реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы

квалифицированной помощи престарелым.

Так как помощь престарелым требует распознания даже трудноуловимых

изменений старого человека на фоне уже существовавших хронических явлений,

важное значение приобретает систематическое ведение истории болезни. Одна

из наиболее эффективных форм профилактики заболеваний у пожилых заключается

в раннем выявлении болезни и нарушений; для этого необходимы точные данные

об основных показателях функционирования организма. Простые карты, в графах

которых можно записывать даты и показатели основных переменных величин

(кровяного давления, двигательных функций, зрения, слуха, повседневной

деятельности, познавательной способности), могут в итоге дать полезную

комплексную информацию и позволят немедленно выявить любое изменение в

функциональном статусе человека.

2. При оказании помощи пожилым следует постоянно оценивать те

изменения, которые происходят в состоянии подопечных, чтобы точно

установить, когда действительно необходимо вмешательство. Оно может

осуществляться в двух формах: терапевтическое вмешательство, направленное

на патологический процесс с целью изменения его естественного течения, или

же протезирование, направленное на то, чтобы справиться с последствиями

патологических изменений и уменьшить вызванные ими функциональные

нарушения. И поскольку у больного гериатрического профиля новые проблемы

появляются уже на фоне других многочисленных проблем и курсов лечения, то

каждое новое отклонение от нормы создает новый набор трудностей. Появление

новых осложнений может быть замаскировано проявлениями уже существующих.

План лечения нового заболевания должен учитывать возможность взаимодействия

назначаемых лекарственных средств с лекарственными препаратами, которые

пациент уже принимает. Новое заболевание может послужить толчком к

изменению очень хрупкого функционального равновесия у пожилых и привести к

нарушению функции в такой степени, когда для коррекции этих нарушений

потребуется мобилизовать систему внешней помощи на временной или постоянной

основе. Каждое такое вмешательство следует планировать таким образом, чтобы

не увеличить зависимость больного от окружающих, Необходимо постоянно

предпринимать усилия, чтобы поддержать в сознании пожилых перспективу

реабилитации, в этих целях пациентов побуждают использовать для

выздоровления резервы собственного организма, а не становиться пассивными

участниками процесса.

Актуальность усиления общественной опеки над старыми одинокими людьми

определяется тем, что по мере старения увеличивается частота заболеваемости

и комплексность патологии, общая физическая немощность, переходящая в

старческую дряхлость.

В Киеве лаборатория демографии и санитарной статистики Института

геронтологии на основе популяционной выборки медико-социального

обследования пожилых людей по программе ВОЗ мы получили возможность

ответить на ряд вопросов связанных с размерами потребностей населения

старших возрастов в различных видах бытовой помощи, выяснить полноту ее

удовлетворения, а также степень обращаемости за материально-бытовыми

услугами.

Методика: обследовано 1364 человека пенсионного возраста.753 пожилых

(до 75 лет), и 611 лиц старческого возраста (более 75 лет). Оценивалось

здоровье по хроническим заболеваниям, осложнениям на физическом состоянии;

в качестве критериев использовались показатели, касающиеся сохранности

физических возможностей и способности к самообслуживанию (одевание,

соблюдение личной гигиены, приготовление и прием пищи, передвижение по

квартире, лестнице, улице, покупки, посещение учреждений).

Результаты:

В старческом возрасте по сравнению с пожилыми доля немощных лиц с

выраженной потерей физических возможностей увеличивается в 3-10 раз. От 1/5-

1/3 и более среди одиноких лиц и супружеских пар того же возраста,

отделившихся от своих детей или не имеющих их.

От 15 до 30% тяжело больных стариков не могут без посторонней помощи

гулять, ходить по лестнице и т.д. Группа лиц больше всего нуждающихся в

посторонней помощи в связи с состоянием здоровья, и не обеспеченные ею,

находятся в менее благоприятных коммунально-бытовых условиях, составляет 25-

60%.

Сложившееся положение вещей вызывает неотложную необходимость в

проведении ряда крупных углубленных социальных исследованиях по выявлению

размера и характера бытовых нужд пожилых людей в различных районах нашей

страны, разработки наиболее оптимальных, организационных форм и средств,

для разрешения проблемы.

Демографическая ситуация в нашей стране характеризуется увеличением

абсолютного и относительного числа лиц пожилого и старческого возраста в

общей структуре населения. К началу ХХI века, согласно прогнозам

демографического департамента ООН, количество людей в возрасте 60 лет и

более достигнет 56 000 000 или 17.8% всего населения.

