реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная помощь личности

Социальная помощь личности

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

План

Введение

Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные

возрастные периоды

1.1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация

1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной

работы

Глава II. Специфика социальной помощи личности в

различные возрастные периоды

2.1. Оказание социальной помощи детям, подросткам и молодежи

2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной

работы с женщинами)

2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос социальной помощи различным категориям граждан, безусловно,

общественно значим в связи с необходимостью заботы современного государства

о социально незащищенных слоях общества. Такая точка зрения не вызывала

сомнений в годы, когда всякий гражданин Советского Союза мог рассчитывать

на всестороннюю социальную поддержку со стороны государства. Актуальной эта

проблема стала в связи с происшедшими за последние годы изменениями в

области социальной политики России.

Практическую же значимость и актуальность работе придает специфичность

ее темы. Дело в том, что вопрос классификации методов и технологий

социальной работы с личностью по возрастному принципу относительно

малоизучен: преобладают метод отнесения клиентов социальной службы к тому

или иному социальному слою (неполные семьи, малоимущие и т. д.), гендерный

(половой) принцип и др. Безусловно, применяется и возрастной критерий

(существуют методы помощи молодежи, пожилым людям), однако не сформирована

последовательная система выбора вида социальной помощи в зависимости от

возрастных особенностей психического развития, социального статуса

личности. Впрочем, элементы гендерного принципа, принципа социальной

стратификации и других критериев необходимо использовать и в данном случае

в силу практической невозможности отделить совокупность половых, статусно-

ролевых характеристик личности от возраста, которому они присущи. В

частности, проблемы среднего возраста рассмотрим на примере женщин.

Как видим, предметом данной работы является изучение конкретных

методов социальной помощи личности на разных жизненных этапах. Отсюда, цель

работы составляет, во-первых, выявление проблем, характерных для каждого

возрастного периода, а во-вторых, определение специфики социальной помощи

людям различных возрастов.

Детализируя, можно определить следующие задачи, решение которых

позволит рассмотреть выбранную тему. Здесь следует выделить, с одной

стороны, вопросы личностного развития (проблемы периодизации, особенности

усвоения на каждом возрастном этапе социальных норм, ресоциализация), с

другой – определение конкретных методов преодоления выявленных кризисных

ситуаций, характерных для того или иного возраста. В общем плане, задача

настоящей работы - изучение методов социальной помощи личности с позиции

непосредственно социального работника учреждений, специализирующихся на

оказании такой помощи лицам того или иного возрастного периода (детские

дома, дома престарелых).

Последовательное выполнение перечисленных задач составит структуру

работы. Прежде всего, это анализ понятий личности, разработанных различными

общественными науками и выявление понятия, отвечающего задачам социальной

работы. Наиболее важным в этом плане представляется вопрос социализации как

процесса становления личности. Затем, специфика исследуемой проблемы

предполагает подробное рассмотрение этапов социализации и на этой основе –

выделение в развитии личности конкретных возрастных периодов. Учитывая, что

каждый из данных периодов характеризуется присущими ему социальными

проблемами, следует выявить совокупность специфических методов и технологий

социальной работы, необходимых при решении проблем конкретного возраста.

Далее. Особенность метода работы видится, во-первых, в ее связи с

социально-педагогическим, социально-психологическим, социологическим

подходами к изучению личности, проблем, возникающих перед ней на том или

ином жизненном этапе, а также путей их преодоления. Сюда, в частности,

относятся социальная схема возрастной периодизации развития детей и

подростков, методы педагогической работы с депривированными детьми. Более

того, такие понятия, как возрастной кризис, переходный возраст разработаны

психологией, а понятия личности, социализации, социальной адаптации –

межотраслевые.

Следует учесть, наконец, что ограниченный объем работы не позволит

провести анализ большей части правовых, организационных, экономических

основ социальной работы, составляющих неотъемлемую часть конкретных методов

и технологий социальной помощи личности.

Глава I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные

периоды

1. Междисциплинарное значение понятия «личность»;

социализация

Прежде всего, тема работы требует дать характеристику и некоторый

анализ понятия личности как объекта социальной помощи, и определить

основные этапы, на которых проявляется необходимость оказания этой помощи.

В настоящее время интерес к проблемам человеческой личности настолько

велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету

исследования. Известно несколько десятков определений, что такое личность,

в различных областях знаний. В философии личность человека как таковая

не рассматривается: ею надо стать. В социологии личность - совокупность

статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная система,

которая может быть независима от общества. Эта независимость

проявляется в собственном мировоззрении личности, в ее самосознании.

Психология (и это определение наиболее близко к рассматриваемой теме)

считает личностью человека со своими взглядами и убеждениями, проявляющего

свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в

межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующего в той или

иной деятельности, понимающего свои действия и способного руководить

ими.[1] Понятие личности - это совокупность таких психологических

качеств индивида, как отношение к чему – либо, нормы поведения,

взгляды, ценности.

В области социальной работы, большей частью с прикладной точки

зрения, личность можно охарактеризовать в плане прохождения ею этапов

социализации и преодоления на этом пути кризисов различных возрастов. Такая

особенность предполагает некую специфику в оказании социальной помощи

личности, находящейся на том или ином жизненном этапе. Определенную

значимость, таким образом, представляет понятие социализации как процесса

становления и дальнейшего развития личности под воздействием общественных

институтов.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной

стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную

среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного

воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной

деятельности, активного включения в эту среду.[2]

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта –

это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его

сторона характеризует воздействие человека на среду с помощью деятельности.

Следует отметить, что психология рассматривает этот процесс как бы «со

стороны личности», в то время как социальную работу интересует прежде всего

взаимодействие в плоскости «личность – среда».

Социализация по своему содержанию – это процесс становления личности.

Выделяют три сферы, в которых это становление осуществляется: деятельность

(индивид предстает здесь субъектом деятельности и в этом качестве, как было

сказано, не только меняет окружающий его мир, но и меняется сам, становясь

личностью); общение (позволяет реализовать усвоенные нормы поведения и

увеличить все многообразие связей личности с воспитывающим ее обществом,

тем самым развивая и обогащая саму личность); самосознание (выделение

собственного внутреннего мира, осознание самостоятельности и независимости

своего «Я», как бы взгляд на себя со стороны; в его структуру входят три

показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы).

Говоря об этапах социализации, большинство ученых придерживаются

следующего деления этого неоднозначного и во многом противоречивого

процесса на временные промежутки.

. Дотрудовая стадия; это ранняя (первичная) социализация,

включающая в себя дошкольный период раннего детства и период

обучения в школе. Ее содержание представляет собой привитие

индивиду элементарных правил человеческого общежития,

формирование у него базовых (а затем все более сложных) понятий,

основ его будущей социальной жизни. В воспитании и обучении ярко

выражена ведущая роль семьи, дошкольных учреждений, школы,

неформальных объединений.

. Трудовая стадия – так называемая социализация взрослых, наиболее

длительный и неоднородный по содержанию период социализации.

Здесь, в ходе осуществления разнообразной трудовой деятельности,

наблюдается последовательная реализация и еще большее

усложнение бесконечного многообразия усвоенных на предыдущем

этапе норм и правил социального бытия. Адаптируясь к быстро

изменяющимся условиям самостоятельной взрослой жизни (что также

является элементом социализации), человек в полной мере

проявляет свои личностные качества и уровень зрелости.

. Послетрудовая стадия характеризует возраст, когда происходит

постепенное снижение социальной активности личности. Становится

очевидной необходимость скорого перехода к более «спокойной,

размеренной», в большинстве случаев бездеятельной жизни.

Этапы социализации позволяют выделить некоторые промежутки времени в

процессе развития личности, когда она особенно незащищена – так называемые

переходные периоды, кризисы различных возрастов. Они сопровождают личность

на протяжении всей жизни и особенно присущи стыкам рассмотренных периодов

социализации (как, впрочем, наблюдаются они и в рамках данных этапов –

например, в случае ресоциализации бывшего осужденного или адаптации

вынужденного переселенца к новой национальной среде). Суть таких кризисов

заключается в необходимости адаптироваться к новой среде либо требованиям,

предъявляемым к вновь приобретенному социальному статусу - другими словами,

принять новые социальные нормы.

Часто встречающаяся болезненность таких периодов обусловлена

неготовностью, нежеланием разрушать сложившуюся и привычную (а потому

весьма комфортную) многолетнюю систему поведенческих стереотипов, в то

время как все окружение, объективный ход жизни, изменения качеств самой

личности подталкивают ее к вынужденному восприятию иных правил поведения в

социальной среде. Напротив, возможно и неприятие по каким-либо причинам

средой определенных качеств личности (это, скажем, положение национального

«изгоя»).[3] Впрочем, социальная работа имеет дело лишь с практической

стороной последствий этой сложной проблемы из сферы психологии, педагогики,

социологии.

Не менее важной для рассматриваемой темы причиной появления нужды в

социальной помощи представляются различные проблемы материального,

бытового, психологического плана (жестокость в семье, непонимание

родителей, проблемы с жильем, малообеспеченность, отсутствие работы и др.).

Они имеют более общий характер, однако на каждом возрастном этапе

приобретают определенную специфику.

Отсюда, во-первых, для решения задач социальной работы более

подробного изучения требует вопрос возрастной периодизации развития

личности. Во-вторых, детальное рассмотрение каждого из таких периодов

позволит определить конкретные формы и методы социальной помощи личности на

том или ином этапе жизни.

1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере

социальной работы

Возраст - это ключевое понятие для периодизации развития человека в

течение всей индивидуальной жизни и соответственно - для проектирования

систем действенной социальной помощи.

Как отмечено выше, основной целью возрастной периодизации в сфере

социальной работы является изучение особенностей развития личности на

каждом из таких этапов с целью совершенствования методов социальной помощи.

Поскольку особое место в настоящей теме занимает понятие социализации,

представляется целесообразным провести периодизацию на основе ее этапов.

Наиболее общими периодами в таком случае будут: детство (от рождения до

достижения совершеннолетия, то есть когда достигнуто полное развитие

личности), период среднего и зрелого возраста (примерно соответствует

трудовой стадии социализации), пожилой возраст.

В свою очередь, период детства в соответствии с социальной

периодизацией можно разделить на: преддошкольный (до 3-х лет), дошкольный

(от 3-х до 6-7 лет), школьный (младший – от 6-7 до 10 лет, старший

школьный – от 11 до 14 лет и подростковый - от 15 до 18 лет). Затем,

переходом к трудовому этапу служит молодежный период (примерно до 25-27

лет). С началом трудовой деятельности в процессе социализации связываются

период среднего (30-45 лет) и зрелого (45-50 лет) возрастов. Наконец,

группы старших возрастов (от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90

лет и старше – долгожители).[4]

Необходимо отметить, что в силу наиболее интенсивного биологического и

социального развития именно период дошкольного детства насыщен

многочисленными кризисами ( кризис первого года жизни, кризисы трех, семи

лет). Однако процессы воспитания и обучения в этом возрасте происходят

преимущественно в рамках семейной микросреды. В то же время, роль

общественных институтов социализации (а значит, и необходимость социальной

помощи непосредственно формирующейся личности ребенка) возрастает с

наступлением школьного возраста.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или

переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как

кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к

школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в

воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже

не дошкольник и еще не школьник.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало

дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Это

проявляется в том, что к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые

и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом

меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте

еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые

переживания, неразрешимые противоречия.[5]

Переходный период в подростковом возрасте, кризис среднего возраста,

проблемы адаптации людей пожилого поколения и другие ситуации, требующие

решения в ходе оказания социальной помощи и связанные с возрастными

особенностями, рассмотрим в дальнейшем ходе работы.

Глава II. Специфика социальной помощи личности в

различные возрастные периоды

2.1. оказание социальной помощи

детям, подросткам и молодежи

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка.

Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых

разработанных.

Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным

программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению,

деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с

медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения

способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются,

например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях.

Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают

правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами

культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает

разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях,

работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности

являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого

психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-

профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация.

Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный

труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение

педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников,

поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие

жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и

терапевтический характер. Широко используется практическая социально-

психологическая работа.

Важным направлением социализации детей и подростков является их

реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической,

нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств.

При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы

восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных,

коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные

группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной

деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в

труде, общении, в личной жизни.[6]

Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных»,

дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими

детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми,

кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные

лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с

несовершеннолетними.

Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм

повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном

жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение,

связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни,

взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся

гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на

личности данного ребенка.

Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции

социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

. Формирование навыков общения;

. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного

проживания) и со сверстниками;

. Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению,

либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли

негативно на процесс общения;

. Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В этом плане основное содержание работы социального работника - это

создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с

несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного

обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения

помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными»

подростками, нельзя проявлять прямолинейность. Последние, в отличие от

детей младшего возраста – отнють не пассивный объект социальной работы; их

дезорганизующуя активность велика и заставляет с собой считаться.

Предложение любой помощи со стороны социального работника должно

«перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и

обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты

подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого

можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно,

социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные

ценности, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те

потребности, которые обусловлены его пристрастиями и предпочтениями.

Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не

игнорируют эти обстоятельства и создают в начале своеобразный костяк своих

единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в

общую деятельность. Эти две разные задачи – формирование ядра своих

единомышленников и влияния на наименее поддающихся – приходится решать

одновременно.[7]

Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан

постоянно поддерживать доверительные отношения с подростком. В контакте с

последним реализуется ярко выраженная и неудовлетворенная потребность

воспитуемого в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым,

придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать

смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Здесь социальному

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.