реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная жизнь

более или менее ясные цели".

Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное

определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям. Для индивида

в этом случае нет какой-либо внешней, рационально-понятой цели, действие по

словам М.Вебера, всегда подчинено "заповедям" или требованиям, в

повиновении которым данный человек видит долг. В этом случае сознание

деятеля не полностью раскрепощено; в разрешении противоречий между целью и

ориентацией на другого он полностью полагается на принятые им ценности.

Существуют также аффективное и традиционное действия. Аффективное

действие иррационально; его отличает стремление к немедленному

удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Традиционное действие

осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения,

норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на

истинность.

В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных

действий. Некоторые из них, в частности, традиционно-нравственные, вообще

могут являться характерными, типичными для определенных слоев общества. Что

касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и

строгому расчету, привычному к ориентации на свой долг перед товарищами,

родителями, Отечеством.

Модель социального действия позволяет выявить качественные критерии

эффективности организации социальных связей. Если социальные связи

позволяют удовлетворить потребности, реализовать свои цели, то такие связи

могут быть признаны разумными. Если данная цель взаимосвязей не позволяет

этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуждающая к перестройке

данной системы социальных связей. Изменение социальных связей может

ограничиться незначительными корректировками, а может потребовать и

кардинальных изменений всей системы связей. Возьмем, к примеру,

преобразования последних лет в нашей стране. Повышения уровня жизни,

большей свободы мы стремились вначале достичь не проводя коренных

социальных изменений. Но когда выяснили, что, решить эти проблемы в

рамках социалистических принципов не дали желаемого результата, в

обществе стали нарастать настроения в пользу более радикальных изменений

системы общественных отношений.

Социальная связь выступает в виде как социального контакта, так и

социального взаимодействия. Социальное взаимодействие - систематические,

достаточно регулярные социальные действия партнеров, напрвленные друг на

друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную

реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую

реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет

собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет

место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам,

ради которых между ними установилась связь, например производство и

распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть

общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия

осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.

Большую роль в осуществлении взаимодействия играет система взаимных

ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу,

перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и

стать устойчивым, многоразовым, постоянным. Так, вступая во взаимодействие

с коллегами по работе, руководителями, членами семьи мы знаем, как они

должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с

ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к

видоизменению характера взаимодействия и даже к прерыванию в общении.

Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов,

направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для

взаимодействующих сторон. Взаимодействие на основе соперничества

включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника,

стремящегося к идентичным целям.

Если на основе сотрудничества возникают чувства благодарности,

потребности в общении, желание уступить, то при соперничестве могут

возникать чувства страха, неприязни, злобы.

Социальное взаимодействие изучается на двух уровнях: микро- и

макроуровне. На микроуровне изучается взаимодействие людей друг с другом.

Макроуровень включает такие крупные структуры как правительство и торговля,

и такие институты как религия и семья. При любых социальных условиях люди

взаимодействуют на обеих уровнях.

Итак, по всем предметам, значимым для удовлетворения своих

потребностей, человек входит в глубокое, сопряжимое взаимодействие с

другими людьми, с обществом в целом. Социальные связи представляют таким

образом множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций.

В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают разные

типы отношений между людьми.

Отношения, которые связывают социального субъекта ( индивида,

социальную группу) с объективной действительностью, и которые направлены на

ее преобразование, называются человеческой деятельностью. Целенаправленная

человеческая деятельность состоит из отдельных действий и взаимодействий. В

целом человеческая деятельность отличается творчески преобразующим

характером, активностью и предметностью.

Она может быть материальной и духовной, практической и теоретической,

преобразовательной и познавательной и т.п. В основе человеческой

деятельности лежит социальное действие. Рассмотрим его механизм.

Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные

ориентации.

Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его

совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побуждение,

толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано

с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматриваемая в аспекте о

побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле

управления, воспитания, стимулирования труда.

Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо

необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и

первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.

Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать.

Общепризнанно, что одна из лучших классификаций потребностей принадлежит

А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

Он выделил пять видов потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде,

жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности и качестве жизни - стабильности условий

своего существования, уверенности в завтрашнем дне, личной безопасности;

3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности к

коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в

совместной трудовой деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых других",

служебном росте, статусе, признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и т.д.

А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность в пище

может блокировать все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение

общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным

средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать

роль физиологических и материальных потребностей.

Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора

подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию

потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может

стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

В реальных действиях человека результируются несколько потребностей:

их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной

личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой,

типом личности.

Становление системы потребностей современного человека - процесс

длительный. В ходе этой эволюции через несколько этапов происходит переход

от безусловного доминирования витальных потребностей, присущих дикарю, к

целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность

все чаще и чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих

потребностей в угоду другой.

Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное действие -

крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть

понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий

данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма

проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание

целей деятельности.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее

удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты,

учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ,

обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные,

оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп

населения.

Итак, социальный объект в соединении с актуализированным мотивом

вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у

субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели

означает осознание им ситуации и возможность дальнейшего развития

субъективной активности, которая далее приводит к формированию социальной

установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать

определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными

ориентациями.

Ценности - объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие

потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

В социологии ценности рассматриваются как имеющие исторически

конкретный характер и как вечные универсальные ценности.

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные

ценности:

1) смысложизненные (представления о добре, зле, благе,счастье);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние,

семья, образование, качество продуктов и т.д.);

б) демократические (свобода слова, партий);

в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социальное

положение);

г) межличностного общения (честность, бескорыстность,

доброжелательность, любовь и др.);

д) личного развития (чувство собственного достоинства,стремление к

образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

3) партикулярные:

а) традиционные ( любовь и првязанность к "малой Родине", семье,

уважение к власти);

Социальное развитие и социальные изменения.

Социальный идеал как условие социального развития.

Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения,

например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях,

культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в

себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и

т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо

исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим эта

система подвергается изменениям.

Социальное изменение может определить и как изменение способа

организации общества. Изменение социальной организации является всеобщим

явлением, хотя оно и происходит различными темпами.Например, модернизация,

которая в каждой стране имеет свои особенности. Под модернизацией здесь

понимается сложная совокупность перемен, происходящих почти в каждой части

общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные

перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной

жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все

они в той или иной мере подвержены изменениям.

Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие

к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в

виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное

обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми,

постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники,

институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных

потребностей.

Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к

определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что

развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе,

приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих

между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной

социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием

"изменение". Как считают многие ученые термин "прогресс" выражает

ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном направлении.

Но в чьих ценностях может быть измерена эта желательность? Например,

строительство атомных электростанций какие изменения собой олицетворяют -

прогресс или регресс?

Необходимо отметить, что в социологии есть взгляд, что развитие и

прогресс это одно и то же. Этот взгляд выводится из эволюционных теорий XIX

века, утверждавших, что любое социальное развитие по природе одновременно и

прогресс, потому что он совершенствование, т.к. обогащенная система, будучи

более дифференцированной является вместе с тем и более совершенной

системой. Однако, по мнению Я.Щепаньского, говоря о совершенствовании, мы

имеем в виду прежде всего увеличение этической ценности. Развитие групп и

общностей имеет несколько аспектов: обогащение численности элементов -

когда мы говорим о количественном развитии группы, дифференцирование

отношений - то, что мы называем развитием организации; повышение

эффективности действий - то, что мы называем развитием функций; повышение

удовлетворенности членов организации участием в общественной жизни, аспект

ощущения "счастья", которое трудно измерить.

Моральное развитие групп может быть измерено степенью соответствия их

общественной жизни, признанным в них моральным критериям, но может быть

также измерено и степенью "счастья", достигнутого их членами.

В любом случае предпочитают говорить о развитии особо и принять

дефиницию, которая не включает ни какой оценки, а позволяет измерять

уровень развития объективными критериями и количественными мерами.

Термин же "прогресс" предлагает оставить для определения степени

достижения принятого идеала.

Социальный идеал - это модель совершенного состояния общества,

представление о совершенных общественных отношениях. Идеал задает конечные

цели деятельности, определяет ближайшие цели и средства их осуществления.

Будучи ценностным ориентиром он выполняет тем самым регулятивную функцию,

которая состоит в упорядочении и поддержании относительной стабильности и

динамичности общественных отношений, в соответствии с образом желаемой и

совершенной действительности как высшей цели.

Чаще всего во время относительно стабильного развития общества, идеал

регулирует деятельность людей и общественные отношения не непосредственно,

а опосредованно, через систему существующих норм, выступая системным

принципом их иерархии.

Идеал, как ценностный ориентир и критерий оценки действительности, как

регулятор общественных отношений, является воспитывающей силой. Наряду с

принципами и убеждениями он выступает компонентом мировоззрения, оказывает

влияние на формирование жизненной позиции человека, смысла его жизни.

Социальный идеал вдохновляет людей на изменение социальной системы,

становится важным компонентом социальных движений.

Социология рассматривает социальный идеал как отражение тенденций

общественного развития, как активную силу, организующую деятельность людей.

Идеалы, тяготеющие к сфере общественного сознания, стимулируют

социальную деятельность. Идеалы обращены в будущее, при обращении к ним

снимаются противоречия действительных отношений, в идеале выражена конечная

цель социальной деятельности, социальные процессы здесь представлены в

виде желаемого состояния, средства достижения которого могут быть еще не

вполне определены.

В полном своем объеме - с обоснованием и во всем богатстве его

содержания - социальный идеал может быть усвоен только с помощью

теоретической деятельности. И разработка идеала, и усвоение его

предполагает определенный уровень теоретического мышления.

Социологический подход к идеалу предполагает проведение четких

различий между желаемым, действительным и возможным. Чем сильнее стремление

достичь идеал, тем более реалистически должно быть мышление

государственного и политического деятеля, тем больше внимания должно

уделяться изучению практики экономических и социальных отношений,

действительным возможностям общества, реальному состоянию массового

сознания социальных групп и мотивам их деятельности и поведения.

Ориентация только на идеал часто приводит к определенному искажению

действительности; видение настоящего сквозь призму будущего нередко ведет к

тому, что действительное развитие отношений подгоняется под заданный идеал,

т.к. возникает постоянное стремление этот идеал приблизить, зачастую

игнорируются реальные противоречия, негативные явления, нежелательные

следствия предпринимаемых действий.

Другая крайность практического мышления - отказ или недооценка

идеала,видение только сиюминутных интересов, умение схватить интересы ныне

функционирующих институтов, учреждений, социальных групп без анализа и

оценки перспектив их развития, данных в идеале. И та, и другая крайности

ведут к одному и тому же результату – волюнтаризму и субъективизму на

практике, к отказу от стороннего анализа объективных тенденций развития

интересов и потребностей общества в целом, его отдельных групп.

Идеалы наталкиваются на сопротивление действительности, поэтому они

воплощаются не в полной мере. Что-то из данного идеала претворяется в

жизнь, что-то видоизменяется, что-то отсеивается как элемент утопии, что-то

откладывается на более отдаленную перспективу.

Это столкновение идеала с действительностью раскрывает важную

особенность бытия человека: человек не может жить без идеала, цели;

критического отношения к настоящему. Но человек не может жить и одними

идеалами. Его дела и поступки побуждаются реальными интересами, он должен

постоянно сообразовывать свои действия с наличными средствами претворения

идеала в жизнь.

Социальный идеал во всей множественности и сложности его сущности и

формы можно проследить на протяжении развития человечества. Причем

социальный идеал можно анализировать не только как абстрактно-теоретичекое

учение. Наиболее интересно рассматриваем социальный идеал на конкретном

историческом материале (например, античный идеал "золотого века",

раннехристианский идеал, идеал просвещения, коммунистический идеал).

Традиционный взгляд, сложившийся в нашем обществоведении, сводился к

тому, что существовал лишь один подлинный коммунистический идеал, в основе

которого лежит строгая теория научного развития. Все остальные идеалы

считались утопическими.

Многим импонировал некий идеал грядущего равенства и изобилия. Причем

в сознании каждого человека этот идеал приобретал индивидуальные черты.

Социальная практика доказывает, что социальный идеал может меняться в

зависимости от многих обстоятельств. Необязательно он может сводиться к

обществу равенства. Множество людей, наблюдая на практике отрицательные

последствия эгалитаризма, хотят жить в обществе предельной

стабильности и относительно справедливой иерархии.

В настоящее время, по данным социологических исследований, российское

общество не имеет какого-либо господствующего представления о желаемом пути

социального развития. Разуверившись в социализме, подавляющая часть людей

так и не восприняла никакого другого общественного идеала.

В то же время на Западе идет постоянный поиск социального идеала,

способного мобилизовать людскую энергию.

Свое видение социального идеала представляют неоконсерваторы, социал-

демократы. Согласно "новым правым" (1), представляющим первое направление,

в рыночном обществе, где вся система ценностей ориентирована на рост

экономики и непрерывное удовлетворение постоянно возрастающих материальных

потребностей, сформировался рыночный менталитет. Человек превратился в

эгоистичного и безответственного субъекта, умеющего лишь выдвигать новые

социально-экономические требования, неспособного контролировать себя и

управлять ситуацией. "Человеку не хватает ни стимулов к жизни, ни идеалов,

за которые можно умереть". Выход из социального кризиса "новые правые"

видят в перестройке общественного сознания, в целенаправленном

самовоспитании личности на основе обновления этических форм. Идеал,

способный обеспечить духовное обновление Запада, "новые правые" предлагают

воссоздать на основе консерватизма, понимаемого как возвращение к истокам

европейской культуры. Консервативная позиция заключается в стремлении,

опираясь на все лучшее, что было в прошлом, создать новую ситуацию. Речь

идет об установлении гармоничного порядка, который возможен на строгой

социальной иерархии. Организованное общество обязательно органично, в нем

поддерживается гармоническое равновесие всех социальных сил с учетом их

разнообразия. На "аристократию духа и характера" возлагается задача

создания новой, "строгой" этики, способной придать существованию утраченный

смысл. Речь идет о восстановлении иерархии, о создании благоприятных

условий для возникновения "духовного типа личности", воплощающей в себе

аристократические принципы. Неконсервативный социальный идеал именуется

"научным обществом".

Социал-демократы, обосновывая с различных точек зрения необходимость

выдвижения социального идеала в современных условиях связывают его с

понятием "демократический социализм". Под демократическим социализмом

обычно подразумевается непрерывный процесс реформаторских общественных

преобразований, в результате которого современное капиталистическое

общество приобретает новое качество. При этом социалдемократы не устают

подчеркивать, что такое общество не может быть создано в одной стране или

нескольких странах, а возникает лишь как массовое явление, как новая,

высшая нравственная ступень в развитии человеческой цивилизации. Демократия

выступает в качестве универсального средства реализации социал-

демократического общественного идеала.

Как социальный идеал в современных условиях выступает новый тип

цивилизации, призванный спасти человечество; обеспечить гармонию с

природой, социальную справедливость, равноправие во всех сферах

человеческой жизни.

Таким образом, мировая социальная практика показывает, что общество не

может успешно развиваться без определения основных принципов социального

устройства.

Заключение.

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он

дышит, потребляет различные природные продукты, существует как

биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических

и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо,

человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет

его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого

животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную

окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не

только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания

этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может

действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и

фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на

удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода,

групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает

предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его

природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной

жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей

биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему

никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и

несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких

вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др.

Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом

мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором

биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду.

Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку,

воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно

значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет

определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние

становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по

законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по

законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем

развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-

практические чувства. Это прежде всего чувства социальности,

коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные,

характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Литература:

1. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983.

2. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире / Под ред. Т. Т.

Тимофеева М., 1992

3. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека

/Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.

4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное

пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.

5. Сорокин П. / Социология М., 1920

6. Сорокин П. / Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

7. К. Маркс, Ф. Энгельс / Собрание сочинений. Том 1. М., 1963

-----------------------

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1 С.262-263

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.