![]() |
|
|
Ответы на билеты по обществознанию за 11 классны была в период так называемого Карибского кр зиса 1962 г., вызванного размещением советск! ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной поз ции руководителей СССР и США кризис был разр шен мирным путем. В последующие десятилетия I дущими ядерными державами мира был подпис. ряд соглашений об ограничении ядерных воору» ний, а некоторые из ядерных держав взяли на се обязательства прекратить ядерные испытания. На I шения правительств повлияли общественное двия ние борьбы за мир, а также выступления такого ав'] ритетного межгосударственного объединения У1 ных за всеобщее и полное разоружение, как Пагуоз ское движение. Именно ученые при помощи научш моделей убедительно доказали, что главным посл< ствием ядерной войны будет экологическая ката» рофа, в результате которой произойдет изменен климата на Земле. Последнее может привести к ге1 тическим изменениям в человеческой природе и, в< можно, к полному вымиранию человечества. На сегодняшний день можно констатировать ч факт, что вероятность конфликта между ведущи] державами мира гораздо меньше, чем ранее. Одна существует возможность попадания ядерного о] жия в руки тоталитарных реакционных режим или в руки отдельных террористов. 2. Проблема преодоления экологического кризь и его последствий. Эта проблема является наиб<м актуальной. В процессе своей хозяйственной д« тельности человек долгое время занимал по ОТНОЕ нию к природе позицию потребителя, нещадно экс- плуатируя ее, полагая, что природные запасы явля- ются неисчерпаемыми. Одним из негативных резуль- татов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей сре- ды. В результате опасные для жизни и здоровья чело- века вещества выбрасывались в атмосферу, разру- шая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) це- лых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Решить проблему пре- одоления экологического кризиса человечество мо- жет только сообща. В 1982 г. ООН приняла специаль- ный документ — Всемирную хартию охраны приро- ды, а затем создала специальную комиссию по ок- ружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправи- тельственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства. 3. Проблема демографического роста. Она свя- зана с непрерывным увеличением численности про- живающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5.3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограниче- ны, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. 4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (про- блема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключает- ся в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран. встав на путь догоняющего экономического разви- тия, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экоиомиче- ским показателям (прежде всего по уровню ВНП и душу населения). Во многом это было связано с дем< графической ситуацией: рост населения вданны странах фактически нивелировал достигнутые в эк< номике успехи. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Нево: можно решить каждую из них в отдельности, в отрь ве от других, усилиями нескольких стран. Нужн воля и действия всего человечества. 2. Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явлени Это сложная система, элементы которой: 1) духовные потребности в познавании окружат щего мира, в самовыражении средствами культур! искусства, других форм деятельности, в пользовали достижениями культуры и др.; 2) знания о природе, обществе, человеке, само себе; 3) вера в истинность тех убеждений, которые ра деляет человек; 4) представления; 5) убеждения, определяющие человеческую де тельность во всех ее проявлениях и сферах; 6) ценности, лежащие в основе отношения челов ка к миру и самому себе, придающие смысл его де тельности, отражающие его идеалы; 7) способности к тем или иным формам сопиал ной деятельности; 8) чувства и эмоции, в которых выражается е отношение с природой и обществом; 9) цели, которые он сознательно ставит перед с бой. Важным элементом духовного мира человека я ляется его мировоззрение, совокупность его взгляд на мир в целом и связанное с ними отношение к м ру. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (или житейское). Оно формирует под влиянием жизненных обстоятельств, опирает на личный опыт; 2) религиозное, В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; 3) научное. Оно формируется на основе достиже- ний современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; 4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое миро- воззрение объединяет лучшие стороны научного ми- ровоззрения с представлениями о социальной спра- ведливости. экологической безопасности, нравствен- ном идеале. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в обще- ство, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Билет № 20 I» Общество и научно-технический прогресс. 2. Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации. 1. Современное состояние научно-технического про- гресса определяется понятием научно-технической революции. Научно-техническая революция — это качествен- ный скачок в развитии производительных сил обще- ства, переход его в новое состояние на основе принци- пиальных перемен в системе научных знаний. В научно-технической революции выделяют два этапа: 1) 50-е — конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен — автоматизация производственных про- цессов); 2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен — развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая револю- ция). Основные направления научно-технической рев люции: 1) автоматизация и компьютеризация произволе ва; 2) внедрение новейших информационных техн логий; 3) разработка биотехнологий; 4) создание новых конструкционных материале] 5) освоение новейших источников энергии; 6) революционные изменения в средствах комм никации и связи. Социально-экономические последствия научи технической революции: 1) изменяется характер труда в направлении е усложнения, вытеснения доли простого труда, повз шения требований к квалификации и образован! работников; 2) возрастают капиталовложения в науку и нау» емкие отрасли производства; 3) изменяется социальная структура общества, с щественно растет количество людей с высшим об{ зованием; 4) усиливается социальная направленность ЭКОЕ мического роста; 5) обостряются проблемы занятости населения; 6) во весь рост встают экологические проблемы. 