновременной коррекцией.[9]

Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с

особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне

довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим.

Нужно что-то, ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно

отказаться от того или иного поведения. Иными словами, взрослые (родители,

социальный работник, педагог) должны убедительно и наглядно доказать

ребенку пагубность его поведения.

Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его

деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает

активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции

нарушенного развития подростков, которое проявляется в виде разнообразных

проблем социальной адаптации.

Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считать

аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности

ребенка, осуществляемая в следующей последовательности.

1) Психологическая квалификация личностных деформаций

подростка, выявление их внутренних механизмов, определение

уровней психических изменений (индивидуально-

психологического, межличностного, личностного),

мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы.

2) Установление на основе проведенного анализа конкретных

задач сферы, в отношении которых показаны профилактические,

дидактические и коррекционные воздействия – то есть

определение того, какие особенности психики данного

подростка будут поддаваться эффективному влиянию извне.

3) Нахождение, разработка и апробация тактических приемов

диагностических и коррекционных методик, оптимальных

условий, способствующих их реализации. Здесь проверяются

предварительные гипотезы и выводы.

Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими

подростками из групп риска предусматривает изучение причин деформации

личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои

усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных

последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.[10]

Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию

у «трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен

зачастую лишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом

заключается специфика подросткового возраста). Такого рода задачи могут

реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой

личной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях);

второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально

«опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий –

установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы

«изменений», например индивидуальные установки на бесконфликтные отношения

с родителями); четвертый – деятельностный (разработка для подростка

развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках

определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной и т. д.).

Реабилитация связывается с расширением причин изменения поведения

подростков, появлением новых предметов деятельности, - иными словами, с

позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.

В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных

трудновоспитуемых подростков еще не означает неосознанного стремления,

скажем, к совершению преступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать

окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их

жизни целиком и полностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей,

не стала бы отвечать возрастным и индивидуальным потребностям.[11]

Свои особенности имеет формирование социальной защищенности

выпускников детских домов. На первых этапах социальной самостоятельности

дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же,

не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального

сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они

социально депривированные личности), осваивает социальные роли и

нравственные нормы за годы пребывания в детском доме. В этом плане особую

актуальность приобретают связи с социальной жизнью.

Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном

взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь

оказывают школьный психолог и школьный социальный работник. Стержнем

социальной защиты таких детей является воспитание у них чувства дружбы и

любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду,

что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией.

Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения,

лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному

соревнованию цивилизованные формы.

Основной задачей детского дома является социализация воспитанников.

Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи:

взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим.

Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников

вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи,

организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции

членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к

семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они

ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых

выбирают на усыновление.[12]

Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности

психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и

воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда

педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои

отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель,

непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно

эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит

ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает,

выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального

донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами,

которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских

учреждений не должны имитировать семейных. [13]

Наконец, задачей социального работника в детском доме должна быть и

помощь в оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими

родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи

лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице,

поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие

встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка

травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря

ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и

другими родственниками.

В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципы

практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные

особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в

деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их

личности, как-то: начальное профессиональное, техническое, художественное,

музыкальное образование. Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть

нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития

личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего

развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня

общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды

деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в

соответствии с индивидуальными особенностями.

Один из важнейших путей решения задач социальной защиты -

профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных

заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесс и

осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя

диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая

перед значительным количеством молодых людей проблема свободы выбора. В

связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы

профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы

можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения

готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной

позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашем случае –

социального работника) оказать индивиду реальную помощь в таком

самоопределении, без какого-либо нарушения основных этических норм

взаимодействия с клиентами.[14]

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах –

ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласно

исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах

правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия»

и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье,

общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить

их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной

реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных

подростков, выявлять и анализировать факторы, формы и стации подобной

социальной дезадаптации; разрабатывать индивидуальные программы социальной

реабилитации молодежи, комплекс мероприятий, направленных на вывод молодых

людей из сложной ситуации и создание условий для нормальной

жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются:

организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации

молодежи; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи;

оздоровление межличностных отношений, устранение психотравмирующих

ситуаций, выработка навыков общения на основе норм нравственности;

содействие в получение специальности и работы; оказание комплексной медико-

психологическойаиаправовойапомощиаиадр.[15]

П

2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной

работы с женщинами)

Социальные проблемы среднего и зрелого возраста, с одной стороны,

весьма сложны, поскольку требуют дифференцированного подхода с точки зрения

социального положения, полового, религиозно-этнического и других признаков

клиента. Эти признаки формируют совокупность различных социальных проблем

таких групп населения, как, например, военнослужащие, женщины,

представители национальных и религиозных меньшинств и др.