Социальная помощь, оказываемая престарелым и нетрудоспособным России

| | 1993 | 1994 | 1995 |

|Число отделений соц. | 7833 | 8829 | 9997 |

|помощи на дому | | | |

|в том числе при отделах | 6293 | 6224 | 5398 |

|соц.защиты | | | |

|в домах интернатах и | 1540 | 2605 | 4599 |

|гериатрических центрах | | | |

|Численность соц.работников| 97900 | 107461 | 125322 |

|Численность обслуживающих | 724193 | 828595 | 904066 |

|отделений соц.помощи на | | | |

|дому | | | |

| | | | |

|Численность престарелых и | 109443 | 123659 | 142506 |

|инвалидов нуждающихся в | | | |

|надомном обслуживании | | | |

|Число территориальных | 322 | 565 | 983 |

|центров соц.обслуживания | | | |

|Число мест | 10451 | 15552 | 23500 |

|Численность проживающих | 5238 | 7407 | 17598 |

|постоянно или временно | | | |

|Число служб срочной | 635 | 1050 | 1366 |

|соц.помоши | | | |

|Число работников | 3032 | 5274 | 6796 |

| | | | |

1997 год

|Количество |1061 |

|учреждений | |

|Количество мест |258500 |

|Количество человек|234500 |

В соответствии с Указом Президента России от 13 июля 1996 года N888

появилась Федеральная целевая программа “старшее поколение”. В результате

30 000 000 россиян улучшит свое положение. Программа решает следующие

проблемы: совершенствование охраны здоровья, продление жизнедеятельности,

повышение активности, улучшение материальной обеспеченности и оптимальной

Среды жизнедеятельности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных

особенностей и состояния здоровья, создание благоприятных условий для

реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в

пожилом возрасте. Программа пытается сформировать благоприятные и

взаимоувязанные организационные, правовые, социально-экономические условия.

Программа состоит из пяти разделов, предусматривает создание широкой

сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода,

геронтологоических и геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов-

интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного

пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства

нетрудоспособных беженцев, вынужденных переселенцев, организацию и развитие

медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях,

специализированных гериатрических отделений многопрофильных больниц,

решение вопросов рационализации питания лиц старших возрастных групп и

много других.

Рассчитанная на период 97-99 г.г., она будет состоять из двух этапов:

первый должен включить выполнение первоочередных мероприятий в интересах

граждан старшего поколения, второй предусматривает реализацию мероприятий

Программы. Первый раздел программы называется “Основы деятельности по

укреплению социальной защищенности граждан старшего околения”. Планируется

проведение сравнительного анализа законодательства РФ, международных

правовых актов и основ законодательства зарубежных стран. Он будет касаться

вопросов совершенствования правовых механизмов пенсионного обеспечения лиц

пеннсионного возраста по старости, бомжей переселенцев.

Предусматривается разработка государственных стандартов социального

обслуживания населения. Они должны уступать основным требованиям к объему и

качеству социальных услуг, порядку, условиям их оказания.

Второй раздел “меры по укреплению здоровья старшего поколения”

подчеркивает необходимость проведения специальной профилактической работы,

повышение объема и качества медицинской помощи, предусматривает ряд

конкретных мер: приобрести санитарный автотранспорт, медицинскую технику

для больниц, оснастить медицинским оборудованием Институт геронтологии МЗ

РФ, организовать массовое производство ортопедической обуви; рационализация

питания (предусматривается разработка новых видов специальных поливитамино-

минеральных комплексов в других биологически активных добавок к пище для

пожилых и рекомендации к их применению).

Третий раздел “меры по оптимизации Среды жизнедеятельности граждан

старшего поколения” предлагает разработку новых и коррекцию старых

нормативов, методов и рекомендаций на строительство, реконструкцию и

обновление жилой среды, зданий, помещений по основным технологическим

направлениям - проживание, быт, здравоохранение, отдых.

Четвертый раздел “меры по созданию благоприятных условий для

реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего

поколения”. Намечено улучшить организационно-материальную базу, позволяющую

удовлетворить стремление пожилых людей к активному участию в культурной

жизни. Предусматривается создание специализированных центров-клубов,

многопрофильных культурно-информационных центров на базе местного

телевидения и т.д.

Пятый раздел “Обеспечение деятельности по укреплению социальной

защищенности граждан старшего поколения” включает в себя научные

исследования по актуальным вопросам - проблема охраны здоровья лиц старшего

поколения, научно-методическое обеспечение психологической реабилитации

пожилых людей, физкультурно-оздоровительной работы с ними и др.

Реализация Программы должна осуществляться на основе государственных

контрактов. Координирует деятельность Совет по обеспечению научно-

методического руководства с участием представителей федеральных органов

исполнительной власти, заинтересованных учреждений и организаций.

3. Гериатрические службы

Гериатрия является разделом медицины, который занят клиническими,

профилактическими, терапевтическими и социальными аспектами заболеваний у

пожилых. Система комплексной гериатрической помощи включает посещение

больных на дому, амбулаторное лечение, пребывание в дневных профилакториях

и стационарах, реабилитация и службы срочной диагностики. Различные виды

гериатрических служб в настоящее время существуют в большинстве

экономически развитых стран.

В центре специализированной гериатрической помощи поддержание

независимости и автономии нетрудоспособных престарелых людей, и потребность

в ней постоянно испытывает лишь небольшая часть от общего числа

престарелых.

В некоторых случаях пациентов следует направлять для

специализированного обследования, чтобы выбрать соответствующие методы

лечения. Гериатрические центры также являются основой для проведения

исследований, касающихся клинической помощи, а также служб здравоохранения

и социального обеспечения.

Одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах

является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для

жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей.

Называются они по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-

интернаты, пансионаты ветеранов труда и т.д. Престарелых людей, не

создавших семью, либо потерявших близких, много. Немало и тех, кто имеет

родственников, но по различным причинам утратил связь с ними. По существу,

и те и другие коротают старость одни и испытывают разные трудности, среди

которых самая тяжелая - одиночество. Есть также часть пожилых людей,

которые хотя и имеют семью, но по различным причинам не могут жить в ней,

например вследствие болезни для таких граждан и созданы дома-интернаты.

Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них

граждан подразделяются на три вида: дома-интернаты для престарелых и

инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда.

Особый вид - психоневрологический пансионат.

В доме-интернате первого вида проживают как престарелые, так и

инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго

вида - только инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет. Пансионат для ветеранов

труда предназначен для проживания в нем граждан, длительное время

трудившихся на производстве. В психоневрологическом пансионате живут

престарелые и инвалиды, страдающие определенными хроническими и

психическими заболеваниями.

В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются пожилые

граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей

или родителей, обязанных по закону содержать их. Отдельные престарелые и

инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-

интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной

защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по

состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при

отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях

здравоохранения.

Противопоказанием к направлению в учреждения данного вида являются

психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний

при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных

синдромов различной этиологии с редкими не более одного раза в 2 - 3 месяца

припадками, без слабоумия и выраженных изменений личности. К общим

противопоказаниям относятся также инфекции, онкологические заболевания,

алкоголизм и наркомании.

Прием в дом-интернат производится по путевке органов социальной защиты

населения . Ее выдают на основании заявления о приеме в дом-интернат и

медицинской карты, оформленной районным отделом соц. обеспечения и лечебно-

профилактическим учреждением, справки ВТЭК. При наличии свободных мест

престарелые и инвалиды могут быть приняты на временное проживание сроком от

2 до 6 месяцев на общих основаниях. Путевку выдают на основании тех же

документов, которые предусмотрены для направления в дома-интернаты для

постоянного проживания.

В настоящее время в ряде городов организованы платные пансионаты для

престарелых граждан, в которых стационарную специализированную медицинскую

помощь оказывают лечебные учреждения органов здравоохранения. Расходы по

содержанию престарелых граждан в пансионате покрывают за счет вносимой в

установленном размере ежемесячной платы. Обычно финансирование осуществляют

родственники или лица, обязанные по закону содержать их.

В платные пансионаты не подлежат зачислению лица, страдающие

психическими, инфекционными и онкологическими заболеваниями, алкоголизмом,

наркоманией , а также с заразными формами кожных, венерических заболеваний

и туберкулеза.

В психоневрологический пансионат принимаются престарелые и инвалиды I

- II групп, страдающие определенными психическими заболеваниями и

нуждающиеся по состоянию здоровья вместе с этим в уходе, бытовом

обслуживании и медицинской помощи. Они помещаются в такой интернат

независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их

содержать, или нет.

Обязанности дома-интерната определяются его задачами и функциями ,

которые установлены положением. Перечислим основные задачи дома-интерната:

материально-бытовое обеспечение проживающих, создание для них благоприятных

условий жизни , приближённых к домашним ; организация ухода за

проживающими, оказание им медицинской помощи, проведение культурно-массовой

работы ; осуществление мероприятий, связанных с социально-трудовой

реабилитации инвалидов.