2. Одной из гарантий против установления дикта^ ры какого-либо государственного органа или дол ностного лица является система разделения власт между законодательными, исполнительными и < дебными ее ветвями. Теория разделения влас уходит своими истоками еще в античные време! хотя окончательно сформировалась в трудах англ! ских и французских мыслителей XVII—XVIII ' Дж. Локка^ Т. Гоббса^ Ш. Монтескье. Она ИСХОДЕ из вполне рациональной предпосылки: в любом го' дарстве необходимо осуществлять три вида деяте. ности — принимать законы, исполнять их и накаг вать нарушителей этих законов. Естественно, что лее эффективно и компетентно будут выполнять Е функции государственные органы, специализирован- ные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления го- сударственной деятельности между тремя различны- ми ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним челове- ком или одним органом. Будучи относительно неза- висимыми, эти три ветви власти могут взаимно кон- тролировать и уравновешивать друг друга. При по- следовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представи- тели — депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непо- средственно населением, подконтрольна и подотчет- на парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распоряди- тельную деятельность правительства. Третья, судеб- ная ветвь власти независима как от законодатель- ной, так и от исполнительной ветвей. В исключи- тельной компетенции судов находится осуществле- ние правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парла- ментом. Разделение властей воплощается, таким об- разом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти. Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизи- ровать: для нормального функционирования госу- дарства необходимо взаимодействие всех ветвей еди- ной государственной власти. Ведущее положение парламента в системе госу- дарственной власти и управления называется парла- ментаризмом. При такой организации власти из- бранные народом представители получают не только монопольное право на законодательство, но и реши ные рычаги контроля за органами исполнительно власти. Выборы парламента должны обеспечить все] гражданам, имеющим право голоса, равные возмо» ности в избрании своих представителей. Избранные высший законодательный орган депутаты образую фракции (объединения депутатов от одной парти для более эффективного проведения согласованно политики), профильные комитеты и комиссии дл предварительного обсуждения законопроектов. Де? тельность парламентов освещается средствами ма< совой информации, депутаты обязаны периодическ работать в своих округах, отчитываться перед изб! рателями. В некоторых государствах существуе право отзыва депутата избирателями до истечени срока его полномочий (так называемый императи] ный мандат). Власть парламента велика, но не бе; гранична. Установлению парламентской диктатур] препятствуют такие институты системы разделени властей, как право вето у главы государства на зак< нопроекты, принятые парламентом, право роспуск парламента, возможность признания закона неко! ституционным и его отмена решением Конститущ онного Суда. Парламентом России является Федеральное С брание. Федеральное Собрание состоит из двух пала' Совета Федерации и Государственной Думы. Пала ты заседают раздельно. Предметы их ведения различны. Государственная Дума состоит из 450 депутате! Она избирается сроком на четыре года. Депутатом Г сударственной Думы может быть избран имеющи право участвовать в выборах гражданин РФ. дости ший 21 года. Депутаты Госдумы работают на профе сиональной постоянной основе. Совет Федерации утверждает изменения грани между субъектами РФ. назначает выборы Президе] та РФ, назначает на должность судей Конституциоз ного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. Государственная Дума дает согласие Президент на назначение Председателя Правительства РФ, р шает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает на должность Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты. Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию и др. Федеральные законы принимаются Государствен- ной Думой. Затем они передаются на рассмотрение и одобрение Совету Федерации. Закон вступает в дей- ствие после его подписания Президентом РФ. Билет № 21 1. Целостность современного мира, их противоречия. 2. Демократия, ее характеристика. Демократическая по- литическая культура. 1, Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особеннос- ти подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная. монголоидная и европеоидная) и несколько переход- ных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 эт- носов, говорящих на разных языках, количество ко- торых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 неза- висимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разно- образные формы правления и территориального уст- ройства; эти государства различаются по уровню экономи- ческого развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономи- ческой структурой и обеспечивающими высокий уро- вень доходов граждан, существуют десятки госд дарств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни; многообразен религиозный облик современног мира. Основная часть человечества придерживаете. одной из мировых религий: христианства, исламе буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм,, да осизм, конфуцианство, местные традиционные вс рования. Многие придерживаются атеистически; убеждений; велико многообразие культур, национальных : местных традиций, образов жизни и стилей поводе ния. Многообразие современного мира объясняете различием природных и климатических условий, он ределяющих своеобразие отношений конкретного оС щества и природного мира; спецификой историче ского пути. пройденного народами и государствами разнообразием внешних влияний; множеством закс номерных и случайных событий, не всегда поддак щихся учету и однозначному истолкованию. Ученые предлагают различные подходы к типолс гии современного мира, выделению в нем сходны: общностей. Наиболее распространенным являете выделение в современном мире двух общественны типов: традиционного и так называемого «западне го» (см. билет № 18). Тенденция к многообразию современного мира и противоречит выводу о его целостности и взаимосвх занности. Факторами его целостности являются: развитие средств коммуникации. Современное о€ щество становится обществом информационны» В единый информационный поток соединяйте практически все регионы планеты; развитие транспорта, сделавшее современны] мир «маленьким», доступным для передвижения; развитие техники, в том числе военной, с одно: стороны, превращающее мир в единое технико-тед нологическое пространство и сделавшее реальной у1 розу уничтожения человечества — с другой; развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финан- совые, производственные связи являются важней- шим фактором единства современного человечест- ва; острота глобальных проблем (см. билет № 19), ко- торые могут быть решены только совместными уси- лиями мирового сообщества. Отмеченные процессы являются элементами гло- бализации, в которой реализуется тенденция к един- ству и целостности современного мира. Глобализа- ция порождает серьезные проблемы и противоречия. Отметим некоторые: представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-технического роста оказа- лись несостоятельны; баланс природы и общества нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной экологической катастрофой; нарастает разрыв между развитыми в экономиче- ском отношении странами и странами «третьего ми- ра»; усиливаются тенденции к стиранию культурных, этнических, ценностных различий. 2. Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе означает «власть народа». В современной политической науке под демократией понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-поли- тического устройства), основанный на признании на- рода источником и субъектом власти. Первые демо- кратические формы политической жизни появились еще в древнее время: классическим образцом антич- ной демократии считаются Афины. Принципы демократии: 1) признание народа источником власти и носите- лем суверенитета; 2) равноправие граждан (правда, только формаль- но-юридическое), равная воаможность участия в по литической жизни; 3) наличие фундаментальных прав и свобод чело века, их признание, гарантированность и защита ее стороны государства; 4) принцип большинства — именно большинство а не меньшинство выражает через институты демо кратии свою волю; 5) право меньшинства на оппозицию (при подчи нении решениям большинства); 6) политический плюрализм, т. е. наличие различ ных автономных социально-политических партий движений, групп, которые находятся в состояние свободной конкуренции; 7) правовое государство; 8) система разделения властей, при которой раз личные ветви государственной власти достаточно не зависимы и уравновешивают друг друга, препятст вуя установлению диктатуры; 9) гласность в действиях государственных органе! и должностных лиц, возможность беспрепятственно го контроля за ними со стороны общества; 10) выборность основных органов власти на основ» всеобщего, прямого, равного избирательного прав! при тайном голосовании; 11) развитая система органов местного самоуправ ления. Условия демократии: 1) высокий уровень социально-экономическол развития, способный обеспечить необходимое благо состояние всем гражданам, без чего невозможно дос тичь общественного согласия, стабильности и проч ности базовых демократических принципов; 2) многообразие форм собственности, обязатель ное признание и гарантированность права частно] собственности, так как только в этом случае возмож но реальное обеспечение всех прав и свобод человека его, пусть даже и относительная, независимость о1 государства; 3) высокая степень развития общей и политиче- ской культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их доброволь- ных объединений, готовых встать на защиту инсти- тутов демократии. По мнению многих исследований, демократиче- ской политической культуре (о понятии «политиче- ская культура» см. билет 9, вопрос 2) свойственны глубокое осознание значения деятельности правитель- ства, чувство гордости за политические интересы стра- ны, интерес к деятельности институтов власти, от- крытое и лояльное проявление оппозиционных на- строений, компетентность суждений, положительное отношение к демократической системе управления. В соответствии со способом осуществления наро- дом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (пред- ставительную), Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы, представительная же демократия подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законода- тельный и представительный (выборный) орган вла- сти в стране. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |