![]() |
|
|
Социальная зашита населения в РФ|ем | | | | | | | | | |за | | | | | | | | | |месяц)| | | | | | | | | |Июль |71,3|98,6 |65,2 |100,1 |6,1 |85,2 |1,0 |101,6 | |Август|71,6|99,1 |65,5 |100,5 |6,1 |86,7 |1,0 |102,9 | |Сен-тя|71,4|99,2 |65,2 |100,4 |6,2 |87,8 |1,0 |103,0 | |брь | | | | | | | | | |III |71,4|99,0 |65,3 |100,3 |6,2 |86,6 |1,0 |102,5 | |кварта| | | | | | | | | |л | | | | | | | | | |(в | | | | | | | | | |средне| | | | | | | | | |м | | | | | | | | | |за | | | | | | | | | |месяц)| | | | | | | | | |Октябр|71,2|99,2 |64,9 |100,4 |6,3 |88,9 |1,0 |104,4 | |ь | | | | | | | | | |Ноябрь|71,0|99,3 |64,7 |100,3 |6,3 |90,1 |1,1 |106,5 | |Декабр|70,8|99,8 |64,5 |100,8 |6,4 |90,3 |1,1 |108,3 | |ь | | | | | | | | | |IV |71,0|99,4 |64,7 |100,5 |6,3 |89,8 |1,1 |106,4 | |кварта| | | | | | | | | |л | | | | | | | | | |(в | | | | | | | | | |средне| | | | | | | | | |м | | | | | | | | | |за | | | | | | | | | |месяц)| | | | | | | | | |Год |70,9|98,7 |64,4 |100,3 |6,4 |85,2 |1,1 |98,1 | |(в | | | | | | | | | |средне| | | | | | | | | |м | | | | | | | | | |за | | | | | | | | | |месяц)| | | | | | | | | |2002г. | |Январь|70,6|100,2 |64,3 |101,3 |6,4 |89,8 |1,2 |111,8 | |Феврал|70,5|100,6 |64,1 |101,8 |6,4 |89,8 |1,2 |114,2 | |ь | | | | | | | | | Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ. В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4). В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий: - поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций; - более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости; - профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора; - расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости; - максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест. Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редакции (1996 г.). Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи. Государство гарантирует безработным: - выплату пособий по безработице; - выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах; - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; - оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев. В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет. Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают от государства. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно- денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах. Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. Таблица №7 Забастовки | |1990|1996|1997|1998|1999|2000| |Число |260 |8278|1700|1116|7285|817 | |предприятий, на| | |7 |2 | | | |которых | | | | | | | |проходили | | | | | | | |забастовки | | | | | | | |Численность работников, вовлеченных в забастовки:| |тыс. человек |99,5|663,|887,|530,|238,|30,9| | | |9 |3 |8 |4 | | |В среднем на |383 |80 |52 |48 |33 |37 | |одно | | | | | | | |предприятие, | | | | | | | |человек | | | | | | | Таблица №8 Правонарушения | |1990 |1995|1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Число |1840 |2756|2625 |2397 |2582 |3002 |2952 | |зарегистрированных| | | | | | | | |преступлений за | | | | | | | | |год, тыс. | | | | | | | | |Раскрываемость |54,8 |64,5|70,1 |72,2 |74,4 |73,4 |75,6 | |преступлений, % | | | | | | | | |Коэфициэнт |14,3 |30,7|266 |23,9 |23,0 |26,2 |28,3 | |смертности от | | | | | | | | |убийств(число | | | | | | | | |умерших на 100000 | | | | | | | | |населения) | | | | | | | | В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь ”). Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают: - набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней; - нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами; - нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся; - норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии. Таблица №9 Образование | |1990 |1995|1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Число |67571 |6844|68259 |67862 |67321 |66943|66428 | |государственных| |5 | | | | | | |дневных | | | | | | | | |общеобразовател| | | | | | | | |ьных учреждений| | | | | | | | |В них |20328 |2152|21682 |21683 |21429 |20826|20013 | |численность | |1 | | | | | | |учащихся, тыс. | | | | | | | | |человек | | | | | | | | |Число |2603 |2612|2608 |2593 |2584 |2576 |2589 | |государственных| | | | | | | | |средних | | | | | | | | |специальных | | | | | | | | |учебных | | | | | | | | |заведений | | | | | | | | |Численность |153 |130 |134 |137 |141 |148 |160 | |студентов в | | | | | | | | |государственных| | | | | | | | |средних | | | | | | | | |специальных | | | | | | | | |учебных | | | | | | | | |заведениях на | | | | | | | | |10000 населения| | | | | | | | |Число |514 |569 |573 |578 |580 |590 |607 | |государственных| | | | | | | | |высших учебных | | | | | | | | |заведений | | | | | | | | |Численность |190 |179 |190 |208 |229 |256 |294 | |студентов | | | | | | | | |государственных| | | | | | | | |высших учебных | | | | | | | | |заведений на | | | | | | | | |10000 населения| | | | | | | | Таблица № 10 Минимальные размеры стипендии (в месяц) |Численность|4,5 |4,5 |4,6 |4,6 |4,7 |4,7 |4,7 | |врачей на | | | | | | | | |1000 | | | | | | | | |населения | | | | | | | | Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др. До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла. Таблица №12 Структура платных услуг населению (в процентах) | |1993|1996|1997|1998|1999|2000| |Все оказанные |100 |100 |100 |100 |100 |100 | |услуги | | | | | | | |в том числе: | |бытовые |29,4|18,8|18,1|16,7|15,7|14,3| |пассажирского |29,3|25,3|26,0|24,5|25,7|25,9| |транспорта | | | | | | | |связи |5,9 |7,9 |8,4 |9,2 |9,9 |11,1| |жилищно-коммуна|10,3|20,7|21,3|22,1|20,4|20,0| |льные | | | | | | | |системы |2,4 |3,0 |4,2 |5,4 |6,3 |6,7 | |образования | | | | | | | |культуры |1,6 |1,1 |1,4 |1,2 |1,5 |1,6 | |туристико-экску|2,0 |1,3 |2,1 |1,9 |1,8 |1,8 | |рсионные | | | | | | | |физической |0,2 |0,3 |0,3 |0,4 |0,4 |0,4 | |культуры и | | | | | | | |спорта | | | | | | | |медицинские |1,7 |2,7 |3,5 |3,8 |4,4 |4,5 | |санаторно-оздар|5,0 |2,9 |2,4 |2,7 |3,3 |3,8 | |овительные | | | | | | | |правового |6,8 |7,5 |8,9 |8,0 |6,2 |5,1 | |характера | | | | | | | |другие |5,4 |8,5 |3,4 |4,1 |4,4 |4,8 | Специфическим видом государственных социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно- коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. Таблица №13 Предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг | |2000 | | |Численность |Затраты |Среднемесячн| | |граждан, |предприятий по |ый размер | | |пользующихся |предоставлению |льгот га | | |льготами, тыс. |гражданам льгот |одного | | |человек |по оплате |пользователя| | | |жилищно-коммуналь|, руб. | | | |ных услуг, млн. | | | | |руб. | | |Всего |46015,1 |17547,6 |32 | |в том числе льготы, предоставленные: | |инвалидам |10503,6 |4420,6 |35 | |из них: | |инвалидам |2065,7 |904,5 |36 | |Великой | | | | |Отечественной | | | | |войны и | | | | |инвалидам | | | | |боевых | | | | |действий на | | | | |территории | | | | |других | | | | |государств | | | | |инвалидам и |6672,3 |2788,0 |35 | |семьям, | | | | |имеющим | | | | |детей-инвалидо| | | | |в | | | | |ветеранам |20986,2 |7542,4 |30 | |из них: | |участникам |1417,6 |569,6 |33 | |Великой | | | | |Отечественной | | | | |войны | | | | |ветеранам |295,3 |71,9 |20 | |боевых | | | | |действий на | | | | |территории | | | | |других | | | | |государств | | | | |ветеранам |18090,9 |6443,3 |30 | |труда | | | | |на основании |10740,3 |4113,7 |32 | |других | | | | |законодательны| | | | |х актов | | | | |по |1400,8 |643,2 |38 | |профессиональн| | | | |ому приказу | | | | |иными |2384,2 |827,7 |29 | |категориями | | | | |граждан | | | | В приложении можно ознакомиться с жилищными условиями населения (см. Приложение, таблица №6). 26 мая 1997 г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья. Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения. 4.Социальное обеспечение и социальное помощь. В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Основными видами социального обеспечения являются: -пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; -пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.; -содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях; -профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др. Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения. Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов. Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |