реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реабилитация инвалидов

|Защита от безработицы ( поддержка доходов) | |

|Средний размер пособий по безработице |99,7 |

|Стационарные учреждения | |

|средняя суточная стоимость содержания | |

|одного проживающего инвалида в учреждении |26,0 |

|общего типа | |

|средняя суточная стоимость содержания | |

|одного проживающего инвалида в |29,0 |

|психоневрологических интернатах | |

|средняя суточная стоимость содержания | |

|одного проживающего инвалида в детских |38,0 |

|интернатах | |

Динамический анализ структуры инвалидов показал, что уровень полной

реабилитации стабильно очень низкий, а в 1-ой и 2-ой группах почти нулевой

(0.2-0.6%). Из числа реабилитированных 82-87% - это бывшие инвалиды 3-ей

группы, где уровень ОКПР единственно значимый и составляет 5-6%.

Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2.2-2.3%

благодаря полной реабилитации. Можно прийти к выводу: кто бы и по каким

мотивам не оформлял инвалидность, инвалидность в России - явление

терминальное, а не временное. Лишь инвалиды 3-ей группы имеют сколько-то

значимый шанс полной реабилитации.

При низком уровне полной реабилитации в 1-2 группах тяжести можно было

бы надеяться, что в переходах из группы в группу будет преобладать поток в

сторону самой легкой – 3-ей группы, из которой есть шанс быть

реабилитированным у каждого двадцатого инвалида. Но в соотношении

реабилитации и дереабилитации последняя преобладает, так что результатом

ежегодных переосвидетельствований является утяжеление инвалидности у

оставшихся 97,8% в сторону резкого увеличения группы 1 (в 3-4 раза) и

уменьшения доли 3-ей. Однако на протяжении всех 6 лет с 1992г.

просматривалась тенденция к улучшению баланса, в первую очередь, благодаря

снижению уровня дереабилитации. Впрочем, что касается динамики, то 1995г.

по целому ряду показателей отличался от остальных.

Сравнение работающих и неработающих инвалидов выявило, что

реабилитация первых существенно выше, чем среди последних. И это

неудивительно, так среди работающих подавляющее большинство инвалидов

третьей группы (83-86%). Именно применительно к категории неработающих до

самого последнего времени относится вывод о полном отсутствии

реабилитируемости (всего 0,4% в 1992г.). Но за шесть лет ситуация

изменилась. У неработающих все показатели реабилитируемости повышались, а у

работающих показатели полной реабилитируемости даже снизились, частичной -

выросли совсем немного. Более того, внутригрупповой общий баланс между

реабилитацией и дереабилитацией у неработающих в 1997г. оказался лучше, чем

у неработающих. Стандартизация общих показателей полной и частичной

реабилитации подтвердила, что рост показателей у неработающих действительно

имеет место, более того, рост чистого показателя интенсивности даже выше.

Точно так же, что действительно снизился показатель полной реабилитации у

работающих и что по структурному компоненту он даже завышен по отношению к

аналогичному показателю у неработающих.

Таким образом, все благоприятные тенденции оказались не связаны с

явными структурными факторами, наоборот, последние, как правило,

препятствовали более яркому проявлению этих тенденций.

Однако улучшение реаблитируемости неработающих при стагнации и даже

ухудшении показателей у работающих инвалидов труднообъяснимо. Простая

ссылка на то, что у неработающих все показатели были невообразимо низки, а

у работающих - столь же высоки, мало конкретна. Поэтому мы все же

предполагаем, что рост реабилитации неработающих инвалидов может быть

связан не с улучшением работы ВТЭК/БМСЭ, избирательно направленным на эту

категорию инвалидов, а со скрытыми структурными изменениями, на роль

которых наилучшим образом подходит снижение доли бессрочников пенсионных

возрастов среди переосвидетельствованных инвалидов. Особенности 1995г.,

которые бросались в глаза и при анализе других контингентов инвалидов, дают

косвенное основание для того, чтобы считать такую гипотезу правдоподобной.

Возможно, что высокий уровень реабилитации в последующие два года есть

следствие 1995г., ибо довольно трудно представить, что ввод нового

положения о критериях инвалидности, в которых впервые инвалидность

рассматривается в социальном контексте, выразился в повышении

реабилитируемости неработающих инвалидов.

5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является

профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью

государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия,

услуги и технические средства:

профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор;

профподбор);

психологическая поддержка профессионального самоопределения;

обучение (переобучение) по программам основного общего образования,

среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего

профессионального образования;

повышение квалификации;

содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные

работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства

инвалидов;

профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим

трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства,

вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде

налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В

случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной

деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в

еще большем размере.

5.3. Динамика занятости инвалидов

Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне

постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия

документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда,

обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости

инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов

- за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов

трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля

трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной

численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства

инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех

инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что

трудоустройство бывает формальным.

Наиболее драматичные события развивались в 1996-98гг. в связи с

введением нового порядка признания инвалидов, обратившихся в службу

занятости, безработными. Этот порядок регламентируется Законом Российской

Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и

изменениями и дополнениями к Закону “О занятости населения в Российской

Федерации”.

Таблица 3. Численность инвалидов в общей численности граждан, ищущих

работу и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы

занятости населения

| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997|

|Численность пенсионеров по | | | | | |

|инвалидности, обратившихся в органы |26,6 |52,9 |71,3 |70,5 |62,1|

|службы занятости, тыс. чел. | | | | | |

|Доля пенсионеров по инвалидности в | | | | | |

|общей численности граждан, ищущих |1,16 |1,43 |1,39 |1,34 |2,80|

|работу и зарегистрированных в службе | | | | | |

|занятости, % | | | | | |

|Численность безработных, | | | | | |

|зарегистрированных в органах службы |835,5 |1636,8|2327,0|2506,0|1998|

|занятости, тыс. чел. | | | | |,7 |

| в том числе инвалиды, тыс. чел. |Н.д. |31,7 |48,8 |48,0 |48,0|

|Доля инвалидов в общей численности | | | | | |

|безработных, зарегистрированных в |---- |1,9 |2,1 |1,9 |2,4 |

|органах службы занятости, % | | | | | |

Из общей численности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости,

в 1996г. было трудоустроено 21,6 тыс. пенсионеров по инвалидности и 2,8

тыс. инвалидов оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных

инвалидов (около 30%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о

том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке

труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий,

банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к

худшему.

К началу 1997г. безработные инвалиды составляли 48,0 тыс. человек

(1,9% от общего числа зарегистрированных безработных), из них 42,0 тыс.

инвалидов (87,7%) назначено пособие по безработице. В 1997г. в органы

службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 62,1 тыс. инвалидов,

из них было трудоустроено 23,12 тыс. чел. (37,4 %), оформлено на досрочную

пенсию 1,0 тыс. чел. В связи с тем, что инвалиды являются наименее

конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в

органах федеральной государственной службы занятости и признанных

безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по

сравнению с другими категориями граждан.

Таблица 4. Распределение инвалидов, состоящих на учете в органах

службы занятости по продолжительности безработицы

| |1996г. |1997 г |

|до 1 месяца |7,0 % |6,4 % |

|1 - 4 |19,0 % |22,2 % |

|4 - 8 |18,5 % |22,9 % |

|8 - 12 |26,6 % |15,2 % |

|более 1 года |28,9 % |33,4 % |

В большинстве регионов приняты разработанные службой занятости

программы “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”,

мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе

по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части

профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству. В рамках данных

программ направлено на обучение в 1997г. 2471 инвалид и закончили обучение

1639 инвалидов.

Финансирование программ осуществляется из средств Государственного

фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости),

местных бюджетов, средств работодателей. В бюджете Государственного фонда

занятости населения Российской Федерации на 1997г. планировалось выделить

66,1 млрд. руб. на трудовую реабилитацию инвалидов, фактически же было

выделено 51,9 млрд. руб. Затраты фонда занятости на трудовую реабилитацию

одного инвалида в 1997г. фактически в среднем составили 0,5 млн. рублей,

данный показатель в 1998г. планируется довести до 0,6 тыс. рублей.

При этом 57% расходов по данной статье исполнено Москвой (29,5 млрд.

руб.). Основную часть расходов фонда занятости на реабилитацию безработных

инвалидов (64 %) составляют расходы 8 регионов с развитой системой

профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов,

осуществляющие полный комплекс услуг (профессиональную диагностику,

реабилитацию, обучение, создание специальных условий для трудоустройства

инвалидов и др. меры). К ним относятся - города Москва и Санкт-Петербург,

Воронежская, Липецкая, Волгоградская, Саратовская, Челябинская и Тюменская

области.

Таблица 5. Затраты Государственного фонда занятости населения Российской

Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов

млн. руб.

| |1996 |1997 |1998 |1999 |

|План |- |66100,0 |65,0 |143,9 |

|Факт |29805,3 |51882,6 |Н/д |Н/д |

Таблица 6. Финансирование политики социальной защиты инвалидов из

средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в

1997г.

