реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная жизнь

жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить,

что есть определенный минимум природно-географических условий, который

необходим для успешного развития человека. За рамками этого минимума

социальная жизнь не возможна или носит определенный характер, как бы

замерев на некотором этапе своего развития.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства

труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания

человека в той или иной зоне ( в полярной зоне, в степи или в

субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека.

Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат

требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие

факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными

факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает

важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их

плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для

прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития

экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого

уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие

гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того

или иного народа. Я. Щепаньский, известный польский социолог, считал, что

"демократические системы развились в странах, имеющих естественные границы

(Швейцария, Исландия), что в странах, имеющих открытые границы,

подверженные набегам, на ранних этапах возникла сильная, абсолютистская

власть".

На этапе первоначального развития того или иного народа,

географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру,

как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в

духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных

специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта

народа, связанные с условиями его проживания. Народам тропиков,

например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов

умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ. На Руси же издавно

жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних, осенних, зимних.

Находит отражение географическая среда и в самосознании народов в виде

представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде

зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан,

лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой

(реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и

т.п.)становятся своего рода символами национальной принадлежности. О

влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и

названия самих народов.Например,береговые чукчи называют себя "ан калын" -

"морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного

народа -"леинкум",т.е. "таежные люди".

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в

формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного

народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться

народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например,

возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях

Казахстана).

Исходя из вышеизложенного,следует отметить, что при рассмотрении роли

географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание

воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя

разделить точку зрения представителей "географического детерминизма",

которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между

геграфической средой и процессами социальной жизни,когда развитие

общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих

возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники,

культурный обмен между народами создают определенную независимость

человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека

должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не

должна нарушать ее основных экосвязей.

Социальная жизнь

Исторические типы социальной жизни

В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как

особой категории.

Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что

общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между

ними.

Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы

называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или

коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов,

существует.

Представители другого направления в социологии ("универсализм") в

противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество

есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью

входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что

общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их

ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми

свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть

простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное

целое, имеет сввою собственную жизнь и организацию".

Вторая точка зрения преобладает в социологии. Общество не мыслимо без

деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе

взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные

общности. В процессе этого взаимодействия люди оказывают систематическое

воздействие на других индивидов, формируют новое целостное образование

- общество.

В социальной деятельности личности проявляются устойчиво-

повторяющиеся, типические черты, которые формирует у нее общество как

целостность, как система.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов,

взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство,

которое не сводимо к сумме своих элементов. Общество, как социальная

система, это способ организации социальных связей и социального

взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.

Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими

подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В

обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические,

демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др.

Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем.

Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут

быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться

требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени

принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют

одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между

которыми возможен выбор.

Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая

подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции.

Функции подсистем означают удовлетворение каких - либо общественных

потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости

общества. Нарушать стабильность общества может дисфункция (

разрушающая функция ) подсистемы. Исследователь этого явления Р. Мертон

полагал, что одни и те же подсистемы могут быть функциональны по отношению

к одним из них и дисфункциональны по отношению к другим.

В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследователями

выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным укладом,

с малоподвижными структурами и основанном на традиции способом

регулирования отношений между людьми. Для него характерны крайне низкие

темпы развития производства, которые могли удовлетворить потребности лишь

на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям,

обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов

строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными

институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией,

считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном

преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные

институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся

необходимым условием творческого процесса в обществе.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон. Он

акцентировал внимание на производственной основе общества. Важными чертами

индустриального общества также являются гибкость социальных структур,

позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и

интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Это

такое общество, в котором созданы гибкие структуры управления, позволяющие

разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами,

регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е г. две ступени в развитии общества дополняются третьей.

Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая

в американской ( Д.Белл ) и западноевропейской ( А.Турэн ) социологии.

Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и

культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само

общество в целом. Прежде всего,резко возросла роль знания и информации.

Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид

получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной

иерархии. Творческий труд становится основой успеха и процветания как

человека, так и общества.

Помимо общества, которое в социологии зачастую соотносится с границами

государства, анализируются иные типы организации социальной жизни.

Марксизм, избирая основой способ производства материальных благ

(единство производительных сил и соответствующих им производственных

отношений), определяет соответствующую ему общественно-экономическую

формацию как основную структуру социальной жизни. Развитие социальной жизни

представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-

экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем

к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Прмитивно-присваивающий способ производства характеризует

первобытнообщинную формацию. Специфической чертой рабовладельческой

формации является собственность на людей и использование труда рабов,

феодальной - производство, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле

крестьян, буржуазной -переход к экономической зависимости формально

свободных работников наемного труда, в коммунистической формации

предполагалось установление равного отношения всех к собственности на

средства производства путем ликвидации частнособственнических

отношений. Признавая причинно-следственные связи между экономическими,

политическими, идеологическими и другими институтами, определяющими

полагаются производственные, экономические отношения.