Исходя из этих задач, проживающие в доме-интернате получают

благоустроенное жильё с мебелью и инвентарём, постельные принадлежности,

одежду, обувь ; им предоставляется питание, в том числе диетическое ;

осуществляется диспансеризация и лечение ; организуется консультативная

медицинская помощь специалистов, а также госпитализация нуждающихся в

лечебно-профилактических учреждениях ; они обеспечиваются при необходимости

слуховыми аппаратами , очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также

“малыми” средствами передвижения ; для проживающих проводятся различные

культурно-массовые мероприятия ; проводится активизирующая терапия и т. д.

В течение одного месяца пребывания в доме-интернате решается вопрос

расселения в жилых комнатах .

При этом возникают вопросы межличностных отношений, психологической

совместимости. Через 6 месяцев пребывания пожилого человека в доме-

интернате окончательно решается вопрос о его прописке. Все это негативно

сказывается на состоянии здоровья пожилых, создает препятствия для

адаптации в новых условиях.

При изучении потребности в медицинской помощи установлено, что для

пожилых людей в начальном периоде адаптации наиболее актуально поддерживать

медикаментозное лечение 89,5 % ; диспансерное наблюдение 76,8 %;

лечебная физкультура 57,9%; 25% нуждаются в психиатрической помощи.

В расчете на 100 человек: терапевтов 0,51;

невропатологов 0,4;

психиатров 0,3.

Другие специалисты могут быть привлечены из территориальных ЛПУ. Всех

нуждающихся ставят на диспансерный учет в соответствии с группой

заболевания и организовывают наблюдение за ними в первые 2недели ежедневно

, в последующие 2 месяца не реже 1 раза в неделю, а далее в течение 6

месяцев не меньше одного раза в 2 недели

Устранение отрицательных факторов влияющих на проживание пожилых в

доме-интернате таких как : стрессы, малая информированность о внешнем мире,

гиподинамия, скученность ( при норме 7 кв. М на человека часто в наличии 4

- 5 кв. М ), можно выполнить следующим образом : CМИ, беседы , читки,

стенды; создание комфортной среды, сохранение одежды взятой из дому. Нужно

дать вновь поступившему психологическую установку на новый образ жизни,

особенно важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди

них лидеров, которые могут помочь в деле.

В нашей стране группировка старших возрастов представлена следующим

образом: от 60 до 74 лет - пожилой, 75-89 - старческий, 90 лет и старше -

долгожители. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов лица пожилого

возраста составляют 36,8 % , старческого - 56,9 % и долгожители - 6,3 % от

всего контингента проживающих 60 лет и старше. Количество женщин более чем

в два раза превышает численность мужчин ( 73,1 % и 26,9 % соответственно )

. Среди всех этих людей нет практически здоровых. Так лица пожилого

возраста, в среднем , 6,8 заболеваний , старческого - 7,7 , а долгожители

- 8,5 на каждого . Преобладают болезни системы кровообращения, на втором

месте находятся болезни костно-мышечной системы , далее - нервной и органов

чувств , и менее часто болезни органов дыхания и пищеварения. Состояние

здоровья включает ещё две качественные характеристики : двигательную

активность и способность к самообслуживанию. Установлено , что полностью

обездвиженные ( 14,8 % ) и передвигающиеся в пределах комнаты ( 29,8 % )

составляют около половины всех проживающих . Среди вновь поступивших за

последние два года эта категория лиц составляет 70,9 % , что

свидетельствует о значительном утяжелении людей , которых направляют в

учреждения социальной защиты.

По отношению к проживающим в домах-интернатах рекомендуется введение

дифференцированных режимов адаптации на каждом клиническом отделении.

1- режим общественно-трудовой занятости. Он направлен на поддержание

личной активности, способствует реализации интересов, знаний, установок,

потребности в общении. Это социально активные люди, которые заняты во

всех аспектах жизни учреждения.

2- лечебно активирующий режим . Его назначают для поддержания полезных

навыков и умений, оживления общения и бытовой адаптации. В реализации

этого режима большую роль играют культработники, библиотекари,

инструкторы лечебной физкультуры и трудовой терапии.

3- лечебно-охранительный режим. Осуществляет его медицинский персонал для

поддержания функциональных способностей и отправления физиологических

функций индивидуально по отношению к каждому проживающему.

Указанные режимы приводят в соответствии с уровнем активности престарелых ,

что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-

психологической адаптации.