млрд. рублей

|Статьи расходов | |

|Израсходовано средств фонда занятости на финансирование | |

|мероприятий по содействию занятости инвалидов всего: |175,92 |

|в том числе: | |

|на поддержание доходов | |

|в том числе: | |

|на выплату пособий |55,78 |

|на выплату материальной помощи и иной | |

|помощи |0,77 |

|на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию |4,16 |

|из них на выплату стипендий |1,75 |

|на финансовую поддержку | |

|в том числе: | |

|на сохранение рабочих мест |18,0 |

|на создание дополнительных рабочих мест |25,37 |

|на субсидии для организации собственного дела |0,37 |

|на социальную адаптацию |7,05 |

|на финансирование общественных работ |0,52 |

|на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур| |

|для инвалидов |15,07 |

В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их

численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с

занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих -

менее 8 %.

5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки

инвалидов

Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю

нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в

том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы

определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов

в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная

подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими

аспектами их профессиональной реабилитации.

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г.

Москва, проведенное ЦИЭТИНом показало, что 62,6% инвалидов нуждаются в тех

или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в

профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и

среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7% от численности инвалидов

указанных возрастных групп. В профессиональной ориентации нуждается каждый

пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой

адаптации - 25,4% инвалидов. Выявлена высокая потребность инвалидов в

трудовом устройстве (59,5%). В данном исследовании были представлены

инвалиды, работающие как на специализированных предприятиях, так и в

системе общей занятости.

Однако, несмотря на то, что треть обращающихся инвалидов составляют

лица в возрасте до 45 лет, как показывает практика и результаты специальных

исследований, только 2,1% инвалидов получают рекомендации пройти

профподготовку или получить профобразование. Из-за недостатка финансовых

средств сокращаются возможности профессионального обучения инвалидов в

образовательных учреждениях профессионального образования системы

Министерства труда и социального развития РФ: в них обучается около 7 тыс.

инвалидов, в то время как МСЭК ежегодно рекомендует пройти обучение в

специальных учебных заведениях 11-12 тыс. инвалидам. Специальные учебные

заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их

конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые

заведомо оказываются невостребованными.

В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию

инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему

в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания

самих инвалидов;

инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к

приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной

профессии и условиях ее труда;

68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы

социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для

последующего трудоустройства;

образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи

психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений,

специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения.

Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и

субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные

учреждения;

неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений

(в России функционирует 30 таких учреждений). В результате обучение в них

связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не

всегда приемлемо.

5.5. Программы государственных служб занятости,

адресованные инвалидам

Объемы профессионального обучения безработных инвалидов при

посредничестве службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы

занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше,

чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное

обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по

профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7

тыс. инвалидов.

Профессиональное обучение безработных инвалидов на региональном уровне

в основном осуществляется в рамках программ “Профессиональная реабилитация

и содействие занятости инвалидов”. Их финансирование осуществляется из

средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов,

средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна

узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах

инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности.

Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи

профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и

манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной

аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления и

др.

Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-

курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального

образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении

инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется

индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й

групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и

учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для

инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих

и слепых.

Профессиональную подготовку и профессиональное образование (включая

обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее

осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях

начального, среднего и высшего профессионального образования, различных

курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у

инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов

в общество.

Другой существенный изъян состоит в том, что большинство

реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными

нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты

очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.

Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют

опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в

программы по реабилитации инвалидов.

В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по

трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой

базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу

занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий

труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой

возможности инвалидов.

5.6. Специализированные предприятия

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из

инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости,

являются специализированные предприятия. В России в настоящее время

существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч

рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято

инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности

работающих инвалидов. Главное, что работая на специализированных

предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.

Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных

категорий инвалидов со значительными потерями функций организма (слепые, с

нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Однако

трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя

рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и

как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению

занятости инвалидов.

Перемещение из специализированной в обычную форму занятости должно

являться целью политики государства в отношении к инвалидам, в

действительности это происходит крайне редко, что объясняется следующими

причинами:

инвалиды часто опасаются перемещения на основной рынок труда из-за

возможной неудачи в общем процессе занятости, после чего перед ними вновь

встанет проблема получения специализированной работы;

инвалиды могут потерять определенные льготы, которые они получают, работая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.