С другой стороны, для всех этих групп характерен широко известный

«кризис среднего возраста». Именно с ним, если отбросить комплекс бытовых,

экономических, правовых проблем, и сталкивается чаще всего социальный

работник при работе с представителем среднего возраста. Сложность здесь

представляет как раз необходимость выделения этого психологического кризиса

в структуре однотипных, повторяющихся проблем материального, бытового,

юридического характера. Дело в том, что зачастую именно это явление

составляет причину семейных, бытовых неурядиц, непонимания в трудовом

коллективе, общей подавленности психики. Таким образом, именно преодоление

данной проблемы может являться залогом успешного решения иных трудностей

социально-психологического плана.

Названный кризис представляет собой, по сути, психологическое явление

своеобразной разочарованности, когда приходит осознание, что надежды

молодости уже никогда не сбудутся; приходит усталость от монотонности

семейной жизни, однообразия трудовых отношений. Это вызывает общую апатию и

зачастую глубокую депрессию. Если же названные явления сопровождаются,

скажем, бедственным материальным положением, жестокостью в семье,

положением национального и религиозного изгоя самого клиента и его семьи,

то для разрешения всего комплекса проблем потребуется сложная социально-

экономическая, психологическая помощь.

Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различные

проявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода

«зрелости». Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с

проблемой «упущенных надежд» молодости, разочарованием в семейной жизни,

жилищными и бытовыми трудностями. По мере приближения к пожилому возрасту

актуализируются проблемы нереализованности растраченного «впустую»

потенциала, одиночества и ненужности во все более ускоряющемся темпе жизни,

материальной обеспеченности в условиях приближающейся старости. Сказанное

определяет и различие в методах социальной работы с такими людьми – будь то

консультация, психологический тренинг, групповая работа, социально-

экономическая помощь. [16]

Принимая во внимание ограниченный объем работы, рассмотрим проблемы

среднего возраста на примере социальной помощи женщинам (учитывая на фоне

социально-гендерной типологии особенности возрастной периодизации).

Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их

причин общей социально-психологической проблематикой общества определяют

необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых

разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность

найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при

необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал,

включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям,

потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами

мотивов:

. необходимость второго заработка в семье,

. работа – важнейшее средство «социальной страховки» как для

женщины, так и для ее семьи,

. работа – средство самоутверждения, саморазвития, способ

получения признания, место, где можно получить удовольствие от

интересного общения, отдых от однообразных домашних дел (это

характерно для женщин в основном с высоким образовательным

статусом).[17]

Для женщин единственным вариантом позитивного развития ситуации

является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-то

благодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их

семей и строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной

независимости и свободы выбора.

Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение

таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим

фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как

сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе имея малолетних

детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она

считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами,

безболезненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как

законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих и

обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.

Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в

семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и

своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть

независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью – данный выбор

предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким

образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность

получать доходы, достаточные для обеспечения жизни.

Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере

сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного и

сексуального насилия, оградить женщину от нежелаемых беременностей,

внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и,

вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди

всех стран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов.[18]

В технологическом плане требуется внести серьезные изменения в систему

воспитания и образования детей, что только отчасти входит в компетенцию

социальной работы. Социальный работник может, во-первых, инициировать

внимание к этой сфере на местном уровне путем обращения в органы принятия

решений, средства массовой информации, создания объединений лиц,

заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на

органы социального управления. Во-вторых, он может осуществлять социально-

терапевтическую и коррекционную работы с целью изменения неблагоприятной

ситуации в конкретной семье.

Обеспечение максимальной (территориально-организационной и

экономической) доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности,

распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи

также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствие

женщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизни

относятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на

всех трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское

просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи

входят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные

методики оздоровления используют центры социального обслуживания населения,

основными клиентами которых являются женщины.[19]

Говоря о собственно гендерных направлениях социальной работы, можно

выделить три этапа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их

жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное

развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной

является та или иная задача.

Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.