Общественно-экономические формации выделяются на основании того

общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути,

пройденного народами.

Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие

материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран,

народов на определенном этапе развития.

Среди множества цивилизаций выделяются Древняя Индия и Китай,

государства мусульманского Востока, Вавилон, европейская цивилизация,

цивилизация России и др.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-

производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей

культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые

ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым

жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль,

убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того

своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого

региона.

Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и

достижения получают всеобщее признание распространение. Так к ценностям,

зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас

общечеловеческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических отношений -это достигнутый

уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-

технической революции, система товарно - денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое

государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов являются

великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие

моральные ценности.

Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором

природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе

условия, созданных природой,проявляет себя сложное взаимодействие

индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную

систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе

развития многообразных типов организации социальной жизни.

Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный

элемент социальной жизни

Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений

возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором

пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для

удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду

наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих

потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами,

входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего

товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сложной, опосредованной.

Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития

общества, результативности экономической системы, эффективности

политической организации общества, состояния нравов. Имеют место

зависимости между различными общностями людей ( между городскими и

сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована

на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и

т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:

1) субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) механизм сознательного регулирования взаимоотношений между

субъектами или "правила игры".

Социальные связи могут быть устойчивыми или случайными,

непосредственными или опосредованными, носить формальный или неформальный

характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей

происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь

выступает прежде всего в виде социального контакта.

Тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых

соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется

социальным контактом. В процессе контакта осуществляется взаимное

оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и

устойчивым социальным взаимосвязям. Социальные контакты предшествуют

всякому социальному действию.

Среди них выделяются пространственные контакты, контакты

заинтересованности и контакты обмена. Пространственный контакт -

первоначальное и необходимое звено социальных связей. Зная, где находятся

люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать

объект для дальнейшего развития взаимосвязей, исходя из своих потребностей

и интересов.

Контакты заинтересованности. Почему вы выделяете из людей того

человека или другого? Этот человек вам может быть интересен потому, что

обладает определенными ценностями или чертами, соответствующими вашим

потребностям (у него, например, интересная внешность, обладает информацией,

нужной вам). Контакт заинтересованности может прерваться в зависимости от

многих факторов, но прежде всего:

1) от степени взаимности интересов;

2) силы интереса личности;

3) окружающей обстановки. Например, красивая девушка может привлечь к

себе внимание молодого человека, но может оказаться безразличной

предпринимателю, интересующемуся, в основном, развитию собственного дела,

или профессору, отыскивающему научные таланты.

Контакты обмена. Я. Щенаньский отмечает, что они представляют собой

специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются

ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов.

Индивида в этом случае интересует всего лишь предмет обмена, Я.Щепаньский

приводит следующий пример, характеризующий контакты обмена. Этот пример

связан с покупкой газеты. Превоначально у индивида возникает на основании

вполне определенной потребности пространственное видение газетного

киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей

газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги.

Последующие, повторяющиеся контакты могут привести к развитию более сложных

взаимосвязей, направленных не на предмет обмена, а на человека. Например,

могут возникнуть дружеские отношения с продавцом.

Социальная связь есть не что иное как зависимость, которая реализуется

через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия.

Рассмотрим более подробно такие элементы социальной жизни как социальное

действие и взаимодействие.

Согласно М.Веберу: "социальное действие (включая невмешательство или

терпеливое принятие) может быть ориетировано на прошедшее,настоящее или

ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые

обиды, защитой от опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными

лицами,знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых

людей". Социальное действие должно быть ориентировано на других людей,

иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно

действие социальное. Характерен в этом отношении следующий пример.

Случайное столкновение велосипедистов может быть не более, чем

происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать

столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное

урегулирование конфликта - это уже социальное действие.

Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно

приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное

взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых

(поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным

действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает

во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план

своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут

способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты,

с которыми он должен взамодействовать; кто и как себя скорее всего поведет,

с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.

Ни один индивид не совершает социальные действия без учета ситуации,

совокупности вещественных, социальных и культурных условий.

Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств - своеобразная

плата, которую действующее лицо должно платить за спокойные, надежные,

цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

В социологии принято выделять следующие виды социальных действий:

целерациональные, ценностно-рациональные, аффективное и традиционное.

М.Вебер в основание классификации социальных действий положил

целерациональное действие, которое характеризуется ясным пониманием

деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства наиболее

эффективны. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные и

отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания

личной цели и социальных обязательств.

Однако носят ли социальные действия всегда в реальной жизни осознанный

и рациональный характер? Многочисленные исследования показывают, то человек

никогда не действует полностью осознанно. "Высокая степень осознанности и

целесообразности, скажем в действиях политика, борющегося со своими

соперниками, или в действиях руководителя предприятия, осуществляющего

контроль за поведением подчиненных, во многом основано на интуиции,

чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью

осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно,

социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.