Правительством РФ 15 апреля 1995 года принято постановление N338 “ О

развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов ”.

Предусмотрено направление в такие учреждения граждан , частично или

полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающимся в

постоянном уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо

опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим

законодательством установлен административный надзор, а так же престарелых

или инвалидов , ранее судимых или привлекавшихся к административной

ответственности за нарушения общественного порядка, занимающихся

бродяжничеством или попрошайничеством.

Дома-интернаты не могут удовлетворить всех нуждающихся в помощи

престарелых и инвалидов. Пожилые люди, сохранившие частичную способность к

самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно

переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают

связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях они нуждаются в

помощи и периодических услугах .

Территориальный центр предназначен для постоянного, временного

проживания или дневного пребывания в условиях стационара престарелых и

инвалидов, и обслуживания на дому одиноких граждан пенсионного возраста. В

стационар территориального центра принимают престарелых граждан и инвалидов

первой и второй групп, нуждающихся в посторонней помощи и не имеющих

родственников, обязанных по закону их содержать. На дневное прибывание не

принимают людей , за которыми требуется постоянный посторонний бытовой

уход. Надомное обслуживание предназначено одиноким престарелым гражданам и

супружеским парам, а также инвалидам первой и второй групп.

Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское

обслуживание , в дневное время организуют посильную трудовую деятельность,

общение друг с другом . Лица , зачисленные на обслуживание в отделение

дневного пребывания , могут пользоваться клубными помещениями, банями,

библиотеками наравне с проживающими в стационарных центрах. Им должна быть

оказана медицинская помощь в объёме учреждения. Питание обычно платное

поскольку пенсию они получают в полном объёме.

Задачами отделений социальной помощи являются :

выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими

организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

установление и поддержание связи с трудовыми коллективами , где ранее

работали подлежащие обслуживанию лица , Комитетами Общества Красного

Креста, Советами ветеранов войны и труда и другими общественными

организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам ;

содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или

попечительства, а так же помещения в дома - интернаты или территориальные

центры социального обслуживания;

доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных , необходимых

промышленных товаров и медикаментов ;

сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку,

прачечную, мастерские по ремонту ;

содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого

помещения, ремонте жилья и внутриквартирного сантехоборудования ;

выполнение просьб , связанных с ведением переписки, оплата коммунальных

услуг ;

организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов ;

Состояние социальной работы с различными категориями населения

определяется умением и способностью специалистов по социальной работе

работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с

самыми разными типами клиентов.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать

подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с

клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека,

так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала,

на социальную активность.

3. Развитие современной системы социального обслуживания населения в

Российской Федерации

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания

населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской

Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений

(стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1991-1996)

их число выросло в два раза. Активно развивалась сеть центров, социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб

социальной помощи.

|Тип службы |1991 |1993 |1995 |1996 |

|Центры |86 |321 |1376 |1435 |

|социального | | | | |

|обслуживания | | | | |

|Службы |59 |1050 |1585 |1732 |

|срочной | | | | |

|социальной | | | | |

|помощи | | | | |

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это

многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам

разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские,

социально-бытовые и торговые.

В 1996 году наиболее высокими темпами сеть центров социального

обслуживания развивалась в Краснодарском крае, в Пермской области, в

Хабаровском крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

В половине всех центров социального обслуживания функционируют

отделения дневного пребывания (711), в трети - отделения социальной помощи

семье и детям. В 1996 году в этих центрах обслужено более 296 тысяч

пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных

на дому, составила 1 миллион.

В сфере социальной защиты населения наряду с Законом РСФСР от 20

ноября 1990 года “О государственных пенсиях” действуют Федеральный закон от

10 декабря 1995 года “Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации”, “Федеральный закон от 24 ноября 1995 года “ О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и другие федеральные

законодательные акты.

Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих

средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и

пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

В сфере охраны здоровья населения в 1995 году был принят целый ряд

постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровление,

занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств

и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств,

для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством

утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных

категорий населения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской

Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального

обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-

интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442

психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений

для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими

преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для

умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с

тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие

геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.

Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства

и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть

социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного

пребывания.

Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и

детей в системе социальной защиты населения

|Наименование |1994 |1995 |1996 |1997 |

|Территориальный центр помощи |92 |169 |250 |327 |

|семье и детям |202347 |488481 |744615 |1060749|

|Социально-реабилитационный |60 |116 |172 |228 |

|центр для несовершеннолетних |40553 |42990 |45427 |47864 |

|Центр помощи детям оставшимся |25 |23 |28 |35 |

|без попечения родителей |1480 |4270 |7060 |9850 |

|Реабилитационный центр для |94 |134 |174 |215 |

|детей и подростков с |19134 |41295 |63456 |85617 |

|ограниченными возможностями | | | | |

|Социальный приют для детей и |173 |307 |340 |400 |

|подростков |10214 |34243 |58272 |140573 |

|Центр психолого-педагогической |86 |100 |112 |125 |

|помощи населению |389603 |579493 |769303 |959153 |

|Центр экстренной |78 |83 |92 |105 |

|психологической помощи по |197053 |201154 |205255 |209356 |

|телефону | | | | |

|Другие учреждения |158 |174 |190 |206 |

| |193305 |257690 |322075 |386460 |

* В числителе - число учреждений

В знаменателе - число сотрудников

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания

молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации работают более 430 учреждений,

которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20

направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной

работы до психологического консультирования, наркологической помощи,

планирование семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе

образования. В основном сформировалась служба практической психологии в

образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются

психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической

помощи, социально-психологические, психолого-социальные,

профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые

оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям,

педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют

профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых

образовательных учреждениях

Процесс становления системы учреждений нового типа весьма

противоречив и неоднозначен.

Примерно четверть субъектов Российской Федерации имеют всего по 3-5

учреждений социального обслуживания семьи и детей, причем в основном они

созданы в краевых (областных) центрах.

Несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение

социальных проблем, усиления социально-психологической напряженности, слабо

развитые центры психолого-педагогической и экстренной психологической

помощи. В 1995 году их было всего 200, хотя в системе образования

психологические службы получили широкое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих

субъектах Российской Федерации пытается решить сложнейшие проблемы семьи и

детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и

детям, а отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде

регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов

учреждений социального обслуживания.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной

сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения

должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их

пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных

учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи

другим подросткам.

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести

подготовительную работу по созданию в субъектах Российской Федерации служб

лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения,

обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания

государственных стандартов. Важнейшими направлениями современной социальной

политики является государственная поддержка на федеральном уровне различных

субъектов Российской Федерации в области развития системы социального

обслуживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные

службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с

развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр

социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым

группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной

жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные

факторы:

* слабая правовая база системы социального обслуживания;

* ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у

правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит

средств у органов местного самоуправления;

* отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере

социального обслуживания;

* дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области

социальной работы;

* низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников

социальных служб;

* недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных

возможностей неправительственных учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во

всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями семьи и детей

органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому

финансированию муниципальных программ предусматривающие открытие и развитие

учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-

техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в

современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания

очевидны.

Современные требования к социальным службам и к высшим учебным

заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов

указанного профиля. Особое внимание надо уделить качеству обучения,

обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при

акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области

социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и

функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-

методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания;

государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений

социального обслуживания; разработка проектной документации для

строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и

международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности

учреждений социального обслуживания населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология социальной работы. В 5 т., т. 1. История социальной помощи в

России. Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогь - НВФ СПТ, 1994. - 288 с.

2. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы,

1994.

3. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения.

- М., 1994.

4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./ Под

ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 с.

5. Практикум по социологии / Под ред. И.Н. Барыгина: ГЭТУ. Спб, 1997. - 134

с.

6. Словарь - справочник по социальной работе /Под ред. проф. Е.И.

Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

7. Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в

России. Вып. УП. - М.: Новая перспектива, 1996.

8. Справочное пособие по социальной работе /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова,

Г.Ю. Бурлака / Под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ,

1997. - 168 с.

9. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М.,

1994.

10. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. -

М.: Юристъ, 1998. - 334 с.

11. Тончий Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы

социального обслуживания семьи и детей. - М.: Институт социальной работы,

1997.

12. Харчева В. Основы социологии. Учебник М.: Лотос, 1997. - 304 с.

13. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как

профессионала. - Ульяновск, 1997.

14. Энциклопедия социальной работы /Пер. с англ - М., 1993.

-----------------------

[1] Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию

населения. - М., 1994. - С.10.

[2] Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994. - С. 113.

[3] Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под ред.

Б.Н.Топоркина. - М.:Юрист, 1997.- С.122.

[4] Энциклопедия социальной работы/Пер.с англ. Т.1. - М., 1993. - С. 390.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.