реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты

конструктивные.Обе эти группы функций теснейшим образом связаны и

взаимообусловлены. Суть второй группы функций сводится к обеспечению

развития общества. Как показывает нам исторический опыт, с которым

согласуются и различные теории, идеальной системы общества, идеального

государственного устройства, идеальной социальной группы быть не может.

Социальный контроль как раз и призван разрешать в каждой конкретной

ситуации противоречие между функционированием и развитием общества Исходя

из своих функций, социальный контроль подразумевает наличие санкционного

механизма. По характеру социальные санкции разделяются на санкции,

основанные на принуждении (то есть такие меры физического или

психологического воздействия, которые вопреки воле человека или даже под

страхом наказания заставляют придерживаться определенных стереотипов и

правил поведения), а также санкции, которые основой своей имеют убеждение,

осуществляющееся на доверии. Возможность и действенность второго рода

санкций связана с личностными качествами человека, его моральной

мотивацией, сознанием и чувством индивида как члена общества посредством

рационального разъяснения или эмоционального влияния.Самоконтроль личности

или внутренний контроль является другой называемой социологами формой

социального контроля. Самоконтроль понимается как способ саморегуляции

поведения индивида..Основными институтами социального контроля следует

назвать государство, институты права и правоохранительные органы, на уровне

межличностных отношений институт семьи и бракаБезусловно, не может быть

речи о создании общества абсолютно законопослушных граждан — девиация столь

же естественно присуща обществу, как и норма

ПРЕСТУПНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ По мнению большинства российских ученых,

в основе преступности лежат прежде всего социальные факторы: уровень

экономического развития, условия для индивидуальной и групповой

экономической самореализации; политическая система общества, степень

развития политических, социальных свобод и социально-правового контроля;

социальные права граждан и возможность их реализации; наличие социальных

конфликтов и пути их разрешения, степень социальной дифференциации

общества; возможность самореализации индивидов и т. д.Многие исследователи

отмечают рост криминализациИ, современной России, связывая его с

интенсивным разрушением тоталитарного контроля и государственной

собственности умножением коррумпированности "старой" номенклатуры и "новой"

управленческой элиты; приватизацией; усилением политического противоборства

между различными партиями, движениями, властными структурами; ростом

безработицы;резким падением уровня жизни значительного числа российских

граждан и т. д.' Сегодня общество находится в состоянии аномии: разрушаются

интеграционные процессы, большинство экономических и социальных связей

беспорядочны, разрушительные процессы превалируют, нормативное

регулирование многопланово, но не всегда целенаправленно и эффективно,

ослаблен социально-политический контроль. Конкретно такое положение

проявляется в усугубляющейся социальной поляризации ; усилении миграционных

процессов, росте безработицы; нерешенности молодежных проблем, изменении в

ее среде ценностных ориентацией (ставка на силу, деньги, богатство,

красивую жизнь и т. д.). Все это приводит к росту преступности в стране.

Для многих криминальных и преступных групп самоцелью стали средства

достижения благополучия, не случайно служебные злоупотребления, должностные

хищения, взяточничество, коррупция процветают в российской элите. 2Распад

СССР, изменение социально-экономических устоев России, становление нового

государства активизировали такие криминальные мотивации поведения некоторых

пред ставителей элиты, как: все средства хороши для достижения политических

целей, государственная должность — явление временное и его нужно успеть

использовать в личных и групповых интересах. Именно эти мотивации были

реализованы во время приватизации, в период образования новых политических

и экономических структур: фирм, банков, партий и движений. Кроме того,

официально в стране пользуется неприкосновенностью около 4 млн. человек (в

странах Запада неприкосновенность депутата связана только с выполнением им

служебных обязанностей). Поэтому неудивительно, что криминал рвется в

политику, к власти'..С другой стороны, официально признано, что более 35—

40% населения (а по данным независимой экспертизы, значительно больше)

проживает за чертой бедности. В основном это безработные, пожилые,

необеспеченные люди, беженцы, переселенцы, вынужденные мигранты и т. д. В

социальной структуре российского общества они составляют нижний слой,

пополняют ряды маргиналов, люмпенов, преступных и полупреступных

группировок, т. е. социальное дно. С точки зрения социально-

демографического фактора следует отметить рост преступности среди молодежи,

несовершеннолетних и женщин. При этом необходимо указать, что ' численный

рост преступных деяний. За последние годы преступность молодежи возросла по

сравнению со всем молодым населением страны в 6 раз. По данным уголовной

статистики, подростковая преступность в 15 раз опережает общий показатель

роста преступности;2) снижение возраста лиц, вовлеченных в совершение

преступлений. В настоящее время известны случаи совершения преступления

лицами в возрасте 10—12 лет, школьниками, учащимися ПТУ, бездомными

подростками, несовершеннолетними, детьми-инвалидами и т. д.;3) рост числа

правонарушений, совершаемых представительницами женского пола. Сегодня

более 33 тыс. девушек и женщин отбывают наказание в местах лишения

свободы;4) увеличение количества воинских 5) рост тяжких преступлений

(умышленных убийств, покушений на убийство, разбоев и т. д.). . Растут

женский алкоголизм, вовлечение несовершеннолетних и даже детей в секс-

бизнес..Говоря о факторах, формирующих преступную психологию, аморальность,

нужно особо отметить средства массовой информации, которые, используя

криминальную тематику, приучают молодежь к восприятию преступности как к

обыденному атрибуту современной жизни. Например, по российскому телевидению

(в целом) показывают в день до 20—30 криминальных"в России нарождается

новая общественная группа — криминальная элита, являющаяся частью правящей

элиты общества"..Таковы основные тенденции преступности в современной

России.

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ. Социология преступности — это отрасль юридической

социологии, изучающая преступность как социальную аномалию в обществе,

социальных группах и среди отдельных индивидов. Специфика исследования

социологии преступности заключается в том, что она изучает наряду с

преступлениями против закона социально опасные деяния, ведущие к

непосредственному преступлению, т. е. девиантное поведение, фактические

преступления, поступки, разрушающие мораль. Кроме того, социологи изучают

социальные причины преступности, меры ее предупреждения, тенденции

изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды

преступлений, дают прогнозы развития преступности. В этом анализе они

опираются на данные статистики, исследования правоведов, социальных

психологов, психиатров, демографов и др.Ближе других наук к социологии

преступности стоит криминология. Используя данные юридических и других

специальных отраслей знания, социология преступности применяет весь спектр

методики и техники социологических исследований для анализа и

прогнозирования преступлений. В истории социологической мысли можно

выделить несколько подходов к анализу преступности. Остановимся на наиболее

распространенных и актуальных.Юридическую социологию интересует прежде

всего взаимосвязь общества как социального организма и преступности как

социального явления. Что значит преступность для общества? В концепциях

социологов не было единого ответа на ' этот вопрос.Общеизвестна точка

зрения юристов (криминалистов, криминологов и др.) на преступность как на

ненормальное явление, наносящее вред как обществу в целом, так и его отдель

ным гражданам. В подходах к анализу природы преступности выделилось

несколько основных направлений: антропологическая теория, концепция

социальной природы преступлений, теория дифференциальной ассоциации, теория

социального конфликта как основы преступления.В основу антропологической

теории положены идеи 4. Ломброзо. В работе "Преступный человек" он

утверждал, что преступника характеризуют определенные антропологические

признаки (строение и вместимость черепа, длина туловища, форма челюсти,

общий тип лица и т. д.), которые передаются по наследству из поколения в

поколение как явление атавизмаФерри, Дюркгейм и другие социологи и

криминологи, подвергая серьезной критике антропологизм Ломброзо, все же не

исключали влияния на преступность биологических и физиологических факторов,

но только в совокупности с социальными. Сторонники концепции социальной

природы преступности связывают появление и развитие преступности с

социальными условиями жизни: уровнем функционирования социальных

институтов, наличием возможностей для самореализации индивидов в- обществе,

проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ для

достижения поставленных целей, развитием политических свобод и содержанием

воспитания людей., П. Уолтон, Дж. Янг основную причину преступности видели

в буржуазном строе, где не считается преступлением эксплуатация людей,

агрессивные войны, убийства, а акцентируется внимание лишь на грабежах,

кражах, махинациях, которые, с их точки зрения, являются просто "бунтом

против системы". Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность — есть один из

факторов, характеризующих общество, так как в обществе постоянно

присутствуют источники, порождающие преступность в том или ином виде/.

Следующая концепция, исследующая социальные причины преступности, — это

концепция анемии. Э. Дюркгейм определил аномию как состояние ценностно-

нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов,

когда старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не

получили развития. 2 Кроме перечисленных направлений в социологии

преступности можно выделить также теорию дифференциальной ассоциации

(связи) индивида с преступной средой (Э. Сатерленд). Взаимодействуя с

членами преступной группы, индивид усваивает негативное отношение к нормам

права и закону, определяет для себя мотивы преступного поведения, технику

совершения преступления, формы групповой и индивидуальной самозащиты.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С переходом от

партийно-аппаратного нормотворчества эпохи административно-командной

системы к реальной законодательной деятельности высших представительных

органов власти в рамках формирующейся системы парламентаризма у

отечественных социологов впервые появилась возможность конструктивного

сотрудничества с законодателе^!. Однако надежды социологов на такое

сотрудничество пока что во многом остались нереализованными (отчасти из-за

темпов законотворчества и масштабов обновления законодательства, отчасти из-

за недооценки законодателем значения, социологического обеспечения

законотворчества, а в немалой степени — и из-за неготовности самих

социологов к этой работе). В результате процесс обновления законодательства

в значительной мере осуществляется методом проб и ошибок, усиливая в

обществе атмосферу нестабильности.В сложившейся ситуации актуально звучат

слова основателя социологии Герберта Спенсера о том, что "из всех

чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для

того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например, ремеслом

сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не

требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого

народа'". В настоящее время в рамках социологии права разработаны и могут

быть использованы законодателем следующие формы и направления

социологического обеспечения законотворчества.1. Исходным пунктом

взаимодействия законодателя и социолога в процессе социологического

обеспечения законотворчества является работа по прогнозированию потребности

в правовом регулировании. Здесь прежде всего следует обратить внимание на

исследования эффективности действующего законодательства, которые могли бы

стать важным источником информации о необходимости изменения правового

регулирования. 'Наибольший интерес для законодателя в настоящее время

представляет изучение процессов фактической нормативной саморегуляции.

Социологические исследования такой саморегуляции могли бы стать одним из

действенных инструментов прогнозирования потребности в правовом

регулировании "'.2. Значение юридико-социологических исследований,

направленных на прогнозирование потребностей в правовом регулировании, во

многом будет зависеть от того, насколько они окажутся сориентированными на

те задачи, которые встают на следующем этапе социологического обеспечения

законотворчества при разработке концепции правовой нормы. Задача

социологического обеспечения этой стадии законотворческого процесса

социологических исследований заключается в том, чтобы на концептуальном

уровне найти оптимальную стыковку социального и правового, вписать правовую

норму в социальный контекст, обеспечить соответствие правовой формы

существующим и формирующимся социальным реалиям. Ведь именно на этом этапе

социологического обеспечения законотворчества исследователи сталкиваются с

необходимостью прояснить наиболее глубокие и спорные вопросы, нуждающиеся в

принципиальном теоретическом решении. Опыт показывает, что существует

большой соблазн переложить рассмотрение концептуальных проблем с уровня

научного анализа на уровень обыденного сознания, попытаться напрямую

выяснить у общественного мнения его позицию по вопросам, требующим

специальной научной компетенции.. Подготовительный этап исследовательской

работы должен быть связан с изучением соответствующих аспектов так

называемого смыслового пространства массового сознания, выявлением

смысловой нагрузки, которую несет тот или иной термин в экономическом,

политическом, правовом сознании населения. С этой целью могут применяться

различные техники (приемы) социально-психологического анализа'. 3. После

того как проект закона готов, социологические исследования могут помочь

законодателю в выяснении отношения различных слоев населения к введению в

действие данной правовой новеллы. И здесь помимо использования опросов

общественного мнения было бы весьма полезным вспомнить предперестроечную

практику всенародных обсуждений законопроектов. В современных условиях

свободы печати и реального политического плюрализма всенародные обсуждения

могли бы стать своего рода общественной экспертизой законопроектов и

заложить предпосылки для социальной легитимации будущих законов. В

частности, проведение контент-анализа писем и обращений граждан помогло бы

не только выявить позиции "за" и "против" по поводу различных положений

законопроекта (что само по себе обычно дает весьма одностороннюю, а в ряде

случаев — и искаженную картину общественного мнения), но и выяснить ту меру

понимания проблемы, которая стоит за этими оценками, определить

интенсивность альтернативных мнений, степень активности сторонников

различных точек зрения и т.п. Важным направлением социологического

обеспечения этой стадии законотворчества должна стать и юридико-

социологическая экспертиза законопроекта. Задачи такой экспертизы видятся в

оценке специалистами (юристами, социологами, политологами и т.д.)

социальной обоснованности предлагаемых норм, прогнозировании их социальных

последствий и эффективности их действия. Подобную экспертизу целесообразно

проводить при подготовке законодательных актов, характеризующихся особой

социальной значимостью..4. Принятие закона и введение его в действие не

означает завершения работы по социологическому обеспечению

законотворчества. Следующий этап работы — изучение эффективности принятого

закона, являющийся важным каналом обратной связи между законодателем и

обществом.До сих пор, говоря о законодательной социологии, мы имели в виду

социологическое обеспечение законодательной деятельности высших

представительных органов. Но в соответствии с Федеральным законом "О

референдуме Российской Федерации" принятие, изменение или отмена закона

может осуществляться и в рамках прямой демократии, путем референдумов. В

этих случаях также возникает потребность в социологическом обеспечении

референдумов.Основные задачи социологического обеспечения референдумов,

предметом которых является принятие, изменение или отмена закона, а также

принятие решения, предопределяющего основное содержание закона, видятся

нам, во-первых, в обосновании возможности и целесообразности проведения

референдума и, во-вторых, в оказании помощи при формулировке вопросов,

выносимых на всенародное голосование.

4 Термин «социология права» как обозначение самостоятельного научного

направления был введен в научный оборот в 1962 году на 5-м Международном

социологическом конгрессе. На этом же конгрессе был образован

Исследовательский комитет социологии права, действующий в рамках

Международной социологической ассоциации. Однако проблематика социологии

права в юриспруденции и социологии разрабатывается не с 60-х годов. История

ее развития насчитывает уже не одно десятилетие. Практически с последней

четверти девятнадцатого столетия социологическим аспектам права уделялось

все большее внимание.Видную роль в формировании современной европейской

системы социологических правовых взглядов сыграл известный австрийский

ученый-юрист О. Эрлих (1862-1923). В период его активной научной

деятельности в правовой науке господствовало мнение, что наиболее полную и

объективную картину правовой общественной жизни можно получить лишь

посредством анализа судебной практики. На самом деле, правовая общественная

жизнь неизмеримо богаче собственно судебной практики, которая не способна

отразить всю палитру правовых отношений, возникающих в обществе. Опираясь

на этот постулат, О. Эрлих справедливо полагал, что исходным началом права

следует считать реальную общественную жизнь, наличную структуру общества,

интересы разных слоев, отношения, возникающие между разнообразными формами

объединения людей (семьями, промышленными объединениями, общинами и вплоть

до государства). Вместе с тем О. Эрлих трактовал право весьма широко.

.Наряду с О. Эрлихом, практически в это же время, проблемой социологии

права весьма активно занимаются такие ученые, как Эмиль Дюркгейм (1858-

1917) и В. Парето (1848-1923). Фактически, именно они закладывали основы

современной социологии. Создавая основы социологии как теоретико-

эмпирической науки, каждый из них шел своим путем, отражая тем самым ту или

иную грань системы социологических взглядов, в том числе и проблематику,

относящуюся к социологии права. Э. Дюркгейм считал, что предметом

социологии права является изучение права в его социальном контексте,

исследование связи между моралью и правом.Значительный вклад в разработку

проблем социологии права внес Ж. Гуревич (1894—1965). Он считал, что право

есть механизм реализации в данной социальной системе идей справедливости.

Ж. Гуревич очертил круг проблем, которые, по его мнению, составляют предмет

социологии права А. Арно организовал Международный Институт социологии

права в городе Онати (Франция). В Институте имеется большая библиотека по

данной проблематике (более 6000 томов книг), а также Центр документации, в

котором более 5000 документов, отражающих результаты многочисленных

социально-правовых исследований, проведенных во многих странах мира.

Институт проводит ежегодно разные тематические конференции, коллоквиумы,

занимается подготовкой студентов — специалистов в области социологии права.

В Милане (Италия) также существует центр социологии права, который

возглавляют Р. Тревес и В. Феррари. Центр координирует научные исследования

более ста итальянских юристов-социологов. Этим институтом уже более 20 лет

ежеквартально издается журнал «Социология права».Большой вклад в разработку

проблем социологии права был внесен российскими теоретиками социологии

права — такими, как Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев, Б.

А. Кистяковский, Н. Н. Кареев и др.

1 В ряду специальных социологических теорий особое место принадлежит

проблемам взаимосвязи социологии и права, социологическому аспекту

правотвор-ческой и правоприменительной деятельности. В современной

педагогической практике в ряде вузов введен курс социологии права. Он

читается при изучении правовых дисциплин и, как правило, с позиции

юридической науки. Вместе с тем курс «Социологии права» представляет собой

единство двух научных направлений — социологии и юриспруденции. Поэтому

вполне правомерно и даже необходимо, по крайней мере, выделение хотя бы

нескольких часов на проблему социологии права, дабы взглянуть на нее

глазами социолога, оттенить социологический аспект этой весьма актуальной и

практически значимой проблемы. Исходя из этих соображений, а также учитывая

насущную потребность в подготовке правоведов с широкими социологическими

взглядами на общественные проблемы, связанные с правотворчеством, уместно в

курсе «Социологии» рассматривать тему «Социология права».Термин «социология

права» как обозначение самостоятельного научного направления был введен в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.